социальная цель обучения английскому языку заключается в формировании навыка
Цель обучения иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель обучения как социально-педагогическая и методическая категория
Прагматический аспект цели обучения иностранным языкам связан с формированием у учащихся знаний, навыков, умений, владение которыми позволяет им приобщиться к этнолингвокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания. Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию учащихся.
В качестве ее структурных компонентов выделяются лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, стратегическая и социальная субкомпетенции. Лингвистическая компетенция – способность человека правильно конструировать грамматические формы и синтаксические построения в соответствии с нормами конкретного языка. Социолингвистическая компетенция – умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватной условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным и функциональным ролям партнеров по общению. Дискурсивная компетенция- способность использовать определенную стратегию и тактику общения для конструирования и интерпретации связных текстов. Социокультурная субкомпетенция – овладение учащимися национально культурной спецификой страны изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой. Социальная компетенция – умение ориентироваться в социальной ситуации управлять ею. Стратегическая компетенция – компенсировать недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.
Когнитивный аспект цели обучения связан с такими категориями, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения учащегося к иностранному языку, к культуре народа – его носителя. Когнитивный аспект цели тесно увязывает обучение иностранным языкам как средству межкультурного общения с интенсивным использованием его как средства познания, развития и овладения языком.
Педагогический аспект цели обучения призван дать ответ, какие качества необходимо формировать у ученика, чтобы он был способен осуществлять общение на межкультурном уровне. Речь идет о формировании у учащихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, чуткого отношения и интереса к феноменам иной ментальности и чужой культуры.
Статья «Цели обучения английскому языку на начальном этапе в современной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели обучения английскому языку на начальном этапе в современной школе.
Любодеева Наталья Сергеевна,
учитель английского языка
МАОУ НОШ № 200 г. Ульяновска
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всём мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе. Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российских школах на начальном этапе – заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Необходимо формировать способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в четырех видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письменная речь). Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, которое обеспечит функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне. Как известно, цели – как планируемые результаты – определяются программой – государственным документом, в котором они приобретают конкретность, как для всего курса обучения, так и для каждого этапа. В отечественной методике традиционно выделяли 4 аспекта цели обучения иностранному языку: учебная или практическая цель, воспитательная цель, образовательная цель и развивающая цель. В настоящее время особое внимание обращено на коммуникативную цель как определяющую возможность выполнения воспитательной, общеобразовательной и развивающей функций предмета.
Во- вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях школы и, особенно на начальном этапе его изучения, как это происходит при изучении школьниками других предметов, таких, как ботаника, биология, физика, химия, но расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык и расширяется общий кругозор.
В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его содержали в рабочем состоянии, то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Устная форма включает владение пониманием звучащей речи на слух- аудированием и выражением своих мыслей на иностранном языке- говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пониманием печатного текста- чтением и использованием графической системы для выражения мыслей- письма.
Коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами языков международного общения направлено на: формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной и языковой), необходимой для коммуникативно приемлемого общения на иностранном языке с зарубежными гостями, оказания коммуникативной помощи соотечественникам при общении с иностранцами в учебной, повседневно-бытовой, административной сферах, при трудоустройстве и организации бизнеса, проведении досуга; культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур (от этнических и суперэтнических культур, социальных субкультур стран изучаемого языка к культурным пластам геополитических регионов и мировой культуре); развитие у учащихся языковой культуры описания реалий российской жизни на иностранном языке; формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире, для которой должна быть характерна готовность к осмыслению социокультурного портрета стран изучаемого языка как части европейской цивилизации, культурному саморазвитию, этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и социокультурная вежливость, склонность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов; подготовку школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.
В документах Совета Европы сегодня основной целью обучения иностранному языку также названо формирование коммуникативной компетенции.
Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н. Соловова. – М: АСТ Астрель, 2008. – 238 с.
Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений[Текст] / В.В. Сафонова. – М: АСТ Астрель Хранитель, 2007 – 235 с.
Цели и задачи обучения иностранному (английскому) языку
Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи обучения иностранному (английскому) языку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лучик»
«Теория и методика обучения английскому языку»
«Цели и задачи обучения английскому языку»
Подготовила: Зайцева А.А.
Понятие «цель обучения». Виды целей обучения. Задачи обучения. Виды задач обучения.
В данной работе мы попытаемся определить основные цели и задачи обучения английскому языку в школе на современном этапе.
Для начала, давайте определимся, что следует понимать под целью обучения.
Итак, цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приёмов, методов и средств обучения. (Щукин 2004:106).
То есть цель – это идеально представленный результат деятельности. То, что хочет получить учитель в результате своих усилий.
Выделяют следующие виды целей обучения:
1) практическая цель предполагает овладение языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах.
2) общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний и стране изучаемого языка и – посредством языка – об окружающем мире в целом.
3) воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности и т.д.
4) развивающая цель проявляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память и др.)
5) стратегическая цель заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности).
Теперь, давайте определимся с понятием «задачи обучения».
Можно выделить следующие виды задач:
1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта)
2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.
3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)
4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарём, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод
5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции
6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.
Важно также отметить, что при формулировании целей, нужно ответить на вопрос «что?», а при формулировании задач «что делать?». Например, цель – ознакомление с некоторыми популярными английскими журналами; задачи – учить читать публицистические тексты, учить просмотровому и поисковому чтению и т.д.
Цели и задачи обучения английскому языку в школе на современном этапе.
Выше мы говорили о том, что касается методики и дидактики в целом, на современном же этапе цели и задачи обучения английскому языку в общеобразовательной школе следующие.
Изучение английского языка в основной школе направлено, прежде всего, на достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала английского языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков в целом и английского, в частности, и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного (английского) языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни, путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Достижение поставленных целей и задач подразумевает реализацию таких методов и технологий обучения, как междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, принцип развивающего обучения, технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, повышение мотивации учащихся.
В настоящее время в качестве цели обучения развитие умений общаться на иностранном языке. Такая цель отражает широкий социальный взгляд на природу языка и в полной мере учитывает специфику объекта изучения на уроке иностранного языка. Но существует точка зрения, что неправомерно выдвигать данную цель в качестве основной применительно к обучению иностранным языкам. Эта точка зрения обосновывается на более широком понимании задач обучения иностранным языкам, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением. В поле зрения должны находиться и другие важные задачи, связанные с овладением знаниями о языке и через язык – культурой соответствующего народа. Нацеленность исключительно на усвоение учащимися практических навыков и умений не позволяет учесть многообразия возможных мотиваций школьников в изучении предмета.
В методике делались попытки соотнести специфическое в обучении иностранным языкам с общей направленностью всей системы школьного образования на формирование личности школьника.
В течение десятилетий в отечественной методике разрабатывалась идея комплексной реализации практических, образовательных и развивающих задач обучения при ведущей роли первых.
Тесты по английскому языку
Тест по методике английского языка:
1. Ведущей целью обучения иностранным языкам в начальной школе является:
г) коммуникативная.
2. Образование включает в себя по отношению к ученику следующие аспекты:
а) воспитание, развитие, учение;
б) обучение, общение, воспитание;
в) развитие, воспитание, обучение;
г) общение, обучение, развитие.
3. Интерференция — это:
а) положительное влияние одного языка на другой при овладении иностранным языком;
б) отрицательное влияние родного языка на иностранный при овладении иноязычными навыками;
в) положительное влияние иностранного языка на родной в учебном процессе.
4. Что из ниже перечисленного относится к аутентичному материалу:
а) сказка, переведенная с родного языка на иностранный для использования в учебных целях;
б) учебник, написанный зарубежными авторами
для школьников в России;
в) открытка, привезенная из страны изучаемого языка;
г) модель дома, изготовленного учеником в качестве домашнего задания.
5. Установите соответствие терминов (1-6) их дефинициям (а-з). Используйте
каждую букву только один раз. Два определения являются лишними.
1. Мониторинг-е
2. Контроль -а
3. Тестирование – в
5. Тестовое задание -г
а) процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе оценки за определенный раздел программы
б) задание стандартной формы, позволяющее установить уровень и наличие определенных знаний, умений и навыков
в) один из методов исследования в психологии и методике, предусматривающий выполнение
испытуемыми тестов для определения уровня способностей или достижений в какой-то области
г) минимальная составляющая единица теста, которая предполагает определенную вербальную или
невербальную реакцию тестируемого
д) аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе;
е) управление процессом контроля с периодическим слежением за объектом, обязательной обратной навыков, способностей, умственного развития и других качеств личности с помощью специальной шкалы результатов связью и рефлексией
ж) при оценке говорения или письма часть задания, на которую тестируемый должен отреагировать в
говорении или письме
з) объекты контроля
6. Установите соответствие терминов (1-6) их дефинициям (а-з). Используйте каждую букву только один раз.
2. Оценивание -д
а) качественная характеристика речевого продукта
б) количественные данные, которые используют для оценки
в) условное выражение оценки знаний, навыков и умений в оценочных баллах
г) отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм; результат неправильного действия учащегося;
д) определение степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений в соответствии со стандартами и программой;
е) заранее заданный набор описаний типичных ответов с точки зрения их качества, используемый экспертами в оценочных процедурах;
ж) инструкции испытуемым перед каждым заданием
7. Какие из следующих типов заданий используются в ЕГЭ? Задания на множественный выбор);
1. Задания на соответствие;
2. Задания на группировку;
3. Задания на установления последовательности;
4. Задания на идентификацию;
5. Задания на альтернативный ответ;
6. Задания на краткий ответ;
7. Задания на трансформацию;
8. Задания на заполнение пропусков
9. Задания на подстановку
10. Задания на заполнение таблиц и схем
11. Задания на редактирование
12. Задания – ролевая игра
13. Задание на написание личного письма
7. Выбрать правильный ответ:
Метод в узком смысле слова это:
a) методическое направление в истории методики;
b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;
c) модель реализации основных компонентов учебного процесса.
d) соответствующая определенная концепция.
8. Выбрать правильный ответ:
Метод в широком смысле слова это:
a) методическое направление в истории методики;
b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;
c) модель реализации основных компонентов учебного процесса;
d) соответствующая определенная концепция.
9. Выбрать правильный ответ:
Метод в узком смысле слова это:
a) методическое направление в истории методики;
b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;
c) модель реализации основных компонентов учебного процесса.
d) соответствующая определенная концепция.
10. Выбрать правильный ответ:
Метод в широком смысле слова это:
a) методическое направление в истории методики;
b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;
c) модель реализации основных компонентов учебного процесса;
d) соответствующая определенная концепция.
11. Передача учащимся знаний и управление их деятельностью, направленной на выработку определённых навыков и умений называется ________.
б) обучением
12. Принцип коммуникативной направленности заключается в:
а) использовании языковой и неязыковой наглядности;
б) создании ситуации общения;
в) отборе содержательного, ценного для обучения материала,
обеспечивающего целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых
г) в лёгком запоминании и извлечении из памяти языковых знаний.
13. Что из перечисленного является видом речевой деятельности?
а) Аудирование.
в) Фонетический минимум.
14. Какой из перечисленных видов речевой деятельности относится к рецептивным?
б) Монологическая речь.
в) Чтение.
г) Диалогическая речь.
15. Что из указанного ниже является одной из особенностей диалогической речи?
а) Разноструктурность предложений и сложный синтаксис.
б) Экстралингвистическая обусловленность.
в) Контекстность.
г) Полнота и развернутость.
16. Какая из перечисленных задач решается в процессе обучения изучающему чтению?
а) Узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск информации.
б) Использование текста в качестве опоры для развития умений устной речи.
в) Определение главной и второстепенной информации в тексте.
г) Определение темы текста.
17. В основе принципа учета родного языка лежат 2 противоположные тенденции:
a) явление перевода;
b) явление переноса;
c) явление интерференции;
d) явление дифференциации.
18. Cоставляющими коммуникативной компетенции являются:
a) профессиональная компетенция;
b) лингвистическая компетенция;
c) социокультурная компетенция;
d) дискурсивная компетенция.
19. Аспектами цели обучения иностранному языку являются:
a) учебный практический аспект;
b) образовательный аспект;
c) развивающий аспект;
d) прикладной аспект.
20. Основными компонентами содержания обучения иностранным языкам являются:
a) лингвистический;
c) психологический;
d) методологический.
21. Ситуации общения на уроке можно подразделить на 3 группы:
a) реальные;
b) проблемные;
d) условные.
22. Произносительные навыки подразделяются на 2 группы:
a) ритмико-интонационные;
c) слухо-произносительные;
23. Установите соответствия
Упражнения Типы упражнений
24. Виды чтения Цели чтения
2. ознакомительное – б извлечение основной информации при быстром темпе чтения
4. изучающее –в поиск нужной информации
25. Алгоритм работы при обучении аудированию
26. Виды контроля с учетом объема материала
27. Этапы проектной работы
28. Метод обучения, предусматривающий многократную «встречу» с учебным материалом, обеспечивающий его запоминание и удержание в памяти?
б) тренировка
29. Методический прием, предполагающий поиск оптимального решения проблемы в течение ограниченного периода времени.
а) мозговая атака
30. План, представляющий перспективу работы учителя по теме:
а) календарно-тематический план
б) план-конспект урока
в) тематический план
31. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется
а) самой школой
б) родителями учащихся
в) Государственным образовательным стандартом
32. Этап работы с видеоматериалами, предусматривающий комментирование событий, драматизацию, ролевые игры, дискуссии и т.д.?
а) рецептивный этап
б) подготовительный этап
в) аналитический этап
г) продуктивный этап
33. Методические принципы это:
а) исходные положения, обуславливающие стратегию обучения ИЯ
б) действие с языковыми явлениями
в) способ формирования и формулирования мысли
34. Упражнения, формирующие основные качества навыка:
б) Речевые
35. Определите этап работы над видеоматериалами:
Он включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. Это …
б) Рецептивный
36.Выберите несколько правильных ответов:
Какие аспекты выделяются в классификации целей обучения иностранным
языкам Е.И. Пассовым?
а) образовательный
б) развивающий
г) воспитательный
37. Какие компоненты содержания обучения ИЯ выделяет Г.В. Рогова?
а) лингвистический
б) методологический
г) психологический
38. Подберите задания для подготовительного этапа работы с текстом при обучении аудированию:
а) постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте
б) определить по заголовку тему текста, основную мысль
в) комментирование того, что в тексте ново, интересно, значимо для школьников
г) сообщить незнакомые слова, важные для понимания, о значении которых учащиеся
не смогут догадаться
39. Определите, какие из приведённых ниже особенностей характеризуют
а) целенаправленность
в) непрерывный характер
г) смысловая законченность
40. Для того, чтобы все ученики имели больше возможностей и времени для общения на уроке, необходимо:
а) шире использовать групповые и парные режимы работы
б) больше заучивать тексты наизусть
в) давать больше языковых упражнений
г) создавать игровые ситуации
41. Видами контроля являются ….
а) текущий
в) промежуточный
г) фронтальный
Установите соответствие:
второстепенных фактов, содержащихся в тексте, их осмысление и запоминание
1) социальная компетенция –г
2) социолингвистическая компетенция –а
3) стратегическая и дискурсивная компетенции –б
4) лингвистическая компетенция -в
А-способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с ситуацией общения
В- овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка
Г-готовность и желание взаимодействовать с другими людьми
1) Принцип индивидуализации обучения ИЯ – а
2) принцип активности обучения ИЯ – в
А- использование дифференцированных заданий с учетом возможностей и интересов учащихся
Г- формирование культуры общения и речевого поведения
А- специальным образом организованный процесс, в ходе которого осуществляется усвоение и воспроизведение определенного опыта в соответствии с заданной целью формирования и развития коммуникативной культуры учащихся
Б- процесс неосознанного, интуитивного и непреднамеренного усвоения языка, протекающий в ходе социализации личности ребенка
В- осознанная целенаправленная деятельность, направленная на усвоение языка (его фонетики, лексики, грамматики)
46. Восстановите последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся при обучении аудированию:
проверить детальное понимание текста -5
дать установку на повторное прослушивание текста с целью выявления определенных подробностей-4
47. Восстановите методическую последовательность действий учителя и учащихся при обучении диалогической речи на основе диалога-образца:
повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором -2
чтение диалога по ролям и заучивание реплик -3
прослушивание диалога-образца и контроль понимания его содержания -1
варьирование диалога-образца в соответствии с новыми ситуациями -6
варьирование диалога-образца в пределах одной ситуации -5
48. Организуйте этапы урока по проекту в необходимой последовательности:
планирование учителем проекта в рамках темы программы -1
распределение заданий в микрогруппах -5
обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения -3
формирование микрогрупп -4
49. Восстановите последовательность работы над произношением в контексте коммуникативного подхода:
вычленение учителем особо трудного звука (если нужно, пояснение его артикуляции) -2
предъявление речевого образца в речи учителя — 1
произнесение звука в словах и словосочетаниях -4