сообщение по истории по искусство
Искусство древних людей
Художники каменного века
Нельзя сказать, где именно обитали самые первые художники каменного века, ведь до сих пор наши открытия в области археологии продолжаются. Но самые древние рисунки, найденные на сегодняшний день, находятся в Австралии — им около 40 тысяч лет. В Европе древние рисунки в пещерах датированы 28 тысячами лет до н.э. Среди самых известных — наскальная живопись в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании. Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». В основном темами древних художников были животные и охота.
Чем рисовали?
Краску художники каменного века готовили из истолчённых пород и минералов, а также использовали цветную глину и древесный уголь из костров. Углём наносили чёрные контуры рисунка. Вместо белого использовали каолиновую глину. Рыжий цвет и оттенки коричневого — охру — давала глина с окислами железа (ржавчиной). А чёрный минерал гематит оставлял на стенах красный след. Хранили краску в полых костях животных.
Петроглифы — это рисунки, нанесённые на камни. Геоглифы — рисунки на поверхности земли, как, например, в пустыне Наска в Перу.
Музыка и танцы
Часто у нарисованных на стенах пещер фигурок людей можно увидеть танцевальные позы и движения. Возможно, в ритуалах древних людей была и музыка — например задавался ритм с помощью барабанов и тонов свистков. Учёные полагают, что музыка как искусство возникла более 50 тысяч лет до н.э. Один из самых древних музыкальных инструментов — флейта.
Древняя керамика
С развитием ремёсел произошло и деление на примитивные профессии. Одной из таких профессий стало производство керамики, изделий из глины, обожжённой на огне. За время каменного века керамические изделия становились всё более изысканными и утончёнными. Первые находки фигурок из обожженной глины в Южной Америке относятся к периоду 4–1,8 тысяч лет до н.э. Эти фигурки, возможно, были сделаны ещё до того, как из глины стали лепить кухонную утварь. К концу каменного века в Китае и Японии изготавливали прекрасные изделия, кувшины, чаши, украшения, как, например, в конце эпохи Дзёмон (это слово переводится с японского буквально, как «след от верёвки»), когда керамика украшалась узором из витых шнуров.
История искусства
Дорогие друзья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое искусство? Определений бесчисленное множество. Однако в самом общем виде искусство можно трактовать как образное переосмысление действительности и передачу смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и прочими.
Тогда что такое история искусства? Это наука, изучающая стадии и закономерности развития разных видов искусства в различные периоды мировой истории. В ходе такого изучения выявляются общие закономерности и тренды, которым подчиняются произведения искусства, созданные в какой-либо исторический период.
На основе выявленных закономерностей разрабатывается классификация периодов, стилей и направлений в искусстве. С ними мы и познакомимся в ходе изучения его истории. Зачем вам это? Судя по тому, что вы уже читаете вводный урок к нашему краткому курсу «История искусства», у вас уже есть какой-то свой ответ на этот вопрос. У нас такой ответ тоже есть, но это позже, а сейчас познакомим вас со структурой курса.
Содержание:
А теперь – о целях и задачах курса и о том, где вам могут пригодиться полученные знания.
Цели и задачи курса
Историю мы все изучали в школе, однако в большинстве случаев фокус внимания учителя был направлен на социально-экономические и общественно-политические аспекты развития. Культура и искусство часто оставались как бы «за кадром».
Кроме того, вы научитесь разбираться в стилях и направлениях различных видов искусства, что поможет вам более уверенно чувствовать себя, например, на всевозможных выставках, премьерах, экскурсиях.
Где и кому нужна история искусства?
Можно уверенно сказать, что история искусства нужна любому культурному человеку. Даже если вы не горите желанием распознавать художников по взмаху кисти или авторство оперетт по первым аккордам, в современном мультикультурном мире очень желательно иметь представление об искусстве разных периодов и регионов.
А уж если вы работаете с людьми, базовые знания об искусстве вам просто необходимы. Просто потому, что в центре внимания большинства произведений искусств – человек, его мысли и переживания, эмоции и желания. Изучив историю искусства, вы научитесь лучше понимать людей каждый день, изо дня в день и в самых разных обстоятельствах.
Кому пригодится история искусства:
Предполагается, что профессиональные историки, археологи, искусствоведы и культурологи познакомились с историей искусства на этапе обучения в вузе, и знают ее в объеме гораздо большем, чем может вместить в себя экспресс-курс, построенный по схеме «1 эпоха = 1 урок». Если это почему-либо до сих пор не так, очень рекомендуем пройти наш курс и хотя бы в общем и целом компенсировать пробелы в знаниях.
Как освоить историю искусства?
Мы построили наш курс так, чтобы материал был понятен даже тем, кто никогда всерьез не задумывался, что история искусства – это целая наука, которая подчиняется своим закономерностям. Подача упрощена до базовых понятий и главных отличительных черт той или иной эпохи в истории искусства и подкреплена наглядным материалом, дающим визуальное представление об основных трендах в том или ином виде искусства.
При построении курса мы придерживались следующей периодизации:
В специальной литературе можно встретить другие принципы периодизации. Например, деление истории искусства на Античность, Ренессанс и Постренессанс, а истории искусства Новейшего времени – на авангард, модернизм, постмодернизм.
Однако такое деление несколько отходит от периодизации всеобщей истории. Поэтому мы решили ориентироваться на периоды, на которые делится она и которые знакомы всем со школьной скамьи хотя бы в общих чертах.
Курс не является заменой полноценному высшему образованию и не вмещает в себя информацию абсолютно обо всех произведениях искусства, созданных с древнейших времен до наших дней. Это бы существенно увеличило объем курса и затруднило восприятие, которое при избытке деталей сложно сфокусировать на главном.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще понять историю искусства, мы сгруппировали уроки по основным периодам в развитии искусства по принципу «1 эпоха = 1 урок». Так будет проще разграничить восприятие по датам, странам и основным трендам в искусстве и не запутаться в дальнейшем, обращаясь к произведению искусства того или иного стиля и направления.
Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира
Цель урока – изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира. Из этого урока вы узнаете, что искусство зародилось в эпоху Среднего палеолита, узнаете, что и почему рисовали на скалах древние люди, познакомитесь с основными памятниками искусства Позднего палеолита, мезолита, неолита и Древнего мира: Древнего Египта, Индии, Китая, Месопотамии.
Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим
Цель урока – изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Изучив урок, вы узнаете, что именно позаимствовало искусство Древней Греции от Древнего Египта, что такое ионический, дорический и коринфский стили, какова специфика греческой росписи, откуда взялось выражение «Хлеба и зрелищ» и еще много интересного.
Урок 3. Искусство Средневековья
Цель урока – изучить развитие искусства в эпоху раннего Средневековья и Византии, классического или высокого Средневековья. Вы узнаете, почему в Византии была слабо развита скульптура, чем отличались романский и готический стили западноевропейского Средневековья, какие фрески и мозаики рисовали в храмах и как оформляли рукописные книги того периода. А еще вы узнаете, кто такие ваганты и какие их песни поют с древних времен и до сих пор.
Урок 4. Эпоха Возрождения и Ренессанс
Цель урока – изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения. Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми произведениями. Вы узнаете, какие элементы античного искусства были позаимствованы в полной мере, что такое маньеризм, какие сонеты писал художник Рафаэль Санти, и ощутите энергию Ренессанса.
Урок 5. Искусство Нового времени
Цель урока – изучить основные стили и направления в искусстве Нового времени, познакомиться с работами известных архитекторов, скульпторов, художников и литераторов данной эпохи. Изучив материал урока, вы научитесь определять, к какому стилю относится то или иное произведение искусства и в чем его историческая ценность.
Урок 6. Модернизм
Цель урока – изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве и наиболее известными произведениями в этом стиле. Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.
Урок 7. Постмодернизм
Цель урока – изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма. Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.
Урок 8. Современное искусство
Цель урока – понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства. Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести свой собственный вклад в современное искусство.
Как проходить курс?
Ввиду того, что курс выстроен в хронологическом порядке, удобнее всего будет изучать уроки последовательно от первого к последнему. Если вам что-либо непонятно с первого раза, ничего страшного, для полного понимая обычно достаточно просто прочитать фрагмент текста еще раз. К слову, этот метод «повторного чтения» решает примерно 70% проблем, возникающих при освоении гуманитарных наук.
Отметим, что сегодня гуманитариям намного легче, чем, скажем, во времена Античности. Тогда словом «искусство» называли любую интеллектуальную, т.е. не физическую деятельность. А в раннем Средневековье появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые необходимо было освоить всем, кто желал учиться в университете.
Сначала изучали тривиум: грамматику, логику, она же диалектика, и риторику. Затем изучали квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В традиционном понимании искусством в этом списке является только музыка (и отчасти риторика).
Сейчас термин «искусство» охватывает гораздо более приятные для восприятия гуманитариев вещи, поэтому мы очень рады видеть вас на нашем курсе, и уверены, что вам с нами понравится.
Дополнительные материалы
Для тех, кто заинтересуется историей искусства более предметно, мы подготовили список дополнительной литературы, из которой вы сможете узнать массу интересного и заметно расширить свой кругозор.
Книги по истории искусства:
Статьи и курсы по искусству:
И напоследок приятный «десерт».
Цитаты великих людей об искусстве
В конце вводного урока мы хотим подарить вам минутку вдохновения, поделившись цитатами известных людей об искусстве:
Всякое искусство есть подражание природе.
Сенека
Искусство является очищением страстей.
Аристотель
Жизнь коротка, а путь искусства долог.
Гиппократ
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Платон
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Пабло Пикассо
Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.
Фридрих Ницше
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Оскар Уайльд
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Лев Толстой
Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме.
Георг Гегель
Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
Теодор Драйзер
Художник – лжец, но искусство – правда.
Андре Моруа
Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский
Оноре де Бальзак
Мы желаем вам успехов в освоении курса и новых интересных лично вам открытий в истории искусства. И приглашаем прямо сейчас перейти к первому уроку. Наша краткая «История искусств» ждет вас!
Искусство: его суть, виды, жанры и история
Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.
Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).
Виды и жанры искусства
Искусство — очень объемное определение, поэтому оно объединяет огромное количество способов отображения замысла автора. Виды искусства классифицируются по таким параметрам:
Исторически также принято разделять виды искусства по жанрам (темам и объектам отображения) и стилям (особенностям использования художественных приемов в произведениях).
К основным видам изобразительного искусства относятся:
История развития искусства
История искусства ведет свое начало с древнейших времен. Среди ученых нет единого мнения относительно происхождения этого способа отражения действительности. Значительная часть философов считает, что толчком к зарождению искусства послужил промысл Божий, он пробудил в наших предках высшее духовное начало и желание творить. Согласно другой теории, первобытный человек посредством создания примитивных поделок (изображений) стремился понять окружающий мир и передать приобретенные знания другим членам общества.
Первобытное искусство было тесно связано с играми и обрядами. Оно существовало в виде изображений животных на стенах пещер, песен, танцев, украшений тела рисунками и символами, всевозможных предметов из подручных материалов (раковин, костей и шкур животных).
Появление древних цивилизаций (египетской, финикийской, вавилонской) ознаменовало собой новый этап в развитии искусства. Благодаря разделению физического и умственного труда, относительно небольшая часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, стать профессиональными зодчими, художниками или скульпторами.
В каждом очаге цивилизации постепенно формировался стиль с индивидуальными отличительными особенностями. Шедевры древних мастеров стали источником вдохновения для потомков в далеком будущем.
В эпоху Средневековья в Европе искусство было полностью подчинено служению религии. Основным заказчиком произведений была церковь, центральными мотивами — библейские сюжеты и духовные истины. В исламских странах ограничение на изображение человека привело к упадку живописи. Здесь развивались другие виды искусства: архитектура, ковроткачество, каллиграфия, керамика. В Древнем Китае хорошо была развита резьба по камню, скульптура и живопись.
Эпоха Возрождения коренным образом изменила концепцию искусства. Революционные идеи гуманизма послужили мощным двигателем для создания шедевров Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Микеланджело (Michelangelo), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer). Изобретение книгопечатания содействовало развитию литературы и графики.
Чуть позже, в эпоху Просвещения наступило время кардинальной перестройки общественной жизни. Это неизбежно отразилось в искусстве появлением новых стилей:
Во второй половине XIX века бурное развитие капитализма привело к зарождению целого ряда художественных стилей:
Мастера того времени увлеченно искали новые средства художественного выражения, не стеснялись экспериментировать и отрицать догмы прошлого.
В ХХ веке огромную роль в искусстве начал играть кинематограф. Постепенно он занял главенствующую позицию относительно воздействия на широкие массы, формирования стиля жизни, пропаганды ценностей разных режимов. А развитие Интернета и всеобщая компьютеризация населения на рубеже ХХ-ХХI веков дали толчок к появлению новых видов медиаискусства.
Вместе с развитием человечества искусство прошло огромный путь от наскальных изображений до использования компьютерных технологий. Но его роль в удовлетворении духовных потребностей людей была и остается определяющей.
На сайте Very Important Lot любой желающий может принять участие в аукционах, приобщиться к миру прекрасного и приобрести шедевры искусства разных эпох. Здесь же можно купить напрямую картины у современных художников.