согласно гегелю истинным двигателем мировой истории является мировой
«Немецкая классическая философия»
541. Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»:
• Кант
542. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
• Абсолютная идея
544. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является:
• Мировой Дух
545. Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит:
• И. Канту
546. Философ, автор «Критики чистого разума»:
• И. Кант
547. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:
• Г.В.Ф. Гегель
548. Философии Г. Гегеля присущ:
• панлогизм
549. Хронологические рамки немецкой классической философии:
• XVIII – XIX века
«Философия XIX-XX веков»
550. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира:
• Волю к жизни
551. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:
• А. Шопенгауэр
552. Иррационалистическое направление в философии XX века:
• Экзистенциализм
553. К представителям «философии жизни» относится:
• Ф. Ницше
554. Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?
• Фридрих Ницше
555. Направление современной западной философии:
• Томизм
Согласно Г. Гегелю истинный двигатель историиМировой Дух
Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории являетсяМировой Дух
Согласно Гегеля, что является внутренней основой развития мира? противоречие
Согласно греческим философам истину удается познать:Е)Умопостижением
Согласно Канту антиномия есть Д) противоречивые взаимоисключающие положения
Согласно классическому пониманию истина – это А) достоверное знание, проверенное на практике
Согласно Конфуцию воспитывать человека необходимо для того, чтобы: E) Подвести человека к надлежащему исполнению социальной функции D) человек правильно исполнял церемонию, этикет
Согласно Конфуцию источником знаний являются Е) древние книги
Согласно марксизму «сознание– это….» С) высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи
Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза являетсяТруд
Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:отношении сознания к материи
Согласно материалистическим представлениям, пространство и время есть Д) формы бытия материи
Согласно материалистической философии В) люди делают свою историю сами, но делают ее при определении объективных предпосылках и условиях
Согласно материалистическому пониманию С) сознание – высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи
Согласно Н.Г. Чернышевскому, жизненный вопрос интеллигенции — Что делать
Согласно Платону государство возглавляет…Философ
Согласно Платону государством должен управлять … В) философ
Согласно позитивизму основной задачей философии является: систематизация и объединение данных частных наук
Согласно Руссо причина неравенства людей заключается в: естественных природных различиях
Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества являетсяКлассовая борьба
Согласно суфизму искать Бога необходимо Обратиться внутрь самого себя
Согласно суфизму… Человек созерцает в женщине бога
Согласно триаде Г.Гегеля «Тезис-Антитезис-Синтез» завершите связь феноменов у мыслителя, если «право- тезис, мораль-антитезис», что является синтезом?Нравственность
Согласно учению Августина Блаженного основой духовной жизни является:E) воля
Согласно учению Дао любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии:A) Естественного покоя
Согласно учению Платона душа после смерти уходит: Е) в мир идей
Согласно учению Уддалака весь мир явлений состоит из трех материальных элементов: C) Огня, земли, воздуха
Согласно учению Уддалака весь мир явлений состоит из трех материальных элементов:A) Тепла, воды, пищи
Согласно учения Дао любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии:E) Естественного покоя
Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
Согласно Чернышевскому, жизненный вопрос интеллигенции (Что делать?)
Согласно Шеллингу природа это: синтез божественного и разумного
Согласно школе, основными источниками знания являются: C) Восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия
Согласно, Абаю, человек должен воспитывать в себе A) Человечность
Содержанием, какой формы общественного сознания является прекрасное. B) эстетического сознания
Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целоеСинтез
Соединение разнородных взглядов, идей, теорий:E) эклектика
Создание формальной логики связано с именем: Аристотеля
Создателем всего сущего по китайской мифологии является:C) Синее небо
Создателем наиболее последовательной и развернутой системы объективного идеализма является: Г. Гегель
Создатель концепции структурной антропологии:C) Леви-Строс
Создатель оригинальной философской концепции, автор таких произведений «Записки забытого», «Каноны мусульманства»а)Шакарим Кудайбердиев
Создатель орудийно-трудовой концепции культурогенеза:E) К. Маркс.
Создатель психоаналитической концепции культурогенеза: (3. Фрейд).
Создатель символической концепции культурогенеза: (Э.Кассирер).
Создатель философии всеединства:В) Соловьев
Сознание – разновидность материи. Это положение выражает сущность:D) вульгарного материализма
Сознание – субъективный образ объективного мира» Маркс
Сознание формаA) отражения
Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи. В данном тезисе выражена позиция: Гегеля
Сократ в молодости обучался в школе:Софистов
Сократ призывал: А) Познавать и творить добро
Соловьев, Флоренский относятся к:C) Религиозной философии.
Соотношение между бытием и сознанием с точки зрения материализма определяется как?a) бытие определяет сознание
Соотношение содержания сознания и поведения:e) противоречивость содержания
Состояние растерянности сознания в изменяющихся условиях, когда устоявшаяся система ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы: E) Апатия.
Софистика – D) Это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положении, которые по форме выглядят как правильные, но по существу являются заведомо ложными
Софисты – это D) платные учителя мудрости
Софисты – это?C) Мудрецы красноречия;
Социальная стратификация это:B) Процесс разделения людей на социальные слои.
Социальная теория Т.Мора оценивается как:С) Утопический социализм
Социальная философия – это учение: Об обществе
Социальная форма материи – этоОбщественные связи и отношения
Социально- этические взгляды преобладали в философии: В) Древнего Китая
Социально-политические идеи какого из перечисленных философских направлений изложены в следующем тексте: «Если верхи следуют в делах правилам Ли, то простолюдины будут послушны»:а) конфуцианство
Социальную философию казахского Просвещения в наибольшей степени роднит с философскими учениями просветителей других стран. (отсутствие идеи и идеологии апокалиптичности исторического процесса 😉
Социальный идеал В. Соловьева: A) свободная теократия, вселенская церковь
Социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью: E) Тендер.
Социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью:E) Гендер.
Социальный характер сознания понимается как:D) Продукт предметно-практической деятельности
Социогенез – это Становление общества
Сочинение Иммануила Канта называется “Критика…»A) чистого разума»
Спаситель, избавитель от бед, помазанник БожийМессия
Специфика какого способа постижения реальности состоит в универсальности, неразличенности вещи и образа:B) Мифологическое познание.
Специфика соотношения человека и Бога в в экзистенциональной философии С.Къеркегора D) антагонизм человека и Бога
Специфика соотношения человека и Бога в среденевековом мировоззрении:a) человек – творение Бога
Специфика философии—Е) в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности
Специфическая особенность объяснения:E) В раскрытии связей между познаваемым предметом и уже установленными в процессе познания закономерностями.
Сподвижник Аблай-хана, поэт, выдающийся представитель искусств, жырау?A) Бухар жырау
Спор о пути развития России в 19 веке шел между: Западниками и слявянофилами
Способ мышления не признающий идею развития? В) догматизм
Способ мышления отрицающий противоречивую природу явлений? Е) метафизика
Способ постижения Дао:D) Разум
Способ самовыражения личности, её внутренней духовной жизни, идеалов в познании: E) Философское познание.
Способ существования материи есть: A) движение
Способность человека к комической оценке действительности:C) Смех
Способность человека созидать новое, демонстрирует характер сознания:D) творческий
Среди «благородных истин» Будды нет следующей:E) Освободиться от страданий нельзя.
Среди данных ниже выражений укажите этический принцип философии Канта;Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законам
Среди китайских древнефилософских школ не было следующей:A) брахманизм ;
Среди перечисленных ниже понятий укажите то, которое является категорией диалектики Гегеля? Тождество, противоречие
Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении:E) Фомы Аквинского.
Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении:Аль-Фараби
Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе: D) суфизм
Средневековое учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире: реализм
Средневековый философ, считавший, что божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны, ему также принадлежат высказывания: «Верю потому, что абсурдно», «Душа – прирожденная христианка»: Тертуллиан
Статусом мудреца по даосизму обладает, человек:E) Достигший нравственного и интеллектуального совершенства, руководствующийся принципом «у вэй»
Стержневая идея буддизма:C) Освобождение от страдания
Сторонник социальной иерархии, выделения «высшей касты» (Ницше.)
Страна, в которой возникла философия, если считать первым философским памятником «Упанишады»:D) Индия
Стремление к уединенной добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками:E) аскетизм
Структура форм общественного сознания: D) Обыденно-практическое и научно-теоретическое сознание.
Структуру гуманитарного знания в XX веке подробно исследовал с позиций постструктурализма:A) Фуко
Субстанция в философской системе Лейбница называется:Монада
Субъективно-идеалистическое течение Х1Х – ХХ вв., считающее практическую полезность знания источником истинности? Прагма
Субъективный идеализм утверждает: С) человек не в силах выйти за пределы ощущений
Суждение – это:C) форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается что-либо) о чем-либо
Суждение, характерное для научно-философского определения материи:D) материя есть объективная реальность, отражаемая нашим сознанием
Суть «сократического поворота» в античной философии В создании антропологии
Что является истинным двигателем мировой истории согласно гегелю
Материализм по Гегелю
Материализм, по Гегелю,— это точка зрения обыденного сознания, которое под объективным понимает «. то, что существует вне нас и доходит до нас извне посредством восприятия. Обыденному сознанию чувственно воспринимаемое, то есть то, что стоит пред ним (например, данное животное, данная звезда и т.д.), представляется существующим само по себе, самостоятельным; мысли же, наоборот, считаются им несамостоятельным и зависимым от чего-то другого. Но на самом деле,— пишет Гегель,— чувственно воспринимаемое есть нечто подлинно несамостоятельное и производное, а мысли, напротив, суть подлинно самостоятельное и первичное».
Как рационалист Гегель признает истинным только рациональное бытие, бытие логических категорий общего. Он третирует чувственное познание. Вещи, которые нам даны в ощущениях, по его мнению, не представляют собой действительности. Гегель отождествляет материализм с эмпиризмом и критикует его за то, что последний ищет истинное не в мыслях, а в опыте. Опыт же дает единичное, отдельное. Основное противоречие эмпиризма, по Гегелю, заключается в том, что он возводит содержание восприятия, чувства в форму всеобщих представлений, положений, законов и т.п.
Гегель нащупал слабое место метафизического материализма, не смогшего правильно решить вопрос о соотношении между отдельным и общим. Домарксовский материализм утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют отдельные чувственно воспринимаемые предметы и их отношения, но общее—материю—рассматривал лишь как шонятие, объединяющее все чувственно воспринимаемые предметы и процессы.
Материализм, отмечает Гегель, исходит из действительности как совокупности отдельных, единичных вещей, и это не философская точка зрения, ибо философия есть наука об общем, а общее есть мысль. «. Материализм признает истинно объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Можно поэтому оказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собой нечто определенное, конкретное. И, однако, эта абстракция, которую мы называем материей, есть, согласно учению материализма, основа всего чувственного, есть чувственное вообще, абсолютная разъединенность внутри себя, и поэтому она есть внеположное друг другу сущее».
Таким образом, Гегель утверждает, что если материализм признает истинно объективным только материю, то он должен признать, что материя есть абстракция, а следовательно, мысль.
Гегель не мог решить проблему связи общих понятий и реальных единичных вещей. Он абсолютизировал общее, считая, что оно как идея определяет характер вещей. Единичное выводится из общего, является инобытием, отблеском общего. Своей критикой эмпиризма, номиналистических тенденций метафизического материализма «Гегель бьет всякий материализм,— замечает В.И. Ленин,— кроме диалектического».
Исходя из того, что источником познания является логический, разумный дух, Гегель отрицает истинность чувственного познания. Он пишет: «Если истинным считать ощущаемое бытие, то тем самым вообще уничтожается необходимость понятия. и, наоборот, утверждается обывательский взгляд на вещи. все снижается до уровня обывательского здравого смысла». По этому поводу Ленин замечает: «Клеветы на материализм!! „Необходимость понятия» ни капли не „уничтожается» учением об источнике познания и понятия!! Несогласие с „здравым смыслом» есть гнилая причуда идеалиста».
Материя как категория у Гегеля выступает определенной ступенью развития и самопознания абсолютной идеи. В этом идеалистическом положении рациональным является тот факт, что наше познание как индивидуальное, так и историческое не сразу достигает глубинных основ материальной сущности вещей и процессов. Категории: бытие, существование, вещь, действительность, субстанция, реальность, объективность, которые выступают у Гегеля как ступени развития и познания абсолютной идеи, как абстрактные формы развития чистой мысли, содержат в себе то рациональное зерно, которое Гегель «угадал» в развитии наших знаний о материальной сущности действительного мира.
Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории
Экзистенциализма
Французского материализма XVIII века
Феноменологии
Постмодернизма
Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии
Экзистенциализм
Французский материализм XVIII века
Феноменология
Постмодернизм
Основатель социологии как позитивной науки
4. Основной труд К.Маркса:
«Критика чистого разума»
«Структура научной революции»
Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества
К. Маркс
Л. Фейербах
М.А. Бакунин
Н.Г. Чернышевский
Понятие общественно-экономической формации принадлежит
7. Общественно-экономическая формация – это
Общество с присущей ему формой правления;
Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой;
Локальная замкнутая цивилизация;
Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве
8. Существует … общественно-экономических формаций
9. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является
Воля выдающихся людей
Борьба за существование
Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций
Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии
Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу
В марксизме главным фактором в развитии общества считается
Народонаселение
Географическая среда
Воля личности
Способ производства материальных благ
14. Не относится к основным типам общественного производства:
Производство материальных благ
Производство социальных отношений
Производство духовных ценностей
Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории
Воля выдающихся личностей
16. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:
Определяющим фактором развития общества признается материальное производство
Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов
Движущей силой развития общества являются идеи великих людей
Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей
17. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества
Воля выдающихся людей
Борьба за существование
18. Антропосоциогенез – это
Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре
Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума
Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества
Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы
Логика и диалектика Гегеля
Гегель был академическим философом и преподавал философию сначала в Йене, затем в Нюрнберге, далее в качестве профессора Гейдельберского университета (1816 — 1818) и, наконец, в качестве процессора Берлинского университета (с 1819 г. до своей смерти)
Философия Гегеля наиболее трудна для понимания из всех значительных философов. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое.
Известная формула Гегеля гласит: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.
Что такое целое, по Гегелю? Гегель называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомните, что у Спинозы абсолют имеет свойства материи, например, протяженности и мышления; у Гегеля же оба эти свойства абсолюта отрицаются).
Метафизика Гегеля отличается двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой.
1. Логика — и есть философская система Гегеля. Она строится на том утверждении, что любой предикат (любую характеристику целого) можно опровергнуть в силу его самопротиворечивости. Отвергая силой логики любой предлагаемый предикат абсолюта, мы придем к конечному выводу диалектики (которая состоит из тезиса, антитезиса и синтеза), называемому “абсолютной идеей”.
Абсолютная идея, которой завершается произведение Гегеля “Логика”, есть мысль, мыслящая самое себя. Ясно, что абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме иллюзорных путей и попыток нашего постижения реальности. Дух является единственной реальностью, а его мысль отражает самое себя в самопознании. Абсолютная идея у Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя. Это и есть все то, что бог совершает на протяжении веков: “Это единство, есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Так Гегель объяснял суть абсолюта.
Здесь нам мог бы помочь Вл. Соловьев, который довольно остроумно заметил о гегелевском абсолюте: “Для Гегеля Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства, на природу же в ее эмпирических явлениях Гегель смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной идеи”. Попробуем для простоты восприятия изобразить это схематично:
Абсолютная идея — природа — дух
1. В “Философии права” Гегель развивает свое учение о государстве: по отношению к индивиду государство есть объективный дух, истинной целью государства является единство; война не является абсолютным злом, ибо она может иметь положительное нравственное значение, мир есть окостенение, нация не имеет права избегать войны. Идеальным государством для Гегеля была, разумеется, Германия, а формой правления — Прусская сословная монархия.
Еще один важный момент философии истории Гегеля — отношение к нации. Особое значение придается национальному духу, он становится двигателем исторического развития. Таковым, по Гегелю, является в первую очередь — немецкий дух. Важны и личности — “завоеватели”, в которых воплощены цели исторических переходов (Гегель называет в качестве примеров таких личностей Александра, Цезаря и Наполеона).
Таким образом, мы можем дополнить нашу схему тем разъяснением, что, согласно логике Гегеля, дух как воплощение абсолютной идеи сечь государство — Прусская сословная монархия, нация — носитель национального (немецкого) духа; герой — завоеватель, претворяющий в жизнь цели исторического развития. Во всем этом главное заключается в предпочтении целого перед какой-либо его частью: государства, нации — перед индивидом.
Такова философская cистема Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.
2. Гегель называет свой метод диалектическим: это “столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе”. И тогда, как подчеркивает Гегель, древние “диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком — то субъективном таланте”, то на самом деле диалектика “принадлежит к объективности понятия”.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной форме. Эта форма — триада. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание (синтез), или снятие противоположностей.
Каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Гегель приводил такой пример дналектического цикла: “Почка исчезает, когда распускается цветок и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок предстает ложным наличным бытием растения, а в качестве ею истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.
Итак, Диалектика понятия определяет диалектику вещей (т. е. природных и социальных процессов). Диалектика вещей, по Гегелю, лишь отражение подлинной диалектики, присущей абсолютной идее, Логос), который сам по себе Абсолютная идея. Логос, мировой разум, или бог (что одно и то же) мыслится Гегелем с точки зрения пантеизма. Это не личный бог христианской религии, а безличный процесс самодвижения — абсолютной идеи, которая в своем развитии проходит три этапа:
1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связаных и переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы — философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, развивающийся в процессе того развития — абсолютный дух, в котором “сняты” противоречия и достигнута гармония.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Философия Гегеля
В «Феноменологии духа» (1807) Гегель ставит перед собой задачу преодоления взгляда с точки зрения индивидуального сознания. Для Гегеля очевидно, что только на уровне индивидуального сознания существует противопоставление между субъектом и объектом. Философия же должна снять это противопоставление. Чтобы сделать это» по мнению Гегеля, необходимо провести индивидуальное сознание по тому пути, который проделало человечество на протяжении всей своей истории.
Тождество мышления и бытия — это та точка, в которой происходит переход от обыденного, частного, индивидуального мышления к мышлению чистому, то есть подлинно философскому.
Историю Гегель понимает не в традиционном смысле этого слова» то
есть не как упорядоченную во времени последовательность событий. Для него история — это последовательность этапов, своего рода «выжимка» истории, которая должна проиллюстрировать движение и развитие мирового духа до того состояния, в котором он достигает снятия противопоставления между субъектом и объектом, а следовательно, тождества мышления и бытия.
Гегель выделяет три этапа развития духа: сознание, самосознание и разум. Сознание — это наиболее примитивная ступень развития духа. Она крайне бедна содержаниями, поскольку человек на этом этапе способен ухватывать лишь отдельные проявления вещи и в целом находится в плену у абстрактного мышления, не способного схватить объект в конкретности его целостности. Единственное, что доступно для осознания на этом этапе, — зто противопоставления, которые обнаруживаются в вещах (например, противопоставление единого и многого).
На втором этапе развития духа, который Гегель связывает с самосознанием, основная задача — реализация свободы. Гегель анализирует идеи таких философских направлений, как стоицизм и скептицизм.
-В них он видит проявление взаимодействия между субъективным и объективным. Если стоик достигает субъективной свободы путем внутреннего самоосвобождения, то скептик стремится снять бытие в субъективном плане. Однако это не отменяет объективности бытия. Кроме того, Гегель рассматривает христианство, которое он называет «несчастным сознанием».
Разум у Гегеля выступает в трех ипостасях: наблюдающий разум критикует науку, действующий разум стремится к личным наслаждениям, воплощенный в индивидуальности разум соединяет в себе две противоположности: личное начало и общественный опыт. По мнению Гегеля, трлько индивидуальность, накопив личный опыт и имея в своем распоряжении способна взглянуть на себя и на мир с точки зрения мировой истории и мирового духа. И на этом этапе сознание достигает уровня абсолюта, то есть тождества бытия и мышления, субъекта и объекта.
В «Науке логики» (1812—1816) Гегель максимально полно изложил свое понимание и обоснование диалектики, свое учение о развитии, а также категории и понятия, при помощи которых описываются разнообразные грани и аспекты процесса развития.
Основной принцип диалектики можно сформулировать следующим образом: любое суждение (тезис) содержит в себе свое отрицание (антитезис), а следовательно, и возможность снятия противоречия между тезисом и антитезисом в синтезе. Снятие Гегель понимал одновременно как отмену и удержание. Нечто, попадая под отрицание, исчезает, но в то же время сохраняет свой смысл; новое состояние отрицает все предыдущие, превосходит их, но и сохраняет в себе эти Предшествующие состояния в снятом виде, и прежде всего — их смысл.
Диалектику Гегель рассматривал как особую закономерность» которая лежит одновременно и в основе мышления» и в основе природы. Гегель мыслил противоречие не как проявление беспомощности разума (так полагал Кант); для него противоречие было подлинной стихией мышления.
Развитие природы» с точки зрения Гегеля» происходит по тем же законам» что и развитие человеческого мышления. Гегель объясняет это тем, что мышление — это очередной этап развития едииого начала — субстанции-субъекта. Любое развитие предполагает три этапа: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания). При этом на последней стадии, стадии синтеза, первые два элемента объединяются в новом гармоническом единстве. Обратимся к примеру самого Гегеля: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы. вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой. ».
В «Энциклопедии философских наук» (1817) ключевым является представление о том, что в основе всех явлений природы, а также любых общественных явлений лежит абсолют, духовное и разумное начало, субстанция всего существующего — «абсолютная идея».
Развитие абсолютной идеи включает три этапа. На первом — логическом — этапе, которому посвящена «Наука логики» (так называемая, малая логика), абсолютная идея пребывает в сфере «допри- родного» бытия, то есть в стихии чистого мышления* Абсолютная идея на этом этапе предстает как система категорий и понятий логики. Согласно Гегелю, логический процесс развития завершается понятием «абсолютной идеи». Первоначально идея отчуждает свое бытие, сообщая ему движение и делая его содержательным, чтобы затем обнаружить себя как сущность, понятие.
Второй.этап развития абсолютной идеи, рассматриваемый в «Философии природы», — ее воплощение в природе как своем «инобытии». Природа, с точки зрения Гегеля, является внешним проявлением саморазвития, характеризующего логические категории; другими словами, Гегель полагал, что развивается ие природа, которая просто не
способна к историческому развитию, то есть к развитию во времени, а логические категории. В «Философии природы» Гегель рассматривает механику, физику и органику (органическую физику), которые яв- ляются для него формами отчужденного бытия идеи. В связи с механикой он подробно останавливается на понятиях пространства, времени, движения, всемирное тяготение и т.д. В связи с физикой Гегель рассматривает свет, звук, теплоту, химический процесс, огонь и т.д. Рассматривая органическую физику, Гегель останавливается на геологической природе, растительной природе и животных организмах.
На третьем, высшем этапе саморазвития, который рассматривается в «Философии духа», абсолютная идея достигает состояния «абсолютного духа». На третьем этапе достигается синтез этих противоположностей: абсолютная идея развивается одновременно и в мышлении, и в истории. Завершение саморазвития абсолютной идеи, по мнению Гегеля, проявляется в формировании религии, искусства и философии. На третьем этапе абсолютная идея покидает природу и возвращается к самой себе в виде «духа»; таким образом абсолютная идея преодолевает свое отчуждение в природе. Под духом Гегель понимает самосознание человечества, которое развиватеся в рамках всемирной истории.
Развитие духа Гегель понимает как процесс «самоосвобождения» от всех несоответствующих его понятию форм наличного бытия и его преобразование в особую действительность, полностью соответствующую понятию духа Всего Гегель выделяет три этапа развития духа 1) «субъективный дух» как его отношение к самому себе; субъективный дух соотносится со сферой сознания людей в его природной и социальной обусловленности; 2) «объективный дух» как порождаемый духом мир, в котором свобода предстает как наличная необходимость; объективный дух охватывает общественное бытие человечества; развитие объективного духа завершается всемирной историей; «абсолютный дух» как мировоззренческие формы общественного сознания; абсолютный дух проходит три стадии развития в виде искусства, религии и философии.
[7[ Специфика философии XIX века развитие науки, повлекшее за собой мощный рывок в развитии промышленного производства, косвенно оказало влияние на формирование нового предпринимательского класса, а также класса пролетариев; большой разрыв в уровне жизни разных классов становится причиной сильной социальной напряженности; изменяются представления об устройстве мира. Прогресс науки, в первую очередь — естественных наук, приводит к радикальной трансформации картины мира; существенно расширился горизонт европейской культуры. Речь идет о культурном и производственном освоении новых территорий, а также о появлении таких новых интеллектуальных и культурных центров, как Америка и Россия.
В XIX веке обостряется противостояние между рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди которых можно назвать Л. Фейербаха, К. Маркса и С. Кьеркегора, обрушивается с критикой на философскую концепцию Гегеля, закладывая основы для материализма в современном понимании, а также для экзистенциализма. С другой стороны, А. Шопенгауэр едва ли не первым отказывается от сознания как основного концепта философии, выдвигая на его место иррациональную волю. Ф. Ницше закладывает основы своего учения, оказавшего едва ли не самое сильное на иррационапистическую философию XX века.
Некоторые философы продолжают традиции Нового времени.
Например, Ф. Брентано, О. Конт стремятся построить обоснование философии по аналогии с естественными науками. Получают продолжение и идеи историцизма, особенно яркое проявление которых можно найти у основателя философской герменевтики В. Дильтея.
Несмотря на все отличия, философия XIX века имеет много общего с современной философией. Нередко зту эпоху рассматривают как переходную между завершившимся Новым временем и Новейшим временем. По этой причине философия XIX века может быть рассмотрена как источник основных проблем, которые волнуют философию в наши дни.