совещательный орган при царе назывался
БОЯРСКАЯ ДУМА
Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.
В Древнерусском государстве X – начале XII вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») решались религиозные вопросы (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылке для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания), законодательные вопросы. Дума (совет) участвовала в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежало (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним, участвовала в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его «светлых бояр». Также Думе выступала в роли высшего судебного органа. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Строго регламента таких собраний неизвестно.
В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.
Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.
Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.
Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.
Компетенции думы
Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили».
Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.
В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г.). Дума участвовала в принятии важнейших законов и внешней политики. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. На заседаниях Думы вершился суд над государевыми «изменниками» и многое другое.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный «общегосударственный» орган власти берет на себя основные функции по руководству и контролю над приказами. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.
Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены «ответных комиссий» должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.
Состав думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.
С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.
Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.
Во главе важнейших приказов— Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными «секретарями» Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.
В крупных походах большой полк обычно возглавлял «первый» думный боярин (в конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он выступал как главнокомандующий армией. Но военная власть «первого» боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его «двор» (царская гвардия), во главе которого стояли «дворовые воеводы», обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание «дворового воеводы» прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и «промышлять» ратным делом вместе с «дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.
Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.
Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).
При этом с Боярской Думой царь советовался по всем важнейшим вопросам. Хотя и при Алексее Михайловиче, и при Федоре Алексеевиче число именных указов значительно превосходило количество царских указов с боярским приговором, основные законодательные акты и решения все равно проходили через Боярскую думу. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Другой тенденцией стало то, что большинство решений принимались узким кругом приближенных советников – Ближней думой.
В конце XVII в. значение Боярской Думы стало падать, заседания проходили все реже, уменьшается численный состав (48 человек в 1713 г.). Боярская Дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было специального указа о ликвидации Думы. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург заседания прекратились. Также Петр I перестал «сказывать боярство», т.е. пополнять состав думы, и постепенная естественная убыль привела к ее исчезновению. Кроме того царем в 1711 г. был создан Сенат, фактически взявший на себя функции Боярской Думы.
Урок история в 9 кл.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок истории в 9-м классе по теме: «Экономическое развитие России в начале 20 века»
Баранов Николай Александрович, учитель истории и обществознания
Конспект урока в 9 классе
Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.
Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.
Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.
Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тестовое задание. Продолжите предложения.
8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).
Б) фронтальный опрос.
— Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.
III. Изучение нового материала.
Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
Роль государства в экономике России.
Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
Образование монополий в России.
Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?
1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.
— какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
— какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
— назовите центры развития пищевой промышленности.
— какие города были центрами развития текстильной промышленности?
— какие полезные ископаемые добывались в России?
— как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?
— кто владел железными дорогами?
— о каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
— как повлияла на развитие России реформа 1861 года?
— какие последствия она имела?
С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.
Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.
К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.
Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.
2. Роль государства в экономике России.
— работа с учебником – страница 13 – 14.
Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.
— чем отличаются государственные предприятия от частных?
— какие государства находились в собственности государства?
— какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
— какова роль государства в экономике России в начале века?
Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.
3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»
— чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
— в какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?
— почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?
Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.
Работа по вариантам:
1 вариант – положительные последствия;
2 вариант – отрицательные последствия.
Роль иностранного капитала была неоднозначной:
— инвестиции помогали развивать русскую промышленность;
— приносили огромные прибыли;
— Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала
— свертывались возможности свободной конкуренции
— закрепилась технико – экономическая отсталость страны
— ужесточался налоговый гнет
— усиливалась эксплуатация рабочих.
Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:
— сокращался рабочий день
— создавалась система пенсионного обеспечения.
1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.
2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.
Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов
4. Образование монополий в России.
Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.
Определение – страница 17.
Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.
В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:
1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;
Определение – страница 17.
2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.
Определение – страница 18.
Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны
Определение – страница 18.
Но в России основной формой монополий стали синдикаты.
5. Сельское хозяйство.
Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.
Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.
Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?
— сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.
— особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.
— недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.
— протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.
— многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.
— отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.
— сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.
— острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.
V. Подведение итогов.
— согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?
История России. Высшие коллегиальные органы власти.
Вече — народное собрание, орган государственной власти в древнерусских городах. Дольше всего существовало в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510г.), когда эти города были завоеваны Москвой. Новгородское вече —его составляли главы знатнейших семейств («300 золотых поясов»), — принимало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало посадника (главу администрации), тысяцкого (его помощника), владыку (епископа, позднее архиепископа — главу местной православной епархии), приглашало князя в качестве военачальника.
Боярская дума (X — нач. XVIII в.) — совещательный, законосовещательный орган при главе государства (князе, великом князе, царе), состоявший из представителей аристократии. В нее входили люди «разных чинов» — бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки.
Ближняя дума (2-я пол. XV — нач. XVIII в.) — неофициальный совет приближенных великого князя, царя.
Избранная рада – неофициальное правительство России при Иване Грозном в конце 40-50-х гг. XVI в.
Земский собор (1549 — 2-я пол. XVII в.) — законосовещательное, сословно-представительное, выборное учреждение. Земский собор составляли Боярская дума, Освященный собор (высшее православное духовенство), выборные представители дворян, купцов, посадских людей, крестьян (кроме крепостных).
Консилия министров (1708—1711) — неофициальный совет высших сановников, заменивший Боярскую думу и исполнявший роль правительства.
Коллегии – центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления, были созданы Петро 1 в начале 18 века вместо приказов. Подчинялись императору и Сенату.
Сенат (в 1711—1726 — Правительствующий, в 1726—1917 — Высокий) — учрежден Петром I как орган управления страной во время его отлучек; превратился в высшее государственное учреждение, подчиненное только царю. С 1810 г. высшая судебная инстанция. Распущен Временным правительством.
Верховный тайный совет (1726—1730) — учрежден Екатериной I в качестве высшего государственного органа при императрице; фактически правительство страны.
Кабинет министров (1731—1741,1991) — правительство России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче.
Конференция при Высочайшем Дворе (1756—1762) — совещание высших сановников, созданное во время Семилетней войны для координации работы различных ведомств.
Государственный совет (1810—1917) — высший законосовещательный орган. Создан по предложению М.М. Сперанского — советника Александра I. С 1906 г. — равноправная с Государственной думой законодательная палата.
Комитет министров (1802—1906) — совещательное учреждение при императоре. Состояло из министров и управляющих центральными ведомствами. Председатель Комитета министров не являлся начальником над его членами.
Совет Министров — совещательный орган при царе в 1857— 1882 гг., правительство России в 1906-1917 гг. и СССР в 1946— 1991 гг.
Государственная Дума (1906—1917 и с 1993) — всероссийский выборный законодательный орган. Совет рабочих и солдатских депутатов — орган власти, сформированный 27 февраля 1917 г. повстанцами Петрограда во время Февральской революции, фактически равноправный с Временным правительством.
Совет рабочих и солдатских депутатов — орган власти, сформированный 27 февраля 1917 г. повстанцами Петрограда во время Февральской революции, фактически равноправный с Временным правительством.
Временное правительство — правительство России, существовавшее со 2 марта до 25 октября 1917 г., с Февральской до Октябрьской революции. Первый глава – Г.Е. Львов, последний – А.Ф. Керенский. Создано вместо Совета министров Российской империи. Заменено на Совет народных комиссаров РСФСР.
Директория (совет пяти) — коллегия из пяти министров под председательством А.Ф. Керенского (1881 — 1970), управлявшая страной в период правительственного кризиса в сентябре 1917 г.
Съезд Советов — в 1917—1922 гг. всероссийский, в 1922— 1936 гт. всесоюзный — формально высший орган власти в Советском государстве. В перерывах между съездами таковым считался Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) в 1917—1922 гг.
Совет народных комиссаров (1917-1946) — правительство Советской России и Советского Союза. Впервые сформировано вторым Всероссийским съездом Советов 25—26 октября 1917 г.
Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР в 1922—1936 гг. Исполнительный Комитет избирался съездом. Согласно Конституции СССР 1924 г., ЦИ К делился на две палаты — Совет Союза и Совет Национальностей.
Политбюро ЦК компартии (1919-1952, 1966-1990), Президиум ЦК КПСС (1952-1966) — высший коллегиальный орган власти в Коммунистической партии и Советском государстве.
Учредительное собрание — представительный орган, избранный всеобщим голосованием по партийным спискам в конце 1917 г. Имело целью определить государственный строй. Единственное заседание Учредительного собрания состоялось 5—6 января 1918 г., после чего его разогнали большевики. Председатель — В.М. Чернов, лидер партии эсеров, победившей на выборах.
Верховный Совет СССР (1938—1988) — согласно Конституциям 1936 и 1977 гг. высший, наделе — декоративный орган власти в стране. Делился на две палаты — Совет Союза и Совет Национальностей.
Федеральное Собрание — согласно Конституции 1993 г., высший законодательный орган России. Состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.
Правительство Российской Федерации — согласно Конституции 1993 г., высший коллегиальный орган исполнительной власти в стране.
Итоговые тестовые задания по истории России
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ярцевский индустриальный техникум»
Итоговые тестовые задания
Задания составлены из вопросов, проверяющих знание студентами основных исторических терминов, событий, хронологии. Тестовые задания направлены на повторение изученного материала, проверку умений характеризовать и сравнивать различные события. Уровень сложности вопросов варьируется от элементарного до требующих системных знаний по дисциплине.
Работа с комплектом тестовых заданий даст возможность студенту повторить ранее изученный материал, проверить себя, преподавателю – подготовить первокурсников к зачету, организовав итоговое повторение.
II .Критерии оценки тестовых заданий
Доля правильных ответов, %
Инструкция к выполнению тестовых заданий
К каждому тестовому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых – правильный. Внимательно прочитайте тестовое задание и проанализируйте варианты ответов. Выбранный вами ответ укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания.
Для экономии времени при выполнении заданий пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
1. Назовите год крещения Руси:
2.О каком историческом деятеле идет речь: он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм- Софийский Собор:
а) Владимир Красное солнышко
в) Владимир Мономах
3. Как назывался литературный памятник, посвященный Куликовской битве:
а) «Повесть временных лет»
в) « Слово о полку Игореве»
г) «О законе и благодати»
4. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
а) освобождением Москвы от поляков
б) борьбой против крестьянского войска Ивана Болотникова
в) возглавили партизанскую войну против поляков
г) разгромили войска Лжедмитрия 1
5. Совещательный орган при царе назывался:
б) Совещательное собрание
г) Государственная Дума
6. В 1558г. началась продолжительная война России за выход к Балтийскому мору, которая называлась:
7. Назовите дату окончательного закрепощения крестьян:
8. Раскол русской церкви и появление старообрядцев на Руси связано с именами :
а) митрополита Макария
б) патриарха Никона
г) патриарха Алексия
10. Кто был первым Российским императором?
б) Алексей Михайлович
11. Реформа государственного управления в 1802 году привела к появлению в России:
12. В какой подмосковной деревне было принято решение об оставлении Москвы французам?
13. В XIX в. военным поселением называли
а) военный лагерь в сельской местности на время учений
б) деревню, где в 1812 г. разместился отряд партизан
в) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность
г) деревню, в которой проживали отставные солдаты
14. Укажите годы царствования Николая 2:
15. Что относят к чертам тоталитарного режима?
а ) формирование культа вождя
б) демократизация общественной жизни
16. Когда СССР подписал договор о дружбе и ненападении с фашисткой Германией?
17. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны прошло в ходе битвы
а ) Курской
б) под Москвой
в) Сталинградской
18. Кто из советских политиков считал, что в СССР к 1980 году будет построен коммунизм?
19. Кто стал первым российским президентом?
20. О своем уходе в отставку Б.Н. Ельцин объявил:
а) 31 декабря 1999г.
1. В каком веке образовалась Киевская Русь?
2. Как называется сбор дани с населения в Киевской Руси, когда князь с дружиной объезжал сам свои земли?
3. В 1240 г. новгородский князь Александр Ярославович на р.Неве победил:
4. С именем какого князя, связанно первое летописное упоминание о Москве?
а) Андрея Боголюбского;
б ) Юрия Долгорукого;
в) Александра Невского;
6. Покровский собор (собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве) был построен в честь:
а) победы на Куликовом поле;
в) освобождения от монголо-татарского владычества;
г) изгнания из Москвы поляков.
7. В каком году начала править в России династия Романовых:
9. С каким из приведенных имен связаны следующие названия: Оренбург, Белорецк, Уфа, Казань:
г) Кондратий Булавин
10. При Петре I было создано войско на основе:
а) службы дворян (поместное)
б) рекрутских набор
в) всеобщей воинской повинности
г) контрактной основе
11. Россия завоевала земли по берегам Черного моря.
б) Иване IV Грозном
12. Восстание декабристов произошло в:
13. Какая партия была самой многочисленной в период 1905 – 1907г.г.
14. Как называлась экономическая политика большевиков проводимая во время гражданской войны?
а) новая экономическая политика
б) политика «военного коммунизма»
в) политика «нового мышления»
г) верны все утверждения
15. Договор и Декларация об образовании СССР были подписаны:
16. Когда началась Вторая мировая война?
а) 1 сентября 1939г.
б) 17 сентября 1939г.
в) 28 сентября 1939г.
17. Кто был единственным президентом СССР?
18. Кто из советских изобретателей атомной бомбы первым осознал свой нравственный долг ученого перед человечеством и начал борьбу против тоталитаризма?
19. Капитуляция фашистской Германии состоялась:
г) 2 сентября 1945 г.
20. Какое новое понятие легло в основу советской внешней политики в период с 1985 – 1991г.г.?
а) сдерживание гонки вооружений;
б) мирное сосуществование;
в) новое политическое мышление;
г) перезагрузка отношений
1. Религия у восточных славян была:
2. Кто из исторических личностей предупреждал: «Иду на вы?»
г) Владимир Мономах
3. Определите дату, связанную с борьбой Руси против монголо-татар.
5. С каким периодом в истории Руси связаны термины: дань, ярлык, баскаки.
б) Феодальная раздробленность
в) Единое центральное государство
г) Зависимость от Золотой орды
6. Как называлось войско, созданное при Иване IV Грозном
в) поместное войско
г) полки нового строя
8. «Смутное» время на Руси – это:
9. С какой эпохой связаны имена Петр 2, Екатерина 1, Анна Ивановна Курляндская:
б) дворцовые перевороты
10. Сборное уложение – это
б) представительный орган при царе
в) порядок продвижения по государственной службе
г) порядок уплаты налогов
11. Причина начала Смутного времени
а) пресечение царской династии
б) введение правила перехода крестьян в Юрьев день
в) введение системы кормлений
г) крестьянская война Пугачева
12. Объясните значение органа управления – Сената:
а) совет бояр при великом князе
в) высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления
г) государственный совет при царе
13. Первым марксистом в России был:
14. Начало российского парламентаризма – это период:
а) 1906 г.
15. Определите годы первой мировой войны.
16. 1 августа 1914 года
а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд
б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии
в) дата вступления в войну Англии
г) объявление Германией войны России
18. Сталинградская битва продолжалась с
1) августа 1941 г. по январь 1942 г.
2) сентября 1941 г. по январь 1944 г.
3) июля 1942 г. по февраль 1943 г.
4) июня 1943 г. по август 1943 г.
19. Кто является лидером политического объединения «Яблоко»:
20. Кем было подписано Беловежское соглашение?
а) Шушкевич, Кравчук, Ельцин.
б) Кучма, Лукашенко, Ельцин
в) Шушкевич, Кравчук, Горбачев
г) Кучма, Кравчук, Ельцин
1. Восточнославянские племена это:
а) чехи, словаки, поляки
б) хазары, скифы, гунны
в) сербы, хорваты, словенцы
г) поляне, древляне, вятичи
2. Имя русского князя, который ввел христианство на Руси…
б) Святослав
в) Ярослав
3. Название битвы, в которой в 1242г. дружина Александра Невского разбила немецких рыцарей?
г) Стояние на реке Угре
4. Первое упоминание о Москве относится к:
5. Как называется древнейшая летопись, рассказывающая нам: «Откуда есть, пошла земля русская…»
а) Повесть о земле сибирской
б) Повесть временных лет
в) Повесть о происхождении народов русских
г) Повесть о вещем Олеге
6. Как назывался свод законов в Киевской Руси:
а) «Отеческая правда»
в) «Справедливая правда»
7. Окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига произошло в 1480 г. И называется в истории как:
а) Стояние на реке Угра
в) Днепровская битва
8. Судебник 1497 года установил единый срок перехода крестьян к другому помещику – 26 ноября получил в народе название:
9. Храм Василия Блаженного, построенный зодчими Бармой и Постником сооружен в память о:
а) взятии Астрахани;
в) присоединении левобережной Украины
г) венчании на царство Ивана IV
10. Город Санкт- Петербург был основан Петром I в:
11. Бородинское сражение произошло:
б) 15 апреля 1812 г.
в) 26 августа 1812 г.
12. Царский манифест, который освобождал крестьян от крепостной зависимости, был издан:
а) 19 февраля 1861 г.
б) 22 декабря 1865 г.
в) 10 января 1859 г.
г) 1 сентября 1900 г.
13. После отречения Николая II от престола власть перешла к:
б) брату царя Михаилу
в) Временному правительству
г) Государственной Думе
14. В ночь с 25 на 26 октября 1917г. В ходе вооруженного восстания в Петрограде и по всей России власть захватили:
15. Начало второй мировой войны:
а) 1 сентября 1937 г.
б) 1 сентября 1940 г.
в ) 1 сентября 1939г.
г) 1 сентября 1941 г.
16. Дата начала Великой отечественной войны 22 июня:
17. С каким событием связано окончание второй мировой войны:
а) с капитуляцией Германии
б) с капитуляцией Италии
в ) с капитуляцией Японии
г) с капитуляцией Англии
18. Политика Н. Хрущева в области сельского хозяйства была ознаменована:
а) освоением целинных и залежных земель
б) установлением рыночных отношений
в) поставки современной сельхозтехники
г) импортом сельхозпродукции
19. Ухудшение социально-экономического положения населения и дефицит товарной продукции привели к введению в стране:
а) военного положения
б ) карточной системы
г) развитию промышленности
20. 31 декабря 1999г. Б.Н. Ельцин объявил:
а) о победе рыночных реформ
б) о досрочной отставке
в) о начале войны в Чечне
г) о наступлении коммунизма
1. По мнению большинства русских историков (Ключевский, Карамзин, Соловьев и др.) основателями русской царской династиями являлись:
2. Как называлось первое древнерусское государство:
б) Владимирская Русь
г) Новгородская Русь
3. Как назывался период в истории Руси, связанный с постоянными междоусобными войнами за Киевский престол.
а) феодальная раздробленность
б) феодальная обособленность
в) феодальная смута
г) феодальная община
4. Первое столкновение между монголо-татарами и русскими князьями произошло в 1223 г. у реки:
5. Куликовская битва, в которой войско князя Дмитрия Донского разбила армию хана Мамая, произошла:
6. Какой русский монарх первым стал именоваться царем:
б ) Иван IV Грозный;
г) Владимир Мономах
7. При Иване Грозном появились органы управления государством, получившие название:
8. В январе 1613 года был избран царь Михаил Федорович, основатель новой династии:
9. Основная задача внешней политики Петра I это:
а) договориться о мире со странами соседями
б) наладить прочные экономические связи с Англией и Голландией
в) выход к морям – Черному и Балтийскому
г) заключить династический брак
10. «Северная война» России и Швеции продолжалась в период:
11. Восстание декабристов произошло в Санкт – Петербурге:
а) 5 декабря 1820 г.
б) 14 декабря 1825 г.
в) 27 декабря 1830 г.
12. Русско-японская война пришлась на период:
13. В период правления И. В. Сталина (1925-1953гг) в СССР был установлен режим:
14. Назовите дату окончания второй мировой войны:
15. Основная цель модернизации страны – это развитие:
а) сельского хозяйства
16. Переход стратегической инициативы и наступление Красной Армии по всем фронтам, получил в истории название:
а) Стратегическая победа
в) Коренной перелом
г) Московский излом
17. Решение, принятое руководителями России, Украины и Белоруссии на совещании в Беловежской пуще, означало:
в) торгово-экономическое сотрудничество
г) расширение территорий СССР
18. Наиболее опасное противостояние между Западом и Востоком, которое произошло в 1962г. и грозило началом 3-й мировой войны, получило название:
а) Кубинский кризис
б) Берлинский кризис
в) Карибский кризис
г) Лондонский кризис
19 . Кто стал первым российским президентом?
20. Финансовый кризис августа 1998г. получил название:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Задания составлены из вопросов, проверяющих знание студентами основных исторических терминов, событий, хронологии. Тестовые задания направлены на повторение изученного материала, проверку умений характеризовать и сравнивать различные события. Уровень сложности вопросов варьируется от элементарного до требующих системных знаний по дисциплине.
Работа с комплектом тестовых заданий даст возможность студенту повторить ранее изученный материал, проверить себя, преподавателю – подготовить первокурсников к зачету, организовав итоговое повторение.
Номер материала: ДБ-1142292
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.