социальная структура общества киевской руси
Социальная структура Киевской Руси
Вы будете перенаправлены на Автор24
В IX-X вв. древнерусская община от родоплеменных отношений переходила к территориальным. Это сопровождалось следующими явлениями:
Все население делится на категории свободных и зависимых.
Свободное население
Великий князь стоял на вершине всей социальной структуры Киевской Руси. Он стоял во главе администрации, был высшим военачальником и верховным судьей, мог издавать и изменять законы. Основным источником доходов князя был сбор дани, который он производил ежегодно, объезжая подвластные ему племена, и полюдья, которое было платой с соплеменников за его осуществление общественно-полезной деятельности.
В период Киевской Руси титул великого князя носил тот, кто правил в Киеве. Киевский престол считался самым престижным, и занимали его представители из Рюриковичей, признанные другими князьями как старшие. Первым киевским князем считается Олег (882-912 гг.), а наивысшего могущества в качестве великого князя киевского достигли Владимир I Святославович (984-1015 гг.) и Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.).
Кроме великого князя существовал еще и титул удельного князя – князя, управляющего отдельной территорий, находящейся в подчинении политическому центру, в данном случае – Киеву. Удельный князь должен был платить Киеву дань и в случае необходимости посылать свое войско в ополчение. Удельные князья также происходили из династии Рюриковичей: ими могли являться братья, сыновья, племянники великого князя.
Готовые работы на аналогичную тему
Из-за запутанности лествичной системы наследования между удельными князьями часто возникали конфликты из-за киевского престола, что в итоге привело к разделению Руси на множество уделов (княжеств).
Ниже князя стояли бояре – представители древнерусской аристократии. Они платили дань князю, но также и собирали ее со своих земель. Бояре составляли совет при князе, участвовали в боевых действиях, входили в дружину.
Дружина – это княжеское войско, обладавшее реальной военной силой и всегда окружавшее князя. Дружина принимала участие как в боевых действиях, так и в княжеском совете.
Дружина делилась на старшую и младшую:
Отношение князя и дружины основаны на свободном договоре: вступление и выход из нее был полностью свободным. За службу князь выдавал землевладение.
Также, верхушку общества составляло духовенство, выполнявшее религиозные функции; высшее духовенство входило в совет при князе и пользовалось большим влиянием.
Крестьяне, ремесленники, купцы и пр. составляли основную часть свободного населения на Киевской Руси и назывались они «людьми». «Люди» обладали личной свободой, имуществом и занимались своим делом. Они платили определенную дань князю, а в случае военной опасности из них набиралось ополчение. В основе общественного строя Киевской Руси лежала крестьянская община (вервь) – волость, члены которой связаны круговой порукой. Ее членами были смерды – свободные крестьяне.
Зависимое население
Вследствие развития феодального землевладения, роста политик и экономики возникают различные формы зависимости населения от землевладельцев. До этих процессов на Руси существовало рабство, но рабами были представители других народов, как правило, пленники; соплеменников же обратить в рабство было нельзя. В новых условиях набирает популярность долговая и договорная форма зависимости. Виды зависимого населения были следующие:
Итак, Киевская Русь имела вполне определенную и четкую социальную структуру. Население делилось на свободное и зависимое, а те делились на слои. Вся социальная структура была взаимосвязана, и со временем, основу общественных отношений начинает составлять землевладение, в результате чего аристократия начинает играть все более значительную роль, а простые крестьяне все более начинают ею закабаляться.
Социальная структура древнерусского общества
Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их прав и обязанностей. Такое деление общества всегда было, есть и будет, потому что всегда будут богатые и бедные. Сегодня мы подробно рассмотрим социальную структуру древнерусского общества.
Если рассматривать эту систему сверху вниз, то можно представить себе обычную пирамиду. На самой вершине находятся привилегированные сословия, которые обладают силой и властью, а внизу находятся самые бедные и слабые, то есть ущемленные в правах.
В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы.
Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. Сначала их избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Это было только начало.
Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы:
Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы).
Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане)
Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных)
Итак, во главе государства стоял князь. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Членами высшего класса являлись так же дружинники, то есть приближенные воины князя.
Крупные землевладельцы или бояре так же обладали властью. Они выходили из числа дружинников князя или из знатных родов. Обладали обширными землями на территории государства. На этих же владениях жили крестьяне, которые тоже имели свои разделения, но об этом позже.
Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников.
Основным источником дохода для государства являлись люди производства и торговли, то есть купцы и ремесленники. Они разделялись на богатых и бедных. Этот социальный слой считался наиболее предприимчивым. К этому же слою еще относятся граждане городов, члены казначейства, лекари и так далее. Именно из этого класса населения в случаи необходимости формировали народное ополчение.
К самому низшему и бедному сословию относились люди, которые не могли свободно распоряжаться своей судьбой.
Полусвободные (закупы и смерды). Первые – это те крестьяне, которые заключили договор с вышестоящим феодалом, либо имели перед ним долги. Смерды – крестьяне, проживавшие на княжеской земле. Землю, на которой живут и работают, могли передавать по наследству. Если же наследника нет, то территория отходила князю.
Невольные (холопы, челядь). Первые – это фактически рабы, которые являлись выходцами из простого населения. Стать челядью можно было за преступления или долги. Кроме того ребенок, рожденный холопами являлся частью этого класса. Челядь – те люди, которые попали в рабство, как военнопленные.
Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить.
Очерки социально-политической истории России IX-XX вв. Часть 1
В учебном пособии автор отображает всю сложность социально – политических процессов, которые проходили в общероссийском социуме на протяжении IX–XX вв. Материал данной работы содержит большой объём информации об особенностях формирования социальных структур в России на протяжении всей её истории, о противоречивой роли государства в развитии российского социума, о специфике формировании в России политического класса.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Очерки социально-политической истории России IX-XX вв. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Очерк 3. Социальные отношения и социальная структура в обществе Киевской Руси
Итак, древнерусское государство под названием Киевская Русь, оформилась в системе государственных координат на рубеже IX–X вв. Характер древнерусского государства — раннефеодальный, рабовладельческий, завоеванный норманнами-варягами, является дискуссионным до настоящего времени. Из всех, часто взаимоисключающих друг друга теорий, относительно общепринятой считается та, которая характеризует Киевскую Русь как раннефеодальную монархию. К общепризнанным признакам государства можно отнести следующие положения:
1. Наличие чёткой системы государственного управления, включающую в себя команду профессионалов-управленцев.
2. Наличие более или менее чётко очерченных внешних границ у государственного объединения.
3. Суверенитет властителя, то есть единая верховная власть на очерченной территории.
5. Взимание налогов, обеспеченное юридическими нормами, как обычным правом, так и уже писанными законами.
6. Продекларированные публично обязательства государства по защите общих интересов и начало создания социальной градации общества.
Все вышеперечисленные признаки государства постоянно саморазвиваются и, в конечном счёте, приводят к становлению правового государства. Возможно такое только при условии возникновения в социуме различных социальных групп, которые нередко имеют совсем противоположенные социальные устремления и идеалы. Государственный аппарат должен следить за условиями социального мира, и по возможности, предотвращать столкновения между социальными группами. Поэтому, по мере усложнения социально-экономического развития киевской Руси — рост городов по торговому пути «Из варяга в греки», увеличение количества старому скандинавско-варяжскому закону, имеющими право голоса на вече, начинает выстраиваться система социальной градации в обществе, уже не соответствующей племенным традициям. В Киевской Руси в X веке начался процесс складывания большого средневекового общества. Однако «…Большое общество может существовать лишь тогда, когда социальные отношения, организация, целостность воспроизводятся членами общества». [10] При этом обязательным условием существования и развития любого социума является наличие элиты общества, задача которой, в силу привилегированного положения и наличия у её членов определённого социального досуга, заключается в создании создавать политических и духовных ценностей, которые позволили бы социуму двигаться вперед по дороге исторического прогресса, поскольку «…правящая элита — особый социальный слой, субкультура которого включает ценность государственной жизни». [11]
Как завершающая форма социальной организации общества выступает создание первого свода письменных законов — «Русская правда» Ярослава Мудрого. В задачу автора не входит подробный анализ этого документа, но следует сказать, что его появление является как бы завершающим этапом структурной социализации древнерусского общества. Сформировано государство, с различными социальными группами и требуется какой-либо свод законов, который, хотя бы самым общим образом регулировал социальные отношения в государстве. Сама «Русская правда» не представляла собой кодекса законом, а была процедурной регламентацией того, как следует разбирать разного рода споры между русичами. Она не заботилась о предупреждении преступлений и не проявляла каких-либо особых форм в системе преследования преступников. Потерпевший, по нормам «Русской правды», должен был сам найти преступника и сам позаботится о свидетелях и наличии доказательств. Основой содержания «Русской правды» служат нормы обычного права. То же самое мы видим и в других странах Севера Европы — «Салическая правда» у франков, «Саксонская правда» у германцев. Таким образом, налицо продолжающееся влияние скандинавских обычаев на систему социальной жизни Киевской Руси.
В 1054 году Ярослав Мудрый, перед своей смертью, поступил не совсем мудро, подтвердив принцип перехода великокняжеского престола по старшинству, то есть от старшего брата к младшему, а не от отца к сыну. Этот обычай наследования привел к многочисленным княжеским усобицам, когда дядья воевали с племянниками. Появился институт «князей — изгоев», которые лишались своего «стола» и вынуждены были бороться за свои права при помощи иноземных войск и не совсем безуспешно. На Русь стали постоянно приходить польские войска, а затем и половецкие дружины, что сопровождалось разорением страны. В 1097 году состоялся знаменитый съезд русских князей в городе Любеч. На нем были приняты важнейшие социально-политические решения, определившие судьбу страны на многие столетия вперед. Одно из решений закрепляло за каждым князем его владение «каждый да держит отчину свою». Другое решение съезда — закрепляла за князьями политическую самостоятельность. Вокруг великого киевского князя другие князья объединялись только в случае внешнеполитической опасности. Таким образом, Русь превращалась в конфедерацию независимых княжеств.
Именно решения Любечского съезда продвинули Киевскую Русь уже по цивилизованному, европейскому, «римскому» пути социального развития, отодвинув на второй план старые славянские и скандинавские племенные обычаи. Как отмечают зарубежные исследователи истории России, в XII в. «… местные князья рассматривали свои земли не как собственность династии, а как свои личные вотчины, переходившие от отца к сыну. Землевладение начало вытеснять торговлю и владение торговыми путями как основными рычагами власти, а земельная рента вместо дани превратилась в основной источник дохода землевладельца. Право бояр на сбор дани превратилось в нечто большее — феодальную повинность. Местная же община становилась структурой чисто крестьянской, а представители других слоев общества, вышедшие из её состава, заботились о своем доходе и правах на собственность». [12]
К началу XIII в. на территории Киевской Руси формируются 15 относительно независимых феодальных княжеств, связанных с киевским великокняжеским престолом только вассальной зависимостью, которая была, надо сказать, весьма условной, поскольку свои владения, в начальной стадии, князья получали по милости киевского князя как родственники его — рюриковичи, а не за службу, как в Западной Европе. Ликвидация в силу политических причин (Крестовые походы и, как следствие их, усиление торговой роли итальянских городов) торгового пути «Из варяг в греки», господство в причерноморских степях половцев, повысило хозяйственное значение местных городов, создававшихся раньше как «погосты» — места сбора дани. Основной доход стал поступать от местного сельского хозяйства и от производства на местах предметов быта, то есть местного ремесла. В политическом плане главой местного княжества был князь, который являлся администратором, военачальником и судьей в одном лице. Но на долгом историческом пути превращения удельного княжества в монархию стояла дружина князя, бояре, которые, по старой традиции, видели в князе не столько сюзерена — государя, сколько своего военного предводителя, старшего боевого товарища, в отношении которого они себя видели просто младшими боевыми товарищами, но не вассалами в европейском понимании этого слова. Европейская система вассалитета держалась на взаимных обязательствах сторон, при которых сюзерен давал материальное обеспечение и защиту, а вассал должен был нести верную службу. Договора между ними имели отдаленный характер будущего «общественного договора». В Киевской Руси принципа четких договорных отношений между князем и дружиной не было. Существовал обычай целования креста и земного поклона, в знак того, что боярин или другой поступающий в дружину, идет на службу с чистой совестью, но также он мог и уйти со службы.
Важной частью социального единства было также устойчивое чувство выходцев из одного древа — Киевской Руси. Переезд из одного княжества в другой не создавал для «мигрантов» особых трудностей, поскольку каждый русич считался своим, православным и должен был на новом месте только проявить больше социальной и профессиональной активности, дабы мог быть принятым старожилами в свою кампанию.
На рубеже XII–XIII вв. среди 15 основных княжеств выделились три главных: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское. Как показал дальнейший путь исторического развития, эти княжества в социальном плане представляли собой три варианта дальнейшего социально-политического и экономического развития страны. Рассмотрим каждый из них.
Начнем с Владимиро-Суздальской земли. Именно социально-политическое устройство этого княжества, и, в значительной степени, экономические условия жизни его обитателей, по мысли большинства отечественных историков, независимо от их школ, легли в основу будущего российского государства во всех его исторических ипостасях — Московского княжества, Московского царства, Российской империи, Советского Союза. Во Владимиро-Суздальском княжестве и власть, и население были в немалой степени пришлым элементом. Крестьянское население формировалось, в основном, из переселенцев с Юга и Юго-востока киевской Руси, спасавшихся от набегов кочевников и последствий междоусобных войн. Поэтому князь, которого посылал в этот край Великий князь киевский, был здесь, прежде всего «хозяином», мало считаясь с малочисленным боярством и со слабым, не имеющим традиций вечем. Властитель Владимиро-Суздальской земли считал себя вправе поступать с землей как с частной собственностью, перед смертью делил её между сыновьями на уделы. Каждый удельный князь также считал себя собственником и государем — отсюда смешение частного и публичного права, начало формирования так называемого «вотчинного государства». Города в этом княжестве были слабы, и для торговли по волге нуждались в защите сильного государства. Крестьяне — переселенцы селились на землях князя, сразу принимая подчиненное положение. При Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском система сильной личной власти князя на северо-востоке Руси окрепла и продолжала укрепляться в течении нескольких столетий, воплотившись в виде Московского княжества.
Для текущих дел вече имело свою канцелярию — вечевую избу и своего секретаря — вечевого дьяка. Новгородские городские районы — концы имели свои кончанские вече, а улицы — уличанские вече с выборными старостами. Судебные полномочия в Новгороде распределялись между архиепископом, княжеским наместником, посадским и тысяцким. Для «пересуда», то есть для пересмотра дел существовал арбитраж в лице коллегии из 10 докладчиков, по одному представителю с каждого «конца» или знатному горожанину. Для приведения решения в исполнение существовал штат судебных приставов.
Новгородское вече могло одобрять или не одобрять те или иные акты, но не имело права их разрабатывать. Этим занимался так называемый «совет господ», состоявший из посадника, тысяцкого, кончанских старост, сотских и бывших посадников и тысяцких попасть в него могли представители богатых семей Новгорода, так называемых «золотых поясов» числом чуть более 300 семей.
К недостаткам вечевого строя Новгорода следует отнести то, что в отличии от европейских городов в нём отсутствовала чёткая система регламентации: решения на собрании принимались не путем подсчета голосов, а «горлом» — кто громче орет, то и решение принимается. Этим обстоятельством пользовались богатые горожане, нанимая «горлопанов», которые по сигналу начинали орать нужное решение. Не защищались права меньшинства, городское самоуправление отличалось слабой структурированностью.
Чем особенно отличался Новгород не только от городов Киевской Руси, но и от своих европейских собратьев, так это уровнем грамотности. В городе были грамотны две трети мужчин и половина женщин, что для Средневековой Европы явление уникальное. Археологические раскопки, с нахождением многочисленных берестяных грамот, подтверждают этот факт.
Наименее изученным из возможных социальных альтернатив развития средневековой Руси является феномен Галицко-Волынского княжества. Занимая территорию Юго-Запада Киевской Руси это княжество имело второе по площади место после Новгорода. Но климатические условия — земледельческие работы можно было вести с апреля по октябрь, давали возможность вести интенсивное хозяйство. На территории этого княжества добывался основной консервант для продуктов того времени — соль, в виде слюды, что давало возможность вести выгодную торговлю этим товаром. Наличие рек, впадающих в Черное море, позволило создать через Галицко-Волынское княжество миниторговый путь «из Кавказа в Северную и Центральную Европу». Все это вместе взятое предопределило привлекательность княжества для многочисленного потомства рюриковичей и для бояр. Многочисленное боярство стремилось превратить само княжество и Галицкое, и Волынское в мини-конфедерацию. Здесь постоянно чувствовалось влияние соседних стран — Польши и Венгрии. Влияние было и политическое, и культурное. В Галицко-Волынском княжестве проходили рыцарские турниры, скачки, широко было развито музыкальное искусство. Дети князей и Ярослава «Осмомысла» (знал 8 языков), и Даниила Галицкого были знакомы с средневековой рыцарской литературой. Дочь князя Даниила читала известный средневековый роман «Тристан и Изольда». По мысли Даниила Романовича, в целях предотвращения постоянных распрей с многочисленным боярством следовало бы внедрить в княжестве систему феодального вассалитета — договоров, на манер европейских.
Таким образом, можно говорить о «европеизации» России уже на достаточно раннем этапе средневековой цивилизации, со всеми её плюсами и минусами. Как бы утвердилась эта цивилизация в стране с еще живыми языческими традициями и православной церковью, в тот период в основном представленной выходцами из Византии, сказать невозможно, поскольку история не знает сослагательного наклонения. Однако тенденции развития по европейскому пути в начале XIII века на Руси проглядывались достаточно чётко.
Статья «Социальная структура общества Древнерусского государства». Автор: Елена Владимировна Константинова
Автор: Елена Владимировна Константинова
Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила.Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе.Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения
Автор: Елена Владимировна Константинова
Тема: «Социальная структура общества Древнерусского государства»
Этапы образования государства
С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам. Торговля разлагала общину способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств.
Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки. Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы, заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Нам известны города, принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовные угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности.
Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины. Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы – холопы, робы – рабыни. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей, зависящих от господина.
Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди, выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси.
На Руси начал о формироваться классовое ранне феодальное общество. Там, где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть государство, и оно возникло. Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам. Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала в с ебя восточно славянские земли, но очевидно, что кроме средне днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.
Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и Новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образов ание Древнерусского государства.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была присоединена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские земли до Сана.
В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. К Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские зе мли были объединены под властью. 1
Ст руктура древнерусского общества
Окончательно структура государства славян обретает четкий образ лишь при князе Владимире (980-1015). Он поставил править на княжение в девяти крупнейших центрах Древней Руси своих сыновей.
Основные общественные группы этого исторического периода: Высшие классы, к которым относились князья, бояре и прочие владельцы больших земельных участков, в городах – богатые купцы; Средний класс – к нему относили купцов и ремесленников в городах, а также владельцев средних и небольших имений, расположенных в сельской местности; Низшие классы являлись беднейшими ремесленниками и крестьянами, жившими на государственных землях. Существовали также полусвободные и невольники. На вершине социальной пирамиды стояли князья во главе с великим князем киевским. Более подробно структура древнерусског о общества приведена на рисунке.
С середины 11 века появляются удельные княжества – «отчины» отдельных князей. К таким относились Черниговское княжество, Переяславское, Смоленское и другие. «Отчины» находились в личном владении всего княжеского рода. Престол правления в них наследовался.
С участием князей, бояр собирались феодальные съезды, где рассматривались вопросы, интересующие все княжества. Формировался орган управления, который занимался судебным делом, сбором различных пошлин. Из дружинников князь назначал своих помощников, и управителей княжеского вотчинного хозяйства – тиунов (впоследствии они становятся специальными чиновниками правительства и включаются в систему государственного управления). 2
С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стало частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные.
К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. К черному духовенству относились монахи.
Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить. 3
Список электронных ресурсов:
Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития
[Электронный ресурс] //Помощь студенту: [web-сайт]. – Режим доступа:
, свободный (дата обращения 04.04.20)
[Электронный ресурс] // Справочник: [web-сайт]. – Режим