сообщение по истории 6 класс византийская мозаика
Сообщение по истории 6 класс византийская мозаика
Мозаика – один из самых древних видов изобразительного искусства, когда картина складывается из огромного количества цветных фрагментов, приклеенных или вдавленных в слой основы. В Византии, стране с богатой многогранной культурой, этот способ украсить пол или стены помещений был популярен уже в 6 веке нашей эры.
Многие историки сходятся во мнении, что византийская мозаика отличается от мозаик других регионов мира. Чаще всего изображения на этой мозаике располагались на золотистом фоне, а у каждого изображенного объекта был четкий темный контур. Все это позволяло мозаике выглядеть богато и очень выразительно.
Фигуры на византийской мозаике имеют правильные пропорции и множество мелких, тщательно проработанных деталей. Огромное количество оттенков цвета делает византийскую мозаику похожей на картину, написанную красками на холсте.
Считается, что именно в Византии впервые придумали использовать для создания изображения не природные камни или осколки цветной керамики, а специальные кусочки непрозрачного подкрашенного стекла.
Эта технология называется смальтой. Для изготовления смальты в стекло при выплавке добавляли примеси золота, ртути и меди в разных пропорциях, окрашивающие его в разные цвета. Потом стекло резали или кололи на мелкие фрагменты, из которых и выкладывали мозаику. Мозаика из смальты получалась особенно яркой, красочной и долговечной.
Сегодня сохранившиеся примеры византийской мозаики можно увидеть в храмах, расположенных там, где раньше была Византия. Именно храмы украшали мозаикой чаще всего, ведь стоила она очень дорого, а церковь во все времена была богата. Например, в Соборе святой Софии в Турции изображены традиционные христианские сюжеты – Богоматерь с младенцем, святые и ангелы.
В Италии византийская мозаика есть в базилике Сан-Витале, в городе Равенна. Там мозаикой покрыты все стены и своды арок базилики. Мозаикой выложены не только религиозные сюжеты, но и замысловатый узор на стенах.
Почти все дошедшие до нас образцы византийской мозаики имеют внушительные размеры, поэтому рассматривать их лучше всего с большого расстояния. Только так получится оценить весь масштаб и грандиозность работы, проделанной авторами мозаики.
В годы расцвета Византийской империи мозаика была самым популярным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны она была вытеснена более дешевыми в изготовлении фресками.
Презентация к Истории 6 класс «Византийская мозаика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Византийская мозаика История 6 класс 2017г.
Цель: Найти образцы византийской мозаики Выяснить особенности этой техники Выяснить значение слова «мозаика»
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины — было весьма популярным и престижным видом искусства в Византии. Два периода расцвета византийский мозаики приходятся на VI-VII века и период после окончания иконоборчества — IX-XIV века.
Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры.
Византийская мозаика Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны. Золотой фон означает Божественность Пурпур — символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства
Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет византийского искусства обычно условно называют «Македонским возрождением», по имени царствовавшей в эти годы династии.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и в каждой укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-767929
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исторические сведения
Древние люди прославились своим умением складывать целое изображение из отдельных цветных кусочков. Подобное искусство появилось во многих странах и развивалось до совершенства. В Риме мозаикой украшали полы и стены общественных построек, терм и дворцов. Для создания картин использовали камушки и смальту. Этот материал представляет собой смесь стекла и металлов — меди, золота, ртути. Благодаря им получали разные оттенки смальты.
Но мастера Византийской империи были искуснее римских. Она создали собственную технологию выкладывания мозаики. В первое время они использовали гораздо меньшие по размеру кусочки, что сделало работы утонченными. Позже изменили и состав смальты. Стекло начали смешивать не только с металлами, но и другими веществами. Это позволило получить большую цветовую гамму. Качество работ было настолько высоким, что до сегодня мозаики сохранились в изначальном виде.
Римские и византийские мастера выполняли работы на разные темы. Первые изображали бытовые сцены, вторые остановились на библейских сюжетах и религиозных историях. Этот вид искусства в Византии использовался в основном для украшения храмов. Каждое панно было огромным, монументальным.
Этапы развития
Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.
Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены.
Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты. Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.
Но когда Константинополь завоевали Османы, они покрыли штукатуркой знаменитые фрески. И только в 1929 году по приказу Ататюрка главный собор отреставрировали и открыли при нем музей. Большинство изображений удалось восстановить и сохранить до сегодняшнего дня.
Основы композиции
Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:
Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.
Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.
В сравнении с античными работами византийцы изображали святых символично. Ведь никто точно не знал, как выглядел Иисус и его приспешники, Богоматерь и мученики. Фигуры из-за этого были образными, но информационными — они светились могуществом и проникновенностью.
Есть несколько особенностей у византийских композиций:
С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.
Технология мозаики
Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.
Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.
Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.
Современное искусство
Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.
Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.
Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.
Реферат: Византийские моаики
Название: Византийские моаики Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 09:11:52 22 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 7118 Комментариев: 22 Оценило: 22 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать |