сопряжение российской и мировой истории диалог культур
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Одной из приоритетных задач современного этапа развития международных отношений стало предотвращение поляризации мира по цивилизационному признаку. Российская сторона исходит из того, что наиболее подходящие возможности для развития такого сотрудничества предоставляются в рамках ООН с учетом ее универсального характера, возможности продвижения и координации межцивилизационного диалога через широкое взаимодействие представителей государств, гражданского общества, деятелей религии, культуры, СМИ. Наряду с этим, обсуждается данная проблематика и вне ооновских площадок. Россия на этом направлении играет заметную роль как в рамках ООН, так и вне ооновского формата.
В рамках ООН Россия в этом контексте действует на следующих площадках.
1. Альянс цивилизаций (АЦ)
Создан по инициативе Испании и Турции в 2005 г.. Его цель – консолидация усилий государств и гражданского общества для преодоления разделения и отчужденности культур, недопущения цивилизационного раскола. Приоритетные направления работы – образование, молодежная политика, СМИ и миграция. C 1 января 2019 г. в должность Высокого представителя Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций вступил бывший Министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос (назначен на эту должность Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем 20 ноября 2018 г.), сменив на этом посту представителя Катара Н.Насера. Данная должность приравнивается к позиции заместителя Генерального секретаря ООН.
В ГДАЦ на данный момент состоят 146 участников: 119 государств-членов ООН, одно – не член ООН (Государство Палестина), 26 международных организаций. Функционирует Секретариат АЦ (расположен в Нью-Йорке). Создан Добровольный фонд для финансирования программ этой структуры. Действует Ассамблея партнеров Альянса. В нее входят государства, частные и общественные структуры, представители бизнеса, поддерживающие деятельность АЦ финансовыми взносами.
На ежегодной основе проводятся форумы Альянса цивилизаций. Последний, 8-й Всемирный форум, состоялся 19-20 ноября 2018 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В нем приняла участие российская делегация во главе со Специальным представителем МИД России по взаимодействию с Альянсом цивилизаций, Послом по особым поручениям К.В.Шуваловым.
2. Министерские встречи по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира
Созываются мининдел Филиппин. Проводятся ежегодно в рамках «министерской недели» сессий ГА ООН в Нью-Йорке для рассмотрения хода реализации Декларации о межрелигиозном диалоге и сотрудничестве на благо мира (принята 13 сентября 2005 г. по инициативе Филиппин) и обмена мнениями о соответствующих шагах, предпринимаемых в этой связи на национальном уровне. В ходе министерских встреч осуществляется предварительное обсуждение проекта ежегодной резолюции ГА ООН по межрелигиозному и межкультурному диалогу «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества в интересах мира». Россия традиционно входит в число ее соавторов. Данная резолюция в очередной раз была принята 12 декабря 2018 г. в ходе текущей 73-й сессии ГА ООН (А/RES/73/129).
3. Трехсторонний форум по межрелигиозному сотрудничеству на благо мира
4. Всемирная конференция по межрелигиозному и межэтническому диалогу (находится в стадии подготовки)
На данный момент прорабатывается вопрос о формировании организационного комитета в рамках подготовки к проведению в России 21 мая 2022 года Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу (будет проводиться Межпарламентским союзом при поддержке и под эгидой ООН). Данное мероприятие приурочено к завершению Международного десятилетия сближения культур, проводимого ЮНЕСКО по решению ООН и к двадцатилетию учреждения Генеральной Ассамблеей ООН Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития. Эта инициатива поддержана консенсусом органов Межпарламентского союза – Исполнительным комитетом и Руководящим Советом. В соответствии с резолюцией ГА ООН 72/278 от 22 мая 2018 года «Взаимодействие между Организацией Объединенных Наций, национальными парламентами и Межпарламентским союзом» в конференции предполагается участие глав государств, парламентариев и представителей мировых религий.
Вне ооновского формата организации российского неправительственного корпуса (действующие с весомым участием российского гражданского общества) участвуют в обсуждении межцивилизационной проблематики на следующих площадках.
1. Исследовательский институт «Диалог цивилизаций» (г.Берлин, Германия), ставший продолжением инициативы, воплощенной в Мировом общественном форуме (МОФ) «Диалог цивилизаций» (явился результатом международной программы «Диалог цивилизаций», инициированной Россией, Индией и Грецией в 2002 г.). Основателями и сопредседателями Форума стали В.И.Якунин, Дж.Капур и Н.Папаниколау. В 2006 г. МОФ зарегистрирован в Вене в качестве международной НПО.
Сессии Исследовательского института ежегодно проходят на о. Родос (Греция). В 2018 году 5-6 октября состоялся XVI форум на тему «Эффективные многосторонние взаимоотношения: диалог в интересах мира, безопасности и развития»; очередной, XVII, пройдет 11-12 октября 2019 г. на тему «Глобальный (бес)порядок: на пути к мировоззрениям, основанным на диалоге».
2. Международные Лихачевские научные чтения
В центре внимания участников этих Чтений, организуемых Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов (СПбГУП) с 2001 г., также находится проблематика диалога культур и цивилизаций в различных ее преломлениях. 23-24 мая 2019 г. состоялись очередные XIX Чтения на тему: «Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости».
3. Примаковские чтения
Представляют собой международный форум экспертов, дипломатов и политиков, посвященный памяти ученого, политического и государственного деятеля академика Е.М.Примакова (в 2019 г. они прошли 10-11 июня в Москве на тему «Возвращение к конфронтации: есть ли альтернативы?»). Организатор Чтений – Национальный исследовательский Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Приакова РАН; проводятся раз в год, начиная с октября 2015 г.
4. Международная научно-практическая конференция «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей»
Состоялась 25 марта 2019 г. в Москве. Организаторы – Духовное собрание мусульман России, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Русская Православная Церковь, Императорское Православное Палестинское Общество, Российская ассоциация защиты религиозной свободы, Институт востоковедения РАН, Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО), действующая под эгидой Организации исламского сотрудничества. В мероприятии приняли участие ученые, общественно-религиозные деятели из 40 стран мира.
5. Межрелигиозная рабочая группа по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
29-31 марта 2019 г. заместитель Председателя российской НПО «Императорское православное палестинское общество» С.Байдаков и действительный член Общества, руководитель Ливанской общины в Москве Хасан Насралла в составе делегации Межрелигиозной рабочей группы по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации посетили Сирию с гуманитарной миссией. Делегация из России вместе с лидерами христианских и мусульманских конфессий обеих стран приняла участие в «круглом столе» в Дамаске. Содействие в организации и проведения мероприятия было оказано по линии Посольств России в Сирии и Ливане.
6. «Бакинский процесс»
Участвуют российские представители и в мероприятиях «Бакинского процесса», который был запущен в 2008 г. по инициативе Президента Азербайджана И.Г.Алиева с целью продвижения мультикультурализма, межкультурного и межцивилизационного диалога. Форумы в его рамках проводились в Азербайджане, Финляндии, Иране, Турции, России, Узбекистане и Испании.
20 июня 2019 г. в Вене (Австрия) состоялось очередное мероприятие данного процесса – Международная конференция «От межрелигиозного и межцивилизационного сотрудничества к общечеловеческой солидарности», организованная Бакинским международным центром межрелигиозного и межцивилизационного сотрудничества при Управлении мусульман Кавказа совместно с Международным центром межрелигиозного и межкультурного диалога им. Короля Абдаллы ибн Абдель Азиза (KAICIID), Женевским центром по развитию прав человека и глобального диалога и Посольством Азербайджана в Австрии.
Архимандритом Филаретом была затронута тема соотношения религии и прав человека. По итогам мероприятия была принята «Венская декларация», в которой, в частности, содержится призыв к разработке национальных планов действий по защите религиозных объектов и исторического наследия, противодействию пропаганде религиозной нетерпимости, развитию межрелигиозного диалога, принятию мер по борьбе с преступлениям на почве антисемитизма, христиано- и исламофобии, а также уважению территориальной целостности и неприкосновенности госграниц.
[1] Группа высокого уровня (ГВУ) учреждена в 2005 г. для формулирования концепции и Плана действий АЦ. Результатом ее работы стал доклад, обнародованный в ноябре 2006 г. в Стамбуле. В нем представлена как общая оценка ситуации на межцивилизационном треке, так и несколько блоков конкретных предложений – в сферах образования, молодежной политики, СМИ, миграции, которые стали программой действий для государств на национальном, региональном и местном уровнях, а также для международных организаций и гражданского общества.
Диалог культур как способ решения межконфессиональных проблем
Преобладающее большинство народов нашей страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. При этом указывается, что в духовной сфере развития общества важным является «учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности». [1]
Образование «евразийской» или «собственно российской» культуры было обусловлено тем, что Российское государство исторически создавалось на принципе диалога разных культур. Этот диалог изначально предполагал поиск и выработку системы ценностей и норм взаимовыгодного сосуществования разных культур.
Являясь манифестацией условия единства общей культуры, диалог, таким образом, обеспечивал сосуществование многих конкретных этнических, социальных и конфессиональных групп. Следовательно, сохранение исторического наследия всех народов России в лоне евразийского этнокультурного пространства, формирование в социуме атмосферы уважения к их культурным ценностям, возрождение и развитие национальной самобытности и традиций взаимовлияния славянских, тюркских, кавказских и других народов России представляется одной из главных задач современного российского общества.
При этом важно, чтобы все стороны той или иной проблемы рассматривались целостно и во взаимодействии, без наделения одной из них примата всеопределяющей роли. Межконфессиональные проблемы неотделимы от проблем межэтнических и межкультурных, и поэтому осмысление их роли в современном российском обществе требует разумной оценки, которая позволила бы провести вектор консолидации сил на пути построения демократического общества и государства.
Рост конфессионального разнообразия России обусловлен рядом причин: присоединение к ее составу новых областей (концепция колонизации сопредельных территорий); свободная иммиграция в страну иноземцев, а также современная волна иностранных проповедников; образование новых конфессий в разные исторические периоды в результате расколов или объединений. При этом важно учитывать, что в одних случаях конфессия отождествлялась с конкретной этнической культурой, в других случаях несколько конфессий представляли одну этническую культуру.
Россия не является, и никогда не была мононациональной и моноконфессиональной. Она изначально складывалась как общее государство восточных славян, угров-финнов и тюрков, а в последние два века — и народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, как общая родина христиан и мусульман, буддистов и последователей иных национальных религий.
Большую роль в становлении такого единства сыграла религия. Развитие межконфессиональных отношений в России в разные периоды истории носило своеобразный характер. В царской России взаимоотношения между религиозными организациями на институциональном уровне практически отсутствовали, будучи ограниченными системой, предусматривающей законодательное различие в статусе конфессий, определявшей их положение, и делившей их на категории: «первенствующая» Русская православная церковь, являвшаяся государственной церковью (и подчинявшаяся Синоду, включенному по указу Петра в состав 12 коллегий), «иностранного исповедания», или «терпимые», то есть религии народов, так или иначе оказавшихся в составе России (сюда входили ислам, буддизм, протестантизм и католицизм, и их деятельность была ограничена), и, наконец, «раскольники», чья деятельность была запрещена.
После Октябрьской революции, когда был провозглашен принцип отделения церкви от государства, новые власти стали активно бороться с религией, воспринимая ее как «пережиток прошлого». Религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской неблагонадежности и неполноценности. Произошел массовый отход от церкви. В стране велась активная пропаганда атеизма.
После Великой Отечественной войны межконфессиональные взаимоотношения оживились и в основном сводились к совместным акциям в защиту мира (с 1949 года), инициируемых государством, а также к участию с 1961 года ряда христианских церквей в деятельности Всемирного Совета Церквей в рамках протестантско- православного диалога. В этот исторический период государство применяло административные методы управления и контроля в области межконфессиональных отношений, поэтому эти отношения носили формальный характер, нежели содержательно деловой.
Следует отметить, что опыт взаимодействия, накопленный в советский период, позволил конфессиям (пусть только на институциональном уровне) активно участвовать в общественно-политической жизни.
Процесс возрождения национального и религиозного самосознания, начавшийся в нашей стране в период перестройки, носил внутренне противоречивый характер. В результате демократических преобразований значительное изменение претерпел характер межконфессиональных отношений. Принятие в 1990 году Закона «О свободе вероисповеданий», а также изменение политической обстановки позволило конфессиям сменить искусственную регуляцию их взаимоотношений посредством административных методов государственного контроля на правовые способы регуляции межконфессиональных отношений. Во-первых, законодательное установление свободы религиозной деятельности и пропаганды учений привело к обострению конфликта на почве борьбы за паству. Во-вторых, их развитие существенно коррелировалось осложнением межнациональных отношений и возникновением межэтнических конфликтов. В-третьих, ситуацию в религиозной сфере значительно усложнило проникновение в Россию зарубежных религиозных движений и возникновение отечественных религиозных новообразований.
Совокупность этих факторов поставила перед обществом задачу сохранения опыта межконфессионального взаимодействия, накопленного за всю историю России, а государственное участие в них направить на путь равноправного диалога в пространственном поле культуры.
Предпринятый некоторыми конфессиями поиск идейной платформы взаимопонимания и совместных действий был вызван необходимостью адаптации к новым условиям и решения назревших проблем. Реализация этих идей нашло отражение в деятельности Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), проведении ряда конференций с участием представителей различных конфессий и т.д. Объективная потребность в межконфессиональном диалоге вызвала к жизни создание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
На заседаниях этого Совета представителями разных конфессий обсуждаются проблемы совершенствования государственно- церковных отношений в России на этапе развития демократических реформ, рассматриваются проекты новых федеральных законов. Например, «О внесении изменений и в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», «О внесении изменений и дополнений в Закон «О свободе вероисповеданий», «Об альтернативной гражданской службе», анализируются перспективы возможного межконфессионального взаимодействия в достижении консолидации российского общества и др. [2]
Особенностью современных межконфессиональных отношений на Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане является их теснейшая связь с межнациональными отношениями, где последние «задают вектор» развития многих социокультурных процессов. Представляется, что теоретическая модель развития поиска предельных оснований нашего общества должна учитывать национально-культурное многообразие дагестанского населения.
При этом следует исходить из того, что многонациональность не является источником проблем, а являет собой дополнительный ресурс для духовного возрождения человека, устойчивого экономического развития. Препятствия, мешающие полноценному диалогу культур различных этносов, необходимо преодолевать на путях выработки универсальных ценностей.
Необходимо подчеркнуть, что система ценностей каждой культуры содержит как способствующие сохранению и развитию ее самобытности, так и обеспечивающие открытость, способствующие диалогу с другими культурами ценности. Они имеют большое значение в становлении конструктивных межконфессиональных и межэтнических отношений, влияющих на стабилизацию положения в современном дагестанском обществе и построение в России в целом демократического общества.
С первых шагов своего существования дагестанская народность формировалась как особый культурно-исторический тип в общем потоке евразийского цивилизационного процесса.
Россия и мусульманский восток явились двумя составляющими развития дагестанских народностей, и через их противостояние реализовался механизм их саморазвития. Дагестанские народности, начав формировать свою культуру в языческих и мифологических формах, минуя их рационализацию в парадигмах собственной культуры по типу античности, сразу заменили их мусульманской верой.
Особенно важно подчеркнуть, что такой шаг был вызван не проблемой экономического или социо-культурного отставания, а носил скорее чисто политический характер поиска интеграцию с восточной мусульманской культурой. Следовательно, процесс исламизации Дагестана, хотя и шел со своими отличительными особенностями, но все же имел общекавказские культурные истоки, коренившиеся в древних духовных традициях.
Важно учитывать, что в России, в том числе и в Дагестане, этногенез шел медленнее, чем в Европе. Это позволяет говорить о тенденции слияния у дагестанских народностей таких понятий, как конфессиональная и этническая идентичность. Это определялось тем, что в Дагестане этнические границы были слабо выраженными, а этно- групповые идентичности не имели взаимоисключающий, множественный характер.
Эти идентичности перекрывались более мощными формами лояльности, основанными на религиозных, кланово-династических и других отношениях. Подобная особенность Дагестана не являлась формой отставания от других регионов России, а выражала специфический характер ее культуры, для которой всегда была характерна своя скорость развития.
В анализе проблемы принятия Россией, в том числе и дагестанскими народностями, ценностей западной культуры необходимо учитывать особенность постсоветского геополитического пространства и населяющих его народов: идеалы дружбы и сотрудничества национальностей (и репрезентирующих национальные культуры конфессий), заложенные в период существования СССР, до сих пор сохраняют статус социально значимых ценностей, а межнациональные и межконфессиональные конфликты не имеют глубоких корней в обществе, и скорее всего, являются следствием экономической нестабильности и политических интриг.
Поэтому в построении диалога культур необходимо учитывать специфические особенности российской культуры. Однако, при этом не стоит отказываться от перспективы диалога с европейской культурой (например в адаптации к российским условиям ценностей «открытого общества»), а находить основу для диалога на равных началах.
Диалог культур как методологический прием решения межкультурного взаимодействия является достоянием русской философской мысли, особенно со 2-й половины 20 века. При этом, как правило, основное его практическое приложение находилось в области педагогики, в то время как идея диалога культур была идеей междисциплинарной (находившей свое приложение в культурологи, филологии, истории, психологии, философии). При этом необходимо учитывать и тот факт, что единого понимания (как собственно и единой концепции) диалога культур нет. В. С. Библер определял диалог как «не только эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (понятие диалогично по своей логической природе и по своей психологической для создания данности). Важно, однако, помнить, что речь идет о диалоге культур, общающихся между собой в контексте современной культуры. [3]
М. М. Бахтин понимал диалог как универсальный метод исследования не только человеческой личности, но и всех видов духовной культуры человечества, когда культурная основа делает диалог живой потребностью повседневного быта людей. В процессе общения происходит диалог культур, который ускоряет и обогощает развитие каждой культуры. По мнению ученого, «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рожается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения». [4]
Диалог, в котором происходит узнавание и самоузнавание культур, взаимообогащение и стимулирование их развития, создает и сам фон, от качества которого зависит четкость контуров взаимодействующих систем. При этом межконфессиональные отношения, с одной стороны, могут рассматриваться как конкретный диалог культур, но, кроме того, в такой встрече культур есть богословский и бытовой уровни, каждый из которых обладает специфическими особенностями.
В контексте данной проблематики под диалогом культур необходимо понимать диалог конкретных национальных, этнических культур, получивших определенное конфессиональное выражение, однако в такой же мере подобное выражение может быть в отношении культур социальных слоев (городской и сельской), культур различных общественных систем и т.д.
Идея диалога как формы межкультурного взаимодействия позволяет рассматривать явление межконфессиональных отношений в системе культуры. При таком подходе диалог культур выступает аксиологичным основанием (диалог как ценность или признание ценности другого) решения межконфессиональных противоречий, а его цель — создание новой культурной среды, в которой догматические противоречия отступали бы на второй план и не мешали формированию общественного согласия последователей разных религий. Полифония культур, их самобытность, раскрывающаяся в диалоге, является реальностью современной цивилизации, поэтому осмысление межконфессиональных отношений как диалога культур позволит найти не только пути преодоления существующих противоречий, но и предотвращения возможных конфликтов в будущем.
Пленарное заседание. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры
Д. А. ГРАНИН, писатель, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Санкт-Петербурга, соучредитель Конгресса петербургской интеллигенции, член Общественной палаты РФ, почетный доктор СПбГУП
К вопросу о диалоге культур и партнерстве цивилизаций
(полный текст)
Л. И. АБАЛКИН, академик РАН, научный руководитель Института экономики РАН, главный редактор журнала «Вопросы экономики», доктор экономических наук, профессор
Глобализация мирового сообщества и культура
(полный текст)
А. А. АВДЕЕВ, министр культуры РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Культура в начале XXI века и ее роль в становлении межнационального диалога
(полный текст)
П. АНЧЕВ, главный редактор литературно-художественного журнала «Просторы» (Болгария)
Закат культуры как национального проекта
(полный текст)
Ю. В. АРУТЮНЯН, член-корреспондент РАН, советник РАН, доктор исторических наук, профессор
О новых границах расселения русских и некоторых перспективах динамики населения
(полный текст)
Ф. А. АСАДУЛЛИН, руководитель Научно-общественного комитета Совета муфтиев России, член Общественной палаты РФ, кандидат филологических наук
Россия – исламский мир: движение навстречу (Духовно-культурный вектор взаимодействия)
(полный текст)
В. Ю. АФИАНИ, директор Архива Российской академии наук, заведующий кафедрой археографии Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, заместитель главного редактора журнала «Исторический архив», кандидат исторических наук
Архив – его место и роль в глобальной культуре
(полный текст)
Г. М. БИРЖЕНЮК, заведующий кафедрой социально-культурных технологий СПбГУП, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
Глобальные информационные процессы как фактор формирования глобальной культуры
(полный текст)
О. Т. БОГОМОЛОВ, академик РАН, советник РАН, заведующий кафедрой мировой экономики Государственного университета управления, доктор экономических наук, профессор
Влияние глобального кризиса на политическое мышление
(полный текст)
Н. С. БОНДАРЬ, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ
Конституционализм как социокультурное явление современного глобалистского мира
(полный текст)
К. Н. БРУТЕНЦ, вице-президент Российской внешнеполитической ассоциации, доктор исторических наук, профессор
Подъем Азии и диалог цивилизаций
(полный текст)
А. Е. БУСЫГИН, заместитель министра культуры РФ, доктор экономических наук, профессор
Диалог культур в музейном пространстве
(полный текст)
В. И. ВАСИЛЬЕВ, член-корреспондент РАН, генеральный директор Академического научно-издательского производственно-полиграфического и книгораспространительского центра РАН, директор издательства «Наука», доктор филологических наук, доктор исторических наук, профессор
Книжная культура и становление глобальной культуры (На примере творческого наследия Д. С. Лихачева (полный текст)
Г. А. ГАДЖИЕВ, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист РФ
«Шелковые оковы»: решения Европейского суда по правам человека и взаимодействие правовых культур в Европе
(полный текст)
Р. ГЕРРА, заведующий кафедрой русского языка и литературы Государственного университета г. Ницца (Франция), доктор филологических наук, президент Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции
Русский Парнас и Монпарнас
(полный текст)
В. Б. ГИГЕР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарской Конфедерации в РФ, доктор
Диалог культур и сотрудничество цивилизаций: становление и развитие глобальной культуры
(полный текст)
Р. С. ГРИНБЕРГ, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор
Кризис окончен? Глобализация продолжается
(полный текст)
С. ГУАНЧЕН, заместитель директора Центра исследований истории и географии пограничных областей Китая Академии общественных наук Китая, доктор юридических наук, профессор
Базовые ценности в традиционной культуре Китая
(полный текст)
П. Н. ГУСЕВ, главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, заслуженный работник культуры РФ
СМИ России в глобальном информационном потоке: поиск нового уровня мышления и гражданской самоорганизации
(полный текст)
А. А. ГУСЕЙНОВ, академик РАН, директор Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, почетный доктор СПбГУП
Как возможна глобальная общность людей?
