смысл параграфа по истории ко гробу господню
Где находится Гроб Господень? Фото Гробницы
Гроб Господень – главная реликвия Человечества. Многие поколения верующих мечтали прикоснуться к нему и сегодня такая возможность есть у каждого человека.
Где находится Гробница Иисуса Христа?
Старый город Иерусалима – место настоящей силы, где сходятся политические, мистические и религиозные, военные, исторические и научные интересы всех народов. В Иерусалиме за всю многострадальную историю города погибли миллионы людей. Маленькая точка на карте мира, где находится Гробница Спасителя, – это средоточие важнейших святых и в тоже время опасных течений, которые могут угрожать нашему миру, а могут и наоборот – спасти его.
Тайны великой христианской святыни – храма Гроба Господня
Патриарх греческой православной епархии Феофил III инициировал начало работ в часовне над Гробом Господним, так называемой Кувуклии. Вот его слова:
«Решение о ремонте святой Кувуклии было принято по благословению Божию. Я не вижу в этом человеческой воли, а только волю Господа».
Храм Храма Гроба Господня со времени своего возведения состоял из трех частей:
Спустя некоторое время после погребения Христа, римляне построили на этом месте языческий храм, а пещеру-гробницу засыпали. Вновь отыскать Гроб Господень христианам удалось только в 4 веке нашей эры. Раскопками руководила святая Елена Константинопольская – мать императора Константина I. Она срыла холм и основала здесь храм Гроба Господня и возвела Кувуклию.
Изучение истории – не единственная цель работ в храме. Нынешнее обрамление Гроба Господня было выполнено в начале 19 века. Но в 2016 году его состояние ученые называют «очень плохим». Износились и другие элементы Кувуклии.
27 октября 2016 год – эта историческая дата, когда была впервые открыта гробница Иисуса Христа. На проведение всех необходимых работ в святилище, археологам дали всего два с половиной дня. Исследователи работали круглосуточно. В наши дни, где располагалась Голгофа и Гробница Иисуса Христа находится самый главный храм Христианства – храм Гроба Господня. Само место захоронения Иисуса, где работают ученые, находится в небольшой часовне (Кувуклии).
Широко известный факт: массивная плита, установленная на погребальное ложе Иисуса Христа, имеет поперечную трещину. Плита выполнена из мрамора. Но даже к этому материалу время не проявляет жалости. Плита постоянно деформируется под действием влажности. Углекислый газ и оксид азота, соединяясь в воздухе с капельками воды, образуют мельчайшие частички кислоты, которая медленно, но верно, со средней скоростью 1 мм за 100 лет, разрушает мраморные сооружения.
К счастью, в Иерусалиме этот процесс протекает медленнее, ведь этот город достаточно сухой. Среднегодовая влажность чуть выше 50%. Это гораздо ниже, чем в Риме, Париже, Москве и многих других городах богатых древними храмовыми комплексами. Тем не менее, важнейшей Святыни Христианства нужна реставрация.
Еще перед началом реставрации ученые исследовали Гроб Господний с помощью георадара. В результате были обнаружены скальные фрагменты, являющиеся продолжением основного массива горных пород Голгофы. Это ни что иное, как остатки стен и пола пещеры, разрушенных при строительстве храмового комплекса.
Прошло уже несколько лет с того момента, когда был вскрыт Гроб Господень. Похоже, это начало таких масштабных событий, о которых говорили еще древние. Что нас ждет в ближайшем будущем? Не приблизит ли вскрытие Гробницы Господа начало Судного дня?
Можно ли увидеть Гроб Иисуса Христа
Тем, кто хочет приехать в Иерусалим, чтобы посмотреть Святой Гроб, нужно попасть в это место, когда не проходят никакие таинства и в приемные для паломников часы. У Гроба регулярно дежурит православный греческий монах. Именно он отвечает посещение святыми паломниками.
Как поклоняться Гробу Христа
У православных паломников зародился один обычай: сначала нужно помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Затем, поцеловав низкий вход, войти в Живоносный Гроб, медленно про себя читая молитву:
Войдя, нужно поставить свечи, приклонить колена и молиться. Часто паломники кладут на Ложе для освящения иконы, медальоны и крестики, принесенные с собой. Многие прикасаются устами и челом головной, западной и дальней от входа части Ложа. Обратно покидать святилище принять пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.
Где могила Иисуса Христа по мнению англикан и других протестантов
Одной из основных достопримечательностей старого города Иерусалима является место, которое называется «Садовая Могила». Многие считают, что за стеной находится Голгофа и сад, где был распят Иисус Христос. Там же рядом в этом саду находится и Гробница, куда было положено Его тело после распятия.
До сих пор не умолкают споры о том, где же был распят Иисус Христос, где было то место с тремя крестами, на среднем из которых и был распят Спаситель. В конце 19 века в 90-х годах британский генерал Гордон нашел это место, которое считается наиболее вероятным. Это место, которое находится в центре Иерусалима – величайшая Святыня христианской истории.
В том месте, где распяли Иисуса был сад. На месте Садовой Могилы археологи нашли цистерны для хранения оливкового масла и давления винограда. Это свидетельствует о том, что здесь были оливковые сады и виноградники.
Древние иудеи времен Иисуса Христа обычно хоронили своих усопших в гробницах, выдолбленных в скалах. Это были каменные склепы, которые закрывались потом огромными камнями. Один из которых находится перед входом в предполагаемую Гробницу Иисуса Христа.
Гробница была открыта в 60-х годах 19 века и многие ученые считают, что именно это место больше подходит к тому, что было описано в Евангельских повествований, где был захоронен Иисус Христос. Описание говорит нам о том, что можно было войти в полный рост в эту гробницу. Ее было видно со стороны. Также она была новой.
Сегодня этот сад находится в ведение христиан, которые заботливо ухаживают за этим местом. Это одно из самых святых мест паломничества в Иерусалиме, где лежало Иисуса Христа.
Заключение
Открытие Гробницы Иисуса Христа – это уже случившейся факт, но не окажется ли эта реставрация вместе с праздным любопытством, чем-то вроде ящика Пандоры, скрыв который, обратно уже не закроешь?
Как считаете вы, где находится Гроб Иисуса Христа? Правильно ли что он был открыт?
Непорочное вторжение Зачем археологи вскрыли гроб Христа
В ходе реставрации главной христианской святыни в Иерусалиме вскрыли мраморную плиту, закрывавшую Гроб Господень почти половину тысячелетия. О том, какие тайны хранит место погребения Иисуса Христа и почему действия археологов одобряет патриарх Иерусалимский Феофил III, — в материале «Ленты.ру».
Мраморная плита была установлена на погребальном Ложе Гроба Господня в 1555 году францисканцем Бонифацием Рагузским для защиты святыни от желающих унести с собой частицу реликвии. Паломники пытались отколоть себе кусочек часовни, тем самым ее разрушая.
Археолог Национального географического общества Фредрик Гиберт (Fredrik Hiebert) сообщил, что это только начало исследований и еще предстоит много работы с гробницей. «Когда плиту сняли, мы удивились обилию каменного материала под ней. Требуется провести немало исследований, прежде чем мы увидим и изучим оригинальную поверхность камня, на котором три дня покоилось тело Христа», — рассказал Гиберт.
Согласно христианской вере, тело Иисуса Христа покоилось на каменном погребальном Ложе в известняковой пещере после распятия римлянами в 30 или 33 году. Гроб Господень заключен в Кувуклии — купольной часовне из желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова площадью шесть на восемь метров. Из-за землетрясения 1927 года сохранились лишь часть стен пещеры и входа, поэтому снаружи установлены укрепляющие стальные балки и стяжки.
В Кувуклии проводятся реставрационные работы, которые планируется завершить весной 2017 года. Еще в 2015-м иерусалимский патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016-го и проводится под руководством специалиста по сохранению памятников и строительных материалов Антонио Марополо. Бюджет выполняемых работ превышает четыре миллиарда долларов, один из спонсоров — король Иордании Абдулла II.
«Мы переживаем критически важный момент в истории Кувуклии. Мы применяем специальные методы, чтобы задокументировать этот уникальный момент и позволить в будущем всем желающим изучить результаты нашей работы, узнать, что же было в могиле Христа», — заявил Марополо перед вскрытием Гроба Господня.
Разыскать пещеру, в которой был погребен Иисус, повелел в IV веке император Константин I. Его мать, Флавия Юлия Елена Августа совершила паломничество в Иерусалим в 326 году. Считается, что тогда и были обнаружены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие христианские реликвии. В труде римского историка IV века Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина» говорится, что над пещерой стоял языческий храм римлян.
Первая Кувуклия была возведена в 335 году. В 1009-м мусульмане ее разрушили, и в середине XI века святыню возродили по приказу византийского императора Константина IX Мономаха. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский, но в 1808-м ее уничтожил пожар.
В 1809-1810 годах Кувуклия была восстановлена — по проекту греческого архитектора Николая Комина из Митилини. При восстановлении использовались габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.
Храм Гроба Господня
Память о чудесном событии — воскрешении Иисуса Христа, о его жизни и подвиге, бережно хранится в Храме Гроба Господня, находящемся в Иерусалиме. Этот всемирно известный храм расположен в Старом городе Иерусалима.
Стремление паломников вполне оправдано. Здесь таится великая история и возможность прикоснуться к настоящему чуду. Именно сюда верующие приходят для того чтобы увидеть схождение Благодатного Огня. Сюда приходят паломники и просто люди, которые хотят прикоснуться к святыням, проникнуться неповторимой атмосферой храма.
Предания, которыми окутан храм, его история и величественные стены из горных пород находят отклик в каждой душе. Храму посвящены многочисленные исследования, его изображают на картинах, о нем снимают фильмы.
Описание храма и святынь
Храм представляет собой целый архитектурный комплекс. Выполнен в стиле романской архитектуры. Основное место занимает Голгофа (переводится как «череп» или «лобное место»). Внешне представляет собой холм или небольшую скалу. Во время существования Христа, Голгофа находилась за городом и именно на ней хоронили умерших.
Согласно преданию, именно на Голгофе был распят Иисус. Сейчас Голгофа превращена в архитектурный объект, к которому ведут три лестницы. Первая лестница расположена на улице и ей почти никто не пользуется.
Вторая расположена справа от входа в храм, она приводит к католическому приделу. Левый всход находится со стороны Кафоликона (собор при Иерусалимской церкви) и приводит к православному приделу.
В часовне Распятия хранится частица Голгофы, к которой выстраиваются огромные очереди из желающих дотронуться до реликвии.
Кроме того, в храме находится ротонда, под куполом которой расположена часовня Кувуклия. Все святыни, лестницы, входы, двор, приделы и церкви отражает план храма.
Святыни храма
Отдельно стоит рассказать о святынях, ради которых в храм стремится множество людей из разных стран. Каждая из них имеет свою неповторимую историю, несет в себе сакральный смысл и напоминает о жизни Иисуса:
На территории храма находятся несколько монастырей, подземный Храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой Елены, несколько приделов. Также имеются галереи и вспомогательные помещения. Основные права владения святынями принадлежат Патриарху Иерусалима.
Конфессии
Каждая конфессия имеет свои пределы и места для совершения молитв.
Церковь францисканцев и Алтарь Гвоздей — это собственность католического Ордена Святого Франциска.
Придел Трех Марий и церковь равноапостальной Елены принадлежат армянской апостольской церкви. Могилу Святого Иосифа и Алтарь Кувуклии в западной её части, взяла себе Коптская конфессия. А Иерусалимской православной церкви досталась Голгофа и Кафониколон.
Кувуклия является совместным молитвенным местом, и представители конфессий по очереди служат и молятся в ней в строго определенное время. В 1 час ночи начинается православная литургия, в 4 часа утра — время армян и с 6 до 9 часов утра молитвы возносят католики.
Часто такое деление становилось причиной конфликтов различных конфессий и вызывало недовольство. Во избежание ссор, ключи от храма в 1192 году были переданы семье мусульман Джауда Аль Гадийа. А право закрывать дверь на замок и отпирать её принадлежит семье Нусайба. На протяжении веков права хранения ключей и запирания дверей передаются от отца к сыну.
По страницам истории
История храма богата на драмы. Не один раз храм подвергался разрушению, но всегда его восстанавливали. В 1009 году было совершено варварское расхищение, результатом которого стали крестовые походы. В 1808 году случился пожар, который затронул Кувуклию. Но почти сразу она была восстановлена епископами разных стран.
Храм имеет довольно интересную историю возникновения. Именно здесь останавливалась на паломничество Елена — царица, являвшаяся матерью императора Константина. Позже она была канонизирована и приравнена к лику равноапостальных. Именно Еленой были обнаружены осколки и частицы языческого храма, под которыми скрывалась высеченная погребальная пещера. Тогда царица предположила, что именно в этой пещере был погребен распятый Иисус Христос. В память об этом событии царицей был возведен Храм Гроба Господня в 335 году. Постройка велась под руководством Макария Иерусалимского — в настоящее время почитаемый христианский святой. Эти факты были официально подтверждены археологическими исследованиями в 2016 году.
Торжественное освящение храма состоялось 13 сентября 335 года.
25 февраля 2018 года представители христианских конфессий приняли безоговорочное и смелое решение о закрытии храма. Это был протест против передачи церковных земель государству и введения закона о взимании налогов на церковную недвижимость. Израиль существует уже более 70 лет. Первый раз за историю его существования, храм был закрыт. Эта история длилась недолго и 28 февраля двери храма были снова открыты для всех желающих. Врата храма и по сей день распахнуты для паломников. Трудно сказать, существует ли в мире более атмосферное и величественное место. Верующие со всего мира стремятся на паломничество в храм и именно здесь их сердца находят радость, благодать и умиротворение.
В настоящее время это действующий храм, история которого такая же драматичная и яркая, как жизнь самого Иисуса Христа. Храм — это напоминанием о подвиге Спасителя, который своим распятием искупил грехи всех живущих на Земли и смысл их своей пречистой кровью. И несомненно, это важное и дорогое сердцу место для каждого верующего.
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ
Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) |
Иерусалимский храм Воскресения Христова, Храм Гроба Господня [1], кафедральный собор Иерусалимской Православной Церкви.
Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Проекция храма Гроба Господня |
Разпределение частей храма
Римо-католическая Кустодия Святой Земли совершает литургию на Гробе Господнем после армян. Ей принадлежат северная половина 2-го яруса ротонды, церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, престол cвятой Марии Магдалины, северная галерея (Аркады Девы), подземная часовня Обретения Креста (совместно с православными) и южный придел Голгофы.
Схема храма Гроба Господня |
Антихалкидонские Армянская, Коптская, Эфиопская и Сирийская церкви каждая имеет особые права в храме. Армяне совершают литургию на Гробе Господнем с 4 часов утра. Во владении Армянской церкви находятся 8 южных из 16 колонн ротонды, южная половина 2-го яруса ротонды (с храмом Второй Голгофы), место Трех Марий у входа на галерею и престол святых Жен-мироносиц в юго-восточной части ротонды, придел святых Никодима и Иосифа Аримафейского к западу от Кувуклии и придел Разделения риз в амбулатории, подземные церкви святителя Григория Просветителя (греч. название: церковь святой Елены) и часовня cвятого Вардана в восточной части комплекса. Копты владеют небольшой часовней, пристроенной к западной части Кувуклии. Эфиопам принадлежит церковь Четырех священных животных (за Голгофой) и монастырь на кровле церкви свято Елены (ещё в начале XIX века им принадлежала сама церковь святой Елены, отошедшая затем к армянам). Сирийцы имеют право служить по воскресным и праздничным дням в приделе святого Никодима, считающемся в настоящее время собственностью армян.
Описание
Главный вход
Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь [2].
В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Камень помазания
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Кувуклия, общий вид с севера. Фото нач. 2000-х гг. |
Часовня Гроба Господня (Кувуклия)
Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Схема Кувуклии |
Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Ротонда
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.
Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.
На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.
В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.
Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью – римо-католическая ризница, где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида – командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба.
Триумфальная арка
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Галереи кафоликона
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.
В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
В амбулатории, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27, 54).
Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию [4], на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца [5].
Подземные храмы
Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» [6]. В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся [7].
Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна» [8]. В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.
Голгофа
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.
Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
Храм Гроба Господня. Вид на площадь перед главным входом |
Двор и его постройки
Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.
Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.
Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине (Ин 20, 11-18).
Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня. Этот храм является приходским для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от которой был голос преподобной Марии Египетской.
Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых. Святейшие владыки Иерусалимские как законные блюстители главного христианского храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев православный патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты на некоторое время заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм православным, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 году патриархом Софронием IV и обновлена в 1986 году. От убранства XVI века до XXI века сохранились иконостас и царские врата, которые ныне расположены в пещерной церкви святителя Николая Чудотворца Лавры Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из которого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма – Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала вновь известна её хранителям после 1835 года, когда о ней рассказал русский паломник А. С. Норов, напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении» игум. Даниила.
Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь, главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа принадлежит мусульманам, поэтому Православная Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.
Другая монастырская церковь Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном монастыре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям некоторых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).
Часть нижнего этажа Авраамиева монастыря также принадлежит православным. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама.
Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики императора Константина), посреди которой высится купол подземной церкви святой Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, заменившего в свою очередь древний Авраамиев монастырь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году, после утраты принадлежавших им святых мест внутри храма.
За площадкой с эфиопским монастырем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены коптской общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм монастыря посвящен преподобному Антонию Великому, другой храм – святой царице Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне святой Елены – самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Храм Гроба Господня.
В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания – подворье Гефсиманского Успенского монастыря. В этой небольшой церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 году, у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери, хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.
Использованные материалы
[2] Датировка и детали по греческому преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей библиотеки А. И. Пападопуло-Керамевсом. «Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г.», ППС, 1894, т. 13, вып. 2(38), 19-23. О других версиях предания, с различными датировками и дополнительными подробностями, содержащихся в рассказах инока Серапиона (1830) и иеромонаха Парфения (1845), см. Румановская, Е. Л., Два путешествия в Иерусалим в 1830/1831 и 1861 гг., М., 2006, 49-50, 73-74.
[4] Древнейшее дошедшее до XXI века свидетельство датируется 1384 годом.