совершенствование навыков и умений чтения и письма
Приёмы совершенствования навыков чтения школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Приёмы совершенствования навыков чтения школьников»
С точки зрения многих учёных, сегодня мы живём в период изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством. Эта ситуация беспрецедентна, но пока что не до конца нами осознана. Всё больше детей живёт в крайне насыщенной информационной и материальной среде, очень рано попадая в ситуацию выбора. Эти группы детей, которые уже получили опыт взаимодействия с компьютером и Интернетом, имеют новые коммуникативные знания и навыки (т.е. являются более «продвинутыми» и адаптировавшимися к жизни в новой телекоммуникационной среде, чтение книг противопоставляется либо теле- и видео- просмотру, либо – компьютерным играм. С моей точки зрения, дело обстоит куда сложнее. Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное, меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа- книгам, периодике, телевидению, радио, а также к Интернету.
С начала внедрения в нашу жизнь новых информационных технологий многие надеялись, что хоть какой-то процент нечитающего населения станет читать с экрана монитора компьютера. Но чуда не произошло. Учёные – статисты в один голос твердят, что, как правило, кто не читает бумажных книг, тот не будет читать их электронных вариантов.
Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процесс истинного чтения требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Если родители не читают, то их дети тем более читать не будут! Казалось бы, такие блага цивилизации, как стиральные машины, микроволновые печи, водопровод и т.п. должны были облегчить наш быт и ежедневный труд, освободив время для каких-то увлечений. Но на самом деле вслед за облегчением физического труда последовала лень душевная. Читать – это же так сложно! Намного проще прийти после работы домой, положить себе в тарелку макарошки и сесть у компьютера или перед телевизором для просмотра чего-нибудь ненавязчивого, того, что быстро « выветрится» и о чём потом не придётся долго думать. Этим заменяется и семейное общение и многое другое. Мы привыкли получать «готовый продукт», который не нужно «перерабатывать» самим.
Как добиться оптимальной скорости чтения, осознанности и выразительности.
Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду здесь проводить деление на старое и новое. У Ф. Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется несколько предвзятым. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В процессе педагогической работы рождались свои идеи, использовала опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И. Т. Федоренко, В.Н.Зайцева, Н.А.Лошкарёвой.
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
— артикуляционная гимнастика для губ, языка;
— упражнения по произношению скороговорок;
— упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
— пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
— упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
— чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
— чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
— чтение текста через слово.
— чтение с отрывом взгляда от текста;
— чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
— зрительные и слуховые диктанты;
— для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
— упражнения на догадку частей поговорок, диалога.
— чтение только второй половины слов;
— поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, ребусы, шарады).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме, результат записывают в тетради.
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
— увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
— отрабатывается навык антиципаций;
— улучшается устойчивость внимания;
— почти не имеют место регрессии;
— увеличился словарный запас;
— развивается артикуляционный аппарат.
Результаты диагностики говорят следующее:
у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
— совершенствуется способ чтения и при переходе из класса в класс все ученики читают целыми словами;
уровень понимания текста – высокий;
уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на :
— общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;
— на повышение качества успеваемости;
на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Доклад на тему:»Формирование навыков письма и чтения в начальной школе.» (1класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование навыков письма и чтения в начальной школе»
Омарова Наида Магомедовна.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Процесс чтения на начальном этапе разделяется на отдельные операции, и они не менее сложны, чем в процессе письма. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.
В формировании «технической части» этих навыков можно выделить три основных этапа:
Первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия.
Второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.
Третий – автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.
Фактически эффективность формирования первого («технического») этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Именно поэтому так важно знать и понимать, отчего возникают трудности на этих этапах обучения.Письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции и слухового анализа, зрительно-пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, зрительно-моторные координации, звуко-буквенный и фонемный анализ, нервно-мышечный контроль и т.п.Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, а затем ударные и безударные звуки. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв
Этапы формирования навыков анализа и синтеза :
1. Запоминание букв (называем коротко, звуками)
6. Диктант предложений: а) сосчитать количество слов в предложении,б) назвать границы предложения, в) составить и записать схему предложения, г) запись предложения, д) полный разбор: гласные, слоги, ударение.
7. Диктант текста: а) сосчитать количество предложений в тексте, б) запись предложений.
Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2- 3 предложений. Работая, учитель переходит к изучению всё новых слов. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль.
Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.
Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;
б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.
Трудности обучения чтению на начальном этапе
Виды трудностей. Возможные причины
1.Плохо запоминает конфигурацию букв
2.Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
3.Недостаточная сформированность зрительной памяти;
4.Несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения.)
5.Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении)
6.Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
7. Недостаточная сформированность зрительной памяти;
8. Недостатки методики обучения (быстрый темп)
9.Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон)
10.Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализ. Нарушения произношения;
трудности артикуляции; несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания);
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;
трудности концентрации внимания
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)
Трудности концентрации внимания;
выраженное напряжение, утомление;
низкая, неустойчивая работоспособность;
Быстрый темп чтения, пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»)Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); выраженное напряжение, утомление.
Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года). Недостаточная сформированность зрительного восприятия; недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции; трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление).
К концу года первоклассники должны овладеть письмом букв, слогов, слов и коротких предложений, уметь списывать с рукописного и печатного текста доступный их возможностям материал, писать под диктовку, списывать с добавлением пропущенной буквы или слога, составлять подписи под картинками.
Однако не все ученики в одинаковой степени овладевают этими навыками. У некоторых учеников с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями зрительного восприятия и пространственного представления. В первом случае у учащихся обнаруживается плохой почерк: буквы написаны или с большим нажимом, или еле-еле видны, элементы букв выступают за строчку. С нарушением зрительного восприятия и
пространственного представления связаны ошибки типа зеркального письма, несоблюдения строчки. Отдельные ученики забывают направление, куда вести ручку.
Если обнаружатся трудности перевода печатного шрифта в письменный, можно рекомендовать такие приемы, как: быстро подобрать к печатным буквам письменные; использовать разборную рукописную азбуку (элементы букв).
В процессе обучения выявляется, что учащиеся с нарушением моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки чаще затрудняются при формировании навыка списывания, а с нарушением фонематического слуха и произношения — при письме под диктовку и самостоятельном письме. Чтобы помочь первоклассникам более или менее равномерно овладеть первоначальным навыком письма, все перечисленные виды работ должны иметь место в течение всего первого класса.
Предложенная методика обучения чтению и письму позволяет осуществлять коррекцию со всеми учениками класса.
Комплексы упражнений для формирования и совершенствования навыка чтения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рангулова РЕгина Ринатовна
учитель начальных классов
Правильность — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
1 . Назовите картинки – 5 предметов (постепенно количество увеличивается).
Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2 . Повторите, что сказал учитель ( называются попарно шесть слов, сходных по звучанию). Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
4. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
5. «Фотоглаз»
За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов. » Например:
ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ
Вторая подгруппа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял. Мышка – мошка – мишка – миска.
2. « Дом, который построил Джек»
Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве.
В некотором царстве, в некотором государстве.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
3. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
5 . Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:
ЖЗИ ТНО КТРИ
ДРУ ЗБИ СТРУ
Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.
Беглость — такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).
Во время этой остановки и происходит осознание прочитанного, то есть закрепление прочитанного и его осмысление. Опытный чтец делает 3-5 остановок на строке. Чем меньше опыта чтения ( мало развит навык чтения ), тем больше остановок и повторов. Отсюда ясно, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает и над правильностью, и над беглостью чтения. Здесь помогут следующие упражнения:
Первая группа — упражнения для расширения поля зрения.
Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)
Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
Чтение под звуковой ориентир
На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
Что общего в этих словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
Вторая группа — игры по составлению слов со словами.
Найди слово в слове.
гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.
Найди название животных среди строк.
Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Третья группа— работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
Составь предложения (3-4) к теме урока.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мыльчики, удочки, улов, чайки.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу.
Дима и Коля дежурные. Они прийти в школу рано. Коля полил цветы на окне.
Четвертая группа — работа с текстом (учебник).
1 . Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.
Выразительность чтения взаимосвязана с другими качествами чтения. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознание идеи произведения.
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.
1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2 . Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…
3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.
4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ
Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва,
Понемногу,
Да-да,
Понемногу –
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики.
Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя:
— Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)
— Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает
скорость.)
— С каких слов темп начнет явно возрастать?
— Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)
— Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.
Упражнения для усвоения норм культуры произношения.
В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.
В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.
Упражнения на развитие логической выразительности.
1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
1. Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
2. Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
3. Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…
Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
— удивите;
— огорчите;
— иронизируйте;
— восхитите;
— разгневайте;
— констатируйте факт.
В) Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
— Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
— А я привыкла.
— Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
— Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!
Подготовительная работа:
— Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.
Г) Работа со стихотворениями-картинами.
Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
— Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?