солдатский труд история знаменитой фотографии
Солдатский труд. История знаменитой фотографии
Это один из самых знаменитых кадров Великой Отечественной войны.
Военный фотограф Израиль Озерский сделал много интересных снимков. Он был простым сварщиком, но незадолго до войны переучился на фотографа. И в 37 лет отправился на войну фотокорреспондентом от ТАСС. Фотограф прошел всю войну, часто был на передовой.
Но самая знаменитая его фотография — «Солдатский труд». Снимок сделан в конце войны – в 1944 году.
И это не героическая фотография победы, а обычный фрагмент из жизни. Везут солдаты пушку – казалось бы, тривиальный кадр, да и самих их почти не видно.
Однако на фото угадывается, что происходит это – на передовой. Сейчас начнут палить по танкам, а для артиллеристов такое сражение – как рукопашная битва для пехоты. Есть время на два-три выстрела, пока не подъедут вражеские танки. И нанести их нужно точно, иначе….об этом лучше не думать.
Судьба артиллериста особенно трудна. Если враг успеет добежать до твоих позиций, то у тебя практически нет шансов выжить. У артиллеристов минимальная поддержка и защита и они полностью надеются, на то, что в основной битве успех будет на нашей стороне. Ретироваться им тоже трудно – как минимум, за то, что они бросили орудия им грозит суровая кара по законам военного времени.
И ведет их в бой простой солдат, не какой-нибудь бодрый генерал или хотя бы майор. Но по солдату сразу видно – за плечами огромный опыт. Вот именно такие солдаты и принесли нам победу в Великой Отечественной.
Если про неизвестного солдата нет точных данных, то про другого участника фото информации много.
«Сорокопятка»
По левую руку от главного героя солдаты везут так называемую «сорокопятку».
Это противотанковая пушка калибра 45-миллиметров, созданная в 1937 году. Любопытно, что в основе ее конструкции была немецкая пушка от «Рейнметалл», которую СССР закупил в 1931 году. И успешно модернизировал.
В начале войны «сорокопятка» была главным противотанковым орудием Красной армии. Пробивала броню фактически любой техники вермахта. Успешно зарекомендовала себя и против пехоты, когда ее заряжали картечью.
Но все-таки основное ее призвание — сокрушать немецкие танки. И с этим «сорокопятка» успешно справлялась до 1942 года.
Солдаты и партизаны очень любили эту пушку за высокую мобильность и прекрасную маскировку.
Солдатский труд история знаменитой фотографии
Мурад Гамзатов
Мое расследование известного фото «Солдатский труд»
——-
Информация изначальная, из интернета
Израиль Абрамович Озерский трудовой путь начал рабочим-сварщиком. Потом освоил фотографию и в тридцатые годы начал сотрудничать в агентстве Союзфото.
В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом фотохроники ТАСС. Фотографировал на Северо-Кавказском, Крымском, Северо-Западном, 2-м Украинском фронтах. Его снимок «Солдатский труд» вошел в классику советского военного фоторепортажа. В послевоенное время работал фотокорреспондентом на ВДНХ, в агентстве печати «Новости». Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями.
Озерский Израиль Абрамович 1904 ̵ 1971
«Солдатский труд». Рядовой 928-го артиллерийского полка, входившего в состав 367 стрелковой дивизии. Расчет перекатывает 45-мм противотанковую пушку. 20.11.1944. Израиль Озерский
Советские солдаты и 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К) («сорокапятка»). Авторское название фото — «Солдатский труд».
——-
Факты
Фронтовые дороги
Или история фотоснимка «Солдатский труд»
Солдатский труд
Владимир Вяткин – знаменитый российский фотожурналист.
В 1985 году Международная Организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный Мастер Фотожурналистики».
С 2004 г. является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации. На счету Вяткина более 200 наград, среди которых премия самого престижного в фотожурналистике приза Golden Eye, шестикратный лауреат престижного международного конкурса World Press Photo, лауреат Интерпрессфото, Mother Jones Photo Contest (International Fund for Documentary Photography – США), SSF World Sports Photo Contest (Япония), Humanity Photo Award и Great Wall (Китай), HIPA и многих других. Лауреатом «Серебряной камеры» он становился восемь раз.
В фотографическом творчестве Владимир Вяткин предпочитает снимать общественно-социальные темы, искусство, спорт, а также разработал стилистику неопикториальной фотографии.
Превосходное владение стилистическими приемами, способность видеть, позволяет ему снимать так, как никто другой и по праву считаться самым творческим фоторепортером.
«Меня сейчас очень волнуют судьбы людей. Сотен, тысяч людей. Безвинно гибнущих в Украине, в Донбассе. Со стороны и украинской армии, и ополченцев. В связи с этим я выложил серию, которая называется просто – «Солдатский труд». Думаю, это лучшая моя серия».
«Я был на 11 войнах. Когда я снимаю на войне, я не думаю о выдержке и диафрагме. Лучшие свои снимки я снял не на войне. Нужно либо снимать, либо сопереживать матери, у которой погибли три дочери. Солдату, который чудом не погиб и вылез. Я не думал о том, что у меня висит аппарат. Не об этом я думал. А о том, что нужно сделать, чтобы его выручить».
В феврале 1979 года, в то время, когда Маоистская верхушка, тайно рассчитывая на сребреники из Вашингтона, решила «проучить» гордый и мужественный вьетнамский народ, Владимир Вяткин всего через несколько недель после «ледового похода» вылетел во Вьетнам, на северных границах которого разыгралась военная драма.
В дни, когда афганский народ праздновал вторую годовщину апрельской революции. В Кабуле шла демонстрация. Он смотрел на праздничные колонны людей и видел народ, сбросивший с себя средневековые путы в неукротимом стремлении к свету, знанию, всему лучшему, что принес с собой XX век. Он увидел танец: порыв, вихрь, бьющая через край энергия. В нем была символика пробуждения народа, художественный образ современного Афганистана. Таким он запечатлелся в его памяти и на пленке,
И еще один образ: афганский солдат, у которого в дуло винтовки воткнут алый тюльпан. И это тоже символ революции, готовой защищать свои завоевания.
АФГАНИСТАН, 1980
Владимир Вяткин
Я там был одним из первых. Не первый, а один из первых, потому что до меня еще были другие фотографы, но я был, наверное, первым, для кого фотожурналистика была именно профессией. Потому что фотографировали, скажем, чиновники некие, советники от ЦК КПСС. Были те, кто занимался не столько журналистикой, сколько информационной фотографией. И был фотограф из издательства «Плакат», был фотограф из ИТАР-ТАСС – Надеждин. Но мы были первыми. В то время было запрещено не то что снимать наших военнослужащих, боевые действия, а просто-напросто нельзя было об этом говорить. Основная идеология первых двух лет войны в Афганистане строилась на том, что мы якобы выполняем гуманитарную миссию, оказываем гуманитарную поддержку и помощь, строим больницы, детские сады, школы, в том числе преподаем в политехническом институте, университете. Т.е. запрещено было даже упоминать слово «война», хотя в это время она шла вовсю.
Тогда я впервые почувствовал, что это война. Я испытывал, снимая в Афганистане, опасность с двух сторон – с одной стороны, это моджахеды, те, кто противостоял официальной власти в Афганистане и нашей так называемой
«гуманитарной миссии», а с другой стороны, наши солдаты на улице, десантники, патруль.
«Телохранитель». Aфганистан, Кабул. Апрель, 1980 г. Вл. Вяткин
2-е место World Press Photo в категории Повседневная жизнь. 1985 г.
НИКАРАГУА. Детство тревог и надежд.
Владимир Вяткин
Тишину родильного отделения нарушил крик новорожденного, оповестивший о появлении еще одной жизни на Земле. Через несколько минут я смог увидеть, как мать нежно прижимает к себе младенца, согревая его теплом своего тела. Я стоял рядом, но она меня не замечала, занятая сосредоточенным рассматриванием своего малыша. Она была переполнена радостью и наслаждением. Вероятно, в такие минуты все женщины в мире одинаково счастливы, подумалось мне.
Но в следующее мгновение случилось нечто совершенно неожиданное — гримаса страха исказила красивое лицо женщины, одной рукой она прижимала к себе ребенка, а другой закрывала полные слез глаза. Лицо было обращено вверх, к потолку. О чем плакала эта молодая никарагуанская мать, что вдруг так встревожило, напугало ее? Что увиделось ей?
В июле 1986 года Сандинистская газета «Баррикада» опубликовала документ, потрясающий своей обвинительной силой. Сухой язык цифр рассказывал, какую неимоверно дорогую цену уже заплатил никарагуанский народ за свое право на свободу и независимость, отстаивая их в навязанной ему Белым домом необъявленной войне: в ходе ее погибло 31 290 человек. В это число входят и те, кто отстаивал завоевания революции, и те, кого использовали в своих грязных целях контрреволюционеры. Война эта унесла жизни 879 детей в возрасте младше 12 лет! Не об этом ли вспомнила молодая мать в свой счастливый час?
То был первый мой рабочий день командировки в Никарагуа, начавшийся в столичном родильном доме, а вечером того же дня в программе новостей Сандинистского телевидения я увидел похороны 23-летнего фоторепортера газеты «Баррикада» Розендо Гарена, павшего от рук «контрас» при выполнении задания своей редакции. Это был уже не первый журналист, убитый врагами революции.
Впереди похоронной процессии бежали мальчишки. Когда начался траурный митинг, телеоператор несколько раз крупным планом показал детские лица: тревога и волнение совсем маленьких, решимость и мужество тех, что постарше. День за днем я вел фотографическую хронику текущих событий в Никарагуа — снимал в городах и селах, на заводах и фабриках, в воинских частях и в университетах, в госпиталях и в национальном хореографическом училище. Несколько дней вместе с моим коллегой и товарищем Александром Маховым поработали на Рио Коко — пограничной с Гондурасом реке у Антлаитического побережья Никарагуа. Жили мы в шалашах индейцев мискитос. В период прекращения огня нам удалось даже проникнуть в лагерь «контрас», находившийся в селении Юлу.
Несколько раз мне представлялась возможность снимать президента республики Даниэля Ортегу во время его еженедельных встреч с трудящимися.
Хочется верить, что детство тревог и волнений сменится для никарагуанских детей в недалеком будущем миром радости и счастья.
«Советское фото» №2 1987
Фотография «Солдат» для меня самая близкая. На ней рядовой Владимир Кусеров. Мы вместе служили в армии. Снял ее в 1971 году перед дембелем. Володя был цирковым артистом. Гераклом. Сталлоне и Шварценеггер ему в подметки не годятся по физической красоте и мощи. Жалею, что мало его снимал.
Эта фотография не имеет наград. Ее не взяли на первую советскую выставку в Лондоне во время холодной войны. Цензура не пропустила из-за того, что у солдата неуставная прическа — бакенбарды. Мой коллега Борис Кауфман взял снимок под свою ответственность и вывесил. «Дейли мейл» напечатала во весь разворот с подписью: «Мы впервые видим русского солдата, которому не хочется воевать». История этой фотографии закончилась только два года назад, когда выживший из ума бывший спецназовец выдавал себя в Интернете за этого солдата и терроризировал его дочь и жену. А Володя разбился в Чили во время репетиции, выполняя акробатический номер под куполом цирка.
Поехать на войну и снять войну — разные задачи. Два месяца я жил на передовой в Чечне. Зубы не чистил, не мылся, грязный, вшивый — как все. И вдруг приезжает телевидение на два часа. Бритые, сытые. Выходит генерал и показывает им войну, как театр. Потом они уезжают и ломают мне все, что наработано за два месяца.
Никто нас не ждет ни на войне, ни в тюрьме, ни в больнице. Невольно мы становимся свидетелями жизни, где свои законы, о которых мирным людям лучше не знать.
СОВЕТСКОЕ ФОТО
АНО «Культурный Проект РУСС ПРЕСС ФОТО»
Сбор данных
Ваша конфиденциальность очень важна для нас, Культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО и ИПЛФ | IPAP. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.
Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»
С какой целью собираются эти данные
Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса pechkin-mail.ru и google и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.
Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.
Как эти данные используются
На сайте mipap.ru используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Яндекс.Метрика.
При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.
Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.
Как эти данные защищаются
Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.
Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.
Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.
Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.
В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.
Для связи с администратором сайта по любым вопросам вы можете написать письмо на e-mail: press@russpressphoto.ru
Платежи. Оплата банковской картой онлайн
Наш сайт подключен к интернет-эквайрингу, и Вы можете оплатить Услугу банковской картой Visa или Mastercard. После подтверждения выбранной Услуги откроется защищенное окно с платежной страницей процессингового центра ЯндексДеньги, где Вам необходимо ввести данные Вашей банковской карты. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure. Если Ваш Банк поддерживает данную технологию, Вы будете перенаправлены на его сервер для дополнительной идентификации. Информацию о правилах и методах дополнительной идентификации уточняйте в Банке, выдавшем Вам банковскую карту.
Гарантии безопасности
Процессинговый центр ЯндексДеньги защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.0. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. ЯндексДеньги не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов на странице: https://money.yandex.ru/feedback/
Безопасность онлайн платежей
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО НКО «Яндекс.Деньги». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используется специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Конфиденциальность
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
1. Определения
Интернет проект http://mipap.ru/ (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта http://mipap.ru/ (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях совершаемых вами на сайте URL. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
2. Использование информации
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта URL другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг URL.
3. Ссылки
Сайт http://mipap.ru/ может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
4. Ограничение ответственности
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт http://mipap.ru/ и вся размещенная на нем информация представлены по принципу «как есть» без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту URL или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
5. Контакты
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу press@russpressphoto.ru
Лицензия № 037545 на осуществление образовательной деятельности
Департамент образования города Москвы | 01.06.2016 г.
Солдатский труд
Поразительно, но эти стихотворные строки Михаила Кульчицкого, погибшего в январе 1943-го под Сталинградом, могут быть использованы в качестве подрисуночной подписи как под одной, так и под другой фотографией. И мысль об этом не воспринимается как поругание или оскорбление Великой Победы.
Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена…
И, к печке прислоняясь спиной,
Спит стоя старшина.
Эти строки написал ленинградец Борис Костров, добровольцем ушедший на войну 24 июня 1941 года, 11 марта 1945-го получивший тяжёлое ранение при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии и спустя три дня скончавшийся от полученных ран. И стихи погибшего на войне поэта с их красноречивыми прозаическими деталями находят зрительное подтверждение в альбоме.
А на странице 172 мы видим фотографию Г. Липскерова, датированную февралём 1943-го «Генерал-фельдмаршал Ф. фон Паулюс и немецкие офицеры, взятые в плен под Сталинградом«.
В альбоме нет ни хрестоматийного глянца, ни растиражированных фотографий.
Многие снимки вызывают шок, например, украинские девушки в национальных костюмах и с лентами на голове радостно встречают немецкие войска (С. 52).
Или запоминающаяся с первого же взгляда фотография Демау «Немецкий солдат и русский крестьянин сеют хлеб» (С. 263). Ошеломляющее сходство сделанных в 1943-м фотографий: солдатского обеда воинов Красной армии на Калининском фронте и похода на обед воинов вермахта в районе Великих Лук (С. 207).
Отличия во фронтовых буднях не очень существенны, хотя и весьма выразительны: в то время как в советских газетах практически отсутствовали иллюстрации, за исключением портретов вождей и героев, в немецких малотиражных изданиях печатали не только картинки, но и кроссворды. На странице 217 мы видим фотографию Редера «Группа немецких зенитчиков читает газету на боевых позициях». На последней полосе немецкой малотиражки небольшого формата в правом нижнем углу хорошо виден кроссворд, абсолютно недопустимый в советской армейской прессе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов