социальные навыки ребенка это
Как развить социальные навыки у ребенка
Социальные навыки – залог успешности в будущем, поэтому крайне важно развивать их у своих детей
Родители огорчаются, когда видят, как их дети не могут поделить между собой игрушку или не могут найти себе друзей. Если у ребенка развиты социальные навыки, он может справиться с такими сложными ситуациями. Социально адаптированные дети знают, как заводить друзей, играть, начинать беседы со сверстниками и взрослыми.
Социальный навык: «Умение попросить»
Ребенку бывает нелегко подойти к другим детям и попроситься поиграть с ними. В конце концов, дети могут ответить: «Нет». Страх отказа может помешать ребенку даже попробовать, и тогда он упустит удовольствие от игры со сверстниками, а также возможность научиться чему-то новому в процессе игры.
Ребенок достигает наибольшего успеха, когда он сначала выясняет, чем занимается группа сверстников, затем выясняет, чем он может быть полезен, а затем предлагает присоединиться к игре. Например, если дети играют в школу, он может спросить: «Можно, я буду учеником?»
Как помочь ребенку научиться просить
Понаблюдайте вместе с ребенком, как играют другие дети. Задавайте ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, для чего Саша использует кубики? Достаточно ли у него кубиков, чтобы он поделился ими с тобой? Возможно, нам нужно поискать еще кубиков, чтобы ты мог поиграть с Сашей?» Предложите ребенку поиграть с кем-то вдвоем. Для него это будет легче, чем вливаться в большую группу.
Социальный навык: «Умение вести разговор»
Детям обычно требуется определенная практика, прежде чем они научатся вести беседу – говорить по очереди, не перебивать и слушать собеседника. Детям-интровертам требуется, чтобы кто-то начал разговор и поддерживал его. Экстраверты, наоборот, должны научиться не перебивать собеседника и дать ему возможность высказаться.
Как помочь ребенку научиться вести разговор
Хорошим способом развить у ребенка данный навык является пример родителей и ролевые игры. Покажите ребенку, как правильно общаться, разговаривая с ним как можно чаще.
Спрашивайте его мнение по разным поводам и проявляйте искренний интерес к тому, что он говорит. Если его речь слишком длинная, осторожно верните его к теме разговора.
Играйте в игры, в которых каждый делает свой ход по очереди. Убедитесь, что у ребенка есть возможности для творческой игры. Игры по сценарию: «Давай представим, что…» помогут ему видеть различные ситуации с другой точки зрения.
Социальный навык: «Понимание эмоций окружающих»
Чтобы полноценно участвовать в социальных ситуациях и развивать отношения с окружающими, дети должны читать эмоции сверстников, с которыми они играют и общаются. Тогда они смогут их понять и ответить соответствующим образом. Это требует от ребенка уверенности, потому что интерпретировать чувства другого человека довольно трудно. Если уверенный в себе ребенок видит, что двое его сверстников спорят, он понимает, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы начинать игру. Более того, он может попытаться разрядить ситуацию. Или, если ребенок чувствует, что его друг грустит, он может предложить поддержку.
Как помочь ребенку понимать эмоции людей
Прежде всего научите ребенка определять собственные эмоции: «У тебя на лице улыбка! Должно быть, ты чувствуешь себя счастливым» или «Я вижу на твоем лице слезы. Тебе грустно?» После этого вы можете предложить, как применить этот навык по отношению к окружающим: «Саша кажется рассерженным. Как ты думаешь, что случилось?» или «Как ты думаешь, что почувствовала Аня, когда упала с качели? Как мы можем ей помочь?»
Социальный навык: «Уверенность в себе»
Когда ребенок в целом хорошо себя чувствует, это положительно сказывается и на его социальных навыках. Если он понимает, что совершать ошибки или терпеть неудачи – это нормально, ему проще высказывать свое мнение, просить о помощи или общаться друг с другом. Если ребенку отказывают в чем-то, он не воспринимает это на свой счет и готов настаивать на своем, при этом не выходя за рамки вежливости.
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе
Это может показаться парадоксальным, но дети должны терпеть неудачи, чтобы добиться успеха. Им нужно знать, что они должны пробовать что-то снова и снова – и, в конце концов, у них получится. Ключ к овладению новыми навыками – уверенность в себе.
Также необходимо правильно хвалить ребенка. Ему нужно говорить не просто: «Хорошая работа», а быть максимально конкретными: «Я горжусь тем, как усердно ты работал, чтобы решить эту сложную задачу» или «Спасибо, что принес мне книгу. Мне она была очень нужна».
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»
Развитие социальных навыков у старших дошкольников.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагаются особая ответственность воспитанию таких качеств подрастающего поколения. Развитие социальных навыков – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются в ближайшем окружении.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми. Это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых (особенности и назначения предметов и их функций окружающих людей, их взаимоотношения и взаимодействия). Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива как социального организма с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Помочь ребенку развить навыки общения со сверстниками можно только в сюжетно-ролевой игре. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Социальные навыки имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения игровой деятельности.
Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что проблемы в общении и, как следствие, во взаимоотношениях детей друг с другом действительно существуют. Проанализировав систему работы по организации сюжетно-ролевой игры в группе, оценив навыки общения детей друг с другом, сформулировала основные задачи, направленные на формирование и развитие навыковобщения у детей в рамках сюжетно-ролевой игры и совместной игровой деятельности: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; развитие коммуникативных навыков, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками; развитие навыков саморегуляции, эмоциональных состояний; развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки; освоение моделей социального поведения в сюжетно-ролевой игре.
С целью уточнения и расширения знаний по определенной теме проводится предварительная работа через беседы, экскурсии, чтение художественной, познавательной литературы, просмотр телепередач и т. д. Так, прежде чем организовать сюжетно-ролевую игру «Морское путешествие» можно обогащать опыт детей через рассматривании репродукций картин художников, фотографий, рекламных проспектов, буклетов, иллюстраций с изображением различных морских судов; беседы о труде моряков и морских профессиях; чтение рассказов С. Сахарного «Самый лучший пароход», «Как достали якорь», «Два радиста», Т. Потаповой «Капитан», «Водолаз», «Рыбак» и т. д., просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Каникулы Бонифация», «Остров сокровищ»; заслушивать рассказы детей из личного опыта о том, где им уже удалось побывать.
Параллельно ведется работа и с родителями воспитанников. Можно рекомендовать прочитать детям произведения С. Сахарного «Разноцветное море», рассказы Б. Житкова «Что я видел», «Челюскинцы»; провести беседы из личного опыта о хобби и увлечениях родителей, интересных историях, произошедших с ними во время путешествий, местах, которые они посетили во время путешествия по воде.
Особое значение в формировании социальных навыков имеет развивающая предметно-пространственная среда. Совместно с родителями можно подбирать и изготавливать игровой материал. Так, родители могут принести в группу сувениры, карты-путеводители; оформить вместе с детьми альбомы с фотографиями тех мест, где путешествовали по воде и на водном транспорте; делиться видеосъемками из семейного архива.В группе совместно с детьми можно подобрать необходимые атрибуты: географические карты, глобус, фонарики, бинокли, подзорную трубу, якорь, штурвал, рации; бескозырки, матросские воротники, капитанскую фуражку, флажки; крупные модули для постройки корабля.
После предварительной работы можно организовывать игру. Для того чтобы дети в полной мере овладели игровыми умениями, «втянулись в игру», нужно активно общаться по поводу игрового сюжета, ролевых действий, занять позицию «играющего партнера», то есть самим включаться в сюжетно-ролевую игру, первоначально взяв на себя самую главную роль – роль капитана. И во время игры помогать детям, если сюжет игры вдруг затихает, помочь вести новые роли, подсказывать игровые действия. Когда педагог замечает, что дети играют, самостоятельно развертывают сюжет, можно выходить из игры, вводя ситуацию «капитан заболел и совместно с корабельным доктором сходит с корабля на ближайшем острове».
Командование корабля перешло к помощнику. Благодаря такой системе руководства игрой у детей не только возникает устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие, но и обогатится и расширится словарный запас, повысится уровень коммуникативных навыков,а именно: умение выражать свои потребности и чувства, умение взаимодействовать и сотрудничать, позитивно относиться друг к другу.
С целью преодоления таких личных особенностей у детей, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, грубость, импульсивность и развития коммуникативных навыков,в совместной деятельности с детьми можно использовать разнообразные игры: «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Альбом или книга настроений» (вырезки из журналов и фотографии детей и их родителей с разными эмоциями, «Мимический кубик» ; «Настроение по погоде» (солнышко – веселое, радостное, доброе настроение; солнышко за тучкой –настроение в течение дня меняется: то грустное, то радостное; тучка – печальное, грустное настроение; туча с молниями – злое; туча с капельками – печальное, тоскливое, обидное настроение); «Вежливые слова» (с мячом);упражнения: «Глубокое дыхание», «Иностранец», «Радуга или Цветное настроение» (детям по очереди предлагается цвет своего настроения и объяснить свой выбор; яркие цвета – радостное, доброе, веселое настроение, темные цвета – грустное, злое, печальное настроение);этюды: «Встреча с другом», «Колдунчики».Проводить беседы: «Как можно научиться общаться без слов», «Как бороться с трудностями», «Учусь держать себя в руках», «Добрым быть полезно».
После проведения таких комплексных занятий в виде обогащенных сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений, направленных на формирование навыков общения, у детей значительно повысится уровень коммуникативных навыков, интерес к окружающим людям, способность к эмпатии, сочувствию, навыки саморегуляции поведения, готовность к сотрудничеству.
Таким образом, используя игровую деятельность в детском саду, можно целенаправленно формировать социальные навыки у детей дошкольного возраста. Целенаправленное формирование социальных навыков в дошкольном возрасте может способствовать вхождению ребенка в социальный мир, усваивая социальныке нормы, и как следствие, обеспечить полноценное психическое развитие личности.
1. Акулова О. В., Гоберидзе Т. И., Гризик Т. И. Успех.Совместная деятельность взрослых и детей:основные формы: пособие для педагогов. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сожетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2006. – 112 с
Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.
Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает.
Конспект занятия «Королевская игра. Развитие социальных способностей и навыков» Задачи. 1. Развитие форм уверенного поведения. 2. Формирование положительного представления о себе. 3. Развитие умения замечать, говорить.
Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.
Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Для формирования.
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.
Мастер-класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.
Сообщение для воспитателей «Развитие речи дошкольников старших групп в театрально-игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.
Консультация для родителей «Развитие социальных навыков»
Социальные навыки являются неотъемлемой частью функционирования общества. Поэтому их развитие готовит детей к взаимодействиям во всех аспектах жизни. Проявление хороших манер, общение с другими людьми, внимательное отношение к чувствам других и выражение личных потребностей – все это важные компоненты прочных социальных навыков. Чтобы помочь детям развить эти важные навыки, требуется набор стратегий на каждом этапе взросления.
Прививание социальных навыков у младенцев
Реагируйте на потребности вашего ребенка. Дети не в состоянии сказать вам, что они хотят напрямую. Это означает, что вам надо обращать внимание на действия и невербальные сигналы, которые подает ваш ребенок. Когда вы понимаете, что нужно вашему ребенку, удовлетворите его просьбу. Если это не работает, то вы, возможно, неправильно истолковали его потребности, попробуйте ещё раз понять, что хочет от вас малыш.
Например, если ваш новорождённый, которому, скажем, месяц от роду, плачет и успокоить его бутылочкой с водой или же едой не получается, возможно ему просто надо помочь освободить желудок от скопившегося воздуха после приёма пищи. Если это не успокоит его, переходите к следующему варианту (например, покачайте его, и так далее.
Позвольте вашему ребенку исследовать мир через игру. Взрослые иногда ошибочно полагают, что дети играют просто, чтобы скоротать время. Это неправда. На самом деле, дети получают большую часть своих навыков, играя. Это один из важных способов исследования мира вокруг них, и вы любыми способами должны поощрять это.
Например, вы можете поиграть в прятки со своим ребенком. В то время как с одной стороны это простая игра, с другой стороны, в ней дети видят, что вы исчезаете и возвращаетесь. Дети так учатся радоваться вашему присутствию.
Помогите ребенку расширить границы возможного. Все нужные в жизни навыки должны быть изучены. Иногда это означает немного расширить границы возможного вашего малыша. Приучайте ребёнка к соперничеству, проводите время в играх, где ему придётся конкурировать с вами, даже если вам кажется, что малышу это немножечко не под силу. Например, если ваш ребенок любит катать мяч, попробуйте поиграть с ним в игру кто больше собьёт кеглей, или кто больше попадёт в корзину.
Не забудьте иногда проигрывать, ребёнок должен испытывать не только горечь поражения, но и радость от победы.
Обучение малышей взаимодействию с окружающими
Научите малыша чувствам. Обсуждайте свои чувства с вашим малышом. Через ваше обсуждение того, как вы чувствуете, они начинают изучать слова, связанные с эмоциями, ощущениями, и могут позже использовать эти слова, чтобы говорить о своих будущих переживаниях. Это поможет им иногда выражать свои чувства словами вместо того, чтобы проявлять свои разочарования, когда возникает недопонимание между людьми.
Вы можете сказать что-то вроде: «Я понимаю, что тебе ещё хочется поиграть, но время ложится спать. Давай доиграем завтра. ”
Наблюдайте за чувствами вашего малыша. Наблюдайте, как ваш ребёнок ведёт себя в играх, во время занятий творчеством, в общении с другими, чтобы понять, какие чувства у него возникают. Наблюдая и понимая эмоции вашего малыша, вы можете более эффективно обсуждать их вместе с ним. Вы также можете научить своего малыша выражать свои чувства более социально-конструктивными способами.
Если ваш малыш сердится на то, что конфетница пуста, вы можете сказать ему: “Я знаю, что ты расстроен тем, что конфет больше нет, но сердиться из-за этого на окружающих не хорошо. Вместо этого ты можешь показать нам, что расстроен, сделав глубокий вдох и просто сказав нам, что сожалеешь об отсутствии лакомства. ”
Обсудите ограничения с вашим малышом. Ребёнок должен понимать, что от него ждут родители. Конечно же он иногда будет нарушать правила, но, если вы установите нормированные рамки и дадите понять, что можно, а что нельзя, большинство малышей начнут придерживаться установленных вами правил. Также ребёнок должен понять, что с этими ограничениями он будет всегда в безопасности.
Подчеркните положительные стороны правил с вашим малышом. Например, объясните, что ваш ребенок должен выспаться сегодня, чтобы завтра он был отдохнувшим для участия в весёлых играх.
Поощряйте своего малыша заводить друзей. Дети не очень хорошо взаимодействуют друг с другом, но как только они начинают взрослеть, появляется потребность в общении с другими детьми. Поощряйте своего малыша заводить друзей и учите его таким вещам, как представлять себя. Это один из важных моментов в социализации вашего ребенка.
Не удивляйтесь, если ваш малыш играет больше с другими детьми «рядом», чем «с» ними. Параллельная игра распространена на этом этапе.
Подготовка дошкольников к ситуациям в социальной среде
Укажите вашему ребёнку границы дозволенного. В дошкольном возрасте дети с большим энтузиазмом начинают исследовать мир вокруг них. Их любопытство, кажется, не имеет предела, поэтому вы должны установить пределы.
Например, объясните ему, почему он должен оставаться во дворе, а не переходить улицу в одиночку, познакомьте с правилами дорожного движения.
Поощряйте своего ребёнка быть независимым. В то время как ограничения имеют важное значение, не забывайте развивать в детях самостоятельность. Застёгивать рубашку или куртку, зашнуровывать ботинки – это они должны приучаться делать сами.
Помимо одевания, ребёнок самостоятельно должен убирать за собой игрушки после игр, посуду со стола после приёма пищи. Это всё приучает детей становиться независимыми.
Содействие социальным взаимодействиям с другими детьми. В этом период дети начинают общаться и играть вместе, даже больше, чем в возрасте 0 – 2 года. Вы должны поощрять это социальное взаимодействие, позволяя ребенку играть с соседями и друзьями. Это придаст им уверенности в себе и желание завести больше друзей, что благотворно скажется на развитии социальных навыков.
Взаимодействие ребенка со старшими. Время общения со сверстниками является важной частью обучения социальными навыками, но не является основным моментом в развитии. Одногодки, с которыми играет ваш ребенок, скорее всего, будут иметь примерно те же социальные навыки, что и ваше чадо. Для исключения торможения в обучении, ребёнок должен контактировать с детьми старше возраста, чтобы расширить кругозор и возможность постичь больше, чем его сверстники.
Приобщайте вашего ребёнка работать в команде. Развивайте в ребёнке целеустремлённость, учите сотрудничать в коллективе, это очень важно для дальнейших успехов в жизни детей, в их будущей взрослой жизни.
Это можно делать таким способом: попросите вашего ребёнка совместно с его другом, прежде чем они приступят к играм, сделать какое-то важное дело, например, помочь вам в уборке на приусадебном участке. Эта тренировка работы в команде принесёт огромную пользу не только вам, она приобщает детей к труду, а также к его поощрению.
Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был успешным, социально значимым человеком. Не оставайтесь в стороне от его проблем, сопереживайте вместе с ним, помогайте находить выход, пусть даже из детских, возникших трудных ситуаций. И тогда не только ваши, но и детские мечты станут реальностью.
Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.
Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает.
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни.
Консультация для родителей детей с ОВЗ с задержкой психического развития «Развитие правильных речевых навыков» Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей с ОВЗ с задержкой психического развития необходимо максимально.
Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы» Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.
Консультация для родителей «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников» На сегодняшний день большое внимание на музыкальных занатиях уделяется обучению детей правильному пению. Такая методика обучения позволяет.
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» Развитие социальных навыков у старших дошкольников. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится.
Мастер-класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.
Мастер-класс «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Мастер — класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию.