социальные навыки дошкольников по возрастам

Как развить социальные навыки у ребенка

Социальные навыки – залог успешности в будущем, поэтому крайне важно развивать их у своих детей

социальные навыки дошкольников по возрастам. Смотреть фото социальные навыки дошкольников по возрастам. Смотреть картинку социальные навыки дошкольников по возрастам. Картинка про социальные навыки дошкольников по возрастам. Фото социальные навыки дошкольников по возрастам

Родители огорчаются, когда видят, как их дети не могут поделить между собой игрушку или не могут найти себе друзей. Если у ребенка развиты социальные навыки, он может справиться с такими сложными ситуациями. Социально адаптированные дети знают, как заводить друзей, играть, начинать беседы со сверстниками и взрослыми.

Социальный навык: «Умение попросить»

Ребенку бывает нелегко подойти к другим детям и попроситься поиграть с ними. В конце концов, дети могут ответить: «Нет». Страх отказа может помешать ребенку даже попробовать, и тогда он упустит удовольствие от игры со сверстниками, а также возможность научиться чему-то новому в процессе игры.

Ребенок достигает наибольшего успеха, когда он сначала выясняет, чем занимается группа сверстников, затем выясняет, чем он может быть полезен, а затем предлагает присоединиться к игре. Например, если дети играют в школу, он может спросить: «Можно, я буду учеником?»

Как помочь ребенку научиться просить

Понаблюдайте вместе с ребенком, как играют другие дети. Задавайте ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, для чего Саша использует кубики? Достаточно ли у него кубиков, чтобы он поделился ими с тобой? Возможно, нам нужно поискать еще кубиков, чтобы ты мог поиграть с Сашей?» Предложите ребенку поиграть с кем-то вдвоем. Для него это будет легче, чем вливаться в большую группу.

Социальный навык: «Умение вести разговор»

Детям обычно требуется определенная практика, прежде чем они научатся вести беседу – говорить по очереди, не перебивать и слушать собеседника. Детям-интровертам требуется, чтобы кто-то начал разговор и поддерживал его. Экстраверты, наоборот, должны научиться не перебивать собеседника и дать ему возможность высказаться.

Как помочь ребенку научиться вести разговор

Хорошим способом развить у ребенка данный навык является пример родителей и ролевые игры. Покажите ребенку, как правильно общаться, разговаривая с ним как можно чаще.

Спрашивайте его мнение по разным поводам и проявляйте искренний интерес к тому, что он говорит. Если его речь слишком длинная, осторожно верните его к теме разговора.

Играйте в игры, в которых каждый делает свой ход по очереди. Убедитесь, что у ребенка есть возможности для творческой игры. Игры по сценарию: «Давай представим, что…» помогут ему видеть различные ситуации с другой точки зрения.

Социальный навык: «Понимание эмоций окружающих»

Чтобы полноценно участвовать в социальных ситуациях и развивать отношения с окружающими, дети должны читать эмоции сверстников, с которыми они играют и общаются. Тогда они смогут их понять и ответить соответствующим образом. Это требует от ребенка уверенности, потому что интерпретировать чувства другого человека довольно трудно. Если уверенный в себе ребенок видит, что двое его сверстников спорят, он понимает, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы начинать игру. Более того, он может попытаться разрядить ситуацию. Или, если ребенок чувствует, что его друг грустит, он может предложить поддержку.

Как помочь ребенку понимать эмоции людей

Прежде всего научите ребенка определять собственные эмоции: «У тебя на лице улыбка! Должно быть, ты чувствуешь себя счастливым» или «Я вижу на твоем лице слезы. Тебе грустно?» После этого вы можете предложить, как применить этот навык по отношению к окружающим: «Саша кажется рассерженным. Как ты думаешь, что случилось?» или «Как ты думаешь, что почувствовала Аня, когда упала с качели? Как мы можем ей помочь?»

Социальный навык: «Уверенность в себе»

Когда ребенок в целом хорошо себя чувствует, это положительно сказывается и на его социальных навыках. Если он понимает, что совершать ошибки или терпеть неудачи – это нормально, ему проще высказывать свое мнение, просить о помощи или общаться друг с другом. Если ребенку отказывают в чем-то, он не воспринимает это на свой счет и готов настаивать на своем, при этом не выходя за рамки вежливости.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе

Это может показаться парадоксальным, но дети должны терпеть неудачи, чтобы добиться успеха. Им нужно знать, что они должны пробовать что-то снова и снова – и, в конце концов, у них получится. Ключ к овладению новыми навыками – уверенность в себе.

Также необходимо правильно хвалить ребенка. Ему нужно говорить не просто: «Хорошая работа», а быть максимально конкретными: «Я горжусь тем, как усердно ты работал, чтобы решить эту сложную задачу» или «Спасибо, что принес мне книгу. Мне она была очень нужна».

Источник

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»

Развитие социальных навыков у старших дошкольников.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагаются особая ответственность воспитанию таких качеств подрастающего поколения. Развитие социальных навыков – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются в ближайшем окружении.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми. Это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых (особенности и назначения предметов и их функций окружающих людей, их взаимоотношения и взаимодействия). Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива как социального организма с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Помочь ребенку развить навыки общения со сверстниками можно только в сюжетно-ролевой игре. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Социальные навыки имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения игровой деятельности.

Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что проблемы в общении и, как следствие, во взаимоотношениях детей друг с другом действительно существуют. Проанализировав систему работы по организации сюжетно-ролевой игры в группе, оценив навыки общения детей друг с другом, сформулировала основные задачи, направленные на формирование и развитие навыковобщения у детей в рамках сюжетно-ролевой игры и совместной игровой деятельности: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; развитие коммуникативных навыков, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками; развитие навыков саморегуляции, эмоциональных состояний; развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки; освоение моделей социального поведения в сюжетно-ролевой игре.

С целью уточнения и расширения знаний по определенной теме проводится предварительная работа через беседы, экскурсии, чтение художественной, познавательной литературы, просмотр телепередач и т. д. Так, прежде чем организовать сюжетно-ролевую игру «Морское путешествие» можно обогащать опыт детей через рассматривании репродукций картин художников, фотографий, рекламных проспектов, буклетов, иллюстраций с изображением различных морских судов; беседы о труде моряков и морских профессиях; чтение рассказов С. Сахарного «Самый лучший пароход», «Как достали якорь», «Два радиста», Т. Потаповой «Капитан», «Водолаз», «Рыбак» и т. д., просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Каникулы Бонифация», «Остров сокровищ»; заслушивать рассказы детей из личного опыта о том, где им уже удалось побывать.

Параллельно ведется работа и с родителями воспитанников. Можно рекомендовать прочитать детям произведения С. Сахарного «Разноцветное море», рассказы Б. Житкова «Что я видел», «Челюскинцы»; провести беседы из личного опыта о хобби и увлечениях родителей, интересных историях, произошедших с ними во время путешествий, местах, которые они посетили во время путешествия по воде.

Особое значение в формировании социальных навыков имеет развивающая предметно-пространственная среда. Совместно с родителями можно подбирать и изготавливать игровой материал. Так, родители могут принести в группу сувениры, карты-путеводители; оформить вместе с детьми альбомы с фотографиями тех мест, где путешествовали по воде и на водном транспорте; делиться видеосъемками из семейного архива.В группе совместно с детьми можно подобрать необходимые атрибуты: географические карты, глобус, фонарики, бинокли, подзорную трубу, якорь, штурвал, рации; бескозырки, матросские воротники, капитанскую фуражку, флажки; крупные модули для постройки корабля.

После предварительной работы можно организовывать игру. Для того чтобы дети в полной мере овладели игровыми умениями, «втянулись в игру», нужно активно общаться по поводу игрового сюжета, ролевых действий, занять позицию «играющего партнера», то есть самим включаться в сюжетно-ролевую игру, первоначально взяв на себя самую главную роль – роль капитана. И во время игры помогать детям, если сюжет игры вдруг затихает, помочь вести новые роли, подсказывать игровые действия. Когда педагог замечает, что дети играют, самостоятельно развертывают сюжет, можно выходить из игры, вводя ситуацию «капитан заболел и совместно с корабельным доктором сходит с корабля на ближайшем острове».

Командование корабля перешло к помощнику. Благодаря такой системе руководства игрой у детей не только возникает устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие, но и обогатится и расширится словарный запас, повысится уровень коммуникативных навыков,а именно: умение выражать свои потребности и чувства, умение взаимодействовать и сотрудничать, позитивно относиться друг к другу.

С целью преодоления таких личных особенностей у детей, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, грубость, импульсивность и развития коммуникативных навыков,в совместной деятельности с детьми можно использовать разнообразные игры: «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Альбом или книга настроений» (вырезки из журналов и фотографии детей и их родителей с разными эмоциями, «Мимический кубик» ; «Настроение по погоде» (солнышко – веселое, радостное, доброе настроение; солнышко за тучкой –настроение в течение дня меняется: то грустное, то радостное; тучка – печальное, грустное настроение; туча с молниями – злое; туча с капельками – печальное, тоскливое, обидное настроение); «Вежливые слова» (с мячом);упражнения: «Глубокое дыхание», «Иностранец», «Радуга или Цветное настроение» (детям по очереди предлагается цвет своего настроения и объяснить свой выбор; яркие цвета – радостное, доброе, веселое настроение, темные цвета – грустное, злое, печальное настроение);этюды: «Встреча с другом», «Колдунчики».Проводить беседы: «Как можно научиться общаться без слов», «Как бороться с трудностями», «Учусь держать себя в руках», «Добрым быть полезно».

После проведения таких комплексных занятий в виде обогащенных сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений, направленных на формирование навыков общения, у детей значительно повысится уровень коммуникативных навыков, интерес к окружающим людям, способность к эмпатии, сочувствию, навыки саморегуляции поведения, готовность к сотрудничеству.

Таким образом, используя игровую деятельность в детском саду, можно целенаправленно формировать социальные навыки у детей дошкольного возраста. Целенаправленное формирование социальных навыков в дошкольном возрасте может способствовать вхождению ребенка в социальный мир, усваивая социальныке нормы, и как следствие, обеспечить полноценное психическое развитие личности.

1. Акулова О. В., Гоберидзе Т. И., Гризик Т. И. Успех.Совместная деятельность взрослых и детей:основные формы: пособие для педагогов. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.

2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сожетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2006. – 112 с

Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает.

Конспект занятия «Королевская игра. Развитие социальных способностей и навыков» Задачи. 1. Развитие форм уверенного поведения. 2. Формирование положительного представления о себе. 3. Развитие умения замечать, говорить.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Для формирования.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.

Мастер-класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.

Сообщение для воспитателей «Развитие речи дошкольников старших групп в театрально-игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Источник

Формирование социальных навыков детей старшего дошкольного возраста в социально-личностном развитии в ДОУ

На протяжении ряда лет мы живем в ситуации реформирования отечественного образования, которое происходит довольно хаотично, поскольку трудно выделить его основополагающую идею. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Развитие при этом отождествлялось с формированием знаний, умений и навыков, что приводило к его явному упрощению (симплификации). Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Современная картина детства также претерпела разнообразные изменения за последние два десятка лет: произошло заметное изменение игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка; появилась новая детская литература и “густое” информационное пространство. Произошли перемены в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей другим составляющих детской субкультуры. Немаловажен также все ускоряющийся темп жизни и детей, и родителей. Вот основные характеристики новых условий детства.

К сожалению, специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства.

Педагоги дошкольных учреждений пока до конца не осознают значение успешной социализации детей для сохранения их психического и социального здоровья. Хотя взрослых все чаще беспокоят такие проблемы социализации детей, как неконструктивное поведение, проблемы их общения со взрослыми и друг с другом.

Существуют разные возможности для социализации ребенка: СМИ, семья, детский сад. Семья сегодня теряет свой потенциал, теряет культуру в поддержании игры, общении со сверстниками и так далее. Система дошкольного воспитания – вот институт, отвечающий на вызов разрушения социокультурной ситуации развития ребенка, удерживающий игровые формы деятельности, очень важные для его развития. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.

Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) ребенка на определенной ступени его развития.

И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальную компетентность, суть которой составляет сформированность социальных навыков.

Но налицо противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у ребенка, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно– содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы в рамках проекта. Сущность проекта заключалась в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию социальной компетентности ребенка – дошкольника.

Уместно привести здесь слова директора Федерального института развития образования, глава рабочей группы по разработке новых стандартов Александра Асмолова: “Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах дошкольного возраста”.

На этапе дошкольного детства эффективность социально-личностного развития во многом определяется сформированностью у детей дошкольного возраста социальных навыков, позволяющих им достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Именно поэтому предметом особой заботы педагогов ДОУ является организация образовательного процесса, предусматривающего овладение детьми дошкольного возраста элементарными социальными навыками посредством разнообразной игровой деятельности, способствующего развитию у дошкольников ценностных качеств личности и ориентированного на установление гармоничных отношений между сверстниками.

Тема проекта “Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста в процессе социально-личностного развития в условиях ДОУ” в полной мере отражает актуальные тенденции современной системы дошкольного образования и ориентирует педагогов на разработку нового содержания и внедрение в образовательную деятельность для детей дошкольного возраста ресурсов игровой деятельности как оптимальных условий эффективного социально-личностного развития дошкольников.

Теоретическое обоснование проекта “Формирование социальных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе социально-личностного развития”.

Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.

Уже на этапе дошкольного возраста дети начинают осознавать, что “такое хорошо и что такое плохо”. Дети понимают, что в обществе действуют правила и нормы, регулирующие поведение окружающих. Постепенно у них развивается способность соблюдать простые правила и нормы и демонстрировать владение элементарными социальными навыками в специфических видах детской деятельности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Организация образовательного процесса формирования у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.

Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:
– навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
– умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
– умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
– умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков.

Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей дошкольного возраста элементарных социальных навыков определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора необходимых средств и выбора способов достижения результата. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.

Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества. Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.

II. Практическая часть.

Целью проекта явилось создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Важным условием формирования социальных навыков старших дошкольников мы видели развитие социального партнёрства педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы, а также интеграцию деятельности всех специалистов детского сада и воспитателей. Это объясняется тем, что эффективность усвоения навыков детьми зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь.

Реализация проекта была призвана помочь детям в сложном процессе вхождения в мир людей, развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.

Задачами проекта являлось:

1. Изучение и анализ научно– методической литературы по теме проекта.
2. Создание социально-педагогических условий для социального развития дошкольников.
3. Развитие социально-личностных навыков в игровой деятельности.
4. Взаимодействие со взрослыми по теме проекта.

1. Организационный (май – август 2012 г.).
2. Основной – (сентябрь – апрель 2012-2013 г.).
3. Итоговый – (май 2013 г.).

2.3. Содержательная часть проекта

1. Создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе социально-личностного развития.
2. Разработка системы занятий по социально-личностному развитию дошкольников.
3. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению работы.
4. Организация предварительной работы с родителями и воспитателями.
5. Диагностика социальных навыков, используя методику Дыбиной О.В., Анфисовой С.Е., Кузина А.Ю., представленную в пособии “Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников” (конкретно использовала методику диагностики социально-личностной компетенции).

Цель: процесс формирования социально-личностных навыков через

Задачи основного этапа.

Реализовывались вышеназванные задачи посредством комплекса игровой деятельности, предусматривающего интеграцию содержания, форм и методов в образовательном процессе формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков.

Реализация образовательной деятельности педагога-психолога с детьми по формированию у дошкольников социальных навыков осуществлялась через проведение игровых тренингов с детьми старшей группы по программам: С.Крюковой “Давайте жить дружно!” и Крюковой С. В., Слободяник Н. П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”.

Использовались следующие основные методы: имитационные, коммуникативные и ролевые игры, психогимнастика, создание проблемных ситуаций с их обыгрыванием, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции.

Также использовался метод мини-проектов, представляющий комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Представлялось целесообразным связывать мини-проект в дошкольном возрасте с игровой деятельностью, т. к. в этом возрасте доминирует именно игровая деятельность, и обучение происходит в процессе игры. В качестве “проблемы” предлагалась игровая ситуация, решение которой предполагало исследовательские творческие поиски, некое взаимодействие. Детям необходимо было включаться в обсуждение проекта, распределять усилия по выполнению, каждому согласовывать часть своей работы с общей. Дети учились пользоваться материалом и оборудованием, соблюдая очередность, умению согласовывать свои интересы с интересами партнеров, поддерживать партнеров, уступать их желаниям или доказывать справедливость своего замечания.

Кроме того, использовались некоторые психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.

Отработка социальных навыков проходила в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.

Работа с воспитателями была построена следующим образом: в утренние и вечерние отрезки времени были внедрены комплексы разнообразных дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр и сюжетно – ролевых игр, прогулок социальной направленности, что создало условия для успешного закрепления и совершенствования у детей первоначальных социальных навыков в процессе социально – личностного развития. Занимательные игровые ситуации, хороводные игры, экстатические игры (от греческого “восхищение”), разнообразная художественная деятельность, экспедиции также использовались в работе с детьми. При организации самостоятельной деятельности дошкольников педагоги предоставляют дошкольникам возможность проявить сформированные социальные навыки в игровой, художественно – творческой, музыкальной и трудовой деятельности, в общении и т.д.

Воспитатели в своей работе использовали следующие приемы в игре:

Для решения выдвинутых проблем был создан ряд условий:

Использовалось четыре блока интерактивных игр:

Для родителей были организованы консультации “Общаться с ребенком. Как?” и “Как играть с ребенком” в клубе “Школа молодой семьи”, знакомство с новинками педагогического процесса, родители были приглашены на общее родительское собрание, где подчеркивалось значение сформированности социальных навыков как условия социально-личностной готовности к школе, была проведена презентация программы по развитию социальных навыков на групповых собраниях.

Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста невозможна без активного сотрудничества с музыкальным руководителем, руководителем изостудии, инструктором по физкультуре.

В конце года были подведены результаты проделанной работы:

1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшились коммуникативные навыки и умения.
4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
6. Дети стали более сплоченными.

Проблема формирования социально-личностных навыков актуальна и может успешно решаться в игровой деятельности детей при интеграции взаимодействия всех специалистов детского сада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *