социальные истории кэрол грей
Социальные истории кэрол грей
Каждая Социальная История представляет собой небольшой текст, который сопровождается одной или несколькими иллюстрациями. Идея текста связана с решением определенной проблемной ситуации: к примеру, у малышей это может быть страх расставания с родителями при посещении детского сада, у детей постарше — необходимость соблюдать правила гигиены, у школьников — боязнь совершить ошибку при выполнении заданий, а у подростков — трудности социального взаимодействия. Многие изменения являются типичными для каждой возрастной группы, поэтому автор сгруппировала 185 готовых Социальных Историй по темам, одни из которых будут актуальны для совсем маленьких детей, другие — для детей постарше и подростков. Особую ценность представляет входящее в книгу Руководство по созданию Социальных Историй, оторое дает возможность каждому заинтересованному родителю вне зависимости от литературных способностей создавать качественные и эффективные истории в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Десять последовательных шагов помогут взрослым не только написать «работающую» историю, но и научиться лучше понимать своего ребенка. Помимо решения проблемных ситуаций и преодоления тревоги и беспокойства, использование историй расширяет эрудицию ребенка, формирует любознательность, умение рассуждать логично, развивает социальные компетенции и учебные навыки, способствует повышению академической успеваемости, а также помогает укрепить доверие между ребенком и родителями.
Вы можете купить книгу в следующих интернет-магазинах: Лабиринт, Озон, Читай-город, Московский дом книги, Белый Вороненок (Санкт-Петербург).
Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом
Руководство по созданию Социальных Историй и 185 примеров для практического применения родителями и специалистами
Необходимым условием благополучия детей с РАС является развитие у них способности гибко приспосабливаться к изменениям, которые являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Вместе с тем даже незначительные изменения в привычном распорядке могут вызывать у ребенка с аутизмом бурную реакцию протеста, идет ли речь о походах в магазин, осмотре врача, посещении парикмахера, изменении маршрута по дороге домой, гигиенических процедурах, новой одежде и т. д. Чтобы подготовить ребенка к предстоящим изменениям, избежать истерик и других проявлений нежелательного поведения, американский специалист в сфере образования детей с аутизмом Кэрол Грей разработала уникальную методику «Социальных Историй», благодаря которой процесс подготовки к изменениям станет для ребенка с РАС комфортным и познавательным.
Каждая Социальная История представляет собой небольшой текст, который сопровождается одной или несколькими иллюстрациями. Идея текста связана с решением определенной проблемной ситуации: к примеру, у малышей это может быть страх расставания с родителями при посещении детского сада, у детей постарше — необходимость соблюдать правила гигиены, у школьников — боязнь совершить ошибку при выполнении заданий, а у подростков — трудности социального взаимодействия. Многие изменения являются типичными для каждой возрастной группы, поэтому автор сгруппировала 185 готовых Социальных Историй по темам, одни из которых будут актуальны для совсем маленьких детей, другие — для детей постарше и подростков. Особую ценность представляет входящее в книгу Руководство по созданию Социальных Историй, оторое дает возможность каждому заинтересованному родителю вне зависимости от литературных способностей создавать качественные и эффективные истории в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Десять последовательных шагов помогут взрослым не только написать «работающую» историю, но и научиться лучше понимать своего ребенка. Помимо решения проблемных ситуаций и преодоления тревоги и беспокойства, использование историй расширяет эрудицию ребенка, формирует любознательность, умение рассуждать логично, развивает социальные компетенции и учебные навыки, способствует повышению академической успеваемости, а также помогает укрепить доверие между ребенком и родителями.
Вы можете купить книгу в следующих интернет-магазинах: Лабиринт, Озон, Читай-город, Московский дом книги, Белый Вороненок (Санкт-Петербург).
Выступление по теме: Социальные истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Аутизм влияет на четыре области функционирования:
Исследования в области проблем аутизма показывают, что социальные навыки у таких детей не формируются естественным путем. Для этого необходимо специальное целенаправленное обучение.
Работа в данном направлении успешно ведется в коррекционных дошкольных учреждениях нашего города, а мы на своей ступени образования продолжаем формирование их жизненных компетенций.
Важным аспектом обучения детей с РАС с интеллектуальными нарушениями является формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся и развитие жизненных компетенций.
В своей работе мы применяем социальные истории — один из методов, чья эффективность для помощи детям с аутизмом была подтверждена научными исследованиями.
Что же такое – социальная история?
Это краткий рассказ, содержащий описание конкретной ситуации, события или занятия с подробными иллюстрациями.
Визуализация при обучении детей с аутистическими чертами очень эффективна, так как использует самый сильный канал восприятия.
Создание социальных историй может помочь в
изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.
Создание социальных историй может существенно помочь в формировании многих знаний и навыков.
Грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, т.к она:
не исчезает (как рассказ),
находится в прямой доступности (ребенок в любое время может достать ее),
может наглядно, последовательно, исчерпывающе сопроводить ребенка в деле с его освоения и до самостоятельного выполнения.
Можно выделить основные правила составления эффективной социальной истории.
Например: не обобщенное «Как вести себя в школе», а «Как вести себя в столовой (бассейне, на перемене); не визит к школьному врачу, а «Делаем прививку в школьном медицинском кабинете».
Отрабатываемый навык должен быть комплексным. Но в узком в охвате.
Перед началом занятий можно отработать 2-3 истории: «Как правильно здороваться», «Как подготовиться к 1 уроку», «Я хочу помочь учителю».
На каждый вид деятельности – своя подробная история.
Второе: подробный сбор информации
когда происходит событие,
какие чувства и ожидания у главных участников,
какие действия должен выполнить ребёнок,
какие результаты будут получены.
Мы должны собрать много информации, прежде чем писать и применять социальную историю.
Третье: простой, доброжелательный и точный язык изложения.
Далее мы должны использовать доступный к пониманию ребенком язык, который позволяет составить историю для любого возраста:
малышам – от первого лица;
школьникам – от 3-го лица.
Но всё таки чаще всего СИ пишутся от 1-го лица. История становится более персонализированной, что делает ее более понятной для ребенка и отображает его точку зрения.
Сценарий необходимо разбить на необходимое количество маленьких шагов. Описание должно быть предельно лаконичным и информативным.
Важно, чтобы в СИ использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок мог бы использовать в своей речи.
При составлении СИ используются разные виды предложений.
Где происходит сценарий?
Например: «Когда наступает время идти в бассейн, я беру сумку и подхожу к учителю».
Дайте представление о том, как другие чувствуют или что думают другие.
Например: «Учитель радуется, когда я выполняю все задания быстро».
Предоставьте ответы на конкретные вопросы, касающиеся конкретного человека.
Например: «При громком звуке я надену наушники» (но не «Я не буду закрывать уши руками и кричать»)
Используйте в качестве напоминания, чтобы помочь вспомнить информацию в социальной истории.
Например: «Я должен соблюдать привила».
Описательные – эти предложения объективно описывают ситуацию.
Когда наступает время идти в бассейн, я беру сумку и подхожу к учителю.
Каждое утро я еду в школу на машине.
Иногда я злюсь. Это нормально.
Перспективные – предложения, которые показывают ситуацию с точки зрения (перспективы) других людей: описывают их чувства, идеи и суждения. Они помогают детям понять точку зрения окружающих.
Учитель радуется, когда я выполняю все задания быстро.
Дети в классе пугаются, если я громко кричу.
Директивное — предложения направляющего характера. Они описывают, как надо действовать в данной ситуации. Это прямая инструкция. Предложения пишутся утвердительно, без отрицания (т.к. это не дает ребенку модели верного поведения).
При громком звуке я надену наушники (но не «Я не буду закрывать уши руками и кричать»)
После еды я буду вытирать рот салфеткой.
Контролирующие – добавляются после того, как ребенок прослушал СИ.
Я должен соблюдать привила.
Я, как Железный Человек, могу остаться спокойным в трудной для меня ситуации.
Кэрол Грей рекомендует соотношения: на 2-5 описательных или перспективных – 1 директивное.
Например: СИ «Я пришел в бассейн»
После того, как переоделся мне нужно подождать других детей (описательное). Пока я жду, я могу накрыться полотенцем и посидеть на стуле (директивное). Взрослым и детям приятно, когда я спокойно жду (перспективное).
Когда я подойду к ступенькам, нужно взяться за поручни и развернуться спиной к бассейну (директивное). Я спускаюсь по ступенькам спокойно (описательное). Когда я почувствую ногами пол бассейна, то смогу развернуться и поплыть (перспективное).
Четвертое: формируем положительную установку
При написании текста не прибегайте к осуждению и грубому запрету. Необходимо помнить, что социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
Социальные истории должны быть позитивными и вдохновляющими.
Пятое: оптимальный вид иллюстрации (зависит от понимания разных уровней абстракции)
Необходимо подобрать оптимальные иллюстрации.
Можно перечислить варианты визуализации от самого простого (цветных фотографий самого ребенка) – до сложного (схематических изображений):
цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
схематическое обозначение (символьные иконки)
если у ребенка есть сверх интерес, то можно эти предметы вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.
Добавление изображений в социальную историю – это прекрасная визуальная поддержка, которая помогает ребенку понять текст, но она тоже имеет свои риски.
Надо помнить, что многие дети с аутизмом легче воспринимают визуальную информацию, чем слова на слух, поэтому они будут рассматривать изображения еще до того момента, когда вы доберетесь до соответствующей части истории. Они могут даже пропустить мимо ушей то, что вы говорите, и будут думать только о картинках.
Так что если изображения говорят не о том, о чем говорят слова, это большая проблема.
Текст : Нормально плакать, если тебе грустно. Плач пройдет.
Картинка «говорила»: «Хватит быть грустным».
текст говорит «Нормально плакать, если тебе грустно. Плач пройдет»,
а картинка сообщает: « Хватит быть грустным».
Шестое: упрощаем и сокращаем вид страниц
Под каждой картинкой не более 2-х коротких предложений. Усложнение ведет к затруднению понимания.
Седьмое: нахождение историй в быстром доступе.
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Часто листая папку, ребенок быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу.
Это классика. Но естественно возникает вопрос: « А можно ли использовать для социальных историй другие форматы?».
Любому ребенку визуальная поддержка очень важна. Тем не менее, история может быть полностью устной (в том случае, когда нет возможности или времени составить СИ по описанной схеме).
Можно снять фильм, видео, можно использовать куклы на пальцы или на руки. Можно использовать фигурки персонажей, которые будем передвигать. Главное, чтобы подача информации была доступной для ребенка.
Ну и конечно встает вопрос: в какой момент лучше всего рассказывать ребенку социальную историю?
Важно, чтобы в этот момент не было конфликтной ситуации
Избегать ситуации, когда ребенок устал.
Важно, чтобы первое знакомство с СИ состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен. Это обеспечит возникновение приятной ассоциации.
Хочется отметить, что СИ можно использоваться в виде следующих методик:
предупреждающей – для предупреждения нежелательного поведения,
обучающей – для обучения новым навыкам,
На первый взгляд данная методика может показаться достаточно сложной: сбор информации, требует дополнительного времени. Но опыт показывает, что затраченное время с лихвой окупится тем, что ребенок приобретает навык гораздо быстрее, а от педагога потребуется меньше усилий на его формирование.
Коэн, Герхардт: Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности
Кэрол Грей: Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом
Социальные истории как эффективный метод обучения ребенка с аутизмом
Автор: Администратор · 14 февраля, 2018
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.
Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.
Как составить социальную историю для человека с аутизмом
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.
Описательные предложения
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
Директивные предложения
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».
Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Контролирующие предложения
Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».
Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.
Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений
Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.
Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.
Как использовать социальные истории
Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.
Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.
Социальные истории можно использовать для самых разных целей
Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных людей.
Что говорят о социальных историях исследования?
Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.
Несколько исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.
Примеры социальных историй
Когда я не слушаю других людей
Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.
Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.
Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.
Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.
Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.
Как настроиться на других людей
Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.
Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.
Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.
Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.
Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.
Перебивание
Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.
Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.
Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.
Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.
Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.
Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.
Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.
Личное пространство
Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.
Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.
Каждому нужно личное пространство.
Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.
Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.
Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.
Никакого ответа от других людей
Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.
Может быть, они меня не слышали.
Может быть, они были невнимательны.
Может быть, они были заняты.
Может быть, они просто не хотят со мной говорить.
Не мое дело заставлять людей отвечать мне.
Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.
Вопросы, на которые ты знаешь ответ
Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.
От этого другие люди будут скучать.
Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.
Люди могут подумать, что я глупый.
Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.
Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.
Время в кругу
Время в кругу означает, что я слушаю учителя.
Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.
Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.
Когда я слушаю учителя, то я учусь.
Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.
Игра вместе
Я говорю с детьми, с которыми я играю.
Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.
Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.
Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.
Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.
В следующий раз они снова будут со мной играть.
Окликнуть кого-то по имени
Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.
Это вежливый поступок.
Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.
Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.
Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.
Когда меня зовет взрослый
Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.
Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.
Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.
Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.
Я буду слушать взрослых.
Когда мне очень хочется что-то сказать
Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.
Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.
Даже если это кажется важным, это может подождать.
Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.
Когда я перебиваю, это только злит людей.
Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»
Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.
Социальные истории. Подборка материалов:
1. Почему всем людям важны рассказы про них самих, и как можно помочь детям с аутизмом разобраться в таком сложном для них социальном мире:
http://outfund.ru/kira-solomatova-vsem-nam-nuzhny-socialny…/
5. Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам? Описание пятиступенчатой модели обучения:
http://outfund.ru/kak-obuchat-rebenka-s-autizmom-socialnym…/
6. Как использовать видео для помощи детям с аутизмом? Видеомоделирование.
http://outfund.ru/kak-ispolzovat-video-dlya-pomoshhi-detya…/
Примеры социальных историй:
1. Двенадцать игр для развития социальных навыков у детей в спектре аутизма:
2. Социальные истории и видеомоделинг. Полезный канал на youtube: https://www.youtube.com/channel/UCBCsiakT7CSkWNnN4lJt4Cg
3. Посмотрите, как интересно. Соц. истории сегодня нужны не только аутичным людям. Вот пример такой общеполезной визуальной подсказки: http://fly-mama.ru/chto-delat-esli-chuzhoy-vzrosliy-otchit…/
Группа «Ты Сможешь!» Facebook Ольга Вастьянова