сословие это в истории определение
Значение слова «сословие»
1. Социальная группа с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых отношений феодализма. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство). Податные сословия (крестьянство, мещанство). Духовное сословие. Дворянское сословие. □ Автор весьма совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, зная по опыту, как неохотно они знакомятся с низкими сословиями. Гоголь, Мертвые души. — Мы требуем, чтобы совсем уничтожены были сословия, чтоб не делились люди на белую и черную кость. Галин, «Сормовска земля богата…»
2. кого или какое. Группа лиц в дореволюционной России, объединенная профессиональными интересами; корпорация. Сословие медиков. Сословие юристов. || Разг. шутл. Группа лиц сходной профессии, сходных занятий, положения и т. п. Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. Пушкин, Станционный смотритель. — Ты ж мировой водитель, гордость всего шоферского сословия. Б. Полевой, Рождение книги.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
СОСЛО’ВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (истор., дореволюц., загр.). Значение каждого лица в государстве определялось значением сословия, к которому лицо принадлежало. Ключевский. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество; дореволюц.). Податные сословия (крестьянство, мещанство; дореволюц.). Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются (декрет ЦИК 23 ноября 1917 г.). 2. Корпорация, группа лиц, объединенных профессиональными интересами (дореволюц.). С. присяжных поверенных (офиц.). || Вообще группа лиц, имеющих одинаковое занятие (разг., теперь шутл.). Сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Пушкин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сосло́вие
1. истор. сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закреплёнными законом наследственными правами и обязанностями ◆ Значение каждого лица в государстве определялось значением сословия, к которому лицо принадлежало. Ключевский (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
2. устар. группа лиц, объединённых профессиональными интересами
3. разг. шутл. вообще группа лиц, имеющих одинаковое занятие или интересы ◆ Сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Пушкин (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подмять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сословие
Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
Содержание
Сословия Древнего Рима
Сословия у Платона
Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:
Франция
Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).
В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.
Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».
Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.
К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.
Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайетт, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.
Англия
В Англии вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal ), духовенство (англ. lord spiritual ) и общинников (англ. commoners ). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.
Сословия в российском обществе
Московская Русь
Для периода Московской Руси характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).
Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.
К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.
Низший слой населения составляли несвободные холопы.
Российская Империя
В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса. С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.
Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).
Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.
Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.
10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
СОСЛО́ВИЯ
Том 30. Москва, 2015, стр. 720-721
Скопировать библиографическую ссылку:
СОСЛО́ВИЯ, социальные группы, обладающие определёнными правами и обязанностями, закреплёнными за ними обычаем или законом и передававшимися по наследству. Сословная организация общества характерна для Европы периода средних веков ; её отличает иерархия, выраженная в неравенстве положения С. Ср.-век. общество, как правило, делилось на высшие сословия – светских и церковных земельных собственников (феодалов), не облагавшихся налоговыми сборами, и низшее, состоявшее из крестьян (см. Крестьянство ) и горожан (см. Бюргерство ), занимавшихся ремеслом и торговлей. Светские земельные собственники были, в свою очередь, выстроены в т. н. феод. лестницу – нижестоящие (см. Рыцарство ) получали за службу во владение земельный надел (см. Феод ) у вышестоящего феодала; на вершине феод. иерархии находился глава светской власти (король), власть которого могла не иметь абсолютного характера (в большинстве стран континентальной Европы действовал принцип «вассал моего вассала не мой вассал»). Разрушение сословного строя началось в 16 в., когда в ходе Реформации в ряде стран Европы было упразднено сословие духовенства. Окончательно сословное деление общества уничтожено в ходе буржуазно-демократич. революций с развитием капиталистич. отношений, однако пережитки сословной организации сохранялись во многих странах Европы вплоть до нач. 20 в.