социально политический строй киевской руси ix начала xii вв

Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Высший класс обществасоставляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Община— замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялисьдва основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.Зависимоенаселение состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

аметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в.

Источник

Государственный строй Киевской Руси (IX – первая половина XII в.)

По форме правления Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией и характеризовалась рядом признаков:

В Древней Руси руководствовались родовым принципом наследования: освободившийся престол передавали не старшему сыну, а старшему в роду. Данный прицип зачастую приводил в междоусобицам.

В 10 веке княгиня Ольга провела налоговую реформу: ввела погосты (места сбора дани), сроки сбора и её размер (урок).

Дружина (опора князя) делилась на 2 вида:

Состав совета при князе:

В крупных городах Киевской Руси сохранились вече (народные собрания), в которых участвовало всё свободное взрослое мужское население посада (города) и слобод (поселений). Шумным одобрением решались вопросы налогового, земельного, судебного характера, принимались законы, а также избиралась администрация. Князь не мог отменить решение вече и, таким образом, вече ограничивало власть князя. По мере становления и развития государства значимость вече снижалась.

Управление на местах осуществлялось посадниками в городах и волостелями в сельских округах. Их содержания обеспечивало подвластное им население. В 10 веке была введена десятичная система управления (управление осуществляли десятские, сотские, тысяцкие).

Важнейшую роль в государстве играла Русская Православная Церковь. Во главе её стоял киевский митрополит, который назначался константинопольским патриархом, а затем князем.

Источник

Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IX – XII вв. Культура Киевской Руси.

социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв

социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв

социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв

По мнению большинства историков, процесс становления государства у восточных славян начался в середине I тыс. н.э. и в основном завершился в конце IX в. в связи с объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Проблема образования Древнерусского государства была поставлена еще в «Повести временных лет» и связана с возникновением правящей династии на Руси. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде, накануне образования Древнерусского государства северные племена славян – ильменские словене и их соседи – платили дань варягам. Но в 859 г. данники восстали, прогнали варягов за море, сами стали владеть землей и ставить города, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. Вызвались трое братьев со своими родами, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых – Рюрик – положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так, по мысли летописца, сложилось государство Русь.

На основании этого летописного рассказа в русской исторической науке сформировалась теория происхождения Русского государства – норманнская теория. Ее авторами были немецкие ученые Г. Байер и Г. Миллер, работавшие в середине XVIII в. в Российской академии наук. Согласно этой теории, создателями государства у восточных славян были германцы-варяги, утвердившие на киевском престоле свою династию. При этом особо подчеркивалось, что сами славяне по причине своего варварства были неспособны к устройству собственной государственной жизни.

Против норманнской концепции происхождения Древнерусского государства в XVIII в. выступил М.В. Ломоносов, который утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов, и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства, причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с балтийского побережья Пруссии – Порусии, или, как указано в Новгородской летописи XV в., внуком новгородского старейшины Гостомысла, то есть в любом случае имел славянское происхождение.

На протяжении всех последующих веков борьба между норманнистами и антинорманнистами являлась ведущей тенденцией в изучении вопроса о происхождении государства у восточных славян. Норманнизм в России был признан в качестве официальной версии, и многие ведущие историки XIX – начала XX в. – Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский – в целом принимали концепцию норманнистов.

Советские историки – Б. Греков, С. Юшков, М. Тихомиров – причины возникновения Древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги-скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности. В зарубежной литературе, напротив, в XX в. преобладал норманнистский взгляд на образование государства у восточных славян.

В последнее время ряд исследователей обращают внимание на то, что у восточных славян возникновение государства предшествовало процессу классообразования. Рассматривая государство в качестве средства интеграции и стабилизации древнерусского общества, некоторые из них подчеркивают, что в этом процессе внешний (варяжский) фактор играл очень важную роль. Современные исследователи полагают, что Древнерусское государство как единое территориальное целое с центром в Киеве сложилось в так называемый «варяжский период», то есть во второй половине IX в., в результате интеграции двух основных центров – на юге союза племен полян с центром в Киеве и на северо-западе словен с центром в Новгороде.

По мнению историков, у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, поскольку она зарождалась в недрах древнерусского общества. Первые предгосударственные образования – племенные княжения – возникли у восточных славян на рубеже VIII–IX вв. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии – Киевской и Новгородской землях. В летописном рассказе о Рюрике речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственные институты возникают в результате развития общества. Образование Древнерусского государства – это закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Смотреть картинку социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Картинка про социально политический строй киевской руси ix начала xii вв. Фото социально политический строй киевской руси ix начала xii вв

В отличие от государств Западной Европы, которые в своем становлении унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим объясняется сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов и их своеобразие. Многие исследователи связывают с правящей варяжской династией такую особенность Древнерусского государства, как лествичный порядок престолонаследия.

Таким образом, в создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства – единая территория, аппарат управления, налоговая система, законодательство (древним сводом законов Руси является «Русская правда», принятая Ярославом Мудрым).

Первоначально в состав государства вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжил князь Игорь (912 – 945 гг.) и княгиня Ольга (945 – 964 гг.), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав (964 – 972 гг.) распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире (980 – 1015 гг.), присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древняя Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло при князе Ярославе Мудром.

С точки зрения социально-политического устройства Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию – единоличную форму правления, сложившуюся в период формирования феодализма.

Ее особенность состояла в сохранении некоторых традиций эпохи «военной демократии», таких, как: вече и народное ополчение.

Еще одной особенностью древнерусской монархии был лествичный порядок наследования княжеской власти. Престол переходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде – от брата к брату. Поэтому в случае смерти какого-либо князя все члены так называемой династии Рюриковичей начинали перемещаться с престола на престол.

Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей – великий киевский князь – собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Великий князь был владетелем своего домена – княжеских сел, хозяйство которых имело промысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодческий характер (для обеспечения военной потребности). Могущество великого князя основывалось на социально-политической поддержке боярства и дружины. Княжеская власть была центральным элементом в государстве. Киевский князь выступал высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении находилась внешняя и внутренняя политика. На княжескую власть возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли. Киевский князь правил, рассаживая своих сыновей и родственников по землям-волостям. Внутри своей волости такой князь обладал большими правами: он управлял, судил, собирал дань.

Боярство образовалось из племенной знати, захватившей лучшие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогащению боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «старшие» дружинники, входившие в постоянный совет князя – Думу. В XIII в. наряду с княжескими селами появляются и села боярские. «Княжеские мужи» «садятся» на землю. Появление наследственных феодов-вотчин привело к изменению социальных интересов боярства. Они неразрывно связываются с крупной земельной собственностью и с местным князем, заботящимся о процветании своей земли-волости.

Дружина – постоянная вооруженная организация – существовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добычи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и помогала князю подавлять народные волнения. Дружина делилась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления – члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина (гриди, отроки) состояла из рядовых воинов. Дружина помогала князю управлять страной, контролировать торговые пути, взимать дани и налоги, защищать и расширять подвластные территории.

Основная часть земледельческого и ремесленного населения оставалась свободной. Юридически свободные люди входили в соседскую общину – вервь. Община распределяла землю между семьями, поддерживала общественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы (вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственником всей земли.

До середины X в. господствующей религией Руси оставалось язычество. Однако с усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.

В этот период в русских землях начинает распространяться христианство. В летописях присутствуют рассказы о крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги). Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, была построена церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

В 988 г., при Владимире I, христианство было принято в качестве государственной религии. Это было вызвано рядом причин. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая монотеистическая религия (единобожие) соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь.

Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном, варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от Западной Европы, утверждению иной модели исторического развития. С принятием христианства начала выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Возникает и монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов.

Источник

2.Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

Сложившееся в 9в. Древнерусское феодальное государство – Киевская Русь (882г.) возникла в результате чрезвычайно длинного процесса раскола общества на классы, проходившего у Славян на протяжении первого тысячелетия н.э. К 9-10 векам сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык. Древнерусская народность объединила все восточнославянские племена и стала единой колыбелью трех славянских народов позднейшего времени: русских, украинцев и белорусов.Формирующийся феодальный государственный строй Древней Руси приспосабливал для своих целей предшествующие ему органы управления. Формировавшийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который должен был помочь ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и решать важные внутригосударственные задачи, а также проблемы защиты от внешних врагов.

Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. В тоже время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя.(брачное право, моногамия).. Ускорив процесс ликвидации остатков родового строя христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Ликвидировались элементы рабского труда. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел (Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству) и т.д. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой).Русь получила две азбуки: глаголица и кириллица, что способствовало распространению грамотности.Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов. Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

В истории Руси русская церковь играла сложную и многогранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *