социально бытовые навыки для детей с рас
Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают жизненные навыки.
К жизненным навыкам относятся:
• -навыки личной безопасности
Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться,ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания.
Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки, гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).
Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль и т. д., мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди, звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье, адекватным образом обращаться с продуктами, готовить простую еду, определять различные отделы в магазине
Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.
Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.
Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС
Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.
При РАС отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса (познавание предметов) опережает праксис (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) (при нормальном психическом развитии – наоборот, а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
качественные нарушения в сфере социального взаимодействия: атипичный зрительный контакт, практически не смотрит на других детей, скудное выражение эмоций, плохая моторная имитация, плохо развитие игровые навыки;
качественные нарушения коммуникации, способности к общению, не делится своими интересами с другими людьми, плохо реагирует на свое имя, не реагирует на жесты, использует тело другого человека как инструмент, не вступая при этом в зрительный контакт, издает необычные звуки;
атипичные интересы, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, использование предметов не по назначению, необычные сенсорные предпочтения, маннеризмы (с использованием рук или пальцев).
Помимо обозначенных проблем педагоги и родители отмечают такие проявления аутизма, как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребёнок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время, трудность восприятия фронтальных занятий.
Зная особенности ребенка, учитывая их педагогу легче построить эффективную программу работы. В таблице указаны основные проблемы, которые встречаются у детей с РАС и наиболее продуктивные тактики по устранению данных проблем.
Последовательность и предсказуемость в работе
Предоставление достаточного количества времени
Использование функциональных шаблонов
Выделять наиболее важную информацию
Структурировать учебную среду (минимизировать отвлекающие факторы)
Проблемы выстраивания последовательностей
Использовать шаблоны, быть предсказуемым
Использовать наглядное расписание и пошаговый подход
Давать четкие инструкции (сделать что-то за 5 минут)
Предоставлять дополнительное время
Использовать наглядные сигналы, таймеры
Наглядный стиль научения
Предоставить наглядную поддержку: картинки или слова
Ограничить речевое общение
Говорить простым и понятным языком
«Гештальтный» стиль научения
Распределять материал внутри обстановки (изучается кусками)
Способствовать обобщению (вовлекая семью)
Разбивать задания на части
Проблемы понимания социальных сигналов
Подчеркивать социальные сигналы
Сопровождать слова жестами
Обучать в контексте
Использовать простой язык
Быть предельно точным
Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны, и главное сильные, на которые вы будете опираться в своей работе.
Рассмотрим несколько тактик работы педагога на примере приучения к пользованию туалетом. В зависимости от того, в какой области ребенок испытывает наибольшие трудности, будет зависеть основное направление работы.
Необходимые условия приучения к туалету
— понимание того, что требуется;
— мотивация сделать то, что требуется;
Возможные трудности при приучении к туалету
когнитивные проблемы (не может понять, что требуется)
коммуникативные проблемы (не может сообщить)
Подходы к приучению к туалету
1. выработка режима;
2. учет физиологических рефлексов;
3. составление расписания;
5. награда, подкрепление успеха.
1. разработка системы сообщения о потребности (жесты, картинки, звуки);
2. использование подсказок, расписания;
3. простота объяснения;
4. награда, подкрепление успеха.
1. использование специальных накладок на унитаз, табуреток, ручек;
2. использование «ориентиров» (наклейки, мячики);
3. награда, подкрепление успеха.
1. выявление проблемных областей (запах, звуки туалета);
2. упражнение в навыке в разных местах;
3. выработка положительных ассоциаций;
4. награда, подкрепление успеха.
Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.
Ребенок с РАС не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения.
При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила:
—требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может, и выоб этом точно знаете;
—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;
—при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;
—все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе (повторение одних и тех же шагов, схема действий должна быть во всех случаях одинаковой.
Для выработки стереотипов поведения рекомендуется следующая последовательность:
1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием, подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка).
2. Взрослый начинает, выполняя сложные действия, а ребенку предлагается закончить легкий этап работы.
3. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а действия ребенка увеличиваются и усложняются.
4. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все равно будет спрашивать вашего разрешения, словно сверяясь снова и снова, правильно ли он действует).
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых
навыков у аутичных дошкольников
Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра): ТЕАССН-программа, поведенческий и
эмоционально-уровневый подход. [1]
Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыковстроится в два этапа:
— основной (обучающий) этап. [60]
1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к
практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,
полученных в ходе исследования детей,и ориентируются на следующие факторы:
а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития
социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;
б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении
знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их
детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются
необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;
г) интересы и предпочтения ребенка. [49]
2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких
частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации
количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]
3. Подбор материалов для работы и организация среды.
Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной
— одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,
— столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;
— предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.
Деление помещения на несколько «зон»по функциональному критерию:
место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где
хранятся все самостоятельные задания. [5]
4. Использование подкрепления.
Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы
общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих
реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той
поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься
Подкрепляющие стимулы детей:
— у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда
проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;
— у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в
детский сад и уходит с ним;
— у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со
взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на
предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это
требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит
взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой
произносит короткую и четкую инструкцию;
физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;
подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]
Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,
у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу
сторону,позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и
Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно
скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему
руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]
Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть
его.Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите
ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите
поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]
Подражание. Четко назовите действие,например: «Хлопни в ладоши» – и
хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки
и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым
действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к
самостоятельным действиям. [49]
6. Обучение самостоятельной деятельности.
Использование средств планирования, организации и контроля.
— выбор деятельности, в которой ребенок успешен;
— развитие в данных условиях;
— уменьшение помощи взрослого;
— перенос в домашние условия;
7. Коррекция поведения.
Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление
отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное
Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится
неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические
упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного
8. Коррекция стереотипий.
Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,
знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.
Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру
Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.
Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии
Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые
постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.
Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он
утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды
Основной (обучающий) этап.
Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей
являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках: одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на
основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.
Навык одевания и раздевания.
Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи
взрослого, в различных ситуациях.
Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,
носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).
Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с
одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда
располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается
в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]
Навык одевания:
1) взять с полки колготки и надеть их;
2) снять с крючка футболку, надеть ее;
3) взять с полки свитер и надеть его;
4) взять с полки носки и надеть их;
5) снять с крючка штаны и надеть их;
6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;
7) взять с полки сандали и надеть их.
Навык раздевания:
1) снять сандалии и поставить их на полку;
2) снять кепку и положить ее на полку;
4) снять носки и положить их на полку;
5) снять свитер и положить его на полку;
7) снять колготки и положить их на полку.
Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия
возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая
помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет
создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи
должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,
ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют
Навык приема пищи.
Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого
разнообразную еду, в различных условиях.
Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.
Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией
последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с
пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]
3) сесть на стул (придвинув его к столу);
5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;
6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);
7) опустить ложку в миску (дать проглотить);
8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;
10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);
11) поставить чашку на стол.
Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к
расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь
уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок
учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление
(поощрение) и контроль осуществляют родители.
Навык туалета.
Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без
помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.
Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз
в день, и как он их справляет.
Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,
Организация среды: расписание последовательности действий рядом с
унитазом и раковиной.
1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;
2) суметь сдержаться;
6) сделать «свои дела» в унитаз;
7) использовать туалетную бумагу по назначению;
Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по
возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь
уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете
распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление
(поощрение) и контроль осуществляют родители.
Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на
детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март).Обучение проходило в 2 этапа:
обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные
особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали
индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,
мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного
процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]
Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в
обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и
следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса:
дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,
дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути
к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся.
Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития «Дошкольник» в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.