соня мармеладова откуда персонаж
Соня Мармеладова
Со́фья (Со́ня) Семёновна Мармела́дова — персонаж романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». На страницах романа появляется впервые в рассказе Мармеладова при знакомстве с Раскольниковым в распивочной.
Содержание
Жизнь Сони
Дочь Семёна Захаровича Мармеладова, титулярного советника, спившегося бывшего чиновника, падчерица Катерины Ивановны Мармеладовой, сводная сестра Полины, Коли и Лидочки-Лёни.
Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди. Она вынуждена заняться проституцией, поскольку иных способов добыть средства к существованию её семья не находит. Встретив Родиона Раскольникова, находит в нём родственную душу и, когда его приговорили к каторге, добровольно едет, подобно жёнам декабристов, в Сибирь вслед за ним.
Портрет Сони даётся в следующих сценах:
Кинематограф
Примечания
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Соня Мармеладова» в других словарях:
СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу… … Литературные герои
Соня (персонаж) — Sonya Соня (Алиса в Стране чудес) Умная собачка Соня Соня Мармеладова Рыжая Соня Соня (Другой мир) … Википедия
Соня — Животные Сони семейство грызунов. Колючесоневые семейство грызунов, родственное соням. Сумчатые сони семейство сумчатых. Персонажи Соня персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Соня Мармеладова персонаж … Википедия
РАСКОЛЬНИКОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865 1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких,… … Литературные герои
Преступление и наказание — Обложка из … Википедия
Родион Раскольников — Запрос «Раскольников» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Дом (сериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом. Дом Жанр(ы) комедийный мини телесериал Продюсер(ы) Матвей Сапрыкин Режиссёр(ы) Леонид Квинихидзе Сценарист(ы) … Википедия
Преступление и наказание (телесериал, 2007) — Преступление и наказание Жанр … Википедия
Дом (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом. Дом Жанр комедийный мини телесериал В главных ролях Александр Демьяненко Наталья Селезнёва Игорь Кваша Лариса Удовиченко Лариса Гузеева Лидия Смирнова … Википедия
Потрясение (фильм, 1988) — Потрясение Astonished Жанр драма психологический триллер Режиссёр Трэвис Престон Джефф Кан … Википедия
Соня Мармеладова («Преступление и наказание»)
Кто такая Соня Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова — дочь спившегося чиновника, титулярного советника. Эта должность была одна из самых низких в чиновничьей иерархии; Семён Захарович Мармеладов был хроническим неудачником, ничего особо не добившимся в жизни и теперь прожигающим остатки скромного имущества в кабаке.
У Сони есть мачеха, две сводные сестры и сводный брат. Семья живёт в большой нужде — вплоть до того, что Соне, чтобы иметь хоть какие-то деньги, приходится заниматься проституцией. В России того времени жизнь обладательницы «жёлтого билета» была тяжела и безрадостна. Проституция была узаконена, однако была предметом общественного порицания. Получается, что ради того, чтобы спасти семью, девушка обрекает себя на самую позорную участь.
Характер Сонечки Мармеладовой
Соня Мармеладова — образец самопожертвования, добра и милосердия. Она готова помогать любому человеку, даже если он и не особо хороший. Так, она жертвует собой ради пьющего и беспутного отца и ради Катерины Ивановны, которая приходится ей мачехой. Соня помогает другим не из каких-то корыстных побуждений; это понятно уже из того, что она окружена людьми, которые вряд ли могут принести ей существенную пользу.
Сонечка обладает смирением — настоящей «христианской добродетелью». При этом нельзя сказать, что это слабая девушка: в русской литературе она является одним из самых сильных женских образов. Она верит в справедливость и готова продолжать свой жизненный путь до конца, чего бы ей это ни стоило. Жизненные обстоятельства, неудачи и неурядицы не разочаровывают её, а, наоборот, придают силы идти вперёд. Также сил ей добавляет вера в Бога. Но по-настоящему важным источником жизненной энергии для Сони является любовь. Именно она и сближает её с главным героем романа — Раскольниковым.
В финале произведения Сонечка Мармеладова совершает подвиг, напоминающий поведение жён декабристов: когда Раскольникова отправляют на несколько лет в ссылку, Мармеладова отправляется за ним. Она знает, что заключение Родиона не будет вечным — достаточно скоро он получит свободу, и они будут вместе.
Сонечка сознательно толкает себя к греху, делая это ради спасения близких людей, а не из корысти или сладострастия.
Соня Мармеладова и Раскольников
Соня настолько чиста, что в любом человеке, даже в убийце и грабителе, способна найти светлое начало. Поэтому она спасает Раскольникова от, казалось бы, неминуемой гибели — в первую очередь душевной. В финале романа она становится символом надежды и раскаяния для всех заключённых.
Как и Раскольников, Соня имеет свою «теорию», однако она основана на христианских убеждениях. Соня рассказывает Родиону, что люди не могут делиться на «тварей дрожащих» и «право имеющих», что они все равны перед Богом. При этом у девушки нет желания навязывать свою веру и свою теорию Раскольникову – она хочет, чтобы он во всём разобрался сам. Так и происходит — постепенно герой понимает, что убеждения девушки становятся его собственными убеждениями.
Соня, таким образом, является выразительницей идей самого Достоевского, который, как известно, был очень религиозным человеком. Писатель искренне верил, что с помощью религиозной веры можно исправить человечество и искоренить в обществе зло.
История жизни Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»
Соня Мармеладова — одна из ключевых фигур в романе Достоевского «Преступление и наказание». Ее образ помогает автору полнее раскрыть идею произведения. Именно при участии этой девушки происходит нравственное перерождение главного героя — Родиона Раскольникова. История жизни Сони Мармеладовой позволяет лучше понять мотивы поступков героини, основы взаимоотношений с другими людьми.
Детство и юность Сонечки
Автор описывает биографию Сони начиная с раннего детства. Судьба девчушки с юных лет складывалась трагично. Еще в детстве Сонечка Мармеладова лишилась матери, умершей из-за болезни. Семья всегда жила очень бедно. Семен Захарович (так звали отца девушки) был мелким чиновником и мало зарабатывал. Когда-то он имел статус титулярного советника и пользовался уважением в обществе.
Со временем мужчина стал злоупотреблять спиртным и в результате превратился в пожилого алкоголика. Воспитанием Сони занималась ее мачеха, Катерина Ивановна, у которой было трое своих детей. Поначалу семья жила в захолустье, а затем Мармеладовы перебрались в Петербург. К этому моменту Соня была в возрасте 18 лет. Из-за пристрастия к спиртному отец не смог найти работу даже в большом городе.
Стесняясь своего рода занятий, Сонечка снимает жилье, чтобы жить отдельно от родственников. Часть заработанных денег она отдает семье отца. Забывая о себе, Софья помогает мачехе и ее отпрыскам.
Девушка не может отказать в средствах и Семену Захаровичу, даже зная, что он пропьет полученные деньги в трактире.
Внешность и характер героини
Автор наделяет Сонечку Мармеладову милыми чертами лица.
Внешне девушка была воплощением ангела:
Героиня была худенькой, ее отличал невысокий рост. За счет этого девушка выглядела моложе своих лет. В обыденной жизни Софья Семеновна Мармеладова одевалась скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Перед выходом на панель ей приходилось облачаться в яркое растрепанное платье с нелепым хвостом. На улице ее внешний облик должен быть пошлым, чтобы можно было привлечь побольше клиентов.
Описанию характера героини Достоевский специально не уделял много внимания, по его задумке образ девушки должен был быть легким, незаметным. Впрочем, по некоторым цитатам можно было понять, что это милосердная, терпеливая, кроткая, набожная особа.
«Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст…» — говорила о ней мачеха, Катерина Ивановна. Автор называет ее «робкой от природы».э
Отношения Софьи и Раскольникова
На первый взгляд, натуры Сони и Раскольникова совершенно разные. Родион был человеком тщеславным, гордым, замкнутым. Будучи студентом, он забросил учебу и замыслил злодейское убийство. Автор, давший Раскольникову и Софье столь разные характеристики, объединил их в одном — обоим героям выпала участь «униженных и оскорбленных».
Каждый из них преступает черту по-своему. Раскольников делает это, отнимая человеческую жизнь, Соня — попирая законы нравственности. Девушка чувствует себя жертвой обстоятельств и мучается от стыда. Родион, напротив, считает себя правым и совсем не испытывает раскаяния.
Судьба сталкивает их, и молодые люди начинают тянуться друг к другу:
В своих размышлениях Родион видит в дальнейшем Софью рядом с собой. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем.» Герой прекрасно понимает, почему Сонечка Мармеладова пошла на панель. Он разглядел в ней сострадательную душу и жертвенность, поэтому уверен, что девушка его не предаст. В трудные моменты героине всегда помогала вера в бога. После признания Родиона Соня читает ему отрывки из Библии и убеждает сдаться полиции.
Итог этой истории печален, но закономерен. Раскольникова ссылают на каторгу в Сибирь. Смирение Сони Мармеладовой проявляется в этот момент наиболее ярко. Героиня решает последовать за любимым человеком. Этот поступок не оставляет равнодушными даже жестокие души каторжан, отбывающих срок вместе с Родионом. Соню все любят, радуются ее появлению.
Девушка возвращается к своей старой профессии, начинает зарабатывать на жизнь пошивом одежды. Вскоре она становится известной в городе модисткой. Родион поначалу был суров и холоден с подругой, но постепенно его сердце оттаяло.
Во время болезни Софьи Раскольников остро ощутил, насколько это слабое и хрупкое создание ему необходимо. Влюбленные решают дождаться окончания каторги Родиона и остаться вместе.
Анализ образа Сони Мармеладовой
Образ Сони Мармеладовой в романе олицетворяет идею самопожертвования. Хрупкая девушка не замечает, как ломается ее собственная судьба, но готова помочь всем вокруг. Вначале она идет на панель, чтобы спасти от голода мачеху и ее малолетних детей. Софья испытывает перед этой женщиной чувство вины за своего пьющего отца.
Затем девушка без осуждения и тени сомнений едет на каторгу за близким для нее человеком. Она не думает, какой смысл в этом поступке увидят окружающие, что скажут знакомые. Сюжет намеренно построен Достоевским так, чтобы читатель не осуждал Мармеладову, а испытывал сострадание к ней.
Главное значение в жизни Сони имеют 3 вечные добродетели — вера, надежда, любовь. В мыслях девушки нет порицания и осуждения чужих грехов. Несмотря на безнравственный образ существования, героиня сумела сохранить свою душу в чистоте.
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.
Внешность Сони Мармеладовой
Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “худенькое и маленькое создание”. У нее было детское лицо, которое олицетворяло невинность и чистоту.
Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими расцветками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлечь будущих “клиентов”. На ней часто была смешная соломенная шляпа.
Характеристика героя
Два главных персонажа романа — Соня Мармеладова и Родион Раскольников — идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.
Если образ Раскольникова — это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе «Преступление и наказание» олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.
Биография и сюжет романа
Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки — пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.
Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.
Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:
«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.
Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:
«…дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».
Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.
Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой — непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.
Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.
В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:
«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел…»
Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно — господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.
В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат — Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.
Экранизации
В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла Марина Влади, но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.
В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины — Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.
В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила Полина Филоненко.
Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия — Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.
Интересные факты
Цитаты
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»
Видео
7 секретов «Преступления и наказания»
«Первый раз» Сони Мармеладовой, перепутанная география Петербурга и другие загадки романа Достоевского
1. Тайна хронологии
Роман начинается следующей фразой:
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»
Но дальше в тексте нигде не уточняется, что это был за день. Нет никаких календарных привязок и для последующих событий. Можно ли это выяснить и важно ли это знать?
Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Петербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.
В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие события романа и реальную хронологию не составляет труда:
— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по пробуждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.
— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.
— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».
— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.
— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.
В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:
«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».
Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по старому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.
Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.
2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой
Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:
«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».
Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малинника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, получали за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?
Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за которые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Сонечки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидригайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.
3. Тайна франта с папиросой
В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его вмешаться в ситуацию:
«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску свертывает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»
Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочувствием к девушке, или его смутило в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в общественных местах.
Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штрафные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава столичной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом документе присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легковоспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7–20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенциальным нарушителям уже присматриваются.
4. Тайна канавы
После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как избавиться от украденных вещей:
«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».
Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступлении. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с улицами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумасшедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.
Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петербургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые называются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петербуржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые десятилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагораживающих процедур канал время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, используя в большинстве случаев именно это название Екатерининского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петербургских трущоб.
5. Тайна географии Петербурга
На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в части убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:
Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоевский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две полицейские части.
Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников должен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в полицейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников переходил символическую водную границу.
6. Тайна Алены Ивановны и процентов
Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:
«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».
Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описывал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, которые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в месяц. За нарушения этих правил выносились устные предупреждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в смысле знак времени. Старушка становится выразителем новой экономической реальности и этим вызывает у своих клиентов негодование.
7. Тайна белой горячки и ипохондрии
Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:
«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».
Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздражителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не медицинской, а «достоевской» ипохондрией.
Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Раскольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сливом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небесам, — достаточно популярный ветхозаветный образ. Он используется применительно к страшным злодеяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.
По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:
«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».
В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно вызванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того времени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецензенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил представителя молодого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.