событие и явление разница в истории
Структура исторического процесса: факт, событие, явление
Исторический процесс воображает цепь взаимосвязанных фактов, происходивших в прошлом. Но историк неимеетвозможности их замечать в действительности, а делает выводы о них по описанию в источниках. Из этого появляется неприятность аутентичности между реально происходившими информацией и событиями о них, дошедшей до историка через пространство и время.
В случае если в естествознании между самим его отражением и объектом в сознании исследователя для того чтобы разрыва во времени и пространстве нет, то в историческом изучении он может породить эффект «глухого телефона». Не смотря на то, что справедливости для направляться заявить, что и в естествознании имеется объекты, недоступные для яркого наблюдения, как к примеру, в физике элементарных частиц, астрофизике, палеонтологии и т.д.
Во-вторых, исторический факт не вероятно воспроизвести экспериментально как в естествознании, соответственно его проверка, т.е. верификация, затруднена, что ограничивает возможности научного изучения. В-третьих, до историка доходят, в большинстве случаев, фрагментарные свидетельства о происходивших событиях, какие-то подробности ускользают от внимания современников, а часто и прячутся с сознательной целью. Все это делает проблему исторического факта главной в методологии исторического изучения.
В методологии истории принято различать понятия: исторический факт и историческое событие, осознавая под первым то, что происходило в действительности, а под вторым его отражение в источнике. Не смотря на то, что грань между ними очень условна. И в позитивистской историографии 19 в. считалось, что событие и факт понятия тождественные, равнозначные.
Из этого задача историка заключалась в первую очередь в описании и собирании фактов.
Кое-какие историки думали, что каждая интерпретация фактов чревата их искажением. Ничего растолковывать не нужно: факт говорит сам за себя.
Но в конце XIX начале XX вв. приобретает распространение другая точка зрения, в соответствии с которой исторические факты объявляются чисто субъективными порождениями мысли исследователя. Утверждается, что понятие факта складывается в сознании историка. Оно всего лишь бледный фантом провалившегося сквозь землю во времени события.
Для подтверждения собственной позиции ее приверженцы ссылаются, в первую очередь, на принципиальное отличие исторических фактов от естественнонаучных.
Факты природы отражают объективное знание о ней и фактически не зависят от сознания и воли людей. Явления природы возможно замечать и воспроизводить многократно. Исходя из этого законы, опирающиеся на факты естествознания, высказывают только что-то общее, повторяющееся, регулярное в них.
В отличие от этого в фактах истории запечатлены результаты сознательной деятельности людей — их цели, интересы, мотивации и стремления поведения. Вторыми словами факт истории это преломленное через сознание людей отражение действительности, но не сама реальность. Получается, что человек творит факты, не только участвуя в самих событиях, но и отражая их в собственном сознании в соответствие с господствующей сейчас совокупностью культурных сокровищ.
Как разумеется, различные подходы в определении сущности исторического факта отражают давешний спор философов о том, что первично: бытие либо сознание. Вправду, диалектика объективного и субъективного в познании публично-исторических явлений сложнее, чем в естествознании. Узнаваемый отечественный историк М.А.
Барг уверен в том, что направляться дифференцировать понятия исторического факта как объективной действительности, не зависимой от познающего его субъекта и научно-исторического факта — являющегося вторичным, её отражением, результатом процесса познания. Определяющее свойство исторического факта — как «фрагмента» исторической действительности—содержится в его необратимости и хронологической завершённости.
В то время как свойство научно-исторического факта заключено в его познавательной незавершенности, в содержательной изменчивости, кумулятивности, способности к развитию и бесконечному обогащению вместе с расширением исторической возможности и прогрессом исторической науки. К примеру, факт вооруженного мятежа Луи Бонапарта произошел и тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. А вот отечественные знания об этом факте смогут изменяться по мере того, как перед нами будут раскрываться все новые события, сопутствовавшие этому факту в истории.
В исторической науке принято классифицировать факты: экономические, социальные, политические, демографические и т. п. К примеру, возможно назвать экономическим фактом мануфактуру, фабрику, крестьянское хозяйство, цены на хлеб и т.д. К социальным фактам мы отнесем различные сословия, социальные группы и классы, существовавшие в истории, выступления весов (восстания, стачки) и т.п. К политическим – войны, революции, организации и политические движения и т.д.
В совокупности исторических фактов, относящихся к каждой из указанных сфер публичной судьбе вероятна еще более дробная разделение. К примеру, среди экономических фактов выделяются: а) факты аграрной истории, б) факты промышленной истории, в) факты истории транспорта, торговли и финансов и т.д.).
В зависимости от собственной длительности во времени факты смогут кроме этого подразделяться на моментальные, циклически повторяющиеся (периодические), большей либо меньшей длительности во времени (циклические процессы). К примеру, казнь короля Людовика XVI и Великая французская буржуазная революция. Факты различаются не только по длительности во времени, но и по значимости.
В этом смысле факты принято различать на простые и сложные. Мера сложности определяется числом связей, факторов, участвующих в формировании данного факта. Так в социальных перемещениях типа революций перекрещивается множество фактов: экономические, социальные политические, демографические и т.п.
Не смотря на то, что и эти сложные факты имеют совсем конкретные пространственные и временные границы.
Узнаваемый коммунистический историк М.Н. Покровский кроме этого классифицировал факты по степени их значимости на «факты главные», «факты первостепенные», «факты характерные». В число главных он включал факты, отражающие экономические отношения и классовую борьбу, каковые с позиций марксистской методике определяли главные закономерности исторического процесса.
Это превращение происходит в ходе научного изучения и предполагает такие процедуры как: отбор фактов, раскрытие и верификация их содержательной сущности. Историческая наука выработала достаточно богатый инструментарий внешней и внутренней критики исторических источников, благодаря которому возможно идентифицировать факты и установить их объективность. Эти вопросы рассматриваются в соответствующих разделах.
Но в этом случае принципиально важно установить, что факт исторический и факт научно-исторический соотносятся между собой как объект и познающий его субъект. И в этом смысле нет принципиального отличия в познании исторической действительности и природы, где отражение объекта (факта) в сознании кроме этого не тождественно ему самому.
Так, и в историческом познании речь заходит о мысленном, научном воспроизведении исторической действительности, как такой, т. е, не о тождестве объекта, а его мысленной копии. Реальность неизменно многограннее и сложнее, чем отечественное представление о ней. И обнаружение новых фактов в истории, как и изменение их трактовки не нужно разглядывать как переписывание истории в угоду изменяющейся политической либо идеологической конъюнктуре.
И в других науках открытие новых фактов ведет к пересмотру научной картины мира. Так физика, и космогония, и биология, неспешно производят перерасмотрение не только подробности данной картины, но и всю ее полностью. Но никому не приходит в голову разглядывать пересмотры «и» подобные революции как свидетельство субъективности этих наук, их неспособности давать объективные знания о предмете.
Такая интерпретация пример того, как факт вырывается из неспециализированной совокупности связей, так сообщить из исторического контекста.
А в это же время, в случае если его поставить в сообщение с другими фактами, предшествовавшими его заключению (Мюнхенская сделка, отказ европейских стран от попыток СССР создать совокупность коллективной безопасности против Гитлера), то он предстает как предупредительная мера по защите СССР собственных западных границ. И, помимо этого, подобный контракт не противоречил практике интернациональных взаимоотношений того времени, так что искать в нем что-то инферальное, значит идти против исторической истины.
Данный пример только подтверждает тот факт, что факт для историка это не какой-либо абсолют, что говорит сам за себя, а история это не несложная совокупность фактов. Только на первый взгляд думается, что исторические факты, события обособлены и изолированы друг от друга, но при более тщательном и глубоком изучении между ними неизменно возможно распознать определенную сообщение, общность и единство. Без этого никакое историческое познание нереально.
В действительности, чтобы выяснить отдельное историческое событие, нужно узнать, в первую очередь, как и из-за чего оно появилось, а это неминуемо требует обращения к второму событию. Но причинность отображает только яркую связь между предшествующим и последующим событиями, и исходя из этого она воображает только первый ход на пути познания общего процесса исторического развития человечества.
Отдельные события прошлого, и частные связи между ними составляют нужные условия для происхождения единого, целостного процесса развития. А такое развитие не сводится к совокупности все возрастающего множества изолированных фактов, а представляет собой динамический процесс, в котором отдельные факты выступают как конкретные проявления неспециализированного исторического процесса
Верное решение вопроса о связи между историческим процессом и фактами возможно отыскать посредством диалектики отдельного, особого и неспециализированного, сущности и явления, конкретного и абстрактного.Вправду, отдельные события прошлого выступают как явления по отношению к историческому процессу, высказывающему их сущность. Одновременно с этим неспециализированное и значительное находит собственный выражение в отдельных и конкретных событиях.
Так, исторический процесс представляет собой не несложную совокупность либо сумму событий прошлого, а развитие, обусловленное причинно-закономерностями и следственными связями, направленное из прошлого в будущее. Как раз из данной связи событий появляется преемственность в истории и делается вероятным выделение определенных стадий, этапов либо эр исторического процесса.
Демография и социальная политика в РФ.
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
Исторический процесс, как уже узнали, это форма развития социальной материи, она существует во времени и пространстве. Но потому, что перед нами…
Изюминкой исторического процесса в отличие от эволюции природы есть то, что человечество есть его сознательным и активным творцом – т.е. субъектом…
Гегель: продолжает направление, которое связано с пониманием истории как нравственной науки. Высшей формой проявления в истории творческого духа есть…
Исторический процесс: сущность, темперамент формы Исторический процесс как форма существования общества Унитаристская и стадиально-плюралистические…
Событие и явление: почувствуйте разницу!
Слова эти, составляющие основу в том числе и исторической терминологии, известны всем, но далеко не все четко понимают разницу между ними. Из-за отсутствия такого понимания ученики и студенты нередко допускают в своих работах неточности и даже грубые ошибки.
Учителя в школах нередко «зарабатываются» настолько, что забывают о необходимости разъяснить детям разницу между этими двумя понятиями. Но репетитор имеет все возможности сделать это (и неважно, работает ли он с учеником непосредственно или через Скайп), и не должен забывать об этой необходимости.
Факты в пространстве и времени
И события, и явления представляют собой исторические факты, то есть нечто, что реально было. Разница между ними – в возможности локализации во времени и пространстве.
Для события всегда можно указать территорию, где оно имело место быть (площадь может быть различной, но границы всегда четки) и точные временные рамки (это могут быть минуты, дни или годы, но всегда однозначные). Например: «Начало Великой Отечественной войны – 3-23, 22.06.1941 (и можно точно указать, в каких местах началось немецкое наступление)»; «Вторая мировая война: 01.09.1939 – 02.09,1945 (и можно перечислить ее участников и на территории каких государств велись бои)».
С явлением так поступить не получится. Для него можно дать лишь очень приблизительную хронологию и географию: «Промышленная революция охватила период с конца XVIII по начало ХХ века (и при том были страны, где она завершилась в середине XIX века, а были и такие, в которых она и в ХХ-м не началась)»; «Глобализация начала проявлять себя уже в начале ХХ века (и когда она закончила делать это?)»
При этом и событие, и явление могут представлять собой цепь более мелких событий. Но в первом случае все-таки получится точно назвать первое и последнее звено этой цепочки, а во втором – нет.
Типичные ошибки
Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что наиболее типичная ошибка – неправильная локализация события или явления во времени и пространстве. Например:
Что делать, чтобы этого избежать? Ничего особенного. Ученикам – обращать внимание на точность указания для факта пространственно-временных границ, учителям и репетиторам – привлекать к этому их внимание и объяснять различия между фактами, родителям – поощрять упорную работу детей и ответственно относиться к выбору преподавателя.
Исторические события и явления
Несколько исторических фактов, т.е. действий, произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие.
К историческим событиям мы можем отнести основание города, приход к власти известного правителя, битву, спортивные состязания (например, Олимпийские игры), войны, открытия и т.д. Историки изучают события, ход которых они обычно не наблюдали, и участие в которых не принимали. Понять, что именно, когда и с кем произошло, ученые пытаются на основе исследования исторических источников, именно с их помощью ученые ищут ответы на вопросы:
1) почему это событие случилось,
2) что, где, когда и с кем произошло,
3) к каким изменениям в жизни людей это привело.
Одни исторические события имеют большое значение и могут длиться много лет. Другие – мимолетны и могут показаться совсем незаметными. Однако, любое историческое событие влияет на жизнь людей. Понять значимость исторических событий можно только со временем, увидев его влияние на судьбы людей.
Историческая наука интересуется не только отдельными фактами и событиями. Для исследования прошлого необходимо понимать, что такое историческое явление и чем оно отличается от события.
События и явления отличаются между собой длительностью, количеством участников, влиянием на жизнь общества. События всегда имеют конкретную дату и происходят в определенном месте. Явления – это совокупность событий, которые имеют общие признаки (причины, характер, место, время, задачи, последствия). Исследование истории кораблестроения, изобретения компаса и морских карт помогает историкам изучить такое явление, как географические открытия. Одним из известных исторических явлений, произошедших более 1 тыс. лет тому назад стало Крещение Руси великим князем Владимиром. Сегодня нет никаких сомнений в том, что оно было явлением огромной исторической важности не только в государственном, но и в культурном и духовном отношении.
Ø
Вопросы и задания
Что включает в себя исторический факт?
Что такое историческое событие? Приведите примеры исторических событий участниками которых были лично вы или ваши близкие.
3. На какие вопросы должны ответить историки, чтобы изучить исторические события?
Приведите примеры исторических явлений? Для чего нужно их изучать?
Творческое задание
Объединившись в группы, за 3 минуты назовите и запишите на листке бумаги как можно больше известных вам исторических фактов, событий, явлений.
Исторические знания: исторические факты, события, явления и процессы
Исторические знания. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. Элементами исторических знаний являются такими категориями, как факт, явление, событие, процесс.
Виды исторических фактов. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий.
Отбор исторических фактов. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.
На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.
Исторические события. События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени.
Исторические явления. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Исторические процессы. Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству. К процессу относится и самопознание истории. Оно начинается с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее».
Источник: Студеникин М.Т. Преподавание истории в школе. М., 2000.
Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее
Факты, события, явления, процессы
Факты в обучении истории. Главный элемент содержания исторического образования — это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества.
Структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с
историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс. Они, например, выявляют сущность событий, проводят их сравнение. Что же означают эти категории?
Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. Как писал М. Горький, «учат, воспитывают факты, всегда — факты, идеи сопутствуют фактам». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Например, фактом является присоединение Иваном III Новгорода к Московскому княжеству в 1478 г.
Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов — это инструмент познания истории.
Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки.
Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запомина- ни я важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений.
При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.
На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними.
События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.
К процессу относится и само познание истории. Оно начинается с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее» (90, с. 617).
Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан также с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности.