содержание коммуникативных общеучебных навыков это
Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
Одной из главных задач в педагогике является умение обучить ребенка навыкам самостоятельной работы. Его задачей является получение знаний, как правильно собирать нужную информацию и проявлять активность. Добиться такого результата можно при помощи овладения общеучебными навыками и умениями.
Психологи считают, что основная проблема неуспеваемости учеников в школах заключается именно в неумении бегло читать, находить нужный материал, а также запоминать нужную информацию. Освоить навык скорочтения можно в рамках одноименного курса Викиум. Кроме того, существует несколько других вспомогательных способов.
Учебно-интеллектуальные
Формирование необходимых навыков проходят не без участия педагога, а процесс образования должен быть выстроен максимально правильно. На данном этапе проводятся анализирование и сравнение, а также определение классификации.
Учебно-информационные
Помочь ученику овладеть этим навыком можно при помощи объяснения техники чтения. В данном случае происходит работа с учебниками, дополнительными источниками, видео- и аудиоматериалами.
Технология формирования метода
Умения и навыки формируются в несколько этапов:
Ступени обучения
Следует отметить, что для каждого возраста общеучебные умения и навыки применяются по-разному. Ниже вы сможете ознакомиться с тем, как происходит обучение каждого возраста.
Для учеников 1-4 классов основным направлением является развитие познавательной и речевой деятельности. Они должны уметь описать увиденное и фиксировать какие-либо изменения. Кроме того, учащиеся этого возраста должны уметь читать про себя, осмысленно читать вслух, уметь правильно формулировать высказывания.
Учащиеся 5-9 классов уже получили основные знания и могут перейти к совершенствованию. Для лучшего понимания и восприятия окружающего мира ученики пытаются самостоятельно проводить экспериментальные работы, искать связь между объектами или явлениями, а также разделять необходимое на определенные этапы. Дети должны уметь сопоставлять и сравнивать, а также различать факты. Основные навыки предполагают правильное восприятие речи. Кроме того, ученикам необходимо научиться воспринимать и понимать своего собеседника, а также уметь сжато и развернуто пересказать информацию.
Дети-старшеклассники продолжают развивать свои навыки, как и ученики 5-9 классов. Кроме этого, они должны уметь организовать свое обучение собственными силами, начиная с постановки целей и завершая выводами о проделанной работе. Учащиеся обязаны чаще прибегать к выполнению самостоятельных работ, придумывать оригинальные идеи и делать все для их осуществления. Также ученики этого возраста должны уметь максимально хорошо работать со знаковыми системами.
Общеучебные умения и навыки (статья)
Описание разработки
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся.
— определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
— выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
— сравнение полученных результатов с учебной задачей;
— владение различными формами самоконтроля;
— оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;
— постановка целей самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают учащемуся нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
— работа с основными компонентами учебника;
— использование справочной и дополнительной литературы;
— различение и правильное использование разных литературных стилей;
— подбор и группировка материалов по определенной теме;
— составление планов различных видов;
— создание текстов различных типов;
— владение разными формами изложения текста;
— составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
— составление тезисов, конспектирование;
— владение цитированием и различными видами комментариев;
— подготовка доклада, реферата;
— использование различных видов наблюдения;
— качественное и количественное описание изучаемого объекта;
— использование разных видов моделирования.
3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
— определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
— выявление существенных признаков объекта;
— определение соотношения компонентов объекта;
— проведение разных видов сравнения;
— установление причинно-следственных связей;
— оперирование понятиями, суждениями;
— владение компонентами доказательства;
— формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют учащемуся организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
К таким навыкам относятся:
— выслушивание мнения других;
— владение различными формами устных и публичных выступлений;
Академия вашего образования
АНО ДПО «ИДПК ГО» Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца оформляем ФИС ФРДО
Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся в контексте ФГОС
Аннотация: в статье охарактеризованы такие понятия как «коммуникация», «коммуникативные действия», «коммуникативные умения», выявлена роль коммуникативных умений учащихся согласно ФГОС, рассмотрены компоненты коммуникативных умений, способы развития коммуникативных умений учащихся на уроке, даны рекомендации педагогам по развитию коммуникативных умений учащихся и выявлены педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся.
Ключевые слова: коммуникация, ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), коммуникативные умения, коммуникативные действия, педагогические условия развития коммуникативных умений.
Abstract: The article describes such concepts as “communication”, “communicative actions”, “communicative skills”, the role of communicative skills of students according to the FGOS, the components of communicative skills, ways of developing communicative skills of students in the lesson, recommendations for teachers on development communicative abilities of pupils and pedagogical conditions of development of communicative abilities of pupils are revealed.
Key words: communication, FGOS (federal state educational standards), communicative skills, communicative actions, pedagogical conditions for the development of communicative skills.
Каждый педагог рано или поздно задумывается о том, какое будущее ожидает его учеников. Будущее потребует от них не только огромного запаса знаний в различных областях, но и умения преодолевать трудности, реализовывать свои возможности и воплощать в жизнь свои желания. В современном мире трудно представить жизнь без коммуникации. Потребность в общении вызывается жизненной необходимостью. Поэтому на уроках современный учитель может и должен формировать и развивать коммуникативную компетентность обучающихся, то есть готовность школьников осуществлять общение, добиваться взаимопонимания в общении. Поэтому можно констатировать, что одной из основных задач педагога заключается в том, чтобы создать условия для воспитания социально адаптированного, образованного человека, ведь для современного этапа развития общества характерна потребность в человеке, готового к сотрудничеству с другими людьми, в человеке коммуникабельном.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». О.Я. Воробьева указывает, что «именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с глубокой древности до современных лет» [1, с. 12].
Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения [3].
Согласно требованиям ФГОС в Российской Федерации, «одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. В связи с этим задача современных учебных заведений – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие коммуникативных умений» [3].
При этом современная школа недостаточно эффективно способствует формированию коммуникативных умений школьников, т.к. в процессе педагогической деятельности детей не учат общению специально, а приобрести коммуникативные умения самостоятельно удается далеко не каждому ребенку.
Коммуникативные умения можно определить как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Составляющими коммуникативных умений являются:
умение слушать и передавать информацию, принимая ее с нужным смыслом;
умение понять другого;
умение сопереживать, сочувствовать;
умение адекватно оценить себя и других;
умение принять мнение другого;
умение решать конфликты;
умение взаимодействовать с членами коллектива [5].
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников. Коммуникативные умения формируются во время совместной деятельности учащихся в коммуникативных действиях.
Коммуникативные действия, с которыми сталкивается каждый школьник, включают в себя:
умение планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов,
разрешение конфликтов,
управление поведением партнёра,
построение речевых высказываний в устной и письменной речи.
В процессе формирования коммуникативных УУД обучающиеся получают возможность научиться:
высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию;
уважать мнение собеседника;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
понимать контекстную речь взрослых;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией [5].
Работа по развитию коммуникативных умений учащихся на уроке и внеурочной деятельности является одним из самых сложных направлений научно-методической деятельности каждого учителя.
На уроках приоритетными должны стать различные технологии обучения, направленных на развитие коммуникативных умений.
Важное значение в процессе формирования коммуникативных умений принадлежит упражнениям. Самыми эффективными являются рецептивные, репродуктивные, продуктивные, творческие упражнения с учетом психологических, возрастных особенностей младших школьников. Целесообразно также на уроках использовать лингвистические сказки, ситуативные и игровые языковые и творческие упражнения и задания. Выполнение различных творческих заданий способствует развитию коммуникативных умений у школьников.
Процесс развития коммуникативных умений школьников будет эффективным при условии интеграции инноваций, например, технологий интерактивного, проектного обучения с традиционными методами и приемами по развитию связной речи учащихся.
Неотъемлемым атрибутом современной технологии обучения является его индивидуализация с помощью системы программируемых материалов. Кроме того, эффективным является применение на уроке обобщающих языковых таблиц и схем.
Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина отмечают, что при определении задач, направленных на формирование коммуникативных умений, ученые рекомендуют придерживаться принципов доступности, системности, наглядности (речевого образца) и др. В формировании коммуникативных умений необходимо учитывать поэтапность: знание → первичные умения → навыки → вторичные (коммуникативные) умения [2, с. 114].
Кроме того, учителям рекомендуется развивать специальные техники устной речи при подготовке учащихся к выступлениям. Для этого целесообразно проводить семинарские занятия, конференции, на которых школьники будут представлять свои доклады, статьи и другие формы устных выступлений. Каждое новое выступление перед аудиторией будет развивать коммуникативные умения, и страх демонстрации своих возможностей будет сводиться к минимуму.
Рекомендуется также обучать школьников правилам обсуждения проблем при помощи коммуникативных умений, способствовать уменьшению общей тревожности в школе, значительное влияние на которую оказывает страх проверки знаний.
Педагогу следует способствовать повышению физиологической сопротивляемости стрессу учащихся при помощи обучения техникам коммуникации на специальных занятиях. Для этого необходимо активно взаимодействовать с учащимися, чтобы быть в курсе социально-психологического микроклимата в классе.
Кроме того, необходимо направить общение учителя со старшеклассниками, направленное на решение проблем и страхов в отношениях с педагогом.
Выполнение этих рекомендаций, несомненно, будет способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений.
Таким образом, можно сформулировать и выделить условия эффективности и результативности деятельности социального педагога по формированию коммуникативных умений у подростков.
Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных умений с учетом этих особенностей.
Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности – содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.
Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных умений подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов социальным педагогом. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания социально-психологических тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.
Соблюдение этих педагогических условий соответствует Государственным образовательным стандартам, которые определяют цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию, в том числе в области коммуникативных умений.
1 2 Общеучебные умения: Учебно-организационные Учебно-интеллектуальные Учебно-информационные Учебно-коммуникативные.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
классификация общеучебных
умений и навыков.
Описание слайда:
2
Общеучебные умения:
Описание слайда:
Учебно – организационные умения:
Организовать свое рабочее место;
Планировать текущую работу;
Нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.)
Описание слайда:
4
Учебно-интеллектуальные или общеолoгические умения
1.
Описание слайда:
Учебно-интеллектуальные или общелoгические умения:
2. Чисто и скоро писать.
3. Для успешной учебы необходимо писать не менее 60 знаков в минуту.
Описание слайда:
6
Уровень интеллектуального развития определяется сформированностью следующих умений:
Диалектически анализировать учебный материал;
Сравнивать объекты, факты, явления;
Классифицировать материал;
Обобщать, делать резюме;
Абстрагировать;
Выделять главное, существенное;
Синтезировать материал;
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
Описание слайда:
3. Составлять картотеку;
4. Пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (грамзапись, телевидение, учебное видео, компьютерная техника и т.п.);
5. Составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.
Описание слайда:
8
Учебно – коммуникативные умения:
Умение слушать(одно из самых трудных умений) требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени;
Умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;
Читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями;
Описание слайда:
Учебно – коммуникативные умения:
4. Литературным языком излагать свои мысли;
5. Умение выступать перед аудиторией;
6.. Составлять план выступления;
7. Вести полемику, участвовать в дискуссиях;
8. Высказывать тезисы;
9. Задавать уточняющие вопросы;
10. Аргументировать, доказывать.
Описание слайда:
10
Автор систематизации Пахомов А.
Общеучебные умения и навыки.
Описание слайда:
Описание слайда:
12
Учебно-организационные:
Умение создавать условия для работы;
Навыки работы в коллективе;
Учет собственного биологического ритма.
Описание слайда:
13
Рабочие :
Умение составлять план деятельности и план работы;
Тезирование;
Умение вести кодированные свернутые записи,
рационализм;
Приемы составления и умение выделять главное.
Описание слайда:
Описание слайда:
15
Умение творческой деятельности
Опыт самостоятельного перевода ЗУН в новую ситуацию;
Умение видеть в знакомой ситуации новые проблемы;
Видение новой функции объекта ;
Умение комбинировать известные способы деятельности в новый способ;
Видение структуры объекта;
Альтернативное мышление.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Фамилия ИмяГиниятуллин Рамис Год, число и месяц рождения26 июня 1994 года Домашний адресСело Алькеево Буинский муниципальный район,
Овощи и фрукты – самые витаминные продукты!
Ученическое самоуправление
По морям по волнам
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов 2012 года
Изучение этических концептов на уроках развития речи в 6 и 9 классах (на примере концепта «СЧАСТЬЕ»)
Tough Insipid Graphics
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5288702 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическое пособие
Классификация общеучебных умений и навыков
Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:
К ним относятся умения:
Учебно-интеллектуальные или общелогические умения
Первое умение – чисто и скоро писать.
Для успешной учебы необходимо писать не менее 60знаков в минуту.
Главное умение-умение читать в заданном темпе, читать осознанно, выразительно.
Разновидность чтения и количество слов в мин
Уровень интеллектуального развития определяется сформированностью следующих умений:
Развитие этих умений помогает самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным
Это следующие умения:
Система формирования общеучебных умений у учащихся
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.
Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
По данным Международного исследования образовательных достижений учащихся с помощью теста PISA (PISA-2000) Россия заняла 27–29 место из 32 возможных. Одной из причин столь низкого результата специалисты считают недостаточное внимание, уделяемое формированию общеучебных умений (ОУ) в наших школах.
Программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, которыми должен овладеть выпускник при изучении конкретных дисциплин, повышающие практическую направленность и качество подготовки, но это – специальные (предметные) знания и умения. Таким образом, в общеобразовательной школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в большинстве случаев – стихийно и бессистемно.
Данные проведенного нами исследования по изучению сформированности общеучебных умений у учащихся также подтверждают недостаточно высокий, а по отдельным умениям – низкий уровень их сформированности.
В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями.
Любые умения формируются в систематической деятельности, причем начинается это формирование с объяснения сущности любого умения. Трудно себе представить, как сформировался бы навык счета или письма, если бы такая работа не имела бы четкой последовательности в отработке отдельных компонентов. Именно это и происходит в отношении развития общеучебных умений. Они выносятся из основного русла учебной деятельности, несмотря на то, что вся она построена на них.
Таков порядок существующей системы образования “сверху” к формированию общеучебных умений, преподаватели “в одиночку” пытаются исправить положение дел, используя материал своего предмета.
В нашем лицее разработан курс “Учись учиться”, одной из важнейших задач которого и является систематическое формирование и развитие общеучебных навыков и умений. Но, к сожалению, ОУ, рассматриваемые на этих занятиях, не отрабатываются на других дисциплинах.
А ведь для эффективного формирования и развития ОУ эта деятельность из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Основой данного обеспечения является программа общеучебных умений, которая, к сожалению, не разработана дидактами для школы. Есть несколько примерных версий такой программы (журнал “Образование в современной школе”, 2003, №7, с.7-10), несколько экспериментальных апробаций подобных программ.
Данные умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей.
Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования. Исходя из этого, обеспечение целостного выполнения единых требований может принять форму разработки и реализации дидактического комплекса (ДК).
ДК может состоять из следующих частей:
В настоящее время в лицее разработаны:
I. Программа формирования общеучебных умений
В данной программе классификация общеучебных умений проведена следующим образом
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся. К ним относятся:
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
Важным составляющим элементом данной программы является дифференциация требований к сформированности общеучебных умений с 5 по 9 класс. Это позволяет определить задачи учителя по формированию конкретизированных умений, которые представлены как направленно развивающиеся с 5 по 9 класс учебно-логические, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения и навыки.
В методических рекомендациях по формированию общеучебных умений наряду с определениями методической, психологической и педагогической сути каждого умения приводятся конкретные приемы и алгоритмы по формированию умений с примерами на материале различных учебных дисциплин (литературы, биологии, истории и т.п.)
II. Комплекс методик по диагностике уровня сформированности общеучебных умений
В учебном процессе в целях активизации интереса учащихся к процессу развития своих общеучебных умений и навыков и получения информации диагностического характера используются компьютерные тестовые программы:
1) АРМ “Психолог” (разработка НПО “Полис”, 1989 г.).
2) «Глобал Т.Э.М.П. (Творчество. Энергия. Мышление. Память.)» (разработка ЗАО “Фирма Зеленый остров”).
3) “Современные IQ тесты” из серии “Занимательная психология” (разработка “Дискавери”, 2003 г.).
АРМ “Психолог” позволяет провести тестирование уровня интеллектуального развития (интеллектуальный тест Айзенка), определить тип темперамента (тест EPI Г. Айзенка) и уровень личностной тревожности (тест Спилбергера).
Программа-тренажер “Глобал Т.Э.М.П.” позволяет не только диагностировать особенности познавательных процессов (внимания, памяти, нестандартного мышления) и скорости чтения, но и существенно их развить. В процессе использования этого тренажера улучшаются такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация, переключение, распределение, избирательность, способность к выполнению монотонной работы; зрительная, пространственная и оперативная память; способность быстрого принятия решения.
“Современные IQ тесты” тестируют особенности мышления, уровень сформированности отдельных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.
Диагностика уровня сформированности учебно-логических умений. Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, Прогрессивные матрицы Равена, тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).
Диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений. Для диагностики уровня сформированности этой группы общеучебных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).
Диагностика уровня сформированности учебно-коммуникативных умений. Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.
Диагностика учебно-организационных умений в данном курсе не предусмотрена.
Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития учебно-логических умений, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений каждого ученика в классе. Поскольку в одном классе ученики могут находиться на уровнях развития, соответствующих разным классам, необходимо выстраивать разноуровневые занятия с учетом каждого ученика, либо выделять группы по сходным параметрам.
Работа с информацией есть то, что объединяет познавательные внешкольные интересы ребёнка и саму сущность процесса школьного образования. В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Но, как справедливо замечает В.В. Дубинина, нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключение, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учить задавать вопросы, развивать интуицию. В.В. Дубинина предлагает на место такого предмета начальный курс информатики, названный ею «Уроками развития».
Аналогичной точки зрения придерживается Ю.А. Первин, автор известной «Роботландии» и курса «Информационная культура». Интегрирующую роль информатики в начальном звене он видит в формировании у детей операционного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности.
А.В. Горячев предупреждает об опасности попыток объять необъятное при проектировании уроков информатики для малышей, настаивает на курсе пропедевтическом, который обязательно должен быть связан с другими учебными дисциплинами и по возможности вестись учителями начальных классов. Курс А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» учитывает потребности школы в своевременном знакомстве детей с основными информационными умениями и включает в себя работу над взаимоотношением множеств, кодированием, решением логических задач с помощью графов, построением алгоритмов и пр.
О необходимости как-то скоординировать, упорядочить действия учителя в плане формирования учебно-логических умений учеников, говорит факт возникновения спецкурса «Культура познания» (г. Челябинск), вызванный к жизни озабоченностью педагогов о том, что часть учащихся не владеет эффективными способами учения. Спецкурс содержит методические рекомендации по обучению приёмам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определения понятий, доказательств и опровержений как основным инструментам познания.
Не сомневаемся: курс информатики может стать интегрирующим звеном в формировании информационной культуры младшего школьника. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке ею других учебных предметов, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в базовых учебных курсах. Желательна согласованность различных учебных программ, адресованных одному ученику, в задачах, содержании, формах, сроках. Очевидно, что в центре внимания должен быть ребёнок с его возможностями, интересами, потребностями.
Содержательная сторона интеграции рассматривается в педагогических исследованиях и реализуется на практике гораздо чаще, чем сторона операционная, деятельностная. Между тем потредность в создании интегративных курсов на деятельностной основе (на основе общности операционных компонентов) исключительно велика.
В самом деле, при изучении основ наук школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности. Это работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Кажется весьма заманчивым построить целостный и последовательный курс, специально обучающий школьников одному или нескольким из перечисленных видов деятельности. Он может оказаться полезным на любом этапе обучения и даже при небольшом объеме положительно скажется на эффективности занятий по всем предметам естественного цикла, на решении проблемы устранения перегрузки учащихся, развитии умений самостоятельно приобретать знания (О. Яворук).
Именно этот путь интеграции учебных дисциплин был избран педагогическим коллективом гимназии №9 г. Мурманска для решения вопроса о последовательном и систематическом обучении детей элементам информационной культуры, развития на этой основе познавательной самостоятельности младших школьников.
Информационная культура определялась как элемент общей культуры человека, совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов, а также выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне (Е.Л. Харчевникова).
Организаторы эксперимента исходили из того, что идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках, изменять форму ее представления для более удобного осознания и запоминания близка и понятна детям. В ходе эксперимента рассматривался процесс формирования информационной культуры школьников как составная часть программы развития общеучебных умений, приближенная по целям, содержанию и формам организации к детскому пониманию и активному соучастию детей в ее реализации.
Основное внимание было уделено операционному компоненту информационной культуры ученика, представляющему собой совокупность конкретных операций (действий), вариативное и творческое соединение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения.
Круг понятий, входящих в содержание термина «операционный компонент информационной культуры», в ходе экспериментальной работы был ограничен:
В ходе эксперимента были апробированы методические подходы и структурные элементы проникающей организационно-педагогической технологии по формированию информационной культуры учащихся, а также механизм включения этой работы в естественный школьный процесс.