совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством

Технология обучения грамматике на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

ознакомление и первичное закрепление;

Ознакомление и первичное закрепление

Целью данного этапа является создание основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значения, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.

Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении в следующей последовательности:

Общая установка на функциональную направленность новой грамматической структуры. (Например: Сегодня мы узнаем, как нужно говорить, если …).

Восприятие обучаемыми структуры на слух или визуально и её понимание как результат речевых действий.

Контроль понимания значения новой грамматической структуры и правильности её употребления посредством выборочного перевода с иностранного на родной язык, выполнения и комментирования физических действий, применения наглядности, условного перевода и других приемов.

Выбор правила и его формулировка.

Анализ и осознание грамматических явлений с помощью ознакомительных упражнений.

Приемы для создания учебно-речевых ситуаций при семантизации грамматических явлений разнообразны. Их можно свести к нескольким основным:

Использование реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления.

Использование различных средств изобразительной наглядности, в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказываний.

Создание иноязычного контекста путем ссылки на реальные события, отношения, факты, реалии из жизни обучаемых.

Использование переводных языковых средств семантизации грамматических структур в виде перевода-толкования, объяснения, сравнения.

Выберите подходящую форму из нескольких данных

Choose the correct form of the verb

I have been preparing, am preparing, have prepared my breakfast since 9 a.m. already.

Tomorrow we will be flying, will fly, will have been flying into space.

He goes, went, has gone to the Hermitage last month.

Укажите грамматическую форму,

которую можно употребить в следующих предложениях.

Use the correct form in the these sentences

Я ждал моих друзей, когда она позвонила

Мы пели рождественские песни вчера

Она родом из Англии

Укажите ошибки в употреблении грамматической формы

Correct mistakes in these situations

She have breakfast every morning.

I work hard, but you work the hardest than I.

You needn’t to open the door.

Выразите согласие или отказ,

употребляя одну из двух предложенных вам грамматических форм

Agree or disagree using the correct form

Had you heard any pop records in English?

Yes I do/ No I hadn’t.

Did you pass your final exam yesterday?

Yes I did/ No, I haven’t done.

Выпишите предложения с…..

Write out the sentences with Passive Voice

We live in Atlanta. Our house is old. It was built 20 years ago, but it’s too small for us. Our house is being renovated now. I and my sister will have our own bedroom etc.

Тренировка грамматического материала.

Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяют упражнения игрового характера.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или контрастном грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, её следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.

Особенно эффективны, на мой взгляд, подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического составления предложений по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и за тем уже составить предложение по образцу.

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи.

Применение грамматического материала в речи.

Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, кинофрагментов. Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством различных видов пересказа, включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, беседа по прослушанному или по прочитанному тексту.

Дайте совет другу в следующих ситуациях.

Think of some advise to give to a friend in the following situations

— No, you needn’t do it today. You can do it tomorrow.

— No, you. You. after the lesson.

— No, you. hurry. We have got plenty of time. You. go later.

Придумайте логическое завершение диалога

Complete the dialogue

Doctor: I see. Take off your blause. I would like to listen to your heart and lungs.

Patient: Yes, Doctor. And.

Doctor: Have you taken your temperature?

Patient: What shall I take for my cold?

Расскажите, что вы должны делать, чтобы быть здоровыми

Say, what you should do to be healthy

Разыграйте диалоги по предложенной ситуации

Use the menu to write a conversation in a restaurant.

Here some phases you can use.

Waiter: Can I help you? Are you ready to order?

Customer: Yes, I’d like. I need another minute please.

Waiter: How would you like your hamburger cooked?

Customer: Rare/medium/ well-done.

Waiter: What would you like to drink?

Waiter: What size would you like?

Customer: Small/ medium/ large etc.

Представьте, что вы учитель географии. Используйте карту Великобритании и расскажите ученикам все, что вы знаете о Соединенном Королевстве.

Imagine that you are a teacher of Geography. Use the map of Great Britain and tell your pupils all you can about Britain.

Контроль грамматических навыков.

Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушание, говорение, чтение или письмо) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения. Формы контроля грамматических навыков могут быть устными и письменными, традиционными и тестовыми. Объектами контроля должны быть навыки и умения обучаемых практически пользоваться языком как средством общения. В навыках проверяется способность оперировать грамматикой в речевой деятельности, то есть способность производить автоматизированные действия с грамматическим материалом. Показателем сформированности грамматических навыков выступает быстрота и безошибочность в употреблении грамматики в коммуникативно ориентированных упражнениях. Контроль должен занимать минимальное количество времени. С учетом этого не рекомендуется в ходе текущего контроля привлекать новые, незнакомые типы заданий.

Примите участите в конкурсе на лучшее знание грамматики «Когда употребляется ….? Как образуется …. Что обозначает …. ».

Прочитайте предложения и подберите к ним картинки.

Назовите грамматическую форму, которую необходимо употребить в данной ситуации.

Вспомните как можно больше прилагательных, существительных, неправильных глаголов по теме.

Исправьте грамматические ошибки в тексте.

В настоящее время широко используются структурно-функциональный, функциональный и коммуникативный подходы в обучении грамматике. Ведущими должны быть коммуникативный и функциональный при ныне действующих целевых установках обучения иностранным языкам.

Подбор иллюстративных примеров, наиболее полно отражающих значения и отличительные признаки данного грамматического явления, и их группировка для объяснения формы, значения и употребления.

Составление комментариев, пояснений, формулировок правил, описаний, выбор терминологии. При составлении текста грамматических правил «описаний» следует исходить из принципов функциональности и коммуникативности и учитывать ряд требований к ним. Грамматическое правило должно быть:

— функциональным, то есть в нем должны содержаться указания либо на признаки грамматического явления, либо на способ осуществления грамматического действия;

— раскрывающим свойства и особенности грамматического явления;

— достаточным, то есть включать все признаки грамматического явления;

— сформулированным в виде грамматических инструкций для осуществления грамматического действия;

— изложенным ясно, четко, доходчиво для конкретного контингента обучаемых.

Выбор конкретных методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления предопределяется следующими факторами:

— характером данной структуры;

— степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке;

— наличием речевого опыта у обучаемых;

— возрастными особенностями обучаемых;

Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения заданных программой пределах. Разработаны несколько основных принципов отбора грамматического минимума. В этот минимум включены принципы распространенности в устной речи, образцовости, исключения синонимических грамматических явлений. В соответствии с двумя первыми принципами в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи и распространены на значительный круг лексики. Так например Past Perfect в английском языке обладает незначительной распространенностью в устной речи, однако довольно употребителен в книжно-письменной. Поэтому эта форма не включается в активный минимум, но обязательно входит в пассивный. Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимического ряда – нейтральное в стилистическом отношении. Например: must – к активному, have to+inf. – к пассивному.

К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления наиболее употребительные в письменной речи, которые ученики должны понять на слух и при чтении. Объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума. К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивном минимуме относятся:

принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи;

С пассивным минимумом связано формирование рецептивных грамматических навыков. Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей. Для узнавания не нужно механической работы, которая требуется для воспроизведения. Поэтому рецептивных упражнений для создания речедвигательных, звуковых и зрительных образов может быть меньше, чем для репродуктивного усвоения. Для понимания грамматических явлений при чтении и на слух нужно уметь: распознавать грамматическую структуру по формальным признакам, соотнести форму со значением.

Рецептивное усвоение грамматического материала включает три основных этапа:

1. ознакомление с новым грамматическим явлением;

2. тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и слушании;

Ознакомление учащихся с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:

Объяснение рецептивного грамматического материала следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию её содержания, имитируя коммуникативный процесс чтения, аудирования;

Все необходимые значения той или иной грамматической формы сообщаются сразу, так как учащиеся могут встретиться с любым из них, они должны научиться соотносить их с данной формой;

Следует сразу же противопоставить новую грамматическую форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить её значение и отличить от других омонимичных форм. Все объяснения обязательно должны строиться с опорой на текст. Формирование навыка распознавания грамматических явлений будет проходить успешнее, если учащимся последовательно предъявлять контекст с новым явлением, контекст, где различению подлежат несколько грамматических форм, контекст с включением двух явлений, внешне сходных по форме, но совершенно различных по своему содержанию.

Основным приемом как ознакомления с новым материалом, так и его тренировки, должен быть анализ формы для определения содержания. Рецептивный грамматический материал может сообщаться с помощью правил, в виде моделей, путем сочетания правил и моделей.

Ознакомление с новым грамматическим материалом включает презентацию, контроль правильности понимания, первичные упражнения в воспроизведении и распознавании новых структур. Необходимо придерживаться следующей последовательности методических действий при ознакомлении учащихся с рецептивным грамматическим материалом.

Примеры упражнений для предъявления

нового грамматического явления.

Прочитайте пары предложений и установите, в чем их различия.

Прочитайте предложения с новой грамматической формой.

Просмотрите текст и найдите предложения с новым грамматическим явлением.

Тренировка нового рецептивного грамматического материала предполагает выполнение ряда дифференцировочных, подстановочных и трансформационных упражнений.

Основным критерием оценки эффективности применения того или иного методического приема, той или иной технологии обучения является, по моему мнению, процент качества успеваемости. Анализ применения Технологии обучения грамматике английского языка наиболее наглядно проводить по результатам итоговых контрольных работ у учащихся одной параллели на протяжении трех учебных годов.

Для анализа выбраны учебные года с 2002 по 2005. выбраны два класса, в которых в этот период времени применялась технология. Как видно из графика в первом временном отрезке (2002-2003 учебный год) показатель качества успеваемости в 6В составил 41%, показатель качества успеваемости в 5Б составил 64%. Это достаточно средние показатели. Более половины учащихся 6В класса имели оценку «удовлетворительно» по результатам тестирования.

В следующем временном отрезке (2003-2004 учебный год) у тех же учащихся наблюдаются следующие результаты: показатель качества успеваемости для 7В составил 50% (увеличение на 9%), показатель качества успеваемости для 6Б составил 73% (увеличение на 9%).

В результате применения технологии на третий год обучения наблюдается ещё больший прогресс успеваемости. Так для 8В показатель достиг 64% (увеличение на 14% по сравнению с предшествующим периодом), а для 7Б – 81%, что на 8% больше, чем в 2003-2004 учебном году.

Таким образом можно говорить о том, что применяемая технология эффективна. Уровень успеваемости учащихся значительно вырос.

Источник

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС

совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Смотреть фото совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Смотреть картинку совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Картинка про совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Фото совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством ирина федина
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС

Грамматический строй –система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях: умение владеть приемами словоизменения, словообразования, составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.

Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.

При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным словарём. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть предложения.

Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при:

— согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («СПЕЛАЯ ЯБЛОКО»);

— образовании притяжательных и относительных прилагательных («ВОЛЧИНЫЙ ХВОСТ»);

— употреблении неизменяемых форм существительных («МНОГО ПАЛЬТОВ»);

родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («МНОГО КАРАНДАШОВ») и т. п.

Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей. Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку, образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как с взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, психологические особенности конкретного ребенка.

Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обучении письму и чтению, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда, в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи.

Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего взаимодействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.

Использование разнообразных дидактических игр и упражнений помогает достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.

1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в

Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

2.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

3.«Хвосты» (цель:образование притяжательных прилагательных

5.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» (цель:образование названий детенышей животных, птиц);

6.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных»;

7.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных) стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.

9.«Маленькие слова» (цель:правильное употребление предлогов) ;

10.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок) ;

11.«Какой? Какая? Какое? Какие?» (цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе) ;

12.«Кому что дам?» (цель:образование существительных Дательного падежа: «Повару дам (что) – поварёшку»…

13.«Профессии» или «Кто чем работает (цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…

Работа над предложением.

При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.

1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.

2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, включение логопедических приемов работы, использование многообразных дидактических игр и игровых упражнений помогают достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и предупреждению дисграфии.

При этом важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращается к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество маленького собеседника, партнера по общению.

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР на тему «Транспорт» К]онспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР на тему:.

Презентация «Логопедическое пано, как основа развития лексико-грамматической стороны речи» В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического.

совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Смотреть фото совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Смотреть картинку совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Картинка про совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством. Фото совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредствомПрезентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень» Цель данной презентации:развитие лексико-грамматической стороны речи по теме «Осень». Задачи:1 активизация и актуализация словаря по теме.

Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. А. Сухомлинский) Чтение – это не только тот предмет, которым.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Цель: систематизировать знания о профессиях. Коррекционно — образовательные задачи: — расширить представления о труде взрослых, его необходимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *