сокровища русского искусства во дворце царя алексея михайловича
Tania-Soleil Journal
Параллельные переводы. Фоторепортажи. Статьи об изучении иностранных языков.
Сокровища русского искусства XVII века
Вход в хоромы царевен
Я считаю, что лучше меньше, да лучше. Но, к сожалению, не всегда я этого принципа придерживаюсь. Вот и в этот день, когда мы с Фабрицио решили посетить Дворец Царя Алексея Михайловича в Коломенском, мы сразу купили билеты на две экспозиции: «Интерьеры Дворца…» и «Сокровища русского искусства XVII века». После обстоятельного осмотра дворца, сил на «сокровища» уже не осталось…
Экспозиция же представленная в хоромах царевен уникальна. Здесь представлены подлинные образцы русского искусства семнадцатого века: иконы, книги, кованные и вырезанные из дерева элементы декора и многое другое.
Несколько фотографий с экспозиции «Сокровища русского искусства XVII века», расположенной в хоромах царевен дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Евангелие 1651 год.
Бумага, бархат, металл,
гравюра на дереве
Симеон Полоцкий. Вечеря душевная.
Книга, изданная после смерти автора.
Москва. 1683 год.
Бумага, дерево, кожа, метал,
гравюра на меде.
Надгробная плита Симеона Полоцкого. 1680-гг.
Душу же вручил в руце богу всемогущу,
иже благоволил ю дати везде сущу,
Да приимет ю, яко свое создание,
и исполнит весных благ его желание;
Телом со избранными даст ему восстати,
с ними ж в десней стране в веселии стояти;
И внити во вечную небесную радость,
неизглаголанную тамо присно сладость.
Текст эпитафии составлен учеником Симеона Полоцкого, придворным поэтом Сильвестром Медведевым по личному указу царя Федора Алексеевича.
Комментарии
Сокровища русского искусства XVII века — 3 комментария
Танюша, заглянула сюда случайно, а тут такая красота и такие раритеты! Спасибо, что поделилась.
P.S. У тебя что-то с датами. Обычно у меня, если появляется новый пост у кого-то из ПЧ, на френдленте он будет первым. Вот я жду-жду что у тебя нового… У меня написано — 4 недели назад!
Я это заметила еще в первом посте про Коломенское.
Да нет, с датами все в порядке,это я иногда публикую записи задним числом 🙂 Марина Цветаева, наоборот, иногда датировала свои письма будущими датами, чтобы у получившего письмо складывалось впечатление, что оно написано вчера, тогда как на самом деле она было написано две недели назад и все эти две недели письмо шло по почте 🙂
Моя племянница мне сказала однажды, что только русский человек может сказать «да нет» 🙂
Ага, смешно получается. 🙂
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Выставка «Сокровища русского искусства. XVII век»
Выставка «Сокровища русского искусства. XVII век» находится во дворце царя Алексея Михайловича в хоромах младших и средних царевен. На выставке представлены подлинные предметы XVII века из уникального художественного собрания музея-заповедника: произведения украшены богатым орнаментом, резьбой и росписью, покрыты узорочьем «травного письма».
В экспозиции показано не только элитарное искусство царских изографов, но и иконы, созданные в небольших городах Центральной России. Искусство оформления рукописей, миниатюра и книжная графика XVII века представлены книгами, украшенными заставками, гравюрами, яркими, полными неиссякаемой творческой фантазии узорами. В пышном богатом орнаменте рукописей отчетливо прослеживается близость этого изысканного искусства к деревянной резьбе, к росписи по дереву и иконописи.
Выставка «Сокровища русского искусства. XVII век» находится во дворце царя Алексея Михайловича в хоромах младших и средних царевен. На выставке представлены подлинные предметы XVII века из уникального художественного собрания музея-заповедника: произведения украшены богатым орнаментом, резьбой и росписью, покрыты узорочьем «травного письма».
В экспозиции показано не только элитарное искусство царских изографов, но и иконы, созданные в небольших городах Центральной России. Искусство оформления рукописей, миниатюра и книжная графика XVII века представлены книгами, украшенными заставками, гравюрами, яркими, полными неиссякаемой творческой фантазии узорами. В пышном богатом орнаменте рукописей отчетливо прослеживается близость этого изысканного искусства к деревянной резьбе, к росписи по дереву и иконописи.
Поиски фарфора в Коломенском. Часть 2: Выставка «Сокровища русского искусства XVII века»
Поиски фарфора в музее-заповеднике Коломенском, которые привели меня на Выставку «Виват Екатерина!», продолжились в других залах Дворца царя, где представлена постоянная выставка «Сокровища русского искусства XVII века». В покоях младших и средних царевен Дворца царя Алексея Михайловича в 14-ти небольших залах представлены подлинные предметы XVII века из уникального художественного собрания музея-заповедника.
Вот тут мне стало интересно. Во-первых, все предметы оригиналы, во-вторых, с хорошей датировкой — XVII века. Каждый представленный экспонат заслуживает отдельного рассказа. При этом их количество и сохранность поражает. Это не предметы, а настоящие сокровища, дошедшие до наших времен. Лучшие мастера по всей Руси трудились над их созданием. Резчики по дереву, мастера столярного дела и плотники, живописцы, иконописцы, кузнецы создали настоящие шедевры.
Выставленные в залах произведения, воссоздают своеобразный художественный мир XVII века, показывающий яркую народную фантазию, самобытность и мечты о прекрасном мире.
Царский дворец, построенный в 1667-1668 годах в Коломенском, должен был стать своеобразным раем. Для его украшения были собраны со всей России лучшие мастера, художники и ремесленники. Все создаваемое ими должно было придать особую пышность царским хоромам и мероприятиям, проводимым в загородной резиденции царя.
Выставка очень яркая, красочная. Экспонаты можно разглядывать долго. Каждый экспонат огромный пласт истории и культуры России.
Из того что особо запомнилось и произвело впечатление, можно упомянуть Царские Врата. По учению Отцов Церкви алтарь символизирует Небесный Рай, поэтому врата называются Райскими. Врата конца XVII века Русский Север встречают в начале выставки. В верхней части врат представлен сюжет Благовещение. Слева изображен Архангел Гавриил, права – Дева Мария, ниже апостолы. Створки украшены золоченой сквозной резьбой и гроздьями винограда. Другие Царские Врата привезены из Софрино Московской области, где находился Путевой дворец царя Алексея Михайловича. На створках этих врат помещены деревянные киотцы в виде храмов. А сам фон врат расписан разноцветным растительным орнаментом, символизирующим райские цветы и храмы. У Царских Врат можно долго стоять, разглядывая элементы.
Так же интересно посмотреть на фасадные изразцы и изразцовые панно. Такие панно с конца XVII века стали использовать в фасадном убранстве московских зданий. На выставке представлены характерные примеры с изображением цветов, птиц и плодов. Цветные глазури сохранили свою яркость и привлекают внимание.
Представлен ряд интересных книг, украшенных гравюрами, полными творческой фантазии узорами. Так, одна из книг «Меч духовный» Типографии Киево-Печерской Лавры 1666 года, раскрыта на гравюре, символически прославляющей род царя Алексея Михайловича. В центре композиции родовое дерево царской семьи с портретами. Рядом с ней «Кормчая», выпущенная в Москве на Печатном дворе в 1650-53 годы. Это сборник церковных и светских законов, изданный по велению царя Алексея Михайловича.
На выставке впечатляет все, и красота, и сохранность предметов. По словам смотрителя, за состоянием экспонатов постоянно следят. Вообще во всей этой выставке чувствуется любовь к русскому искусству. Предметы хорошо распределены и освещены. А сам Дворец с маленькими окошками, через которые попадает солнечный свет, и его оформление придает особое очарование выставляемым раритетам.
В будни посетителей почти нет, так что можно спокойно гулять по залам и делать фотографии. Выставка дает возможность посмотреть значимые предметы для истории нашей страны и еще раз оценить богатство и великолепие нашего культурного наследия. С выставки я вышла полная приятных впечатлений.
Коломенский дворец (57 фото)
Немного из истории. Основной объем работ по строительству «старого дворца» уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.
Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.
«Современный» дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.
Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, «истребленной» впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.
К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.
«Современный» дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.
Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.
Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.
Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.
У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.
Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.
Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?
Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.
В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.
Роспись одного из потолков
Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.
Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.
Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.
А вот и портреты самого Алексея Михайловича.
Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.
Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.
Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.
Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.
Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.
Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.
Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.
Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.
А вот и ее портрет.
Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.
Сокровища древней Москвы и кумиры царя Алексея Михайловича: новая онлайн-программа парков
Узнать, на кого из героев Античности равнялся русский царь Алексей Михайлович, рассмотреть архитектуру Кунцевского вокзала и научиться делать оригинальную прическу можно на онлайн-мероприятиях городских парков. Новые лекции и экскурсии, а также мастер-класс по парикмахерскому искусству и спортивную тренировку опубликуют с 5 по 9 июля на официальных страницах парков в социальных сетях, YouTube-каналах и на их сайтах.
Начать изучать с ребенком английский язык и узнать о легендах Северной Осетии
Парк «Ходынское поле» организует для своих подписчиков виртуальную встречу с преподавателем английского языка. В прямом эфире он даст несколько советов, которые помогут заинтересовать ребенка изучением языка и сделать этот процесс легким и эффективным. Также он расскажет об интернет-ресурсах, полезных для самостоятельных занятий. Трансляция встречи состоится 5 июля в 11:00 в инстаграм-аккаунте парка.
В этот же день в 17:00 музей-заповедник «Царицыно» приглашает на онлайн-экскурсию по выставке «Скульптура Владимира Соскиева». Она приурочена к юбилею народного художника Республики Северная Осетия — Алания Владимира Соскиева, которому в этом году исполнилось 80 лет. Всего в экспозиции представлена 61 его скульптура. Во время виртуальной экскурсии подписчики увидят самые яркие и значимые работы художника и узнают об истории их создания. Например, скульптурную композицию «Дигорское ущелье». По одной из легенд, в этом ущелье отважная женщина Задалески Нана укрыла от войска завоевателя Тамерлана нескольких детей, спася осетинский народ от полного истребления. Посмотреть экскурсию можно будет на YouTube-канале парка.
А 9 июля в 18:30 на странице музея-заповедника «Царицыно» в социальной сети «Фейсбук» все желающие смогут послушать лекцию «Итальянцы в России. Казанова и другие». Она пройдет в рамках программы к выставке «Под маской Венеции». Гостям расскажут, почему многие жители Италии в период с начала XV до конца XIX века эмигрировали в другие страны, в частности в Россию, чем она их привлекала, на что они надеялись и чем занимались на чужбине.
Побывать в древней Москве и развить гибкость тела
Еще одна онлайн-лекция под названием «О кладах Москвы» ждет подписчиков парка «Красная Пресня». В прямом эфире экскурсовод Катерина Слепова расскажет о самых интересных находках археологов. Например, пользователи узнают, в каком районе Москвы был обнаружен крупнейший в истории города монетный клад, кто и при каких обстоятельствах мог спрятать Большой кремлевский клад и в чем заключается его уникальность. Трансляция лекции пройдет 5 июля в 19:00 в инстаграм-аккаунте парка.
Для любителей активного отдыха в инстаграм-аккаунте парка «Красная Пресня» 6 июля в 14:00 состоится тренировка на развитие гибкости. В прямом эфире профессиональный инструктор Юлия Цапук продемонстрирует несложные упражнения на растяжку мышц всего тела, а также развеет самые распространенные мифы о шпагате.
В этот же день, 6 июля, музей-заповедник «Коломенское» предлагает присоединиться к онлайн-экскурсии «Царь Алексей Михайлович и его герои». Во время виртуального путешествия экскурсанты прогуляются по приемным и жилым покоям Коломенского дворца и детально рассмотрят его расписанные стены и потолки. На них, в частности, можно увидеть изображения библейских царей, античных героев, полководцев и римских императоров, которыми восхищался русский царь. О судьбах и великих деяниях этих героев древности зрители узнают на онлайн-экскурсии. Она пройдет в прямом эфире на платформе Zoom. Начало в 16:00. Для участия в экскурсии необходимо приобрести билет. Ссылка на трансляцию придет на электронную почту, указанную пользователем во время оформления билета.
Рассмотреть портреты графа Шереметева и заглянуть в большой розарий
7 июля в 10:00 музей-усадьба «Кусково» откроет виртуальную выставку под названием «Шереметев Первый». В экспозиции собраны живописные, графические и скульптурные портреты графа Бориса Петровича Шереметева (1652–1719). Петр Великий считал его первым русским полководцем, научившимся побеждать шведов, и в день 50-летия графа пожаловал ему чин первого фельдмаршала. Посмотреть онлайн-выставку можно будет до конца этого года на официальном сайте музея-усадьбы или на портале «Музейная Москва онлайн».
Парк «Фили» приглашает горожан не выходя из дома прогуляться по Кунцевскому вокзалу. Он был открыт в 1874 году. Во время виртуальной экскурсии зрители узнают, в каком архитектурном стиле построено здание вокзала и чем эта железнодорожная станция славилась в начале XX века. Онлайн-экскурсию опубликуют 9 июля в 12:00 на страницах парка в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм», а также на YouTube-канале.
Парк «Сокольники» продолжит знакомить своих подписчиков со скульптурами большого розария. На этот раз зрителям расскажут о льве. Они узнают, как скульптура попала в парк и почему волка превратили в царя зверей. Видеоролик опубликуют 9 июля в 14:00 на страницах парка в соцсетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм».
Научиться делать оригинальную прическу все желающие смогут на страницах усадьбы Воронцово в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Инстаграм». 9 июля в 18:00 там состоится мастер-класс по парикмахерскому искусству. Мастер одного из московских салонов красоты покажет участникам, как при помощи расчески и десятка резинок можно красиво собрать и уложить волосы.
Организовать познавательный и увлекательный досуг можно не выходя из дома. Виртуальные лекции, экскурсии, мастер-классы, творческие встречи и выступления предлагают парки, музеи, библиотеки и культурные центры.
Кроме того, смотреть видеоролики о столице и участвовать в онлайн-экскурсиях также можно на портале #Москвастобой. Пользователям доступно более 750 видеоматериалов — от виртуальных прогулок по улицам и музеям столицы до записей кулинарных шоу. Для иностранных пользователей создали англоязычную версию проекта — #Moscowwithyou.