сообщение на тему дж гершвин рапсодия в стиле блюз история создания
Сообщение на тему дж гершвин рапсодия в стиле блюз история создания
Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)
Историю создания «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
История знаменитого произведения началась в двадцатые годы прошлого столетия. Поздним вечером 3 января 1924 года Гершвин со своим старшим братом Айрой и их общим другом композитором Бадди Дезильва захотели немного отдохнуть. Ища развлечения, они, гуляя по Манхэттену, заглянули в один из бильярдных клубов. Айра, слегка устав от игры, решил отвлечься и, взяв в руки ежедневную газету «Нью-Йорк Трибюн», в разделе развлечений прочитал интересное сообщение, которое на всех друзей воздействовало интригующе. В анонсе сообщалось, что 12 февраля, в день рождения 16-того президента США Авраама Линкольна, в Эолиан-холле Нью-Йорка состоится концерт оркестра Пола Уайтмена с программой, в которой будет исполнена новая американская музыка. Особое внимание молодых людей привлекла информация о том, что композитор Гершвин с увлечением работает над джазовым концертом.
Эта информация ошеломила Джорджа, так как через три недели должна состояться премьера его мюзикла «Сладкий маленький дьявол», и вдруг такая новость: до 12 февраля он оказывается должен сочинить новый концерт. Чтобы прояснить ситуацию, композитор, дождавшись утра, позвонил Уайтмену. Джазмен объяснил Гершвину, что сделать такое заявление в прессе его заставила сложившая ситуация. Дело в том, что его конкурент Винсент Лопез захотел присвоить идею с экспериментальным концертом себе.
Поначалу Джордж немного сомневался, ведь времени осталось так мало, но дирижёр его уговорил. Гершвину предстояло только сочинить произведение для двух фортепиано, а оркестровку будет делать Ферде Грофе – талантливый композитор, в то время работавший штатным аранжировщиком в оркестре Уайтмена.
Не откладывая в долгий ящик, Джордж сразу приступил к сочинению нового произведения. Он работал даже тогда, когда переезжал в Бостон, где должна была состояться премьера его нового музыкального спектакля. Например, главная тема «Рапсодии в стиле блюз» была написана в поезде. Так вот, Гершвин писал не джазовый концерт, а именно рапсодию – произведение в свободном стиле для фортепьяно и оркестра, включающем в себя элементы европейской симфонической музыки и американского джаза .
Изначально композитор именовал своё новое творение «Американской рапсодией», но Айра, посетив выставку художника Джеймса Уистлера и увидев там картину «Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси», посоветовал брату назвать произведение «Рапсодией в блюзовых тонах».
Концерт, который предоставлял возможность послушать «эксперименты в современной музыке», привлёк внимание многих выдающихся музыкантов. В нью-йоркском Эолиан-холле 12 февраля можно было встретить Сергея Рахманинова , Фрица Крейслера, Яшу Хейфеца, Леопольда Стоковского и Игоря Стравинского . Программа включала произведения разных авторов, но их сочинения восхищения у публики не вызывали. Восторженное волнение пошло по залу только тогда, когда за рояль сель Джордж Гершвин и раздались первые звуки его «Рапсодии». Музыкант играл так, что у слушателей от эмоций катились слёзы. По окончании произведения буря оваций охватила зал, а на следующий день публикации в газетах наперебой расхваливали талант Гершвина.
Интересные факты
Содержание
Сочинение Гершвина представляет собой рапсодию в полном смысле этого слова. Её музыкальный материал, не заключенный в строгие рамки музыкальной формы, а чередующийся в свободной последовательности, окрашен блюзовыми интонациями, характерными для негритянской музыки. Мелодический материал произведения включает в себя несколько контрастных по своему характеру тем, которые постоянно подвергаются вариационным преобразованиям.
Выдающееся произведение Джорджа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» в нынешнее время является самым исполняемым произведением, сочинённым американским композитором. Оно сегодня так же, как и в двадцатые годы прошлого столетия, остаётся для слушателей интересным и животрепещущим.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)
Сообщение на тему дж гершвин рапсодия в стиле блюз история создания
Rhapsody in Blue
«Rhapsody in Blue» (русские названия — Рапсодия в стиле блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах) для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.
Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Bluе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
Композитор вспоминал о создании «Рапсодии»: «Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».
В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения множества авторов с использованием элементов джаза. Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики.
Некоторые слушатели уже начали покидать зал. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в блюзовых тонах» («Рапсодия в стиле блюз»). От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне, от души. Дирижер Пол Уайтмен не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзвучали последние звуки «Рапсодии». Зал захлебнулся бурей оваций!
Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.
Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. И уже к ней были вполне применимы слова, сказанные дирижером и музыкальным критиком Уолтером Дамрошем о Концерте для фортепиано с оркестром Гершвина, созданном в 1925 году: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».
«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.
удивительный мир музыки для школьников
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвин (7-й класс 1-я тема ДО)
ДЗ: Подготовить краткое сообщение «10 интересных фактов из жизни и творчества Дж. Гершвина»
Комментарии
Домашняя работа Рахимовой Ники 7в
«11 интересных фактов из жизни и творчества Дж. Гершвина»
1.При рождении он получил имя Яков, которое затем изменил на американский манер.
2.Родился Джордж Гершвин в Нью-Йорке, но его родители были евреями, эмигрировавшими в США из Одессы. Они носили фамилию «Гершовиц».
3.На протяжении всей своей жизни Джордж Гершвин неустанно учился и совершенствовал своё мастерство, пытаясь добиться большего.
4.Связать с музыкой свою жизнь Гершвин решил в 12 лет, когда его невероятно впечатлила встреча с юным скрипачом Максом Розеном, который в свои 10 лет был уже известен. Правда, Гершвин решил учиться играть не на скрипке, а на фортепиано
5.Одним из учителей Джорджа Гершвина был композитор Иосиф Шилленгер, прославившийся своим уникальным математическим подходом к сочинению музыки.
6.В числе прочих его сочинений есть и две полноценные оперы.
7.У Джорджа Гершвина была сестра и двое братьев.
8.Старший его брат, Айра, также увлекался музыкой. Родители были удивлены, когда младший Джордж безо всяких профессиональных занятий скоро обогнал его по мастерству.
9.Несмотря на явный талант, учёба в музыкальных заведениях у него не ладилась, потому что казалась ему слишком нудной. В биографии Джорджа Гершвина отражён интересный факт — он так и не закончил ни одну из музыкальных школ, в которых учился.
10.Свои первые музыкальные произведения он написал в 17 лет.
11.На заре своей карьеры Джордж Гершвин подрабатывал репетитором, чтобы было, на что жить. Позднее, став известным и довольно обеспеченным, он отказался от этого ремесла.
Домашняя работа Веселова Руслана 7 «а»
В числе виртуозных пианистов и талантливых композиторов отметился Джордж Гершвин, который был невероятно популярен в США в 20-х годах прошлого века. Впрочем, его слава не померкла и спустя целый век, и его произведения регулярно исполняются в разных консерваториях мира и по сей день.
и ещё 9 интересных фактов из биографии Джорджа Гершвина:
1)Однажды он покинул родную Америку на целых три года, которые провёл в путешествии по Европе (интересные факты о странах Европы).
2)Самым знаменитым произведением Джорджа Гершвина является его «Рапсодия в блюзовых тонах». На его премьеру пришли даже такие знаменитые на весь мир композиторы, как Рахманинов и Стравинский, которые в тот день сидели на первом ряду. Это произведение они оценили высоко.
3)Уже будучи знаменитым, Джордж Гершвин помог и своему брату Айре стать музыкантом, сочинив с ним на пару несколько десятков успешных произведений. При этом Айра взял себе другой псевдоним, так как утверждал, что знаменитый музыкант по фамилии Гершвин может быть только один, и эта вакансия уже занята.
4)В числе прочих произведений в течение жизни Гершвин сочинял и музыку для кинофильмов, а также занимался аранжировкой.
5)Он так увлекался работой, что однажды прямо на сцене, во время концерта, потерял сознание и рухнул на пол. Причиной послужило нервное истощение.
6)Так как за всю жизнь Джордж Гершвин так и не обзавёлся ни женой, ни детьми, он не оставил после себя прямых потомков.
7)За музыкальную композицию к одному из фильмов Гершвин был удостоен «Оскара», но эту награду ему вручили посмертно, так как он к этому моменту скоропостижно скончался.
8)Большая часть созданных Джорджем Гершвином произведений относится к жанру мюзиклов.
9)Помимо музыки, Гершвин имел талант и к рисованию. Рисовал он и правда очень умело.
История одного шедевра: «Рапсодией в стиле блюз» Джордж Гершвин сотворил своего рода чудо
История создания
История знаменитого произведения началась в двадцатые годы прошлого столетия. Поздним вечером 3 января 1924 года Гершвин со своим старшим братом Айрой и их общим другом композитором Бадди Дезильва захотели немного отдохнуть. Ища развлечения, они, гуляя по Манхэттену, заглянули в один из бильярдных клубов. Айра, слегка устав от игры, решил отвлечься и, взяв в руки ежедневную газету «Нью-Йорк Трибюн», в разделе развлечений прочитал интересное сообщение, которое на всех друзей воздействовало интригующе. В анонсе сообщалось, что 12 февраля, в день рождения 16-того президента США Авраама Линкольна, в Эолиан-холле Нью-Йорка состоится концерт оркестра Пола Уайтмена с программой, в которой будет исполнена новая американская музыка. Особое внимание молодых людей привлекла информация о том, что композитор Гершвин с увлечением работает над джазовым концертом.
Эта информация ошеломила Джорджа, так как через три недели должна состояться премьера его мюзикла «Сладкий маленький дьявол», и вдруг такая новость: до 12 февраля он оказывается должен сочинить новый концерт. Чтобы прояснить ситуацию, композитор, дождавшись утра, позвонил Уайтмену. Джазмен объяснил Гершвину, что сделать такое заявление в прессе его заставила сложившая ситуация. Дело в том, что его конкурент Винсент Лопез захотел присвоить идею с экспериментальным концертом себе.
Поначалу Джордж немного сомневался, ведь времени осталось так мало, но дирижёр его уговорил. Гершвину предстояло только сочинить произведение для двух фортепиано, а оркестровку будет делать Ферде Грофе – талантливый композитор, в то время работавший штатным аранжировщиком в оркестре Уайтмена.
Не откладывая в долгий ящик, Джордж сразу приступил к сочинению нового произведения. Он работал даже тогда, когда переезжал в Бостон, где должна была состояться премьера его нового музыкального спектакля. Например, главная тема «Рапсодии в стиле блюз» была написана в поезде. Так вот, Гершвин писал не джазовый концерт, а именно рапсодию – произведение в свободном стиле для фортепьяно и оркестра, включающем в себя элементы европейской симфонической музыки и американского джаза.
Изначально композитор именовал своё новое творение «Американской рапсодией», но Айра, посетив выставку художника Джеймса Уистлера и увидев там картину «Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси», посоветовал брату назвать произведение «Рапсодией в блюзовых тонах».
Джеймс Уистлер. Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси. 1872 — 1875гг
Концерт, который предоставлял возможность послушать «эксперименты в современной музыке», привлёк внимание многих выдающихся музыкантов. В нью-йоркском Эолиан-холле 12 февраля можно было встретить Сергея Рахманинова, Фрица Крейслера, Яшу Хейфеца, Леопольда Стоковского и Игоря Стравинского. Программа включала произведения разных авторов, но их сочинения восхищения у публики не вызывали. Восторженное волнение пошло по залу только тогда, когда за рояль сель Джордж Гершвин и раздались первые звуки его «Рапсодии». Музыкант играл так, что у слушателей от эмоций катились слёзы. По окончании произведения буря оваций охватила зал, а на следующий день публикации в газетах наперебой расхваливали талант Гершвина.
Автограф Гершвина «Рапсодия в стиле блюз»
Интересные факты
P. S.
Сочинение Гершвина представляет собой рапсодию в полном смысле этого слова. «Рапсодия в стиле блюз» и в нынешнее время является самым исполняемым произведением, сочинённым американским композитором. Оно сегодня так же, как и в двадцатые годы прошлого столетия, остаётся для слушателей интересным и животрепещущим.
teachron
Театральный хронограф
«Рапсодия в стиле блюз» Гершвина
12 февраля 1924 года Джордж Гершвин впервые исполнил «Рапсодию в стиле блюз».
Rhapsody in Blue — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
Рапсодия была впервые исполнена автором в этот день в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана.
Пьеса была заказана Уайтманом начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину 5 января 1923 года, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку.
Произведение должно было называться «Американская рапсодия», известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвином, после посещения им художественной выставки Джеймса Макнейла Уистлера.
Оркестровку Рапсодии 1924 года для фортепиано и джазовой группы выполнил работавший на П.Уайтмена профессиональный музыкант Фердинанд Грофе. Он же позже осуществил и версию для фортепиано и симфонического оркестра. Именно в этой редакции Рапсодия ныне повсеместно известна.
«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического, и джазового направлений.
Русское название данного произведения «Голубая рапсодия» возникло под влиянием первичного значения английского слова blue, которое обозначает не только «синий, голубой», но и «грустный, печальный». Поэтому и само слово блюз буквально обозначает «грустная мелодия», «тоска», «печаль».