предметные компетенции учителя истории и обществознания
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей»
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Актуальность моего исследования заключается в том, что основным направлением современной школы считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний.
Цель исследования выявить те необходимые компетенции, которые необходимы современному учителю истории и обществознания.
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.
Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношения и общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.
5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся. Исходя их этого, в нашей деятельности должна прослеживаться цель «от компетентного учителя к компетентному ученику», который способен сформировать ключевые и предметные компетенции школьников при изучении истории и обществознания, через применение новых педагогических технологии.
6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается «реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.
Несколько примеров из личной педагогической деятельности, которые не позволяют мне вырабатывать «реакцию на монотонность»: например, мною был проведен урок-путешествие по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет», где использовалась игровая технология, так как в этом возрасте игровая деятельность у ребят занимает не маловажное место. В старших класса это также ролевые игры «Азбука права», «Человек и закон» (демонстрировался на Дне правовых знаний 20.10.2016), «Юридическая консультация» с помощью этих игр, ребята способны примерять различные роли, а мне как учителю помогает эти технологии закрепить материал и таким образом разнообразить учебный процесс.
Нельзя оставлять без внимания проектную (исследовательскую) деятельность в изучении истории и обществознания, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся. Сейчас мои ученики работают над проектами: 5-а класс «Загадки Древнего Египта»; 6-б «Моя родословная»; музейный актив работает над проектом «это мы, это про нас…» (книгапамяти)-это проект отправлен на городской тур и на областной. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения системности и снижает уровень обучения. Во всем должна быть мера.
БЛОК №2. ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА
Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.
Если раньше выпускник мог рассказывать теоретический материл по предмету, высказывая при этом собственную точку зрения по проблеме, или провести рассуждение по тому или иному вопросу, то сейчас из нескольких вариантов ответов необходимо выбрать один верный. такой метод сужает возможности мыслить широко.
БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА
содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.
-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;
— подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;
-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;
-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;
-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;
— взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.
— формирование правового сознания;
— умение разбираться в гражданско –правовой сфере;
В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.
Диагностическая работа для оценки предметных и методических компетенций учителя истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Экономическое развитие во 2 четверти 19 века
Общественное движение 30-50 гг 19 века
Наука и образование 1 четверти 19 века
Народы России во 2 четверти 19 века
Внутренняя политика Николая 1
Внешняя политика в 1801-1812 гг
Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806 гг
Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5246112 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания»
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношения и общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.
5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся.
6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается « реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.
Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.
БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА
содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.
-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;
— подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;
-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;
-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;
-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;
— взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.
— формирование правового сознания;
— умение разбираться в гражданско –правовой сфере;
В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.
Доклад «Педагогические компетенции современного учителя»
Методическое объединение учителей истории и обществознания
Минераловодского городского округа
«Педагогические компетенции современного учителя»
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды
Севумян Габриэль Манвелович
(Слайд №1) Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.
Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
(Слайд №2) В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно – нравственное становление личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».
Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются
Низкий уровень интереса к своей профессии;
Невладение пед. технологиями;
Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;
Безразличие к инновациям;
Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.
Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
(Слайд№6). Проще говоря:
— Компетенции – это требования
— Компетентность – это проявление этих требований
В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)
Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)
Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)
Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)
Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)
(Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
(Слайд №8) Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
(Слайд №10) Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
(Слайд №11) Сотрудничество
1. Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
(Слайд №12) Организаторская деятельность:
1. Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
(Слайд №14) Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;
(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
Трудолюбие, честность, порядочность
Выразительность речи, педагогический такт
Творческое начало личности
Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
(Слайд №20) 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. — диагностирование, тестирование
— определение путей совершенствования профессиональной компетентности
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Создания творческих групп
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
Разработка системы стимулирования деятельности учителя
(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:
Профессиональное (предмет преподавания)
Психолого-педагогическое и психологическое
В области ИКТ –технологий
В области охраны здоровья
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) непрерывное повышение квалификации
в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)
участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательной организации.
(Слайд №24)Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя
1) Повышение качества преподавания предмета
2) Готовность к педагогическому творчеству
3) Профессиональный и карьерный рост
4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
5) Соответствие учителя требованиям общества и государства
( Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. (Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!