софийский собор в новгороде история создания
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России
+ материалы для распечатки и инфографика
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами…
Монета мудрости
София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии.
Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.
Под защитой Премудрости
Святая София имела у новгородцев осязаемый символ — Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!»
Новгород был республикой — Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.
Ярослав Мудрый
Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем.
Ярослав Мудрый на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.
Высокая честь
Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.
Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли.
Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.
Жребий брошен
Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию.
После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление.
Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».
Святая защита
В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам.
В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса.
Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.
Странствия Креста
Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей.
Софийский собор в 1944г.
В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.
Софийский Собор в Великом Новгороде
Один из самых выдающихся памятников русского зодчества древних веков – Новгородский Софийский собор. На территории Российской Федерации он самый древний. Его возведением занимался сын Ярослава Мудрого (1045-1050 годы). Примечательно, что уже в XII веке, он утрачивает статус княжеского и становится святыней Новгородской области.
Храм не один раз грабили. Первое разграбление было от лица опричников Ивана Грозного. Они вынесли практически все, от утвари до колоколов.
В Великую Отечественную войну немцы вывезли иконостас, деревянные сени (но, позднее реликвии были возвращены).
История основания
Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.
На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.
Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.
Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.
На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.
Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.
Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.
После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.
Архитектурные особенности
Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.
Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.
Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.
Святой героический князь
На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.
Александр после 1251 года стал великим князем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическую веру от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. После смерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальным героем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.
Магденбургские врата
Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.
Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.
Крест главного купола и легенда о голубе
На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».
С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.
Граффити Софийского Собора
Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты. Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах. И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.
Росписи и иконы
Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.
От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».
Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.
Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.
Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.
Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.
Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.
Некрополь
По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:
Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.
Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.
А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.
Звонница
Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всей Руси. На сооружении заметны частые перестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный список ЮНЕСКО.
На звоннице есть смотровая площадка, куда можно подняться с апреля по сентябрь.
Звонница является чисто новгородским изобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когда звонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое же сооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, что именно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использовать звучание колоколов в академической музыке.
На звоннице был даже так называемый светский колокол, то есть без креста.
Во время Второй мировой войны колокола пытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, а некоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равно сильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозиции Софийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.
Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».
Информация для посетителей
Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.
Доехать до кремля можно общественным транспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.
Заключение
Софийский собор – бесценный памятник древнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн и сокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князя Владимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайниках собора хранилась даже казна Новгородской республики.