(полный текст)
В. М. ДАВЫДОВ, директор Института Латинской Америки РАН, доктор экономических наук, профессор
«Альянс цивилизаций» – исторический императив
(полный текст)
М. Г. ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук, действительный государственный советник 2-го класса
Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры
(полный текст)
М. М. ДЖОШИ, член Парламента Республики Индия, доктор
Кризисы глобального монополизма и планетарной роли человечества: общий выход?
(полный текст)
П. ДУТКЕВИЧ, директор Института европейских, российских и евразийских исследований при Карлтонском университете
(Канада), профессор;
Я. ДУТКЕВИЧ, профессор Университета Виктории (Веллингтон, Новая Зеландия)
В поисках уместности «спора цивилизаций»
(полный текст)
И. И. ЕЛИСЕЕВА, член-корреспондент РАН, директор Социологического института РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Рынок труда как пример согласования интересов и толерантности
(полный текст)
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ, академик и член Президиума Российской академии образования, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, заведующий кафедрой философии и культурологии, доктор культурологических наук, профессор, председатель Исполкома Конгресса петербургской интеллигенции, заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный артист РФ
Проблематика диалога культур в научном и нравственном наследии академика Д. С. Лихачева
(полный текст)
К. Ф. ЗАТУЛИН, депутат Государственной Думы РФ,
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ, кандидат исторических наук
Сохранение единого культурного пространства СНГ: проблемы и перспективы
(полный текст)
В. Н. ИВАНОВ, член-корреспондент РАН, советник РАН, главный редактор журнала «Наука. Культура. Общество», доктор философских наук, профессор
Гуманитарные технологии. Контуры проекта
(полный текст)
И. Т. КАСАВИН, член-корреспондент РАН, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, главный редактор журнала «Эпистемология и философия науки», доктор философских наук, профессор
Цивилизационные ценности: в поисках области рационального выбора
(полный текст)
А. Е. КИБРИК, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий отделом лингвокультурной экологии Института мировой культуры МГУ, доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
Диалог культур и языки
(полный текст)
М. И. КЛЕАНДРОВ, судья Конституционного Суда РФ, член-корреспондент РАН,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Ответственность судей: проблема выбора этической или дисциплинарной ответственности в международном измерении
(полный текст)
Г. Б. КЛЕЙНЕР, член-корреспондент РАН, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, доктор экономических наук, профессор
Глобальное миссионерство или глобальное стяжательство: есть ли третий путь для России?
(полный текст)
А. КЛЕСС, директор Люксембургского института европейских и международных исследований, доктор
Смешение культур
(полный текст)
М. КЛЕСТИЛЬ-ЛЁФФЛЕР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в РФ, доктор филологии
Диалог культур и цивилизаций
(полный текст)
В. П. КОЗЛОВ, член-корреспондент РАН, профессор Российского государственного гуманитарного университета (Москва), доктор исторических наук
Общеевропейское и национальное в исторической концепции Н. М. Карамзина
(полный текст)
И. С. КОРОЛЕВ, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук, профессор
Цивилизационный фактор модернизации российской экономики
(полный текст)
С. В. ЛАВРОВ, министр иностранных дел РФ, член Совета безопасности РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры
(полный текст)
Н. И. ЛАПИН, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом аксиологии и философской антропологии Института философии РАН, профессор Государственного университета управления, доктор философских наук, профессор социологии
Универсальные ценности и многообразие жизненных миров людей
(полный текст)
В. А. ЛЕКТОРСКИЙ, академик РАН, академик РАО, председатель Международного редакционного совета журнала «Вопросы философии» (Москва), доктор философских наук, профессор
Глобализация и культурное разнообразие
(полный текст)
А. Г. ЛИСИЦЫН-СВЕТЛАНОВ, член-корреспондент РАН, директор Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор
Роль права в диалоге культур
(полный текст)
Е. А. ЛУКАШЕВА, член-корреспондент РАН, заведующая сектором прав человека Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Диалог цивилизаций: интеграция культур и ее пределы
(полный текст)
В. Л. МАКАРОВ, академик РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН, доктор физико-математических наук, профессор
О влиянии синтетических миров на общую культуру
(полный текст)
А. П. МАРКОВ, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП, доктор педагогических наук, доктор культурологии, заслуженный деятель науки РФ
Межкультурный диалог как фактор становления и ресурс развития культурологии
(полный текст)
В. И. МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Петербург в мировой культуре
(полный текст)
В. М. МЕЖУЕВ, главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор
На пути к универсальной цивилизации
(полный текст)
Э. В. МИТРОФАНОВА, председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО, Постоянный представитель России при ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор экономических наук
Роль ЮНЕСКО в развитии культурного многообразия и сближении культур
(полный текст)
К. МУСЯКОДЗИ, директор Центра азиатско-тихоокеанского партнерства Университета экономики и права (Япония), вице-ректор Университета ООН по региональным и международным исследованиям, профессор
Конфликт и сотрудничество: возможный вклад Востока
(полный текст)
В. В. НАУМКИН, директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор
Исламский мир, Россия, Запад – трудный диалог
(полный текст)
Н. Д. НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования, академик РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Глобализация и глобальная культура: один миф порождает другой
(полный текст)
Ю. С. ОСИПОВ, президент Российской академии наук, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор
Российская академия наук в диалоге культур
(полный текст)
А. ПЕРЕС БРАВО, Посол Мексики в Российской Федерации
Благо народа как краеугольный камень в диалоге цивилизаций
(полный текст)
Ф. ПЕТИТО, профессор Университета Суссекса (Великобритания), доктор
Апология диалога цивилизаций: современные двусмысленности религий как источник цивилизационной идентичности в международных отношениях
(полный текст)
В. Ф. ПЕТРЕНКО, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор
Духовные психопрактики в создании атмосферы толерантности, веротерпимости и ненасилия
(полный текст)
И. ПЕЧИ, доктор права Утрехтского университета (Нидерланды)
Европейская интеграция и европеизация уголовного права: интересный сплав правопорядков и правовых культур
(полный текст)
Е. И. ПИВОВАР, член-корреспондент РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета (Москва), заведующий кафедрой истории стран ближнего зарубежья, доктор исторических наук, профессор
Русский язык и русский мир как факторы социокультурного диалога на постсоветском пространстве
(полный текст)
М. Б. ПИОТРОВСКИЙ, член-корреспондент РАН, академик Российской академии художеств, директор Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, профессор, председатель Конгресса петербургской интеллигенции, председатель Союза музеев России
Мигранты как элемент диалога культур
(полный текст)
Э. ПОНЗИАНИ, директор Бюро международной организации по миграции (Москва)
О роли миграции во взаимодействии между обществами, культурами и цивилизациями
(полный текст)
Ж. РАДВАНЬИ, директор Центра франко-российских исследований (Москва), профессор Национального института восточных языков и цивилизаций (Париж), доктор географических наук
Франко-российские отношения и глобализация: пора стереотипов?
(полный текст)
А. РАР, директор программ по России и Евразии Германского совета по внешней политике, журналист, политолог (ФРГ)
Стратегическое партнерство Германия–Россия как фундамент прочной Европы
(полный текст)
Н. М. РИМАШЕВСКАЯ, член-корреспондент РАН, советник РАН, заведующая лабораторией гендерных проблем Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Качество жизни и здоровье населения
(полный текст)
М. САНАИ, член парламента Исламской Республики Иран, директор Центра изучения России и Восточной Европы Тегеранского университета (Иран), член Казахской академии общественных наук, профессор, доктор
Исламское отношение к диалогу цивилизаций
(полный текст)
А. Л. САФОНОВ, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доктор экономических наук, профессор, действительный государственный советник РФ 3-го класса
Развитие трудовых ресурсов в условиях глобализации трудовых отношений
(полный текст)
М. В. СЕСЛАВИНСКИЙ, руководитель Федерального агентства РФ по печати и массовым коммуникациям
Россия–Франция: полузабытая страница культурного сотрудничества художников и издателей
(полный текст)
Н. Н. СКАТОВ, член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Русская литература», доктор филологических наук, профессор
Русская литература в эпоху глобализации
(полный текст)
Ю. Н. СОЛОНИН, декан философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий кафедрой культурологии, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Глобализация культуры в контексте методологических размышлений
(полный текст)
Д. Е. СОРОКИН, член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН, заведующий кафедрой «Макроэкономическое регулирование» Финансовой академии при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор
Россия: политическая экономия межцивилизационного партнерства
(полный текст)
В. С. СТЕПИН, академик РАН, научный руководитель Института философии РАН, доктор философских наук, профессор
Стратегии глобализации и диалог культур
(полный текст)
В. А. ТИШКОВ, академик РАН, директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, доктор исторических наук, профессор
Этнический фактор и новейшая история государственной этнополитики в Российской Федерации
(полный текст)
М. ТЛИЛИ, основатель, директор Центра диалогов Нью-Йоркского университета
Европа и ислам
(полный текст)
П. П. ТОЛОЧКО, академик Национальной академии наук Украины, директор Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук, профессор
О проблеме внутрикультурного диалога
(полный текст)
Р. ТОРШТЕНДАЛЬ, член Европейской, Шведской и Норвежской академий, профессор Уппсальского университета (Швеция)
Глобальная и транснациональная культура
(полный текст)
Ж. Т. ТОЩЕНКО, член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования», декан социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (Москва), заведующий кафедрой теории и истории социологии, доктор философских наук, профессор
Манкуртизм как форма исторического беспамятства
(полный текст)
Н. А. ХРЕНОВ, заместитель директора Государственного института искусствознания (Москва), доктор философских наук, профессор
От имперского монолога к диалогу в его цивилизационном понимании
(полный текст)
С. ЧАНГ, профессор Высшей школы общественного развития (КНР), доктор философии
Построение более гармоничного миропорядка в эпоху глобализации
(полный текст)
В. А. ЧЕРЕШНЕВ, академик РАН, член Президиума РАН, председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, директор Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН и Средне-Уральского научного центра Российской академии медицинских наук (Екатеринбург), доктор медицинских наук, профессор;
В. Н. РАСТОРГУЕВ, профессор кафедры философии политики и права МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук, почетный работник высшего образования РФ
Цивилизационное развитие как продвижение к новым синтезам
(полный текст)
А. О. ЧУБАРЬЯН, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук (Москва), доктор исторических наук, профессор, почетный доктор СПбГУП
От национальной истории к всемирной истории
(полный текст)
В. Е. ЧУРОВ, председатель Центральной избирательной комиссии РФ, профессор СПбГУП
Выборы как политический институт в современном многополярном и мультикультурном мире (Сравнительный анализ)
(полный текст)
Ю. С. ШЕМШУЧЕНКО, академик Национальной академии наук Украины, иностранный член РАН, директор Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины;
А. В. КРЕСИН, ученый секретарь, старший научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, кандидат юридических наук, доцент
Сравнительное правоведение: основные этапы развития и роль в диалоге культур и цивилизаций
(полный текст)
М. В. ШМАКОВ, председатель Федерации независимых профсоюзов России, президент Всеевропейского регионального совета профсоюзов Международной конфедерации профсоюзов, почетный профессор СПбГУП
Профсоюзное движение России в контексте глобализации
(полный текст)
Н. П. ШМЕЛЕВ, академик РАН, директор Института Европы РАН (Москва), доктор экономических наук, профессор
Quo Vadis, Россия?
(полный текст)
Ю. ШТРАУБ, заведующий кафедрой социальной теории и социальной психологии Рурского университета (ФРГ), доктор философии, профессор
Межкультурная компетенция: некоторые теоретические комментарии и гуманистическая перспектива
(полный текст)
В. А. ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия): духовное взаимообогащение народов многонациональной республики
(полный текст)
Р. М. ЮСУПОВ, член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ
Информационные технологии как ресурс инновационного развития России
(полный текст)
А. В. ЯКОВЕНКО, заместитель министра иностранных дел РФ, доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Диалог культур и ЮНЕСКО
(полный текст)