смоленский успенский собор история

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

Источник

Свято-Успенский кафедральный собор

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk

Настоятель: иерей Владислав Баган

Священнослужители:
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр
протодиакон Игорь Маллер
протодиакон Игорь Пешков
протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.

Возрождение Успенского собора на прежнем месте

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Архитектурное устройство собора

В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.

Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.

Внутреннее убранство

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.

Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.

Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.

Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.

В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.

В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.

В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.

Святыни Успенского собора

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.

У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).

Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.

Источник

История

Обращение митрополита Исидора в связи с введением на территории Смоленской области дополнительных ограничительных мер

Правящий архиерей возглавил акафистное чтение у иконы Одигитрии

Архипастырь возглавил воскресное богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе

День празднования Казанской иконе Божией матери

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя.

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

Источник

Успенский собор в Смоленске.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Хочу познакомить вас еще одной, думаю главной, достопримечательностью моего любимого Смоленска.
Свято — Успенский собор.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».
Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Когда-то на этом месте располагался кремль средневекового Смоленска — детинец, окруженный валом и рвом, где находилась резиденция смоленских князей.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

Задача сооружения нового собора встала сразу после возвращения Смоленска в состав Московского государства в 1654 году. Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, так как заказчики ему не определили ни размеры будущего здания, ни образец, по которому его надлежало его строить. Тогда, взяв за образец собор в Александровой слободе и установив размеры будущего сооружения, Приказ каменных дел поручил строить собор подмастерью каменных дел Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил строительную смету.
Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой.

Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730—1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым.

Иконы также принадлежат кисти С. М. Трусицкого и его учеников. Впоследствии они неоднократно реставрировались, и до наших дней нетронутой сохранилась только икона «Великий архиерей» над царскими вратами.
В Успенском соборе хранится и еще одна реликвия — вышитая плащаница «Оплакивание Христа», изготовленная в мастерской княгини Евфросинии Ста-рицкой, тетки Ивана Грозного. Вышитая из шелка разных оттенков, золотых и серебряных нитей, эта плащаница была вкладом княгини в московский Успенский собор. Она хранилась там до 1812 года и вместе с другими московскими сокровищами была вывезена по приказу Наполеона. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасенную плащаницу передали в дар смоленскому собору.

В России сохранилось еще три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна – в Троице-Сергиевой лавре, вторая – в музеях Московского Кремля и третья – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора – самая большая и самая лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Московского Успенского собора.

В соборе хранится также железная сандалия легендарного воина Меркурия Смоленского, спасшего город от нашествия монголо-татар в XIII в. Об этом рассказывается в древнерусском памятнике ”Повесть о Меркурии Смоленском, ” составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен татарами, как многие другие русские города.

смоленский успенский собор история. Смотреть фото смоленский успенский собор история. Смотреть картинку смоленский успенский собор история. Картинка про смоленский успенский собор история. Фото смоленский успенский собор история

В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропалСамо здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны.
Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.
А немецкие летчики заходили на бомбежку города используя его ( собор ) как ориентир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *