смыловка древняя история деревни нижнекамский район
Археологическая карта
Археология и древняя история Нижнекамского района
Музей города Нижнекамск
В Нижнекамском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Ошинский, Красная Кадка, Средние Челны, Большие Аты, Клятли, Светлый Ключ, Беляхчи.
Характеристика района
Район занимает почти центральное положение в республике. Приходится на среднюю часть левобережья Нижнего Прикамья. С северо-северо-запада ограничен рекой Кама, с запада – рекой Шешма, с юга – Альметьевским районом, а с востока – Тукаевским районом. Географически входит в Зай-Шешминский лесостепной возвышенно-равнинный район. Рельеф района определен долинами рек Зай и Шешма, плавно опускающимися к реке Кама. Характерны слабоподзолистые серые почвы на делювиальных и элювиальных суглинках. В прошлом район был густо облесен, что обусловило, очевидно, позднее его заселение человеком. Лишь в пойменных районах выявлены археологические памятники эпохи бронзы. Известны и редки памятники булгарского, в основном ХIII – ХIV веко, времени.
Ошинское городище
Ошнинский, поселок Нижнеуратьминского сельского совета, правый берег реки Оша, правого притока реки Шешма, левого притока реки Кама. Расположено в 800 метрах к северо-западу от поселка на берегу речки и имеет полукруглую форму площадью 4500 квадратных метров. Обследовано экспедициями ИЯЛИ КФАН СССр в 19589 и 1960 годах. Выявлена булгарская керамика, характерная для домонгольского периода. Рядом открыты довольно крупные по площади булгарские селища.
Краснокадкинское городище
Красная кадка, село, правый берег реки Зай. Городище расположено в 1,7 – 1,8 километрах к северу от села на высоком мысу и имеет подтреугольную форму площадью 19200 квадратных метров, защищенную с северной и восточной сторон валом и рвом с проездом. Собранный немногочисленный материал представлен булгарской керамикой домонгольского облика.
Среднечелнинское надгробие, ХIV век
Средние Челны, деревня Краснокадкинского сельского совета, левый берег реки Челнинка, левого притока реки Зай, левого притока реки Кама. В 100 метрах от села, на левом берегу ручья, в железной ограде находится булгарский надмогильный памятник (размеры 130 на 55 на 18 сантиметров) прямоугольной формы. Наверху сделана стрельчатая арка, в тимпане которой помещена шестилепестковая розетка. Надпись выполнена врезным полукуфическим почерком. Памятник в хорошем состоянии и датирован 1323 годом.
Большеатынский курган
Большие Аты, деревня Краснокадкинского сельского совета, левый берег реки Челнинка. В 1925 году к северо-северо-западу от деревни находился курган диаметром до 30 метров при высоте около одного метра.
Клятлинское надгробие, ХIV век
Клятли, село, левый берег реки Кошаева, правого притока реки Зай. В 500 мерах к югу от села в поле находится булгарское надгробие (размеры 94 на 32 на 10 сантиметров) в железной оградке. Верх камня отколот, признаков орнаментации нет. Надпись выполнена врезным полукуфическим почерком. По типологиии датируется ХIV веком. Обнаружено в 1960 году Г.В.Юсуповым.
Светло-Ключинское городище I тысячелетия нашей эры
Светлый Ключ, деревня, левый берег реки Кама. Городище открыто АЭ КФАН СССР летом 1959 года в 800 – 900 мерах к юго-западу от деревни, на мысу между коренным берегом и оврагом, известным у местного населения под именем «Длинный язык». Площадка городища имеет треугольную форму 90 на 20 на 35 метров, защищенную с напольной стороны валом (длина 35 метров, ширина 24 метра, высота 2,15 метров) и рвом (ширина 12 метров, глубина 3,4 мера). На оконечности мыса небольшой второй вал шириной в 10 метров и высотой один метр, окаймленный с внешней стороны ровиком (ширина 5 метров и глубина 0,8 – 1 метр). Площадка городища залесена и хорошей сохранности. Культурный слой включает находки керамики ананьинской культуры и керамики середины I тысячелетия нашей эры.
Беляхчинское городище
Беляхчи, деревня Старошешминского сельского совета, левый берег реки Кама. Городище находится в 2,5 километрах к востоку – юго-востоку от деревни на мысу надлуговой террасы между двумя оврагами. Площадка, вытянутая с юго-востока на северо-запад, имеет неправильную форму (80 на 30 метров). С юго-восточной стороны защищена шишкообразным валом (высота 2,2 метра, ширина 1,3 метра) и рвом (глубина 70 сантиметров ширина 8 – 10 метров). Поверхность задернована. Экспедицией КФАН СССР в 1959 году на городище зафиксирован культурный слой с находками ананьинской культуры.
Нижнекамск- город осуществленной мечты, город без окраин.
Нижнекамск- крупный промышленный центр Татарстана, третий по величине город республики. Вместе с районом занимаемая площадь составляет 123 тысячи гектаров, из которых на город приходится 6153 гектара. Почти половина общей площади приходится на земли сельскохозяйственного назначения. В Нижнекамском районе располагается 65 населенных пунктов, многие из которых имеют давнюю историю. А в некоторых до сих пор сохранились старинные здания и сооружения.
К примеру, село Кармалы основано в XVII веке. Издалека видна построенная в 1891 году и недавно отреставрированная церковь св.Архистратига Михаила. Выдержанная в классическом стиле, она традиционна по своей архитектуре: апсида, главный объем, трапезная, колокольня. Главный объем представляет собой двухцветный восьмерик на четверике. Трапезная одноцветная. Колокольня трехъярусная- восьмерик на четверике, убывающий по объему снизу вверх.
При церкви сохранились ворота. Исследователи считают, что построены они в стиле ампир. Кроме церкви, в селе есть еще две постройки, занесенные в списки памятников старины: это дома И.Поняева и П.Поняева. Первый из них датируется концом XIX века, второй- началом прошлого.
Недалеко от места, где речка Уратьма впадает в Каму, лежит основанное также в XVII веке село Шереметевка( оно же- село Богородское), бывшее когда-то волостным центром Чистопольского уезда, а потом в течении 33-х лет (с 1930 по 1963)- райцентром Шереметевского района. В XVII веке дача села Богородского принадлежала татарскому мурзе Уркееву, а в середине XVIII века была куплена графом Сергеем Васильевичем Шереметевым. По своему богатству и промышленности считалось одним из лучших сел в губернии.
Из всех старых поселений Шереметевка выделяется обилием памятников старины. На Советской улице находится дом безымянного предпринимателя- полутораэтажное здание в пять окон по фасаду, украшенное трехступенчатыми сухариками по карнизу, и его же вклад- одноэтажная постройка в три окна под четырехскатной крышей. На той же улице стоит дом предпринимателей Вязьминых, построенный в конце позапрошлого века. К концу XIX века относят историки архитектуры и жилой дои Тикунова- двухэтажное в пять окон по фасаду строение со скромным декором, а также кладовые предпринимателя Казакова, дома купцов Королева и Липатова.
Пять учтенных в “Каталоге памятников старины” находятся на Октябрьской площади села. Это лавки купцов Бабушкина и Кузнецова(начало XX века), скобяная лавка Тикунова(1905), его жилой дом и кладовые, а также лавки купца Баклушина. К этому перечню необходимо прибавить дом Е.М.Тикуновой, расположенный по Заводской улице.
Небезызвестна церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится в селе Большие Аты. В старом справочнике по Уфимской епархии о ней сказано так: “Деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена тщанием купца И.Г.Стахеева при пособии других благотворителей и Елабужского благотворительного комитета и освящена 1 февраля 1890 года”.
Церковь представляет собой прямоугольное крестообразное в плане здание. Главный объем храма одноцветный, четверик под четырехскатной крышей( сруб в лапу) снаружи обложен огнеупорным кирпичом. Трапезная под двухскатной крышей трехъярусная, убывающая по объему снизу вверх колокольня, восьмерик на четверике, расположена под входом.
Село Красная Кадка знаменито находящимся неподалеку археологическим памятником- Краснокадкинским городищем. Сами местные жители называют его Кала-Тау(гора, на которой город). Находится на правом крутом берегу Зая, на мысе над поворотом реки. С него хорошо просматривается равнина с деревнями Красная Кадка, Большие Аты, Нижние и Верхние Челны. Считают, что крепость была построена булгарами предположительно в XIII веке для обороны восточных границ Волжской Булгарии. Площадка городища распахивается, и культурный слой, возможно уже перемешан. По словам местных жителей, иногда здесь находят черепки, костяные и металлические предметы.
Возможно крепость перестала функционировать после татаро-монгольского нашествия. В это время в Булгарии вспыхнуло восстание. После его подавления строительство и ремонт крепостей по всей территории края были запрещены. Под охраной гарнизона крепости Кала-Тау были пойменные земли левобережья Зая и долины реки Кашаева. Здесь находился большой земледельческий район с деревнями, некоторые из которых существуют и до наших дней. Например деревни Балчиклы и Шингальчи.
Считается, что большинство деревень Нижнекамского района стоят на месте деревень и городов Волжской Булгарии. Об этом свидетельствуют находки предметов явно булгарского происхождения.
Неподалеку от деревни Клятле, в поле находится булгарский памятник ориентировочно XIII-XIV веков. Он вытесан из глыбы известняка, его ширина 40-50 сантиметров, толщина около- 15. Сейчас памятник возвышается над поверхностью земли на 30-40 сантиметров. Снизу на лицевой стороне просматриваются арабские буквы, но прочитать надпись не удается: она полустерта и частично покрыта мхом. Поле вокруг захоронения распахивается, но участок земли, где стоит памятник, не тронут и возвышается над пашней почти на полметра. Видимо, пыль оседает на траве во время полевых работ, и слой земли около памятника растет. Вокруг надгробия поставлена металлическая ограда. К ней во время религиозных праздников привязывают подношения- полотенца, платки, рубашки и т.п. Кроме того, на камень кладут монеты. В середине 90-х годов еще можно было видеть монеты советского периода, сейчас лежат лишь послереформенные. За памятником ухаживают жители Шингальчей, они же ходят туда на праздники.
Знаменитый Святой Ключ- водные ворота города- ведет свою историю с 1666 года. Согласно легенде, на месте этого родника мусульманин Магомет обнаружил икону Святителя Николая Чудотворца. За этим затерянным в лесной гуще закрепилось название Святой Ключ. Вскоре оно стало местом паломничества, как христиан, так и мусульман.
Знаменитый русский писатель А.Н.Радищев возвращался в 1797 году из сибирской ссылки. Проездом посетив Елабужское Чертово городище и детально описав его, Радищев проплыл на плоту вниз по Каме несколько верст, чтобы попасть на Святой Ключ, находящийся в лесу, в середине горы. Написав затем: “Ключ изобилен водою, которая скопляется в бассейне (в виде ямы), обложенным известковым камнем. Возле него стоит часовня, а из ямы сделан проток гребнем три вершка глубиной, по которому вода стекает в Каму”.
Завладев в 1882 году земельным участком Святой Ключ, купцы Стахеевы начали строить здесь роскошную дачу с домами городского типа. Среди построек особенно выделялся размерами и красотой двухэтажный дом, занимавший 750 квадратных метров, с котельной в подвальном помещении и изящными балконами. В доме было 20 комнат с непривычными для окрестных жителей большими светлыми окнами. В некоторых из них на полах лежал паркет. Над крышей маленького палаццо красовался бельведер- обзорная площадка с видом на Каму. Дом был построен на средства Ивана Григорьевича Стахеева в 1900 году.
По распоряжению Стахеевых расчищался и благоустраивался близлежащий лес. Были завезены семена и саженцы кедра, пихты, голубой ели, ясеня и других пород. Заложены несколько делянок еловых и сосновых рощ. Возведены четыре оранжереи. Они укомплектованы редкостными южными деревьями и кустарниками: ореховым, лимонным, пробковым и другими. Оборудованы 11 теплиц, где зимой выращивались цветы, клубника, помидоры, огурцы, баклажаны.
Русский путешественник Андрей Фирсов в своих путевых записках так описал эти места: “Кама сделала крутую излучину. По высокому берегу, покато спускающемуся к воде, на много верст растянулся великолепный столетний лес. Среди леса на расчищенных полях, стоят два красивых дома и целый ряд хозяйственных построек. По лесу во всех направлениях разбиты широкие аллеи, освещенные как и все здания электричеством. На берегу видны керосиновые склады, паровая мельница, хлебные амбары. На склоне горы какой-то отшельник в дальние времена выкопал пещеру, в какую можно проникнуть лишь ползком. Здесь он в целом камне вдолбил глубокий бассейн и пустил в него в него прозрачную, как кристалл, воду Святого Кляча, бегущего сверху горы. Из бассейна вода стекает в Каму. Над пещерою устроена часовня, хорошо видимая с палубы парохода.
Святой Ключ- громадное и в высокой степени благоустроенное имение- принадлежит купцам Стахеевым, имя которых известно всему камскому краю”.
Рассказывая об истории нижнекамского края невозможно упомянуть об афанасовской даче. С началом отечественного кораблестроения, во времена Петра Первого, здесь производилась заготовка мачтовых сосен, а также строевых сосновых, еловых и пихтовых деревьев.
В наши дни афанасовская дача известна как Корабельная роща…
На Нижней Каме оставлен след кряшенских деревень: Ахтуба
На окраине города Нижнекамска доживает свой век маленькая кряшенская деревня Ахтуба. В ней не так много домов и всего одна улица
Однако его возникновение носило не только радостный характер. Ведь город активно поглощал близлежащие деревни. Вместо них на Нижней Каме сегодня оставлен лишь след от кряшенских деревень Ахтуба, Чабья, Соболеково.
Ахтуба живёт и ныне скромной деревенской жизнью, а вот Чабью и Соболеково настигла печальная участь. Они стёрты из карты Нижнекамского района.
В память об этим деревнях в Нижнекамске названы улицы и дорога: Чабьинская, Ахтубинская улицы и Соболековский тракт.
Если бы деревни оставались жить, то при подъезде к «городу химиков» по Соболековскому тракту, вас бы слева встретили деревня Чабья, а справа — деревня Соболеково.
Чуть подальше, всего в одном-двух километрах от бывшей деревни Чабья, расположилась деревня Ахтуба.
Согласно данным Татарского энциклопедического словаря данная деревня известна с 1678 года. Её жители занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, изготовлением телег.
Ахтуба, как и многие другие деревни и села, территориально «кочевала». Так, до 1920 года она входила в Афонасовскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года была в составе Мензелинского, с 1922 года — Челнинского кантонов ТАССР. С 1930 года в Челнинском, а с 1965 года в Нижнекамском районах.
В данной деревне число жителей никогда не превышало тысячи человек. Сравним данные: в 1870 году в деревне проживал 541 человек, в 1897 году — 607, в 1920 году — 778, в 1926 году — 647, в 1938 году — 668, в 1949 году — 585, в 1958 году — 437, в 1970 году — 397, в 1979 году — 373, в 1989 году — 92. К 2000 году число жителей сократилось до 42 человек.
Название деревни, скорее всего, имеет тюркское происхождение. Оно состоит из двух слов: «ах» и «туба», где «ах» (ак), является общетюркским словом и именует «белый» цвет, а «туба» (түбә) имеет значение «верхушки, вершины; крыши, макушки».
Интересно, что слово «ак» не встречается в таких тюркских языках как якутский и чувашский. В чувашском языке белый цвет обозначается словом шурӑ, а в якутском — үрүң. Следовательно, по предположению, Р.Г.Ахметьянова, данное слово не является древним по происхождению. Слово «түбә» напротив, мы найдём как в тюркских языках, так и в финно-угорских. Например, в марийском языке — түвӓ, в мордовском — тёбя.
Неизменность тюркского происхождения слова «ахтуба» подчёркивается и тем, что среди мест проживания тюркских народов встречаются населённые пункты или водные объекты с похожим названием: город Актобе в Казахстане, река Ахтуба, левый рукав Волги, и город Ахтюбинск в Астраханской области, посёлок городского типа Актюбинский в Азнакаевском районе Республики Татарстан.
Источники: Этимологический словарь татарского языка в двух томах Р.Г.Ахметьянова, Татарский энциклопедический словарь
Фото: из личного архива Геннадия Макарова
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына «Ватсап» аша языгыз.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Исторические заметки о кряшенских поселениях
Наш проект создан с целью сохранения историй кряшенских деревень. Здесь вы найдете полный список поселений кряшен не только в Российской Федерации, но и зарубежом
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», сказал один из великих.
Безусловно, он прав. Кряшены, как и многие другие народы, имеют право на свою историю.
Наша главная задача – сохранить и донести нашу самобытность, культуру, язык и историю потомкам.
Преобладающее число предков кряшен является выходцем из деревень. А это значит, что наши корни, уходящие вглубь веков, неизбежно связаны с историей деревни. Следовательно, мы обязаны знать об истории образования деревень из ревизских сказов, о происхождении названия населённого пункта и близлежащих рек и озёр, помнить об исторических событиях, связанных с судьбой деревни и её жителями, знать участников Великой Отечественной войны и других.
Раскинуты по широкой стране наши деревни. Порой, мы даже не знаем, где живут наши сородичи, помимо близлежащих деревень, не подозреваем о существовании кряшенских деревень на землях Сибири и Казахстана. В повседневном быту мы забываем о нас самих. Наша сила в единстве, в знании друг о друге и поддержке.
Наш проект создан с целью сохранения истории деревни, памяти о её жителях и объединения кряшен.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Республика Татарстан
Алексеевский район
Красный Баран
Лебедино
Альметьевский район
Борискино
Васильевка
Ильтень-Бута
Калейкино
Новый Ильтень
Улаклы-Чишма
Арский район
Апазово
Починок-Поник
Сердебаш
Старый Айван
Шунбаш
Янта-Сала
Балтасинский район
Биктяшево
Верхний Субаш
Дурга
Старая Ципья
Елабужский район
Айталан
Атияз
Большой Шурняк
Большое Елово
Верхний Шурняк
Мишка-Овраг
Нижний Куклюк
Умяк
Черкасово
Заинский район
Алексеевка
Ахметьево
Верхний Багряж
Дмитровка
Дурт-Мунча
Зычебаш
Имени Ильича (ныне не существует)
Ирня
Кабан-Бастрык
Кадырово
Малый Багряж (ныне не существует)
Налим
Нижнее Бишево
Новая деревня
Новый Такмак
Поповка
Пуст-Ашит
Савалеево
Сарапала
Сарсаз-Багряж
Сармаш-по-Ирне
Светлое Озеро
Средние Пинячи
Средний Багряж
Тонгузино
Тюгеевка
Федотовка
Фёдоровка
Камско-Устьинский район
Заовражный Каратай
Мордовский Каратай
Шершалан (нежил.)
Кайбицкий район
Александровка
Баймурзино
Большое Тябердино
Камылово
Кушкуль
Молькеево
Полевая Буа
Старая Буа
Старое Тябердино
Хозесаново
Янсуринское
Кукморский район
Биерь
Верхний Китяк
Верхний Шемордан
Красные Горы
Кушкетбаш
Малая Чура
Ошторма-Юмья
Поршур
Сардаусь
Село-Чура
Танькино
Урясьбаш
Яныль
Лаишевский район
Ташкирмень
Меретяки
Лениногорский район
Федотовка
Мамадышский район
Абди
Астан-Елга
Албай
Большой Арташ
Васильево
Верхний Арняш
Владимирово
Дюсьметьево
Зюри
Крещеная Ерыкса
Крещеный Пакшин
Комаровка
Кулущи
Никифорово
Новое Мочалкино
Теплое Болото
Урманчеево
Юкачи
Менделеевский район
Ашпайково
Брюшли
Максимково
Мунайка
Сетяково
Новое Гришкино
Старое Гришкино
Тагаево
Мензелинский район
Верхние Юшады
Иске-Мунча
Кадряково
Каран-Азиково
Мушуга Русская
Нижние Юшады
Новый Мелькен
Старая Ашпала
Муслюмовский район
Кряшенский Шуран
Новые Усы
Нижнекамский район
Ахтуба
Байгулово
Байданкино
Балчиклы
Благодатная
Большие Аты
Большое Афанасово
Верхние Челны
Кашаево
Ключ Труда
Клятле
Малые Аты
Малые Ерыклы
Нариман
Нижнее Афанасово
Сарсаз-Бли
Тавель
Троицкий
Чабья (вошёл в состав города Нижнекамска)
Новошешминский район
Ленино
Татарское Утяшкино
Нурлат-Октябрьский район
Чурабатырово
Пестречинский район
Альвидино
Иксуар
Кибячи
Ковали
Колкомерка
Кряш-Серда
Нырсовары
Райково
Таутермень
Толкияз
Янцевары
Рыбно-Слободский район
Алан Полян
Бердибяково
Большой Машляк
Верхний Машляк
Иванаево
Крещеные Казыли
Казаково-Челны
Уреево-Челны
Шеморбаш
Сабинский район
Верхний Отар
Три Сосны
Тубяк
Сармановский район
Баткак
Дружба
Нарат-Асты
Ляки
Нижний Бишет
Нижние Чершилы
Пробуждение
Тукаевский район
Авлаш
Бурды
Евлево
Калинино
Крещеное Мазино
Мелекес
Мартыш
Новые Ерыклы
Старые Ерыклы
Тюлячинский район
Большие Меретяки
Большие Савруши
Верхние Меретяки
Карабаян
Малые Меретяки
Петровский
Старый Карабаян
Субаш
Тямти
Черемшанский район
Чумачка
Чистопольский район
Бахта
Белая Гора
Верх. Кондрата
Ишалькино
Крещеный Елтан
Сосновый Ключ
Чувашский Елтан
Республика Башкортостан
Бакалинский район
Ахманово
Батрак
Бакалы
Бузюрово
Верхне-Троицкое
Георгиевка
Дубровка
Дияшево
Килеево
Курчеево
Николаевка
Новоиликово
Новокостеево
Новые Маты
Новые Балыклы
Новое Юзеево
Пушкино
Петровка
Сазоновка
Старое Азмеево
Старые Шарашли
Старые Маты
Умирово
Утарово
Илишевский район
Верхнее Юлдашево
Вот. Менеуз
Исаево
Князь-Елга
Старонадырово
Шидали
Шаранский район
Базгиево
Верхний Сардык
Республика Марий Эл
Мари-Турекский район
Верхний Мир
Дружино
Малые Нослы
Малый Сардабаш
Новый Мир
Павловский (совхоз)
Шора
Удмуртская Республика
Граховский район
Гаранькино
Грахово
Нижний Тыловай
Паново
Порым
Шарберда
Кизнерский район
Балдейка
Ялушан-Ключи
Алтайский край
Бийский район
Кулашево
Ельцовский район
Бахта
Заринский район
Верхняя Камышенка
Красногорский район
Алешкино
Калташ
Солтонский район
Верх-Караган
Унтруш
Тогульский район
Верх-Каптёлка
Топтушка
Старый Тогул
Волгоградская область
Светлоярский район
Малые Чапурники
Иркутская область
Нукутский район
Харёты
Кемеровская область
Чебулинский район
Казанка-20
Кировская область
Кильмезский район
Нослы
Подшибино
Малмышский район
Шурги
Нослы
Красноярский край
Пировский район
Волоковое
Комаровка
Ново-Троицкое
Петропавловка
Раменок
Туруханка
Усковск
Холмовое
Новосибирская область
Северный район
Ичкала
Мало-Карагаевка
Пензенская область
Кузнецкий район
Татарский Канадей
Самарская область
Клявлинский район
Назаровка
Томская область
Колпашевский район
Гоголевка
Старое Короткино
Чаинский район
Карамзинка
Тоинка
Тюменская область
Нижнетавдинский район
Березовка
Чуваши
Чугунаево
Юрты Иска
Хабаровский край
Хабаровский район
Елабуга
Челны
КАЗАХСТАН
Кокчетавская область
Володарский район
Казанка
Щучинский район
Черноярка
Павлодарская область
Лебяжинский район
Ямышево
*Список составлен на основе данных, предоставленных историком и краеведом Дамиром Михайловичем Васильевым. Дополняется и изменяется.
*Список деревень по Бакалинскому району РБ скорректирован краеведом Валерием Зарубиным
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына «Ватсап» аша языгыз.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа