солнечногорский механический завод история

История компании

1869 год. Основание в селе Солнечная Гора Клинского уезда Самоткацкой бумажной фабрики, родоначальницы Солнечногорского механического завода. В 1864 году Московский 2 гильдии купец Петр Степанович Мешков начинает добиваться разрешения на устройство фабрики ткацко-шерстяных изделий и выкупает для этого бывшую солдатскую казарму. Через три года, в 1869 году английский подданный Базилиус Тай-Грегори приобретает у вышеназванного купца фабрику с 200 паровыми самоткацкими станками.

1886-1887 гг. Приобретение новым хозяином фабрики К. Прохоровым в собственность озера Сенеж, установка на его дамбе динамомашины для электропитания фабрики. Фабрика оборудована 800 станками. Установлен 16-часовой рабочий день. Широко применяется детский труд.

1887 год. Первая забастовка рабочих, в которой участвовало 600 человек.

1918 год. Национализация фабрики Советским государством. Перевод рабочих на 8-часовой рабочий день.

1930 год. Капитальный ремонт фабрики и переоборудование ее под швейное производство.

1930-1935 гг. Успешное освоение и производство парашютных систем. Увеличение производственных мощностей. Строительство силами завода многих объектов инфраструктуры села Солнечная Гора, жилых домов для рабочих.

1939 год. Присвоение заводу имени М.М. Громова – первого летчика – Героя Советского Союза. Расширение ассортимента производимой парашютной техники.

1940 год. Перепрофилирование завода на выпуск радиаторов для авиамоторов самолетов.

1941 год. Производство продукции для нужд Советской армии, ведущей кровопролитные бои с фашистами. 11-часовой рабочий день, работа в две смены. Эвакуация завода с оккупированной территории в город Горький.

1950-1986 гг. Постановка на производство и серийный выпуск более чем 300 наименований парашютных систем. Активная работа завода совместно с НИИ Парашютостроения по доработке парашютных систем. Строительство силами и средствами завода жилых домов, детских садов, лагерей, санатория-профилактория, спортивного комплекса и котельной.

1963 год. Переименование предприятия в Солнечногорский механический завод.

1968 год. Наряду с выпуском парашютной техники начинается освоение выпуска туристического снаряжения: палаток и рюкзаков.

1969 год. За заслуги в создании и производстве отечественной парашютно-десантной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1969 года в честь 100-летия со дня основания Солнечногорский механический завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

1981 год. По заявке Спорткомитета СССР завод сконструировал и изготовил специальное альпинистское высокогорное снаряжение для первой советской экспедиции на высочайшую вершину мира г. Эверест. В 1985 году комплект этого снаряжения получил 1 серебряную и 4 бронзовые медали ВДНХ.

1985-1991 гг. Производство парашютных систем для космических аппаратов.

1989 год. Проектирование и изготовление специального туристического снаряжения для научно-спортивной экспедиции женской полярной команды «Метелица».

1991 год. Изготовление тепловых аэростатов для участия в международных соревнованиях.

1994 год. Освоение и производство дополнительных видов продукции: бронежилетов и парапланов.

2013 год. Завод входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех»

Оказана благотворительная материальная помощь в восстановлении Никольского храма в городе Солнечногорске.

Коллективу акционерного общества «Солнечногорский механический завод» вынесена Благодарность Губернатора Московской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм большой вклад в развитие научно-промышленного комплекса Московской области.

Источник

О компании

Парашютная техника поставляется для различных министерств и ведомств.

Продукция АО «СМЗ» пользуется спросом более, чем в 30 странах мира.

В соответствии с установленными Правительством РФ критериями продукция, выпускаемая АО «СМЗ», является наукоемкой и высокотехнологичной. Парашютные системы АО «СМЗ» соответствуют мировому техническому уровню.

С начала производства парашютных систем на нашем заводе и до настоящего времени целью АО «СМЗ» является максимальное удовлетворение потребностей наших клиентов в гарантированно высококачественной продукции.

АО «СМЗ» в полной мере несет ответственность за жизни людей, эксплуатирующих наши системы, за покой и благополучие их родных. Продукция, поставляемая АО «СМЗ», неоднократно спасала личный состав и технику в аварийных ситуациях. За весь более чем 85-летний период выпуска парашютов отказов техники, связанных с производственными дефектами, не было.

Предприятие успешно решает задачи по внедрению, освоению и адаптации новых технологий как на производстве, так и в сфере управления. Используя накопленный опыт по освоению и производству парашютных систем АО «СМЗ» готово к экспериментальному и серийному производству новых изделий.

АО «СМЗ» имеет репутацию добросовестного и надежного поставщика и налогоплательщика.

История АО «СМЗ» с 1930 года по настоящее время

Освоение и начало производства парашютных систем. Создание Второй парашютной фабрики в СССР.

Успешное освоение и производство парашютных систем. Увеличение производственных мощностей.

Постановка на производство и серийный выпуск более чем 300 наименований парашютных систем.

Производство парашютных систем для космических аппаратов.

Завод входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех»

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

полное – Акционерное общество «Солнечногорский механический завод»
сокращенное – АО «СМЗ»

Источник

Солнечногорский механический завод история

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

АО «Солнечногорский механический завод» — крупнейший завод в РФ, лидер в производстве парашютных систем различного назначения.

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

Мы производим десятки моделей парашютных систем, предназначенных для эксплуатации с разными моделями самолётов и вертолётов.

АО «СМЗ» предприятие полного цикла по изготовлению парашютных систем следующих видов:

Продукция АО «Солнечногорский механический завод» является высокотехнологичной и наукоёмкой и соответствует критериям продукции, установленным Правительством Российской Федерации. Одним из наших преимуществ является то, что производство всех основных узлов для парашютных систем осуществляется на нашем предприятии, что позволяет нам гарантировать их надёжность и высокий уровень безопасности при эксплуатации.

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

АО «Солнечногорский механический завод» — самый крупный парашютный завод в Российской Федерации, на счету которого немало важных изобретений и свершений. Наша продукция представлена широким ассортиментом парашютных систем различного предназначения и хорошо известна во всём мире своей надёжностью и безотказностью.

солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история

Ответственность, которая лежит на наших плечах сложно переоценить. От того, насколько безотказны, надёжны и безопасны наши изделия, зависят жизни людей, которые их используют. Мы всегда помним об этом и прикладываем все усилия к тому, чтобы обеспечить соответствующее качество наших изделий. Занимаясь производством парашютных систем с 1933 года, мы ни разу не совершили ошибку: за этот период времени отказов техники, связанных с производственными дефектами не было. Отчасти это стало возможным благодаря тому, что на нашем заводе действует система менеджмента качества, которая гарантирует безотказность и надёжность парашютных систем, производимых на АО «СМЗ». Она востребована в более чем 30-ти странах мира. Парашютные системы АО «СМЗ»: надёжность, безотказность, безопасность!

Источник

Переход в государственную собственность Соликамского завода станет важнейшим прецедентом

Лауреат Нобелевской премии по экономике, американский экономист Милтон Фридман, оценивая гайдаровско-чубайсовские «реформы» в начале 1990-х, сказал:

Приватизация бессмысленна, если у вас нет власти закона.

Хотя те, кто проводил приватизацию в нашей стране, делали это вполне осознанно и со смыслом. Правда, их цели были весьма далеки от интересов государства. Сегодня, спустя почти три десятилетия после этих процессов, миллионы русских людей жаждут восстановления справедливости и требуют пересмотра итогов поистине грабительской приватизации. Однако впору задаться вопросом: имеет ли это экономический смысл сейчас, в начале 2020-х?

Россия должна проводить свою политику, исходя из чисто прагматического интереса. Увы, если начать ворошить историю, начнётся настоящая война всех против всех. Порадоваться этому смогут только наши заокеанские «партнёры».

На сегодняшний день многие приватизированные предприятия работают очень даже неплохо. Взять хотя бы металлургов. Заводы развиваются, прибыли растут, средства производства обновляются, издержки – сокращаются, расширяется география экспортных поставок. Проблема не в том, что металлургические магнаты управляют компаниями плохо, и даже не в том, что крупные суммы отпускают на дивиденды.

Главная загвоздка – широко практикуемый вывод капиталов в офшоры. Если крупный предприниматель оставляет средства внутри России, не так важно, куда именно он их направляет. Они всё равно работают на благо отечественной экономики, только иным образом.

Не хотят по-хорошему – будет по-плохому

И вот здесь, как и в случае с неэффективными собственниками, государство как раз может применять «кнут», если «пряник» не помогает. Замечательный прецедент может быть создан в Пермском крае. Там расположен Соликамский магниевый завод (СМЗ) – стратегически важное предприятие, специализирующееся на редкоземельных металлах. На долю СМЗ приходится производство почти ста процентов редкоземельных элементов, ниобия и тантала, почти две трети товарного магния и пять процентов губчатого титана в России.

У завода – богатая история, уходящая корнями ещё в годы сталинской индустриализации 1930-х. Однако из рук вон плохое управление, находящееся в руках частников, поставило в последние годы СМЗ на грань катастрофы. И тут государственные органы вспомнили о наличии такого инструмента, как национализация или деприватизация – в своё время его активно применяли вполне капиталистические государства Западной Европы (иногда применяют и сегодня). К тому же повод железный и законный: нарушения при разгосударствлении предприятия в 1994-1995 годах.

Генеральная прокуратура потребовала у четырёх физических лиц вернуть ценные бумаги в собственность России, поскольку в своё время, вопреки правовым нормам, разрешение на приватизацию дало не правительство, а власти субъекта. Между тем приватизация таких стратегических объектов регулировалась в специальном порядке, который, по мнению правоохранительных органов, был грубо нарушен.

Здесь же следует вспомнить громкие национализации, которые состоялись после резкого усиления позиций государственников в экономическом блоке кабмина: возврат в собственность государства Башкирской содовой компании и Владивостокского морского торгового порта. И БСК, и ВМТП, и СМЗ служили объектом выкачивания денежных средств для нечистых на руку дельцов, в их развитие не инвестировались деньги, производственные мощности не обновлялись. По итогу у государства лопнуло терпение. Но в случае с СМЗ ситуация интереснее всего, ведь здесь власти при огосударствлении вспомнили о юридическом аспекте – нечестном переходе в частную собственность 27 лет назад.

Что с того?

Правительство посылает чёткий сигнал всем, кто нажился в лихие 1990-е: работайте эффективно и не уводите средства за границу, иначе мы вспомним прошлое и мало не покажется. Подкопаться так в теории можно практически ко всем.

Отец «реформ» Анатолий Борисович Чубайс как-то заявил:

Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу – остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы не могли выбирать межу «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом. Мы отдали собственность тем, кто был к ней ближе. Бандиты, секретари обкомов, директора заводов. Они её и получили.

Вот эти проделки, хочется верить, власть периодически будет вспоминать, если до кого-то не доходит по-человечески.

Источник

Тема: Знаете ли Вы историю г. Солнечногорска??

Опции темы
Отображение

Население района: Среднегодовая численность населения района в 1999 г. составляла 126 тыс. чел (в 1992 г. 129,1 тыс. чел.). Удельный вес городского населения в 1999 г. составил 60,8%.

Историческая справка: История первых поселений уходит в незапамятные времена, когда здесь пролегал сухопутный волок из верховий Волги к Москве-реке. В 1825 г. началось строительство судоходного канала между реками Сестрой и Истрой. И хотя сам канал просуществовал недолго, в память о нем осталось живописное Сенежское озеро, лежащее прямо за околицей Солнечной Горы.

Издавна по этим местам пролег большой проезжий тракт, который проторили российские и иноземные купцы от торгового вольного Великого Новгорода к великоняжеской Москве.

Наиболее древними поселениями в границах нынешнего города можно считать села Никольское-Гущино, Телешово и деревню Гомзино.

Справа от тракта располагалось Никольское-Гущино. По писцовым книгам Дмитровского уезда в 1627 г. в Берсеневском стане «за Гаврилом Васильевичем сыном Хлопова старая вотчина, по жалованной грамоте село Никольское-Гущино у Сенежа озера; в селе деревянная церковь Николая Чудотворца, двор вотченников, двор приказчика, три двора деловых людей». Слева, в 2 км от тракта, находилось село Телешово. В селе исстари также была церковь Николая Чудотворца. Когда и по какому случаю она была упразднена неизвестно. Она упоминается в писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 г. В 1678 г. в переписных книгах на этом месте упоминается уже церковь Всемилостивого Спаса.

В XVIII в. жизнь вдоль тракта ожила, он стал служить юному Петербургу, соединив новую столицу России со старой. По сторонам тракта стали селиться малолюдные деревеньки и одинокие починки. Вот в ту пору, можно полагать, между старым Пешковским ямом и Невским станом, возле имения гвардии поручика Петра Хлопова и построились первые избушки крестьян, образовав сельцо Гомзино. Значилось оно в Клинском уезде. Позже за красоту окрестной природы стали называть это место Солнечной Горой. Село стало второй почтовой станцией по пути из Москвы в Санкт-Петербург. В селе были построены гостиница и императорский путевой дворец.

В 1825 г. началось строительства Екатерининского канала, который должен был связать Москва-реку с Волгой через реки Дубну, Истру и Сестру.

Строительство канала связывают с решением построить на Воробьевых горах в Москве величественный храм Христа Спасителя. Канал предназначался, в частности, для перевозок с верховий Волги материалов, необходимых для строительства храма.

Около деревни Загорье соорудили дамбу, протяженностью около двух километров, и в долине речек Сестра и Мазиха образовалось Сенежское озеро, названное так по погосту. Озеро служило для подпитки канала водой. Канал и дамбу строили 25 лет, а просуществовали они около десяти. В середине XIX столетия рядом с селом Солнечная Гора развернулись большие земельные работы по сооружению первой в России магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Станцию назвали Подсолнечной, а с осени 1851 г. на дороге открылось регулярное пассажирское и грузовое движение.

Канал не выдержал конкуренции с железной дорогой и в 1860 г. был закрыт. Купец Самохвалов купил шлюзы в районе деревни Стрелино и из кирпичей шлюза построил дом, который и сейчас является украшением города, в нем размещается администрация города и района.

Отмена крепостного права оживила деятельность местных предприимчивых людей. Купец 2-ой гильдии П.С. Мешков купил кирпичную солдатскую казарму и в 1864 г. получил от московского генерал-губернатора свидетельство о том, что «дозволяется ему в Клинском уезде, близ деревни Солнечная Гора устроить фабрику ткацко-шерстяных изделий с 85-ю ткацкими станками и до 100 человек рабочих». Сейчас это большое промышленное предприятие Солнечногорский механический завод.

Местный деревенский богатей Шибалов открыл мастерскую по фабричному производству проволочных сит. Предприятие превратилось в завод металлической сетки.

В начале ХХ в. в Солнечной Горе открылось еще одно промышленное предприятие стекольный завод. Основал его московский владелец стекольной лавки Колосов вместе с крюковским купцом Марковым.

В 1917 г. в волостном селе Солнечная Гора было 15 купеческих и 50 крестьянских домов, в пос. Подсолнечном 38 дворов. Крестьянское население, как встарь, разделялось на львовскую и грязновскую стороны. В селе было 3-4 улицы и столько же проулков. Над двухтысячным населением административную власть осуществляли волостной старшина и полицейский пристав.

Фабрично-заводскую промышленность представляли: фабрика хлопчатобумажного ткачества «Волокно». Принадлежала она Федору Львовичу Кнопу. 167 станков работали на электроэнергии, получаемой от гидротурбины, установленной на дамбе Сенежского озера. Фабрика ежемесячно выпускала миллион аршин ткани. На фабрике было занято около 800 рабочих. 218 чел. работало на стекольном заводе, обрабатывая ежедневно 20-25 пудов стеклянной массы; на грохоплетельном заводе Шибалова 50 рабочих ткали и плели из проволоки разнообразную сетку; предприниматель Скворцов содержал мельницу; на бисерной фабрике работало 20-25 девушек. Семь хлебопекарен снабжали жителей ржаным и ситным хлебом, баранками, сушками, разными сайками и калачами. Бакалейными товарами торговало 15 лавок, колбасами две. В селе было два обувных и четыре мануфактурных магазина. С утра и допоздна работали ресторан 2-го разряда «Сенеж», трактир «Слава», большие и малые чайные лавки общим числом 12 и две пивные.

Обучением детей грамоте занимались две земские школы. Солнечногорская библиотека им. Павленкова насчитывала 777 книг. Ею пользовались 86 чел. Озеро принадлежало фабриканту Кнопу, на нем была оборудована пристань и ходил теплоход «Сусанин», было две моторных и сто весельных лодок.

Первая телефонная станция на 25 номеров появилась в 1921 г., а через год в село был дан электрический ток от электростанции, установленной на дамбе. Число лампочек ограничивалось, и мощность их должна была быть не более 25 ватт.

В 1929 г. образован Солнечногорский район и село Солнечная Гора было преобразовано в рабочий поселок Солнечногорский. В него вошли окрестные сельские поселения. Население 6 тыс. чел. В 30-е гг. рабочий поселок начал преобразовываться. Начала издаваться районная газета, построены почта, баня. Из Москвы были переведены военные курсы «Выстрел». Телефонная станция увеличилась до 100 номеров, электроэнергию поселок стал получать от центральной энергосети Московской области. Построена и открыта на ул. Почтовая первая средняя школа, появились первые многоэтажные дома, начали прокладку водопровода и канализации. 26 декабря 1938 г. рабочий поселок преобразован в город Солнечногорск с населением 11 тыс. чел.

В Солнечногорске и районе немало исторических памятников: здание бывшего императорского путевого дворца (в главном доме сейчас находится скорая помощь). Двухэтажное здание почтовой станции сохранилось и в Черной Грязи тогда первой от Москвы почтовой (перекладной) станции на Санкт-Петербургском тракте; дом купца Самохвалова, ныне здание администрации района; двухэтажное здание купеческого собрания, известное сейчас солнечногорцам как райунивермаг; здание усадьбы фабриканта Кноппа, расположенное на полуострове на южном берегу Сенежского озера.

В юго-западной части города находится церковь Всемилостивого Спаса (Спасска), построенная в 1759 г. На границе центральной части города с микрорайоном Рекинцо стоит Никольская церковь с часовней А.И. Глазунова, построенная в 1894 г. и расположенная при въезде в город со стороны Москвы. Красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведена в 1665 г. по заказу боярина А.С. Матвеева, в селе Поярково. Возведенные в стиле раннего барокко небольшой храм и колокольня, богато украшены резьбой и различными архитектурно-художественными деталями. В селе Головково сохранилась Покровская церковь, построенная в 1857 г. в формах, характерных для упадка классицизма, а в Обухово Успенская церковь, возведенная в 1782 г. в переходных формах от барокко к классицизму. В ней находится резной золоченый иконостас середины XVIII в., переданный из церкви села Головково. Сохранились церкви в Вертлино, Льялово, Мерзлово, Середниково, Тараканово, Цесарке. В селе Чашниково находится замечательный памятник отечественной архитектуры пятиглавая церковь Троицы. Сооружение ее относится к XVI в. В Вертлино, Мерзлово, Тараканово, Цесарке церкви недействующие.

В селе Дедешино (Дешевшино), рядом с Алабушевым, сохранились остатки усадебного комплекса князя В.М. Голицына, сооруженного во второй половине XIX в.: два небольших флигеля, часть парка и пруд.

Наглядным подтверждением глубокой связи района с древней историей Подмосковья служат стоянки неолита, славянские селища и курганы, волоки да древний тракт. Неолитическая стоянка обнаружена на левом берегу реки Клязьмы около села Льялово. Это одна из древнейших во всем Подмосковье стоянок неолита, относящаяся к середине III началу II вв. до н. э. Здесь же были найдены настилы из жердей, на которых устраивались жилища. К югу от нее однотипная Клушинская стоянка. Южнее озера Круглое, у селя Мышецкое, расположены славянские курганы, относящиеся к XI-XII вв.

Достопримечательностью района является старинный парк усадьбы Середниково с аллеями, обсаженными лиственницами, мостками через овраги, прудами и островами на них также объявлен памятником природы. Через один из трех прудов по дороге к усадебной церкви Алексия Митрополита, построенной в 1693 г., ведет трехпролетный арочный мост, названный «Чертовым».

Парк охраняется как памятник паркового искусства конца XVIII начала XIX вв. Усадьба Середниково находится в 4 км к югу от платформы Фирсановка.

На солнечногорской земле имеется ряд заповедников и заказников. Их территории необходимы для охраны отдельных видов животных, насекомых, растений, водных и других объектов

Особо следует отметить музей-заповедник А.А. Блока, который был создан в 1984 г. Территория Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника А.А. Блока, на которой находится музейный комплекс, раскинувшись вокруг Тараканово и Шахматово, занимает 308 га.

В юго-западной части города находится церковь Всемилостливого Спаса (Спасская), построенная в стиле барокко в 1759году.

Красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённая в 1665году.

На границе города стоит Никольская церковь с часовней А. И. Глазунова, построенная в1884 году.

С усадьбой Болдино, что в 10 километрах от Солнечногорска, связана жизнь и деятельность русского государственного деятеля В. Н. Татищева.

2BUKASA спасибо за инфу узнал немного новенького солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история солнечногорский механический завод история. Смотреть фото солнечногорский механический завод история. Смотреть картинку солнечногорский механический завод история. Картинка про солнечногорский механический завод история. Фото солнечногорский механический завод история.

Предание, что Бездонное озеро под Солнечногорском связано с Мировым океаном, записал в начале прошлого века со слов местных крестьян поэт Александр Блок. Как родилась морская легенда в еловой подмосковной глуши, доподлинно неизвестно, но существуют догадки. Ведь мало кто знает, что в старину через Солнечногорск проходил водный путь Москва—Волга, проложенный, чтобы удобнее было возить мрамор на стройплощадку храма Христа Спасителя. Отголоски судоходной истории в Солнечногорске до сих пор можно встретить повсюду.
Есть предания, которые даже в самом упертом скептике разжигают жажду авантюризма. Одна из таких легенд уже почти двести лет сопутствует истории Бездонного озера под Солнечногорском. У него, настаивает молва, нет дна. Отсюда — название. Все попытки промерить глубину водоема как в старину, так и в наши дни заканчивались фиаско: веревки и лески с грузилом разматывались на полную, а низа не доставали. “Озеро ведет к центру Земли”, — стращали детишек седобородые старики.
В начале прошлого века байку про разматывающиеся веревки местный лесничий рассказал Александру Блоку, и она настолько поразила поэта, что тот дословно занес услышанное в дневник. Бездонное озеро, сообщало предание, является не чем-нибудь, а отдушиной Мирового океана, связанной с ним подземными горизонтами. Чувство писателя, заставившее судорожно схватиться за карандаш, можно понять. Но это еще не все! Иногда на серебряной глади Бездонного озера всплывали обломки затонувших на том конце света деревянных судов. Как парусники попадали сюда, в деревню Вертлино, в ее еловую сухопутную глухомань, никто объяснить не мог. У одного вертлинского крестьянина даже хранилась в избе доска с загадочной надписью “Santa Maria”. Находили и другие обломки с нерусскими буквами. Их, правда, рассказчик своими глазами не видел, что, впрочем, не так уж и важно, можете поверить благородному честному слову.
Вот с тех самых пор, как доверчивый Блок увековечил отголоски истории, осенив ее, так сказать, авторитетом собственной гениальности, не было ни одного поколения солнечногорцев, которое не попыталось бы заглянуть в манящее жерло отдушины. Еще бы! А вдруг повезет, и к тебе приплывет обломок колумбовой каравеллы.
Если феномен Бездонного озера еще можно подвергнуть сомнению, то в трех километрах южнее него находятся остатки реальных гидротехнических сооружений, которые в свое время являлись предметом гордости инженерной мысли. Они производят впечатление и сейчас. Только мало кто догадается, что грязная, заросшая камышами канава, пересекающая Солнечногорск с востока на запад, есть не что иное, как Екатерининский канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой. Тем не менее это так.
Канал начали рыть по указу императора Николая I в 1826 году для того, чтобы обеспечить доставку строительных материалов с волжских каменоломен — в первую очередь природного камня: гранита и мрамора, необходимых в больших количествах на сооружении храма Христа Спасителя.
Подготовку к строительству храма-памятника начали с развития сопутствующей инфраструктуры. Водные пути были наиболее приемлемыми для крупномасштабных грузовых перевозок. За исключением малого: далеко не все реки подходили для судоходства. Кратчайший путь с верховьев Волги к Москве пролегает через Клинско-Дмитровскую гряду. Ее протяженные, но вместе с тем мелководные речки решили немного спрямить и наполнить водой за счет использования естественных перепадов высот. Что и было сделано.
Екатерининский канал — лишь небольшая часть глобальной водной системы, общая протяженность которой составляет 214 верст. Ее основная нагрузка приходится на русла рек Истры и Сестры. Последняя сообщается с верховьями Волги, первая впадает в Москву-реку. В районе Солнечной Горы Сестру и Истру соединили 8-километровым каналом. Интересно, что старинный водный путь Москва—Волга пролегал приблизительно по тем же местам, что и прямой, как линейка, современный канал им. Москвы! Но если строители ХХ века широко использовали технику, механизацию, то их предки добились аналогичного результата, вдумчиво прислушиваясь к природе. Заметим, что они нигде не нарушили естественных связей и только чуть-чуть подправили их там, где надо.
Единственное глобальное сооружение на пути вод — это дамба возле села Сенеж на реке Сестре, благодаря которой разлилось знаменитое Сенежское озеро. Вопреки устоявшемуся мнению, водоем этот рукотворный. По системе шлюзов – их было 37 – вода передавалась в Екатерининский канал, ширина его составляла ни много ни мало 45 метров. Для сравнения: ширина канала им. Москвы — 88 метров.
В 1850 году водный путь Москва—Волга, который строили 25 лет, торжественно был открыт. В навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. А в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Первопрестольную, составила водному транспорту конкуренцию, и потребность в канале отпала сама собой.
Водный путь просуществовал всего 10 лет, а потом был закрыт, после чего началась приватизация государственной собственности — ведь систему строили на деньги царской казны. Кирпичные шлюзы были разобраны и проданы по кирпичику. Солнечногорский купец Самохвалов впоследствии построил из них лучшее здание в городе. По иронии судьбы, в нем сейчас размещается городская администрация. Так бесславно похоронили один из грандиозных российских проектов.
Утратив свое значение, несостоявшийся порт пяти морей долго продолжал оставаться региональным энергетическим центром. Почетный гражданин города Иван Федорович Стрекалов любит вспоминать, как он работал на Сенежской электростанции. Построенная в 1888 году, она исправно крутила динамо-машины, полностью обеспечивая потребности города в электричестве. В 1941-м, после освобождения Солнечногорска от фашистских захватчиков, именно электростанция стала народно-хозяйственным объектом номер один, с которого началось восстановление разрушенного войной. “Лампочки Ильича”, получавшие ток благодаря использованию ресурсов местной гидросистемы, зажигались в домах и квартирах вплоть до 1957-го. Напора воды на дамбе озера Сенеж как раз хватало для этого.
Нет, электричество не вырубили, как бывает в России. Просто на смену старому семимильными шагами спешил научно-технический прогресс, и район подключили к сетям Мосэнерго. Собственную электростанцию город за ненадобностью остановил. Сегодня, когда всех достали проделки Чубайса, солнечногорцы с тоской вспоминают про ГЭС. Конечно, всех проблем она не решила бы, а, доживи до нашего смутного времени, глядишь — облегчила бы существование экономики отдельно взятого муниципального образования.
Когда же началась мода на сберегающие технологии и стало актуальным заботиться об экологии, про старушку электростанцию вспомнили. К сожалению, от ее кирпичного здания остались только руины, давно проржавело и сгнило выброшенное оборудование. Тем не менее город полон решимости воссоздать ГЭС в прежнем виде. Руководство местной ПМК-19, которая ведет работы на дамбе Сенежа по реконструкции донного спуска, даже бросило клич землякам присылать за вознаграждение старые фотографии, запечатлевшие исторический облик здания. Пока речь идет о воссоздании здания-памятника промышленной архитектуры, но кто его знает, может, когда-нибудь ГЭС опять заработает?
Вот уже около года инженеры из института “Гидропроект” ведут на озере испытания турбины, работающей от малых потоков. Вырабатываемой ею энергии, правда, хватает на холодильник, телевизор и пару лампочек, но, как говорится, лиха беда начало. Главное, чтобы на полном самообеспечении. А там, возможно, руки дойдут и до другого, не менее эпохального плана, и солнечногорцы засучив рукава примутся за расчистку Екатерининского канала. Были такие мысли лет десять назад — создать что-то вроде подмосковной северной кругосветки, чтобы по каналу от Иваньковского водохранилища до Истринского ходили туристы-байдарочники.
А почему бы и нет? Судя по необычному и противоречивому прошлому города, Солнечногорск, видимо, родился под знаком Водолея. Только почему его назвали Солнечной Горой? Неизвестно. Ведь именно здесь, по многолетним наблюдениям, чаще всего идут затяжные дожди и хмурится небо.

Московский Комсомолец
от 21.07.2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *