составьте диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей произвольная форма
Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.
В жизни дошкольника с нарушенным развитием роль игры не менее важна, чем для ребенка с нормальным психическим развитием, для которого игра является базой для развития воображения, мышления, речевого общения.
При проведении наблюдений за игрой выявлена связь нарушения игровой деятельности дошкольников с ЗПР с трудностями в общении. Детям данной категории присуще снижение уровня вербального общения, выражающееся в малом количестве речевых высказываний, просьб, низком словарном запасе, преобладании невербальных средств в общении. Детям, испытывающие трудности в общении, сложно влиться в коллектив сверстников. Как правило, их не принимают в игру и не желают дружить с ними. Данный факт приводит к усугублению негативных особенностей эмоциональной и моральной сферы ребенка с ЗПР
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются шесть типов одиночной активности:
-незрелая функциональная игра, проявляющаяся как простая моторная активность, осуществляемая ради удовольствия;
— конструктивная игра – действия с предметами с целью получения какого-либо результата;
-наблюдающее поведение, в котором ребенок находится рядом с играющей группой, но не присоединяется к ней;
У дошкольников с ЗПР с трудом возникает замысел игры, игровые сюжеты стереотипны, темы игр в основном бытовые. Игра детей носит преимущественно неречевой характер. Смысл игры обычно состоит в выполнении действий с игрушками и предметами.
Таким образом, трудности, возникающие у дошкольников с ЗПР в игровой деятельности, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Если у детей в норме к шести годам сюжетная игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР данного возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, обычно характерные для преддошкольного или младшего дошкольного возраста.
-индивидуальное игровое занятие,
-наблюдение за игрой в группе.
1.Индивидуальное игровое занятие «Поиграй».
Цель : выявление уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в общий сюжет.
Оценка действий: интерес к сюжетный игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (наличие неадекватных действий, предметно-игровых), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.
Оборудование для мальчиков: набор сюжетных игрушек (грузовая машина с грузом, подъемный кран, вертолет).
Оборудование для девочек: набор сюжетных игрушек (кукла, набор мебели или посуды).
2. Наблюдение за игрой в группе.
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей.
Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням.
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий.
Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала ведущим видом деятельности дошкольников с ЗПР, требуется специально организованная коррекционно-развивающая работа. Первым и немаловажным этапом коррекции игровой деятельности является диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика диагностики уровня сформированности игровых навыков
Цель: определить уровень сформированности игровых навыков.
Инструкция : для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4–5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь при необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное – чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей («Путешествие», «День рождения у белочки» и др.).
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1) распределение ролей;
2) основное содержание игры,
3) ролевое поведение;
4) игровые действия;
5) использование атрибутики и предметов-заместителей;
6) использование ролевой речи;
7) выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1-й уровень – от 2,0 до 3,5 лет;
2-й уровень – от 3,5 до 4,5 лет;
3-й уровень – от 4,5 до 5,5 лет;
4-й уровень – старше 5,5 лет.
1) Распределение ролей.
1-й уровень – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом.
2-й уровень – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто хочет быть Лисичкой?».
3-й уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций. При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4-й уровень – самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры.
1-й уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2-й уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью.
3-й уровень – выполнение действий, определяемых ролью.
4-й уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение.
1-й уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется.
2-й уровень – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3-й уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4-й уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия.
1-й уровень – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия.
2-й уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление).
3-й уровень – игровые действия многообразны, логичны.
4-й уровень – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов заместителей.
1-й уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого.
2-й уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики.
3-й уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей; на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4-й уровень – использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время.
6) Использование ролевой речи.
1-й уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2-й уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной»). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», – назовет свое имя.
3-й уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4-й уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», – назовет свою роль.
7) Выполнение правил.
1-й уровень – отсутствие правил.
2-й уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3-й уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4-й уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдений удобно представить в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечаются его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка.
Диагностика сформированности игровых навыков дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время не только наш опыт, но и исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на наш взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.
Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности ) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
Группа_________________ Дата наблюдения____
Диагностика сформированности игровой деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДЕТЕЙ
Большинство педагогов испытывают трудности в анализе игр, он часто превращается в пересказ взрослыми того содержания, которое передавали дети в играх. Такие обсуждения не дают возможности правильно, с учетом уровня развития игры, поставить задачи руководства на будущее.
Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. В методических рекомендациях даны характеристики высокого, среднего, низкого уровней развития сюжетно-отобразительной игры, начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжетно-ролевой игры. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок. Это позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
1. ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ИГРЫ ДЕТЕЙ
Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры. Так, Е.В.Зворыгина выделила игровую задачу. Она дала определение: «Игровая задача — это система условий, в которой задается мнимая цель, попятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами» 1 ).
Исследования, проведенные Н.Т.Гринявичене, Н.Ф.Комаровой, Л.Д.Пеневой, А.Д.Саар и другими показали, что с помощью игровой задачи можно разносторонне анализировать игру, поэтому при разработке диагностического листа она тоже использовалась для анализа игры.
Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры.
I. Содержание игры
С.Л.Новоселова считает, что игра — это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. Подобные мысли высказывали известные педагоги Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова и многие другие. Они отмечали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета. Исходя из этих теоретических положений, была выделена первая группа показателей, характеризующая содержание игр.
Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующие вопросы:
1. Как у играющих возникает замысел? Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.
2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Безусловно, если понаблюдать за играми 1—2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или из бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.
3. Сколько игровых задач ставит ребенок?
Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в «семью», она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет. Другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собаку, кормит ее «косточкой», потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи.
4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет разнообразные они или однообразные.
5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?
Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать: «Покорми кукол». Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач, например, воспитателю достаточно сказать: «Куклы грустные, что они хотят?» и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. В этом случае отмечается, что игровую задачу, ребенок ставит с помощью взрослого. Дети могут и самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр.
II. Способы решения детьми игровых задач
В исследованиях, проведенных под руководством С.Л.Новоселовой 2 ) установлено, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Так, на этапе сюжетно-отобразительной игры малыши решают поставленные задачи предметными способами, а на этапе сюжетно-ролевой игры — не только предметными, но и ролевыми.
Рассмотрим, какие вопросы нужно выяснить, чтобы иметь представление о способах решения детьми игровых задач.
1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.
2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками.
Известно, что игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т. е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых, так если в игре девочка «моет» посуду, то ее движения схожи с движениями человека, моющего настоящую посуду.
Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет.
Игровые действия с игрушками могут быть и обобщенными, в этом случае ребенок выполняет их не развернуто, а быстро, как бы «свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала — предметов-заместителей. Именно поэтому педагогу нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.
3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.
Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно ли они включают их в игру или с помощью взрослого.
4. Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами.
Так же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.
5. Принимает ли ребенок на себя роль?
При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры. Иногда педагогу непонятно, взял ребенок, на себя роль или нет, например, у мальчика в руках руль, он изображает, что едет на машине, при этом роль словом не обозначает. Его можно спросить: «Ты кто?» Если ребенок ответит, что он шофер, значит, он принимает роль взрослого. Если же ответа не последует или он назовет себя до имени, то ребенок роль не принимает. В этом случае, чтобы ребенку помочь осознать роль, педагог может сказать: «Ты едешь на машине и рулишь, как шофер».
6. Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные. Например, если мальчик в роли шофера только крутит руль, то его действия однообразные, а если он еще и ремонтирует машину, моет ее, заливает бензин и т.п., то его действия разнообразные.
7. Какова выразительность ролевых действий? При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика. Например, одна девочка в роли мамы ласковая, веселая, а другая — строгая, хмурая.
8. Наличие ролевых высказываний.
Ролевые высказывания — это отдельные реплики, которые ребенок произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, сверстнику.
9. Кто инициатор ролевых высказываний?
Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, который обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.
10. Наличие ролевой беседы.
Постепенно от ролевых высказываний играющие переходят к. ролевой беседе. Ролевая беседа — это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие. Она характерна для развитой сюжетно-ролевой игры.
11. Кто инициатор ролевой беседы? Инициатором ролевой беседы может быть, как взрослый, так и ребенок.
12. С кем ребенок вступает в ролевую беседу? Ребенок может вступать в ролевую беседу со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.
13. Какова содержательность ролевой беседы?
Ролевая беседа может быть интересной, содержательной. Но играющие могут обмениваться и стереотипными, заученными фразами, в этом случае ролевая беседа не интересна.
Итак, выделенные показатели позволяют определить степень сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.
III. Взаимодействие детей в игре
Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. В исследованиях А.П.Усовой, Р.А.Иванковой рассматриваются особенности взаимодействия детей в игре. Основываясь на материалах этих исследований, была выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре.
1. Вступает ли ребенок во взаимодействие? Педагогу необходимо выяснить, вступают играющие во взаимодействие, или их игра носит индивидуальный характер. Ребенок в игре может взаимодействовать со взрослым или со сверстниками.
2. Кому ребенок ставит игровые задачи? Игровые задачи ребенок может поставить взрослому или сверстнику.
3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи? Как показывают наблюдения, большинство детей охотнее ставят другим игровые задачи и не умеют их принимать от сверстников, в этом случае возникает конфликт. Чтобы этого избежать, надо научить детей принимать игровые задачи от сверстников. Но поставленная сверстником игровая задача не всегда может быть ребенку интересна, в этом случае надо выяснить, умеет ли он тактично отказываться от поставленной игровой задачи.
4. Какова длительность взаимодействия? Играющие могут вступать в кратковременное и длительное взаимодействие.
Итак, эта группа показателей дает представление о взаимодействии детей в игре.
IV. Самостоятельность детей в игре
Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.
Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ
На основе выделенных показателей были разработаны два диагностических листа по определению уровня развития игры детей: для методистов детских садов и для воспитателей.
Диагностический лист № 1 предназначается для методистов и творчески работающих воспитателей, внедряющих в практику материалы исследований по проблеме руководства играми детей.