соловецкий монастырь история создания
Соловецкий монастырь история создания
Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II –I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.
Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.
Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.
Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.
Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.
С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.
Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.
Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца Х VI века, он становится защитником северных рубежей России.
Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.
В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.
Никона (Осипенко), мон. Соловецкая обитель: история святыни. Книга паломника (2017)
Книга «Соловецкая обитель: история святыни», предлагаемая вниманию читателя, рассказывает о шести веках жизни одной из древнейших обителей Русского Севера. История Соловецкого монастыря порою светлая, а порою – трагическая, представлена как совокупность жизни святых и подвижников, которые в этой обители совершали путь спасения. Жизнеописания Соловецких насельников разных времен объединены по хронологическому принципу, содержат цитаты из исторических источников (патериковых повествований, архивных документов, следственных дел) с комментариями, учитывающими результаты современных исследований Соловецкого наследия. Помимо представления широкой панорамы почти шестисотлетней истории монастыря, книга включает описания скитов и пустыней. В особом разделе помещены песнопения и молитвы святым, особо почитаемым в Соловецкой обители. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей Православия в России, историей Русского Севера, и в особенности тем читателям, кто готовится или совершил паломническую поездку в монастырь.
Кремли и крепости Земли Русской. СОЛОВКИ
Вышел в свет 20-й номер журнала «Кремли и крепости Земли Русской», который посвящен рассказу о Соловках.
Станулевич В. С императором на Соловки, от «Императора» и погиб
Волков А. Соловки. Краткая история монастыря
Миссионерский медиа-проект «ВПравославии» предлагает вниманию серию фильмов, посвященных Соловецким островам. Постоянный ведущий нашего канала катехизатор Алексей Волков, восемь лет работавший на Соловках экскурсоводом, менее чем за 20 минут в живой увлекательной форме расскажет историю этого удивительного места.
Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)
16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».
Соловки. Преображение
Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…
У истоков Русской Арктики
Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.
Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы
В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.
Гуреев М. Путь одинокого странствия
11 января 2015 года на Соловецком вечере в Малом зале Центрального дома работников Искусств (ЦДРИ) состоялся премьерный показ документального фильма режиссера М. Гуреева «Русская Фиваида», вторая часть которого посвящена Соловкам. В картине снимались: духовник Соловецкого монастыря архимандрит Герман (Чеботарь), научный руководитель Соловецкого морского музея, к.и.н. А.В. Лаушкин (МГУ, ПСТГУ), ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин.
Соловецкое чудо
Соловки — русская голгофа: чем жил древний монастырь и как выживали в нём заключённые первого советского концлагеря СЛОН
Почему российский сериал «Обитель» по роману Захара Прилепина стоит посмотреть. Лайф сделал подборку фактов из истории Соловецкого монастыря, который в эпоху становления советской власти стал полем для непростых экспериментов, а для тысяч заключённых — самым последним экзаменом в жизни (1923–1939 гг). Чем известна святая обитель, угодившая на весы кровавого Молоха, где отсчёт жизней вёлся в геометрической прогрессии, — сначала для бывших дворян и священников, а потом и самих красных комиссаров.
Фильм снят по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель», изданного в 2014 году, но лента практически не отступает от сюжета и основных линий. Автор смог примирить две России — царскую и советскую, попытался собрать в пазл крайне сложную и трагичную историческую правду. Уже в первой серии зритель наблюдает за теми, кто всего лишь пытается выжить, и теми, кто на костях решил построить «новый мир», когда верующие мужики снимают с кладбищ кресты, чтобы расчистить место для новой застройки, а главные революционеры пересыпают речь фразами на чистейшем французском.
В одном из своих интервью Захар Прилепин сказал, что в фильме «нет ни одного образа, который бы провис и потерялся». Звёздный состав сериала поддержали Сергей Безруков в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса, Евгений Ткачук, сыгравший главного героя — Артёма Горяинова, Александра Ребенок в образе чекистки, Виктор Добронравов, Виктор Раков — в образе заключённых и многие другие.
Сергей Безруков (справа) в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса. Фото © Wikipedia, «Обитель»
Фото © ТАСС / Шпикалов Георгий
Соловецкий монастырь, основанный в XV веке известным обличителем деяний Ивана Грозного святителем Филиппом, всегда занимал в истории России особое место. Соловки были не только местом молитвы, но и местом изгнания, ссылки, крепостью, стоявшей на самом краю земли и выдержавшей на своём веку немало осад. Сюда сами уходили из мира навсегда, сюда бежали в поисках спасения, сюда насильно отправляли жить и умирать бунтарей и старообрядцев, и не было в России края более далёкого, чем суровый Соловецкий остров. Бежать отсюда было некуда. Со временем Соловки стали настоящим символом России: далёкий холодный край, навсегда меняющий жизни и души, приближающий людей к Богу.
Со времён Ивана Грозного и до 1883 года в узких и холодных камерах монастыря находились узники — вероотступники и сектанты, изменники и заговорщики — всего около 500 человек. Самыми известными узниками стали сподвижник Петра I граф Пётр Толстой, сосланный вместе с сыном Иваном за заговор против Меншикова. Оба нашли последний приют на местном кладбище. Здесь же до казни содержался князь Василий Долгоруков — за заговор.
В 1776 году на Соловки был отправлен последний атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский. В камере размером метр на два он провёл 26 лет, а после помилования отказался уезжать и умер через два года. С 1815-го по 1820 год здесь содержался шпион Наполеона Август Турнель. В 1827 году за сочувствие к декабристам в соловецкую тюрьму попал двоюродный дядя Александра Пушкина полковник Павел Ганнибал. Он вышел через шесть лет. Позже в тюрьме содержались мятежники и заговорщики.
Секс в царской России: почему жениться можно было «хоть на козе», как жили и работали элитные «камелии» и трактирные «хористки»
Но, конечно, самой горестной была судьба монастыря в советское время. В 1920 году его ликвидировали, в 1923-м там появился первый в СССР лагерь особого назначения — СЛОН, позже реорганизованный в СТОН — Соловецкую тюрьму особого назначения. В СЛОНе на первых порах политические зэки имели поблажки — они могли покупать продукты в магазине, их могли навещать родственники, им можно было отправлять продукты и одежду. В 1923 году там находилось 400 эсеров, анархистов, меньшевиков. Позже их место заняли белогвардейцы, интеллигенция и духовенство.
В 1927 году на Соловках из 12 896 зэков 9364 были русскими, 739 — евреями, 502 — белорусами, 353 — поляками, далее следовали украинцы, тюрки, грузины, татары, карелы, чуваши, чеченцы, ингуши, калмыки, греки и представители других национальностей. Были в лагере болгары, эстонцы, литовцы, венгры и турки — граждан других стран держали как заложников — для обмена в случае ареста коммунистов. Были даже индусы.
Возглавил СЛОН, а потом и систему соловецких лагерей 26-летний латышский стрелок Теодор Эйхманс — один из организаторов ГУЛАГа. По сути, он строил «государство в государстве» — систему со своими законами, своими СМИ и министерствами. Основными видами работ стали добыча торфа и лесоповал, но благодаря стараниям заключённого коммерсанта Нафталия Френкеля СЛОН превратился в настоящую страну со своей экономикой: зэки работали в мастерских, снабжали лагерь продукцией и даже отправляли её на экспорт.
Заключённые соловецкого лагеря особого назначения. Фото © Wikipedia
В СЛОНе была своя «валюта», существовало «высшее сословие» — зэки-чекисты, которые принимали участие в управлении.
Какие технологии западные страны выкрали в СССР
Сотрудники ОГПУ вели себя как князьки: сам Эйхман женился на девушке, приехавшей навестить отца. Латыш пообещал, что отпустит его. История умалчивает, сдержал ли он обещание.
Помогала лишь молитва
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Самым страшным местом на Соловках была Секирная гора. На ней умирали через два-три месяца. На макушке горы стояла церковь — её не топили и использовали как штрафной изолятор. Там зэка оставляли в нижнем белье. Спали штабелями, нижних задавливали до смерти. Заставляли сидеть на тонких жердях, а тех, кто падал, забивали дубинами. Забавой для охраны было привязать зэка к бревну и спустить с лестницы длиной в 300 ступеней. Окровавленный труп внизу отдирали от бревна и закапывали здесь же. Иногда устраивали соревнования: ставили заключённых гуськом и состязались — кто одним выстрелом убьёт больше человек.
За первые 10 лет на Соловках было загублено 7500 жизней. Самыми известными заключёнными лагеря стали учёный Дмитрий Лихачёв, протестовавший против реформы русской орфографии, философ и священник Павел Флоренский. Здесь же оказались иерархи, выступавшие против обновленчества: епископы Мануил Лемешевский, Игнатий Садковский, Нектарий Трезвинский и другие. Любопытный момент: всю историю существования лагеря в монастыре продолжалась церковная жизнь. Там жили монахи, они заведовали производством и молились.
В книге «Неугасимая лампада» Борис Ширяев писал, что заключённые тоже постились и причащались. Таинство евхаристии происходило в тёмном чулане театрального кружка, куда Дары приносили в солдатской кружке. На стрёме стоял турок Решад-Се-дад, который недавно был наркомом просвещения Аджаристана. Наказание за причастие было одно — гора Секирная.
В СЛОНе был учреждён даже Собор соловецких епископов — орган церковного управления. Его архиереями избирались архиепископы Евгений Зёрнов, Прокопий Титов, Иларион Троицкий, Петр Зверев. Все они были убиты и причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Что западные СМИ пишут о расстреле в Казани
Говорят, к Богу от земли всегда идёт вопль невинно убиенных, поэтому чего удивляться, что организаторы СЛОНа вскоре сами стали жертвами «большой чистки». Изобретатель ГУЛАГа Эйхманс был арестован в 1937 году как враг народа, обвинён в троцкизме и приговорён к расстрелу. Вы будете удивлены, но в 1956 году реабилитировали даже его.
Начальник СЛОНа Иван Апетер был уволен из НКВД за расстрел этапа в Карелии, затем арестован и расстрелян. То же самое случилось с его заместителем — Петром Раевским. Следующий начальник — Эдуард Березин, доведший количество зэков с шести тысяч до 30 тысяч, в 1938 году получил пулю в затылок от своих же «товарищей». Ещё один начальник тюрьмы — Мохов — помер во Владивостоке на пересылке.
В мае 1939 года заключённых разбили на две группы — тех, кто мог работать, отправили в Дудинку и Норильск, остальных, по слухам, погрузили на баржу «Клара» и затопили в ледяных пучинах Белого моря. Так окончилась судьба Соловецкого лагеря.
Только в 1967 году на Соловках был открыт музей-заповедник, а монастырь возобновил свою работу в 1990 году.
С чего всё начиналось
Фото © ТАСС / Сергей Яковлев
История монастыря началась с двух монахов — Савватия и Германа. Савватий некоторое время подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине, но потом избрал стезю пустынничества и ушёл сначала на Валаам, а оттуда — на север. Искал глухие места, где можно было бы спокойно посвятить жизнь Богу. В Карелии Савватий познакомился с монахом Германом, вдвоём они ушли дальше и поселились на острове в Белом море.
Там Савватий провёл последние годы жизни, а когда настала пора умирать, пришёл в ближайшее село, причастился и умер. Герман в это время ушёл в Поморье за продуктами. Вернулся он не один, а с монахом Зосимом, который тоже решил спасать душу вдали от мира. Постепенно община монахов разрасталась, и по указанию Зосимы они поставили первый деревянный храм во имя Преображения Господня.
Куда исчезло НЛО, упавшее в карельское озеро, и почему жители до сих пор боятся ходить в лес по ночам
Зосима, Савватий и Герман стали первыми святыми монастыря, первыми духовными «кирпичиками», заложенными в основание обители. Однажды монах Иосиф, поднявшись на гору на острове Кузов, увидел, как из середины Соловецкого острова к небу восходят огненные столпы. Братия объяснила ему, что это святые «сияют из гробов своих».
Но по-настоящему Соловецкий монастырь был отстроен и возвысился при игумене Филиппе — будущем митрополите всея Руси. Вырастал он на скудной, северной, каменистой земле под стать природе и самой России: кряжист, каменист — не храм, а крепость, способная и веру отстоять, и перед врагом не склониться. При нём монахи возвели каменные храмы, создали систему каналов между озёрами, поставили мельницы, кузницу, амбары, провели каменные дороги, обустроили ферму.
Отношения с властями были сложными, но монахи всегда называли себя «царскими богомольцами», подчёркивая принадлежность к России. Во времена Смуты Соловки стали настоящим духовным центром Руси. Поэтому немудрено, что они отказались принимать «новый обряд» и не подчинились царю Алексею Михайловичу, за что попали в долгую продовольственную блокаду.
Противостояние длилось восемь лет, и в 1677 году монастырь был взят за ночь: благодаря предателю стрельцы разломали в стене заложенное окно и ночью проникли в обитель. Расправа с монахами была жесточайшей — их резали, рубили головы, вмораживали в лёд. Местные крестьяне ещё долго находили по берегам моря тела страдальцев.
Но бывали и времена, когда монахи обители стояли насмерть, защищая рубежи Отечества. В XVI и XVII веках монахи отбили несколько нападений шведов, а в 1854-м до Соловков докатилась Крымская война и на горизонте появились два английских фрегата — «Миранда» и «Бриск». Арсенал Соловков состоял из бердышей и секир, оставшихся от стрельцов, и 20 старинных пушек. К счастью, в обитель успели привезти восемь 6-фунтовых пушек и 60 снарядов к каждой, осадных инженеров и артиллеристов. Очень помогла монахам инвалидная команда, охранявшая заключённых. Отставные солдаты установили пушки, соорудили береговые батареи и совершали вылазки против англичан.
Англичане предъявили ультиматум и предложили «гарнизону крепости» сдаться, а после отказа начали бомбардировку монастыря, но единственное, что смогли сделать, это разбить сарай и разбомбить кладбище. В конце концов им пришлось уйти несолоно хлебавши. Впрочем, «цивилизованные» европейцы отыгрались, разорив сёла на берегу Белого моря и разграбив Онежский Крестный монастырь.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – история зарождения и непростой путь до наших дней
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Русской православной церкви
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Приморском районе Архангельской области на Соловецком острове в акватории Белого моря.
Основоположники монастыря
Соловецкий архипелаг площадью 347 кв. км состоит из 6 крупных и 100 мелких островов. Сюда издавна приходили люди, но никто не решался поселиться на месте, с ноября по май полностью отрезанном от материка неспокойными водами Белого моря.
Первыми постоянными жителями на островах стали старец Савватий и молодой инок Герман. Здесь, на краю земли, в 165 километрах от Северного полярного круга, они выбрали безмолвное и уединенное место для служения богу.
В 1429 году на Большом Соловецком острове отшельники водрузили Поклонный крест и срубили скромные кельи, прожив 6 лет в трудах и молитвах. Так в суровом краю началась монашеская жизнь. Видя пришельцев, никто из мирских людей не дерзал поселиться на острове.
В 1435 году Герман отправился на материк, оставив Савватия. Через год, когда он вернулся с новым собратом, иноком Зосимой, узнал, что его единомышленник умер и погребен на побережье реки Выг.
Поселившись в кельях, Герман и Зосима встречали прибывающих на остров верующих, которые искали спасения от мира соблазнов. В 1478 году возникла монашеская обитель и две деревянные церкви – Преображения Господня и Николая Чудотворца.
Преподобный Зосима, раздавший имущество бедным и примкнувший к братству отшельников, стал игуменом Соловецкой обители и написал первый устав, определяющий жизнь братии.
Пять столетий истории Соловецкого монастыря
Подобно сказочному Китеж-городу восстает Соловецкий монастырь из холодных вод Белого моря. Внешний вал из дикого красного камня, белые стены церквей, часовен и монастырских зданий, а также бесчисленные золотые кресты, отражающиеся в солнечном свете, вызывают восхищение и преклонение.
Обзор комплекса
Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Ансамбль включает храмы, жилые и хозяйственные строения. Парадный вход – Святые ворота, ведущие к соборному комплексу: Спасо-Преображенскому и Успенскому соборам с огромной Трапезной. Суровый внешний облик величественных строений скрашивают 3 церкви: Троицкая, церковь Благовещения и Николаевская.
Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница, древнейшая каменная мельница России.
Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами высотой 11 и толщиной 6 метров. На их фоне выступают расширяющиеся книзу 8 грозных башен и 7 массивных ворот. Стены протяженностью 1084 метра сооружены из огромных гладких камней-валунов размером до 5 метров и весом до 7 тонн.
Храмы и монастыри снаружи соединены крытыми переходами и окружены жилыми и хозяйственными постройками. В центральном дворе – корпуса с монашескими кельями. При входе в монастырь на стене – солнечные часы, на которых отображается время от 7 утра до 5 вечера.
Время расцвета монастыря
В XVI веке Соловецкий монастырь пользовался особым покровительством московских государей. В 1447 году на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
Обитель получила щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья Сумской волости, колокола и драгоценную церковную утварь.
Игуменство святителя Филиппа
В годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566) в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие возвели храм Успения Божьей Матери с Трапезной. Энергичный настоятель взялся за обустройство обители, которая пришла в упадок после разрушительного пожара 1485 года.
Игумен призвал иноков к упорному труду, и безмолвные до той поры леса ожили. Отшельники рубили деревья, осушали болота и рыли каналы, строили плотины и прокладывали дороги, копали пруды и удобряли для огородов каменистую почву. Многочисленные озера соединили каналами и поставили на них мельницы, в прудах монахи разводили рыбу, а на холмах закладывали березовые рощи. Развивалось монастырское хозяйство: на острове завели ферму, завезли лапландских оленей.
Стараниями игумена Филиппа убогие жилища братии сменили добротные просторные каменные помещения. Хозяйственные постройки также возводили из кирпича: для его производства недалеко построили кирпичный и железоделательный заводы. У гавани с пристанью установили необычные маяки – высокие кресты.
В 1566 году построили главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, куда перенесли мощи первооснователей Соловецких.
Усердно заботясь о братии, игумен Филипп сам служил лучшим образцом руководства. Монастырь за время 18-летнего игуменства Филиппа превратился в твердыню.
Царская опричнина в жизни монастыря
Слава о праведной жизни игумена Филиппа достигла царя Иоанна Грозного, который предложил ему кафедру митрополита Московского. Повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан.
В 1591 году по прошению игумена Иакова к царю Федору Иоанновичу от имени всей братии мощи святителя Филиппа перенесены в Соловецкий монастырь. В 1652 году по царскому указу в монастырь прибыло посольство во главе с митрополитом Никоном.
Он привез грамоту, где государь Алексей Михайлович просит у великого подвижника Филиппа прощения своему предку. Государь высказал пожелание перенести мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля, что и было сделано с большими почестями.
С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в сан архимандрита. Монастырь освободили от уплаты пошлин и пожаловали новыми угодьями.
Государева крепость
В конце XVI века монастырь получает статус «великой государевой крепости» – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 году Иоанн Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет возводят каменные стены, на строительство которых ушло 12 лет.
Монастырь окружила 11-метровая громада стен из 7-тонных гладких валунов. В верхней части стен – бойницы для обстрела врага, на верху башен – дозорные площадки. Сторожевую службу нес отряд стрельцов, состоящих на монастырском содержании. Царь Михаил Федорович, понимая роль обители в обороне Поморья, увеличил число «воинских людей» до тысячи человек.
Воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны. Хорошо укрепленный монастырь стал важной приграничной крепостью. 1025 насельников, владеющие воинскими навыками, выдержали единственную, но очень мощную бомбардировку англичан.
В 1858 году монастырь посетил император Александр II. Царя сопровождали великие князья и дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу и искусную церковную утварь, величественные храмы и образцовое монастырское хозяйство.
Соловецкое восстание
В 1657 году патриарх Никон провел церковную реформу, и из Москвы в обитель прислали для богослужений новые книги. Соловецкий монастырь остался верен старообрядчеству: монашеская братия не поддержала изменения обрядов, назвав их ересью.
Монахи написали царю челобитную с просьбой оставить старые обычаи. Долгое время царь Алексей Михайлович медлил, не решаясь усмирить бунтовщиков силой. Только в 1674 году царь направил на Соловки вооруженный отряд с приказом приступить к осаде монастыря, которая продлилась 8 лет и вошла в историю борьбы с мятежными монахами как «соловецкое сидение». Монахи не сдавались, строили укрепления, часть посланных на усмирение стрельцов перешла на их сторону.
Крепость пала 22 января 1676 года: в монастыре нашелся предатель, молодой инок указал замурованный в стене лаз, по которому царские войска вошли в укрепление. Началась жестокая расправа: 30 монахов, в том числе архимандрита Никанора, казнили на месте, остальных убили позднее. Ценное имущество и вотчины монастыря правительство конфисковало.
В 1702 году опальный монастырь посетил Петр I, посещение императора стало свидетельством прощения мятежной крепости: монастырю вернули старые вотчины и приписали новые земли.
Монастырские владения
Монастырь владеет многочисленными подворьями и скитами. Здесь сохранились старинные церкви и часовни, биологическая станция и смолокурня, гидросамолетный ангар и орудийные позиции. Неподалеку от Святого озера – гулаговские бараки и здание лагерной управы, старинные постройки.
В живописном холмистом уголке, в котловине, с трех сторон окруженной горами, на берегу озера Нижний Перт, простирается Макариевская пустынь – Ботанический сад Соловецкого монастыря, где адаптировались к жизни на севере 500 видов растений.
Здесь монахи высадили яблони, которые плодоносят уже 130 лет, ягодные кустарники и кедры, разбили цветники. В отапливаемых теплицах, созревают арбузы, дыни, персики и виноград. На аптекарском огороде выращивают лекарственные растения для монастырской больницы – все это пример того, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.
На берегу Игуменского озера – Филиппова пустынь, любимое место уединения игумена Филиппа. Здесь, по преданию, пред ним предстал Иисус Христос, а на месте Божьего явления забил ключ чистой воды, который настоятель сам углубил и поставил над чудесным источником часовню.
Монастырь владел солеварнями, кузницами, монахи добывали зверя и выращивали овощи. В начале XX века монастырь владел 6 скитами, 3 пустыням, 19-ю церквями с 30-ю престолами и 30-ю часовнями. Кроме того, обитель имела:
Здесь работала биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель принимала 15 тысяч паломников в год, которых по морю доставляли монастырские пароходы. Богомольцы обретали на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Их приводило в умиление молитвенное усердие иноков и уклад повседневной жизни обители.
Соловецкий монастырь – место ссылки
Жесткие перемены святой обители принес XX век. По решению Советской власти монастырь закрыли. А в 1923 году превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), переоборудовав в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На Соловки ссылали иерархов и священников, «белых» солдат и офицеров. Новая власть отправляла сюда неугодную ей творческую интеллигенцию и раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.
Тюрьма на острове
В стенах и башнях монастыря для заключенных устроили камеры в виде усеченного конуса длиной 3, высотой и шириной 2 метра. Маленькие окошки предназначались для передачи еды, а не для освещения.
Узники, находясь в заключение, не имели права лежать, а спать им приходилось в полусогнутом положении. Количество тюремных камер со временем быстро росло: они становились темнее и теснее, превращаясь в темные каморки без дверей, куда через небольшие отверстия с трудом пролезал заключенный.
Особо опасных преступников закрывали в полуподземелье, маленькие низкие чуланы, где не было ни лавок, ни окон. Там многие из них сходили с ума.
Добровольное заточение
После закрытия монастыря в лагере добровольно остались 60 монахов, работающих на монастырских промыслах. До 1932 года разрешались богослужения, которые проводили в церкви на монастырском кладбище. Когда последних соловецких монахов выслали с архипелага, монашеская жизнь угасла.
Восстановление Соловецкого монастыря
Реставрация строений Соловецкого монастыря началась в 1961 году. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и в настоящее время.
14 апреля 1989 года на Соловках зарегистрирована православная община, которой передали церковь и часовню святителя Филиппа в аварийном состоянии. 25 октября 1990 года открылся Зосимо-Савватеевский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
Восстановлены братские кельи, трапезная, развивается монастырское хозяйство.
21 августа 1992 года в память погибших узников соловецкого лагеря у Секирной горы воздвигли Поклонный крест.3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы на острове Анзер воздвигли Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь». Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлен праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10(23) августа.
Имя Божие не бывает поругаемо
Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники российские. Если в 20-е годы XX века слово «Соловки» звучало зловеще, то сейчас сюда прибывают паломники и туристы, когда сходит сковывающий Соловецкие острова лед.
Соловки постепенно возвращаются к прежней жизни, становятся островами молитвы среди житейского моря. Имя Божие не бывает поругаемо!