социально бытовые навыки для детей с рас

Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.

Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают жизненные навыки.

К жизненным навыкам относятся:

-навыки личной безопасности

Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться,ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания.

Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки, гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).

Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль и т. д., мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди, звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье, адекватным образом обращаться с продуктами, готовить простую еду, определять различные отделы в магазине

Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.

Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.

социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть фото социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть картинку социально бытовые навыки для детей с рас. Картинка про социально бытовые навыки для детей с рас. Фото социально бытовые навыки для детей с расПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть фото социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть картинку социально бытовые навыки для детей с рас. Картинка про социально бытовые навыки для детей с рас. Фото социально бытовые навыки для детей с рас«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть фото социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть картинку социально бытовые навыки для детей с рас. Картинка про социально бытовые навыки для детей с рас. Фото социально бытовые навыки для детей с расФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Источник

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС

Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.

При РАС отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса (познавание предметов) опережает праксис (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) (при нормальном психическом развитии – наоборот, а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

качественные нарушения в сфере социального взаимодействия: атипичный зрительный контакт, практически не смотрит на других детей, скудное выражение эмоций, плохая моторная имитация, плохо развитие игровые навыки;

качественные нарушения коммуникации, способности к общению, не делится своими интересами с другими людьми, плохо реагирует на свое имя, не реагирует на жесты, использует тело другого человека как инструмент, не вступая при этом в зрительный контакт, издает необычные звуки;

атипичные интересы, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, использование предметов не по назначению, необычные сенсорные предпочтения, маннеризмы (с использованием рук или пальцев).

Помимо обозначенных проблем педагоги и родители отмечают такие проявления аутизма, как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребёнок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время, трудность восприятия фронтальных занятий.

Зная особенности ребенка, учитывая их педагогу легче построить эффективную программу работы. В таблице указаны основные проблемы, которые встречаются у детей с РАС и наиболее продуктивные тактики по устранению данных проблем.

Последовательность и предсказуемость в работе

Предоставление достаточного количества времени

Использование функциональных шаблонов

Выделять наиболее важную информацию

Структурировать учебную среду (минимизировать отвлекающие факторы)

Проблемы выстраивания последовательностей

Использовать шаблоны, быть предсказуемым

Использовать наглядное расписание и пошаговый подход

Давать четкие инструкции (сделать что-то за 5 минут)

Предоставлять дополнительное время

Использовать наглядные сигналы, таймеры

Наглядный стиль научения

Предоставить наглядную поддержку: картинки или слова

Ограничить речевое общение

Говорить простым и понятным языком

«Гештальтный» стиль научения

Распределять материал внутри обстановки (изучается кусками)

Способствовать обобщению (вовлекая семью)

Разбивать задания на части

Проблемы понимания социальных сигналов

Подчеркивать социальные сигналы

Сопровождать слова жестами

Обучать в контексте

Использовать простой язык

Быть предельно точным

Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны, и главное сильные, на которые вы будете опираться в своей работе.

Рассмотрим несколько тактик работы педагога на примере приучения к пользованию туалетом. В зависимости от того, в какой области ребенок испытывает наибольшие трудности, будет зависеть основное направление работы.

Необходимые условия приучения к туалету

— понимание того, что требуется;

— мотивация сделать то, что требуется;

Возможные трудности при приучении к туалету

когнитивные проблемы (не может понять, что требуется)

коммуникативные проблемы (не может сообщить)

Подходы к приучению к туалету

1. выработка режима;

2. учет физиологических рефлексов;

3. составление расписания;

5. награда, подкрепление успеха.

1. разработка системы сообщения о потребности (жесты, картинки, звуки);

2. использование подсказок, расписания;

3. простота объяснения;

4. награда, подкрепление успеха.

1. использование специальных накладок на унитаз, табуреток, ручек;

2. использование «ориентиров» (наклейки, мячики);

3. награда, подкрепление успеха.

1. выявление проблемных областей (запах, звуки туалета);

2. упражнение в навыке в разных местах;

3. выработка положительных ассоциаций;

4. награда, подкрепление успеха.

Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.

Ребенок с РАС не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения.

При обучении ребенка стереотипам поведения в бы­ту следует соблюдать следующие правила:

—требовать от ребенка выполнить какое-либо дей­ствие допустимо только в том случае, если он это может, и выоб этом точно знаете;

—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;

—при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направ­ляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

—все взрослые, которые участвуют в обучении ре­бенка навыку, должны действовать в одном ключе (повторение одних и тех же шагов, схема действий должна быть во всех случаях одинаковой.

Для выработки стереотипов поведения рекомендуется следующая последовательность:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием, подключая ребенка лишь на самые легкие опе­рации (при этом можно действовать руками ребенка).

2. Взрослый начинает, выполняя сложные действия, а ребенку предлагается закончить легкий этап работы.

3. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а действия ребенка увеличиваются и усложняются.

4. Ребенок действует по речевой инструкции, сопро­вождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет не­обходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все рав­но будет спрашивать вашего разрешения, словно сверя­ясь снова и снова, правильно ли он действует).

социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть фото социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть картинку социально бытовые навыки для детей с рас. Картинка про социально бытовые навыки для детей с рас. Фото социально бытовые навыки для детей с рас«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Источник

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть фото социально бытовые навыки для детей с рас. Смотреть картинку социально бытовые навыки для детей с рас. Картинка про социально бытовые навыки для детей с рас. Фото социально бытовые навыки для детей с рас Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых

навыков у аутичных дошкольников

Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра): ТЕАССН-программа, поведенческий и

эмоционально-уровневый подход. [1]

Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыковстроится в два этапа:

— основной (обучающий) этап. [60]

1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к

практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,

полученных в ходе исследования детей,и ориентируются на следующие факторы:

а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития

социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;

б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении

знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их

детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются

необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;

г) интересы и предпочтения ребенка. [49]

2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких

частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации

количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]

3. Подбор материалов для работы и организация среды.

Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной

— одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,

— столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;

— предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.

Деление помещения на несколько «зон»по функциональному критерию:

место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где

хранятся все самостоятельные задания. [5]

4. Использование подкрепления.

Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы

общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих

реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той

поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься

Подкрепляющие стимулы детей:

— у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда

проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;

— у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в

детский сад и уходит с ним;

— у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со

взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на

предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это

требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит

взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой

произносит короткую и четкую инструкцию;

физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;

подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]

Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,

у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу

сторону,позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и

Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно

скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему

руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]

Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть

его.Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите

ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите

поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]

Подражание. Четко назовите действие,например: «Хлопни в ладоши» – и

хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки

и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым

действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к

самостоятельным действиям. [49]

6. Обучение самостоятельной деятельности.

Использование средств планирования, организации и контроля.

— выбор деятельности, в которой ребенок успешен;

развитие в данных условиях;

— уменьшение помощи взрослого;

— перенос в домашние условия;

7. Коррекция поведения.

Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление

отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное

Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится

неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические

упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного

8. Коррекция стереотипий.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,

знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.

Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру

Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.

Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии

Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые

постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.

Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он

утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды

Основной (обучающий) этап.

Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей

являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках: одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на

основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.

Навык одевания и раздевания.

Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи

взрослого, в различных ситуациях.

Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,

носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).

Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с

одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда

располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается

в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]

Навык одевания:

1) взять с полки колготки и надеть их;

2) снять с крючка футболку, надеть ее;

3) взять с полки свитер и надеть его;

4) взять с полки носки и надеть их;

5) снять с крючка штаны и надеть их;

6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;

7) взять с полки сандали и надеть их.

Навык раздевания:

1) снять сандалии и поставить их на полку;

2) снять кепку и положить ее на полку;

4) снять носки и положить их на полку;

5) снять свитер и положить его на полку;

7) снять колготки и положить их на полку.

Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия

возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая

помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет

создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи

должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,

ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют

Навык приема пищи.

Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого

разнообразную еду, в различных условиях.

Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.

Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией

последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с

пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]

3) сесть на стул (придвинув его к столу);

5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;

6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);

7) опустить ложку в миску (дать проглотить);

8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;

10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);

11) поставить чашку на стол.

Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к

расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь

уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок

учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Навык туалета.

Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без

помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.

Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз

в день, и как он их справляет.

Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,

Организация среды: расписание последовательности действий рядом с

унитазом и раковиной.

1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;

2) суметь сдержаться;

6) сделать «свои дела» в унитаз;

7) использовать туалетную бумагу по назначению;

Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по

возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь

уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете

распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на

детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март).Обучение проходило в 2 этапа:

обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные

особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали

индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,

мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного

процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]

Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в

обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и

следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса:

дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,

дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути

к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития «Дошкольник» в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *