соловецкие острова история возникновения
Соловки: что нужно знать об этом удивительном месте. 10 фактов
Соловки, а точнее Соловецкие острова, — самый большой по площади архипелаг в Белом море. Административно они относятся к Приморскому муниципальному району Архангельской области. Многие из нас знают Соловки по знаменитому Соловецкому монастырю (включенному, кстати, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), популярному месту паломничества.
Соловки называют краем света, и это удачное название, потому что, во-первых, здесь действительно много света: летом — белые ночи, зимой — полярное сияние.
Во-вторых, Соловки действительно далеко, от них 160 км до Полярного круга. Сюда ссылали, сюда сбегали и уходили от мирской суеты.
В-третьих, для тысяч людей это место стало настоящим краем жизни — местом окончания страданий, где они увидели последний луч света. Святые и суровые, прекрасные и кровожадные — что мы знаем и не знаем о знаменитых островах в Белом море?
Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли
Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый.
Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.
Площадь Соловецких островов больше, чем территория Мальдивов
Большой Соловецкий остров — самый крупный на Белом море, он больше острова Мальта. Остров Анзер — в десять раз меньше Большого Соловецкого, но тоже немаленький. Есть еще четыре острова, которые обязательно обозначают на картах и схемах Соловков: Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий.
Но в Соловецкий архипелаг входят более сотни маленьких островков, названия и историю которых мало кто знает. Между тем у многих из них — свои тайны.
Например, на острове Бабья Луда, которая отлично видна с башен Соловецкого монастыря, по преданиям, раньше была гостиница для женского пола — на остров женщин не пускали. У Бабьей Луды в январе 1676 года казнили «соловецких сидельцев». А в ХХ веке на Луде рыли военные траншеи. У одной из Сенных Луд можно увидеть два полузатопленных корабля, полученных после войны от Финляндии, «Актюбинск» и «Хибины». С Песьей Луды открывается прекрасный вид на Спасо-Преображенский монастырь.
На Кузовах — части другого архипелага, мимо больших и малых островов которого суда проплывают, двигаясь от Кеми к Большому Соловецкому, — в XVII веке высадился шведский отряд, который собирался внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд их выследил, шведы решили от своего плана отказаться, но… по легенде, окаменели. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский.
Есть острова Игуменский и Воронья луда, Парусный и Петропавловские, Большой и Малый Топ, Немецкий и Русский Кузова… Но больше всего достопримечательностей, конечно, находятся на Большом Соловецком острове.
Люди знали о Соловках еще со времен неолита
Приплывали саамы, карелы, останавливались рыбаки и звероловы, но до XV века здесь никто постоянно не жил.
Первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Преподобный Герман Соловецкий, уроженец Тотьмы, первый (вместе с поморами) побывал на островах, но не решился там жить. Вернулся на берег, там встретил преподобного Савватия. В 1429 году подвижники переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве.
Когда умер Савватий, Герман вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они прибыли на остров и вскоре основали общежительный монастырь. Настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братья избрали игуменом преподобного Зосиму. Герман более 40 лет трудился при нем. По его устным повествованиям были позже составлены жития Савватия и Зосимы.
Один из символов Соловков — пчела, хотя пчел на Соловках нет
Cоловецкие святые Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства, есть даже икона этих святых «с сотом», то есть с ульями! Существует древняя легенда, будто до преподобных Зосимы и Савватия пчел на Руси не водилось, но они отправились в какие-то дальние страны и привезли оттуда пчелиную матку, спрятав ее в набалдашнике посоха. Те, кто придумал эту легенду, явно не знали, что преподобные Зосима и Савватий друг с другом никогда не встречались, на Соловках Зосима появился уже после кончины Савватия.
И пчел на Соловках нет — их сдувает ветрами. Нет здесь также змей и клещей. На остров Анзер когда-то завезли северных оленей, сейчас они вымерли. Зато комаров здесь аж 30 видов! Из зверей есть лисы, лоси, белки, зайцы, мыши, лягушки и ящерицы. В Белом море возле берегов Белужьего мыса плещутся беломорские белухи — небольшие белые киты. Встречаются нерпы и тюлени. Очень много птиц — от вездесущих чаек до редких глухарей, дятлы, утки, совы и куропатки. Останавливаются на озерах перелетные лебеди и гуси. Рыбы огромное количество — и морской, и пресноводной. Самая знаменитая, конечно, соловецкая селедка.
На Соловках около 550 видов растений. Есть своя тундра — на Большой Муксалме, например. Есть таежные леса, болота. Рек нет, зато более 600 озер — и ледниковых, и торфяных. Огромные ягодники — черника, голубика, морошка, шикша… Много грибов.
Еще один из главных символов Соловков — водоросль
Водоросли здесь косят, сушат и продают.
В северо-восточной части Большого Соловецкого острова напротив Анзера есть крошечное рыбацкое поселение Реболда. Постоянных жителей там с недавних пор нет, но с середины июня до середины сентября работают драгировщики — крепкие мужчины, которые добывают и заготавливают ламинарию (это научное название морской капусты).
Ламинария — морская бурая водоросль, длинная, похожая на ленту — может достигать 20 метров. Растет вдоль берегов на глубине 4–10 метров густыми зарослями. Многие виды этого растения можно есть и использовать для медицинских и косметических целей. Кроме того, морская капуста — великолепный корм для скота, удобрение, используют ее и при изготовлении красок для тканей и отделке кож, осветлении вина и бурении сверхглубоких скважин, приготовлении маргарина и производстве пластмасс — и даже в космической промышленности!
Выловленные водоросли развешивают на больших рамах — вешалах с натянутой колючей проволокой, как белье, высушивают на открытом воздухе и сдают на Архангельский водорослевый комбинат, где ее досушивают в сушильных печах и перемалывают в порошок. Сезон добычи капусты — с середины июня до середины сентября.
На одной из колоколен Соловецкого монастыря уже полтора века работает маяк
Расположен он на высшей точке острова — на верхнем ярусе-колокольне церкви Вознесения Господнего на Секирной горе (высота 98 метров от уровня моря). До 1904 года в нем были установлены керосиновые лампы, затем уже электрические прожектора. Маяк до сих пор применяется в навигации по Белому морю.
Но это лишь одна из множества достопримечательностей Соловков: уникальных сооружений, памятников природы и истории здесь более двухсот. Причем самые древние относятся к II веку до Р. Х. (как, например, каменные спиралевидные лабиринты на Большом Заяцком острове).
На Соловках сидел дядя Пушкина
Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников самодержавия. А отдаленность и труднодоступность Соловков провоцировала власть ссылать неугодных именно сюда. Соловецкая тюрьма — самая древняя и самая суровая из монастырских тюрем.
Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. До 1883 года через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: состоявший на службе у Ивана Грозного крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель и дипломат Петр Толстой, автор повествующего о событиях Смутного времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал…
Условия содержания в тюрьме были тяжелые, но, как ни странно, некоторые узники «исправлялись» и даже после освобождения пополняли ряды монашеской братии. Во время обстрела Соловков англичанами в 1854 году заключенные даже помогали отразить нападение. В 1883 году монастырская тюрьма перестала существовать.
Было время, когда все Соловецкие острова превратились в одну большую тюрьму
С 1920 года, когда закрыли монастырь, по 1933 годы тут был устроен исправительно-трудовой лагерь, называвшийся Соловецкий лагерь особого назначения, а сокращенно — СЛОН. За годы его существования через него прошли не менее 70 тысяч человек, умерло от голода, холода и побоев более 10 тысяч.
Среди известных заключенных СЛОНа — академик Дмитрий Лихачев, этнограф Николай Виноградов, священномученик Иларион (Троицкий), философ и ученый священник Павел Флоренский, писатель Борис Ширяев…
Когда-то у Соловецкого монастыря не было каменных стен
Сначала и храмов не было — Савватий, Герман, Зосима жили на острове в хижине в версте от моря.
Потом с возникновением обители возвели деревянную церковь. Каменное строительство на Соловках началось с возведения Успенского трапезного комплекса: Успенской церкви, Трапезной и Келарской палаты.
Но более всего впечатляют, конечно, крепостные стены, возведенные в конце XVI века. Их строили больше десяти лет для защиты от шведов, датчан, немцев, голландцев и англичан. Вологодский зодчий и городовой мастер Иван Михайлов начал преображение Соловецкого монастыря в крепость. Продолжил его дело монах Трифон Кологривов. В качестве строительного материала взяли местные валуны, промежутки заполняли мелким камнем, кирпичным щебнем и связывали всё известковым раствором.
Башни по углам выступают за периметр стен, чтобы во время нападений и осад защитникам открывался обзор стен, по которым пытаются забраться штурмующие, и по ним можно было бы вести прицельный огонь.
Крепость получилась неприступная, что доказало «соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Это трагическая страница в истории монастыря: соловецкие монахи отказались принять церковные реформы Патриарха Никона, против них были отправлены войска, и семь с лишним лет продолжалась осада. «Сидельцев» удалось захватить только с помощью предателя.
А во время Крымской войны, в 1854 году, английские корабли обстреляли монастырь, но их мощные пушки не смогли нанести значительного урона обители.
Потрудиться на Соловках может каждый
С самого момента основания монастыря на Соловки начали приезжать люди, чтобы принести пользу и потрудиться во славу Божию и на благо обители. Тысячи трудников, насельников, послушников внесли свой вклад в устройство местного хозяйства.
В наши годы с самых первых лет создания Соловецкого музея-заповедника в восстановлении архитектурных памятников и благоустройстве территории принимали участие добровольческие группы — и студенты, и семьи с детьми, и просто любители истории, архитектуры и северной природы. Некоторые отряды — например, из МГУ или содружество «Рождественка», — приезжают на Соловки и трудятся там десятилетиями. Активное участие в возрождении Соловков принимают благотворительный фонд «Белый ирис» и общероссийская общественная организация «Общее дело».
Сегодня в продолжение доброй традиции в Соловецком музее-заповеднике действует программа «Волонтерское агентство». Это организационная работа по приему волонтеров. Летом на острова приезжают желающие из разных уголков страны и даже из-за рубежа, чтобы внести свой посильный вклад в общее достойное дело по сохранению природного и культурного наследия архипелага.
В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника организован палаточный лагерь, в котором могут разместиться волонтерские группы. Большинство их работ связано с сезонной помощью на территории сада. Отдельные группы школьников и молодежи приезжают через Образовательный центр. Они занимаются благоустройством поселка и историко-архитектурного комплекса, помогают Соловецкому музею, иногда участвуют в реставрационных работах или археологических раскопках.
Кроме того, большинство участников Летней культурно-экологической школы также участвуют в волонтерском движении. В их программы включены от 3 до 12 часов волонтерских работ в Ботаническом саду или на территории поселка. Приятным вознаграждением за помощь служат бесплатные экскурсии от Соловецкого музея-заповедника.
Соловецкие острова. Соловецкий монастырь, история
Соловецкие острова находятся в Архангельской области, в Белом море (внутреннее море на севере европейской части России) на входе в Онежскую губу. Своё название получили от помор — Соловки. Поморы взяли название от саамского Suollek — «острова». Состоят из шести крупных островов и более 100 малых островков. Первые стоянки человека со следами каменных орудий на Соловецком архипелаге датируются серединой VI тысячелетия до н. э. Здесь также находятся одни из самых древних и загадочных сооружений «Северные лабиринты» 1-2 века до н.э.
Постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря разбросаны по четырём основным островам Соловецкого архипелага (площадь которого составляет 347 кв. км.).
Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова (это самый крупный по площади остров — 246 кв. км.). Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 гг. зодчим Трифоном. Стены имеют протяженность в 1084 метра, и сооружены из огромных камней размером до 5 метров.
На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями, среди которых наиболее значимыми являются: Трёхглавый Успенский собор (1552—57 гг.) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами; Преображенский собор (1558—66); церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834), Троицкая церковь (1856-59). Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром и Александром II
При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления – солнечные часы, на которых циферблат отображает время от 7-ми утра до 5-ти вечера (см. нижнее фото).
В настоящее время Соловецкий монастырь является действующим (25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря). В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Из истории Соловецкого монастыря
Монастырское поселение на Соловках было основано монахами Германом и Савватием в 1429-1430 годы. В 1436 году монахами Зосимой и Германом был основан монастырь, тогда он находился в землях Новгородской республики.
Икона из Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Троице-Стефано-Ульяновский монастырь)
Расцвет обители в XVI веке пришелся на время игумена Филиппа (Колычева) которого в 1548 году избрали монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. В это время монастырь был «отстроен в камне».
В допетровское время Соловецкий монастырь являлся одним из крупнейших землевладельцев государства. В монастыре процветали ремёсла. Монастырь владел солеварениями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626 гг.).
Во времена Русско-шведской войны (1656-1658 гг.) Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией. Монастырь стал важной приграничной крепостью, был хорошо укреплён и вооружён гарнизоном и артиллерией, а его насельники (425 человек на 1657 год) и 600—700 послушников и крестьян владели воинскими навыками. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря.
В 1668-1676 гг. Монастырь был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления церковным реформам патриарха Никона. (следует заметить что будущий Патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, но в 1639 году Никон вступив в конфликт с Елеазаром, после которого Никону пришлось бежать из скита и искать приют в другой обители — в Кожеозерском монастыре).
Из-за отказа монастыря принять нововведения (Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь) правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря, а в 1668 году на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря, которая длилась до 1676 года и вошла в историю как «соловецкое сидение». В 1676 году крепость-монастырь, в результате предательства одного из монахов, была взята. Почти все мятежные монахи были убиты.
До марта 1682 года монастырь находился в ведении Новгородской епархии. А в марте 1682 г., монастырь отходит в вновь учрежденную Холмогорскую епархию. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Синоду.
После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому монастырю было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре находилась обширная библиотека.
Вид на Соловецкий монастырь из Преображенской гостиницы. Фото: С. М. Прокудин-Горский, 1916 год
Монастырь развивался и в начале XX века, к примеру, в это время в нем появилась собственная гидроэлектростанция. См. Монастырь в фотографиях С.М. Проскудина-Горского, который посетил монастырь в 1916 году.
Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. С. М. Прокудин-Горский, 1916 год.
При советской власти монастырь в 1920 году был ликвидирован приказом М.С. Кедровым, и с этого года на территории монастыря начал действовать 1-й в стране лагерь особого назначения. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1923 был учреждён СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).
Бараки на соловках. Здесь жили заключенные. В наше время эти бараки также заселены.
Значительную часть заключённых составляли так называемые «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. В том же, 1923 году, на монастырской колокольне произошёл большой пожар, причём такой силы, что некоторые колокола даже оплавились. Сгорел длинный шпиль колокольни. Администрация лагерей не стала проводить реставрацию и вместо сброшенного креста над куполом колокольни решила установить сваренную из металлических конструкций звезду (звезду в 1985 году сняли и теперь она хранится в Соловецком музее). В 1937 году СЛОН был преобразован в СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения). А в 1939 году лагерь был расформирован.
Корожная башня и Поклонный крест, встречает приезжающих на Соловки в гавани Благополучия
С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре базировалась часть Соловецкой школы юнг при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.
В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь), который 4 июля 1989 года освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.
В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была завершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.
В настоящее время Соловецкий монастырь является популярным местом для туристов и паломников.
Солнечные часы на стене монастыря. Созданы примерно в 15 веке. При перестройке монастыря часы сохранялись в форме близкой к первоначальной
Соловецкие острова – тайны, история, легенды, каменные лабиринты, древности. Соловки на древних картах. Лабиринты Заяцкого острова.
Считается, что первые два Савватий и Герман прибыли на совершенно безлюдные острова в 1429 году. Впрочем, их безлюдность — это еще предмет споров: ведь на тот момент они уже были хорошо известны саамам, из языка которых возможно и пришло название «Соловки» (от «солова» в значении «большой»). Согласно официальной истории в были построены первые деревянные церкви, а строительство первых каменных церквей началось лишь в 1552 г. Возведение гранитной оборонительной стены относят и того позже — ее возведение началось лишь в 1584 г. по указу Бориса Годунова и продолжалось примерно на протяжении 14 лет.
Это совершенно невообразимый срок для возведения такого поистине мегалитического сооружения — причем численность монахов тогда составляла по разным оценкам всего порядка 200–500 человек, а работы суровых погодных условий велись только в летнее время. Иначе как «чудом» результат этих работ назвать нельзя, так как в основании крепости встречаются гранитные блоки до 3–5 метров. Такой блок весит порядка 15 тонн. (Для справки — блоки пирамиды Хеопса, над технологией строительства которой до сих пор ломают голову ученые всего мира, весят «всего» по 2,5 тонн каждый).
Экскурсоводы объяснений насчет того каким образом это было построено объяснений не дают, кстати документация и планы строительства Соловецкой крепости — как водится в таких случаях — в архивах отсутствуют.
Соловецкий монастырь на закате
Складывается впечатление, что фундамент из гигантских валунов на островах уже стоял к моменту возникновения там монастыря (что, конечно, не умаляет других многочисленных достижений монахов по обустройству этого места).
И вот почему такая версия кажется оправданной:
1. Соловецкая крепость как бы состоит из двух слоев с принципиально разными технологиями строительства — и это прекрасно видно невооруженным взглядом: если в нижнем ярусе — это огромные мегалитические валуны, то поверх них лежит обычная каменная кладка, что полностью укладывается в предложенную гипотезу.
Внутренний двор Соловецкого монастыря
2. Некоторые стыки блоков — в частности на набережной — выполнены в технике, так называемой полигональной кладки (то есть камни не стандартной формы, а все разные и подгоняются друг под друга «в замок», образуя технически сложные в исполнении и «ненужные» изгибы), которая характерна именно для древнейших строений земли по всему миру — в Египте, Перу и других «очагах» зарождения цивилизации.
3. Камни в основании монастыря поросли таким внушительным слоем лишайников, что специалисты оценивают их возраст в 2–3 тыс.лет.
Лишайники на камнях в основании Соловецкого монастыря
Каменный лабиринт на Соловецких островах
В целом на Соловках насчитывается около 35 каменных лабиринтов и порядка 1000 валунных насыпей и «выкладок»: а на одном только Большом Заяцком острове таких лабиринтов 13, а насыпей более 850… Среди этих сооружений исследователи выделили несколько типов:
«дольмены» (выкладки из камней прямоугольных форм),
«перемычки» (каменные насыпи определенной формы),
«звезды» (выложенные валунами многоугольники),
«пирамиды» (высотой до 3,2 метров),
«коромысла» (многоуровневые фигуры похожей на коромысло формы),
Известна также уникальная в своем роде «солнечная розетка» Заяцкого острова, выложенная из сколов кварцита.
Сейд на островах Кузова
На соседних же островах Кузова (16 необитаемых островов) есть еще и сейды (валуны поставленные на «ножки» из небольших камней), и геометрически правильные шары из кварцита, и то ли скала, то ли скульптура с ясно просматриваемым человеческим лицом, а также единственный в мире каменный трон — сооружение явно рукотворного характера, поставленное на основу из шестиугольника. Сидя на нем в период зимнего солнцестоянии можно увидеть как солнце проходит точно по вершине ближайшей сопки.
Каменный трон архипелага Кузова. Источник фото
Каменные лабиринты Соловецких островов — их назначение и цели создания
Как чаще всего бывает в подобных случаях, никаких вразумительных объяснений касательно назначения всех этих конструкций ни у кого нет. По каменным лабиринтам — они, пожалуй, исследованы лучше всего — высказываются самые невероятные версии, самой растиражированной из которых стала самая абсурдная — что, мол, это ловушки для рыбы, которая в прилив заплывала в эти лабиринты и не могла из них выбраться. Это при том, что бОльшую часть лабиринтов прилив не накрывает никогда.
Каменные лабиринты на Соловецких островах
Версия 2 представляет собой модификацию того же посыла: что лабиринты — это элементы примитивной промысловой магии для все той же ловли рыбы.
Версия 3 — что все это геоглифы, созданные для маркировки островов и ориентации мореходов в пространстве. Тоже малоубедительно…
Другие гипотезы обычно связаны с разного рода взаимодействиями с потусторонним миром — некоторые исследователи считают, что там проводились погребальные обряды по сжиганию. И действительно, во многих лабиринтах находят следы пепла, но вот останки — крайне редко. Опять же, если это так, то возникают вопросы — почему тогда лабиринтов так мало? Значит, таким образом осуществляли погребения только в исключительных случаях? Для кого же тогда?
Лабиринты Соловецких островов
Интересно, что местное название Соловецких и Кузовских лабиринтов — «вавилоны». Таким же словом обозначаются совершенно другие по виду каменные плиты в Изборске с нанесенными на них геометрическими фигурами (подробнее про Изборск), назначение которых также не установлено.
Соловки на старых картах
Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.
Карта Московии А.Вида 1537 г.
Кстати, здесь хотелось бы обратить внимание на то, что на базе данной карты создана фальшифака, которая растиражирована в Интернете с искаженным названием «карта А.Вуда» вместо А.Вида — на ней изображены некие пирамидальные конструкции, якобы, изображающие дохристианское святилище на Соловках. Но, на оригинальной карте А.Вида, которую мы привели выше — рисунок Соловков совершенно другой! Точнее, он почти такой же, только без пирамиды и башни с куполом. Чего нет — того нет. Именно поэтому стоит самостоятельно проверять первоисточники. А карта Антонио Вида и так крайне интересна и стоит того, чтобы изучить ее внимательно.
Фальшивое изображение Соловков, выдаваемое за рисунок с карты А.Вида.
Настоящее изображение Соловков на увеличенном фрагменте карты А.Вида 1537 г.
Другая карта — Гастальди 1551 г. ( также ДО строительства первых каменных сооружений Соловков). Здесь также есть Соловки (Solovoka) с пометкой города — и он один из самых крупных на карте. По размерам его можно сравнить с Костромой, Владимиром и — опять же — Пермью Великой. Есть ощущение, что на картинке угадываются очертания стен вокруг города, хотя, возможно — это граница острова.
Карта Московии Гастальди 1551 г.
Самая известная карта России, Московии и Тартарии (!) авторства Энтони Дженкинсона 1562 года также отображает Соловки как примечательный объект. Масштаб карты здесь уже другой и города обозначаются одинаковыми красными символами, но ради интереса можно их пересчитать. На Русском Севере всего 11 городов «удостоились» красного значка, включая Соловки. В целом на всей рассматриваемой территории городов порядка 70–80 (не так много!) и «деревянные постройки» соловецкой обители почему-то входят в список обязательных к отображению населенных центров. Заметим, что на севере есть и множество других монастырей/острогов/городков, которые обозначены просто текстовыми названиями. Напомним также, что на момент издания карты в 1562 г. строительство внешних оборонительных стен Соловков все еще даже не началось.
Карта России, Московии и Тартарии Дженкинсона 1562 г.
Интересные факты из истории Соловецкого монастыря
«Чёрный собор». 1885 г.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полета
«… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли».
В итоге дело все же решилось в пользу Панкратьева.
Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года
Н. К. Рерих. Святое озеро
Что же в итоге? Соловки продолжают манить путешественников всех мастей — паломников, искателей древних загадок, ценителей суровой красоты северной природы. Несомненно каждый находит там нечто свое и, наверное, в этом и заключается волшебство, многогранность и глубинная мудрость этого места, находящегося на пересечении миров. Человек и Природа. Мятеж и Безмятежность. Мгновение и Вечность. Бесконечность. Спираль. И все повторяется вновь и вновь. И все является частью большего.