смирнов актер фронтовик биография
Трагичная судьба «тунеядца» и Героя войны Алексея Смирнова
Введение
Родной город актёра Алексея Смирнова — Данилов — встречает нас цветастыми мягкими игрушками. Они продаются прямо на перроне разухабистыми весёлыми продавщицами. Кажется, что в городе, где появился на свет замечательный комедийный артист, навеки вечные поселился праздник.
Но в жизни Смирнова праздника не было.
Мало кто знает, что за улыбкой простачка, доброго увальня и вечного выпивохи из кинолент Леонида Гайдая, сокрыта судьба тонко чувствовавшего человека, интеллектуала и бесстрашного героя, судьба которого была безжалостно искорёжена войной.
Его семья была не из простых. Родственники отца, Макара Степановича, до революции имели отношение к производству знаменитого русского фарфора Кузнецовых. Существует дореволюционный альбом, в котором есть фотографии красивых дам и вполне благородных господ.
Жизнь Смирновых после 1917 года
Леша родился 28 февраля, в предпоследний день зимы високосного 1920 года. Когда пареньку исполнилось 6 лет, родители, желавшие для него и его младшего братишки лучшей судьбы, переехали в город на Неве. Там на четверых были выделены две комнатушки в коммуналке.
В этом доме, расположенном по адресу Петра Лаврова (ныне – Фурштатская, 44), Алексей Макарович проживёт всю свою жизнь, тысячи раз пройдя через маленькую, в те годы не закрывавшуюся подворотню.
Очень скоро их осталось трое. Уход из жизни Макара Степановича был предательски ранним. Мать, Анна Ивановна, пытаясь прокормить сыновей, бралась за любую работу. Но часто мальчишки были предоставлены сами себе. Денег катастрофически не хватало. Часто не на что было покупать еду.
Смышлёному и талантливому парнишке доверяли разные, порой грустные, порой смешные роли.
— У тебя талант, тебе нужно учиться, — однажды скажет ему педагог по актёрскому мастерству, посмотрев, как лихо представляет на школьной сцене Лёшка Смирнов.
И всей своей детской душой он поверит в это. Мать конечно же, хотела, чтобы сын получил «более надёжную» профессию. Анна Ивановна пробовала спорить с Лёшкой, но в итоге махнула рукой:
— Клоуном – значит, клоуном.
И он поступил. Разумеется не в цирк. А в студию, которая была прикреплена к театру музкомедии.
Успешно окончив обучение, в стенах родного театра он успеет выйти на сцену лишь в одном спектакле. Оперетта, граничащая с мюзиклом, называлась «Роз-Мари». А его героя называли Чёрный Орёл.
Он представал в образе ревнивого мужа индианки Ванды, изменявшей ему с местным золотоискателем. Чёрный Орёл уличал её в неверности, застав с любовником в постели и… быстро умирал от рук собственной ретивой супруги.
Роль – так себе. Недостаток занятости молодой актёр компенсировал, работая на эстраде. Вскоре в его жизни появилась девушка. Лида Маслова ответила ему любовью на любовь. Дело шло к свадьбе!
Получив скромную зарплату, Алексей Смирнов решил сэкономить на всём, что можно. Это позволило приобрести два маленьких обручальных кольца. Лида и Лёша могли стать очень красивой парой, если учесть, что в молодости актёр был напрочь лишён избыточного веса и не злоупотреблял алкоголем.
Но… в октябре 1940 года молодой актёр получил повестку и был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
— Ты будешь меня ждать? — прямо спросил он Лиду.
— Конечно, Лёша. Я ведь люблю тебя, — ответила ему она.
Сомнения закрались в сердце Алексея. Знал бы он, что Лида сохранит преданность и верность, дождавшись молодого человека, но жизнь придумает свою… совершенно чудовищную драматическую перипетию.
— Через два года вернусь! — бодро обещал он. Но менее чем через год начнётся…
Война
Анна Ивановна будет просыпаться в холодном поту, гадая, кого из сыновей она не дождётся домой. Почему-то будет казаться, что погибнет Алексей. Но… нет. С полей сражений не вернётся Аркадий.
Воюя геройски, он пройдёт через Западный, Брянский, 1-й Украинский, 2-й Белорусский.
Строки из наградных листов, предварявших получение орденов и медалей, говорят о том, как он воевал, лучше любых биографов Алексея Смирнова.
«Находясь в разведке в тылу врага, лично уничтожил врагов…»
«Рассеял две роты огнём…»
«Бросился в бой первым, воодушевив товарищей, и отбив вместе с ними атаку противника…»
Воодушевлял Смирнов не только личным примером. Но и приобретённым в студии при Ленинградской музкомедии мастерством. За годы войны организованная им полковая самодеятельность, дала десятки выступлений в боевых условиях. Поэтому так близок, так дорог был ему фильм «В бой идут одни старики». Образ майора Титаренко… Это, скорее, о нём, о Смирнове.
Медаль «За отвагу», ордена Славы, Орден Отечественной войны 1 степени. Смирнов очень хотел дойти до Берлина и вернуться победителем к своей Лиде. Он забрасывал её письмами, она отвечала ему. Их «треугольники» доходили до адресата, а иногда терялись в пути.
Но в январе 1945 года он получает тяжёлую контузию и ранения. В госпитале врач доверительно говорит с ним о том, что связывать судьбу с женщинами ему лучше не стоит.
Вернувшись, Алексей Смирнов трудоустраивается в родной театр музкомедии. Все его силы направлены на то, чтобы помочь матери оправиться после тяжелой утраты.
Аркаша… На столе лежит похоронка. И Анна Ивановна безутешно оплакивает гибель младшего сына, перечитывая строки отточенной за годы войны формулировки «пал смертью храбрых».
«Мы не можем быть вместе…»
Этими словами Алексей Смирнов встречает примчавшуюся к нему домой невесту Лиду Маслову.
— Как? Почему?! — недоумевает девушка, ждавшая его ровно 5 лет, начиная с октября 1940 года, когда Алексея призвали в РККА.
Он избегает объяснений и просто прекращает отношения с человеком, которого он любил больше всего на свете.
Алексей Макарович полностью посвящает себя маме, которая после смерти Аркадия заболевает тяжёлым психическим недугом. Они живут бедно, как и прежде, вдвоём в коммуналке. Не получая сколь бы то ни было значимых ролей в театре, он по-прежнему подрабатывает на эстраде.
Кино делает Смирнова известным
Волны отчаяния, о котором Алексей никому не рассказывал, настигали его. У «коллег по цеху», отсидевшихся в тылу, карьера складывалась, как надо, а он, фронтовик, перебивался случайными заработками, выходя в театре со словами а-ля «Кушать подано». Обидно!
Набрав вес, который спустя годы не будет ему давать нормально спать, а потом и вовсе приведёт к ряду тяжелых заболеваний, и сведёт в могилу, Смирнов превратился в харизматичного, обаятельного, неповторимого увальня – эдакого экранного пропойцу, тунеядца, бездельника, но, в сущности, добряка.
Началось всё с картины «Кочубей» Николая Озерова, а потом был «Полосатый рейс».
И «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, где он сыграл роль чубатого атамана казаков.
Известность начала приходить уже после 40, когда карьера большинства актёров находится в зените либо идёт к закату.
Судьбоносная встреча с Гайдаем
Леонид Иович предложил ему исполнить роль туповатого увальня Билла Дрисколла в новелле «Вождь краснокожих» из легендарной кинокартины «Деловые люди». Прохиндей на свою беду, решается похитить с целью выкупа самого большого сорванца на свете. И очень жалеет об этом.
И, конечно же, всем полюбился его Федя из «Операции «Ы» и других приключений Шурика», провозгласивший манифест советской (да и постсоветской – чего греха таить?) реальности:
Сегодня это по-прежнему очень смешно. А в те годы, было не только смешно, но и смело.
К нему подходили похлопать по плечу и позвать в пивную, а он… порой шокировал коллег по съемочной площадки, начиная вдруг читать наизусть шедевры японской поэзии, которую он очень любил.
Алексей Макарович Смирнов был по-настоящему утончённым, деликатным, стеснительным (в особенности, в те моменты, когда его узнавали) человеком. Но режиссёры видели толстяка-добрягу-выпивоху-тунеядца — и это было приговором.
Так он и кочевал из фильма в фильм, веселя людей глупейшей физиономией, «мастерить» которую в кадре он был мастак. Никто не помнит имён его киногероев (за исключением Феди). Мало кто помнит фамилию этого прекрасного актёра, но все помнят это глупое и доброе лицо хулигана. Сначала он гнул в бараний рог жб-конструкции.
А потом, в преддверии «глобальной порки», устроенной Шуриком, шептал:
На что получал ответ:
— Надо, Федя, надо! — эту фразу не устают повторять новые и новые поколения российских зрителей, желая подчеркнуть неизбежность предстоящего события.
Мечтал он совершенно о другом! Этот начитанный, талантливый человек, имей он другую внешность, мог бы сыграть не только Гамлета, но и короля Лира. Но ему было суждено прожить свою киножизнь в амплуа лоботряса.
Роль механика Макарыча (отчество персонажа выбрано не случайно и совпадает с отчеством актёра) из кинокартины «В бой идут одни старики» стала ролью всей его жизни и судьбы.
Работа с Леонидом Быковым была не первой, до этого Алексей Смирнов снялся у друга в комедии «Зайчик», которую помнят, разве что, представители старшего поколения.
Леонид Быков, утверждая Смирнова на роль механика, прошёл через серию неприятных совещаний.
В конце концов с ним согласились. И благодаря настойчивости Леонида Фёдоровича появилась одна из самых пронзительных сцен в бесспорно лучшей, совершенно не пафосной картине о войне с участием Алексея Смирнова.
Именно в этой картине Смирнов сыграл главную драматическую роль своей жизни. Отыграв эту сцену не за счёт таланта, а за счёт сердца, которое вобрало в себя всю боль войны, он первый раз попал в больницу с сердечным приступом.
А когда Быков пришёл его навестить, прошептал:
— Лёня… дубля не будет. Второй раз я просто умру.
Дубля и не требовалось. Эта сцена вошла в картину, как есть.
Картины Леонида Быкова — уникальное сочетание комедийности и подлинного, не напускного драматизма. И, вспоминая о совместной работе, Алексей Макарович, сокрушался: «Как поздно я нашёл своего режиссёра…».
В фильмах о войне, на которой он был настоящим героем, Смирнов мог сказать так много – всё то, чего он не мог выговорить в этой жизни, где он никогда, ни словом, ни полусловом, о войне не вспоминал. А когда в канун 9 мая его донимали журналисты, актёр мягко отказывал, говоря, что ему больно говорить об этом.
Недуг матери
Алексей Макарович боготворил её на склоне своих собственных лет, но, разрываться между работой и домом, где его ждал практически беспомощный человек, путающий его с погибшим братом, больше не мог. Близкие люди помогли устроить Анну Ивановну в дом престарелых, где ей был обеспечен… уход.
Они не прощались надолго. При каждом удобном случае он приезжал к ней с цветами, подарками в надежде, что она узнает его.
Пытался ли устроить личную жизнь?
Остро чувствуя, что вскоре уход может потребоваться ему самому, он познакомился с провинциальной девушкой, которая была моложе его. Ей льстило, что он за ней ухаживает всеми любимый, пусть и стесняющийся своей известности актёр.
Было это в то время, когда Анна Ивановна была еще дома.
— Мне она не нравится! — категорично и прямо в лицо сказала мать. — Ей нужны твои деньги и наша жилплощадь. Неужели ты не видишь?
Он был очень обижен, но это был тот самый случай, когда затуманенный горечью утраты сына взор душевнобольной женщины, что называется «зрил в корень».
Понимая, что не может иметь детей, Алексей честно признался в этом своей новой избраннице. Ребёнка иметь очень хотелось. И Смирнов, улыбавшийся всю жизнь дворовой ребятне, и задаривавший узнававшую его малышню конфетами, сделал попытку усыновить больного врождённым пороком сердца мальчика из детского дома.
Ему отказали. Ну еще бы. Холостой, немолодой. Да ещё и с таким творческим багажом, в котором преобладали роли «советских маргинальных элементов». Кое-что его с ними всё же роднило. Например, алкоголь. Он выпивал. И после того, как мать переселилась в дом престарелых, в его квартире стали появляться собутыльники и проходимцы, для которых больше не закрывалась дверь.
Смерть Быкова и. Смирнова
Стала для актёра, больного ишемической болезнью сердца и целым «букетом» недугов, вызванных избыточным весом и пристрастием к алкоголю, сокрушительным ударом. Он попал в больницу с инфарктом.
Говорят, что о гибели Леонида Фёдоровича, своего друга, коллеги, выдающегося актёра и режиссёра, актёр узнал лишь в день выписки, и умер, сражённый этим известием. Это неправда.
Он знал об этом почти сразу же, в тот апрельский день, когда Быков торопился на своей машине ГАЗ-24 домой и, пытаясь обогнать трактор «Беларусь», выскочил на встречную полосу на скорости 90 км/ч. Там ехал грузовик ГАЗ-53…
Ему бы отвернуть, как лихой майор Титаренко. Куда? Да хотя бы ещё левее – и в поле. Пусть даже в дерево – такой беды бы не случилось. Или вернуться в свою полосу, «наподдав» трактору-тихоходу (это тоже не привело бы к трагедии). Но Быков вдавил педаль в пол, одновременно выворачивая руль, и машину понесло прямо на грузовик. ГАЗ-53 ударил «Волгу» в правую дверь. Протащил в обратном направлении добрых 30 метров.
В теле Быкова остался не повреждённым, не порванным в клочья лишь один орган – сердце.
Тоскуя о друге, который подыскивал ему роль в новой, так и не снятой фантастической картине «Пришелец», Смирнов запил и, в первую очередь, благодаря доброжелателям, находил возможность употребить алкоголь, даже находясь в больнице.
Когда он должен был покинуть пределы кардиологического отделения, кто-то преподнёс ему очередной «подарок» — бутылку коньяка. Понимая, что теперь его ждёт возвращение в пустоту, актёр выпил её залпом. Один. И умер.
А что же молодая избранница? Она вынесла из дома всё ценное, каким-то немыслимым образом умудрившись снять со сберкнижки актёра находившиеся на ней гроши.
Мать Алексея Смирнова, Анна Ивановна, пережила сына на целых 2 года. В коммуналке Алексея Смирнова сегодня живут абсолютно посторонние актёру люди.
Видео
Боевой путь любимого актёра
Был твой отец в мировую солдатом,
Честно он пал в бою.
Ты же сражайся с фашистом проклятым,
Стой за Отчизну свою.
Капитан Г. Милиенко, командир 1-го дивизиона 169-го минполка
169-й миномётный полк
Алексей Макарович оказался на фронте с первых дней войны. К сожалению, информация о начальном периоде его службы небогата. Известно, что с июня 1941 по июнь 1943 года Смирнов воевал на Западном фронте. Его медаль «За оборону Москвы» говорит о том, что он участвовал в боях за столицу. Но в каких частях служил тогда Макарыч, точно определить не удалось. Можно предположить, что он начал воевать в составе 24-го отдельного миномётного батальона, впервые вступившего в бой 2 июля 1941 года у города Борисов. С 23 июля часть вела бои под Ельней в составе 24-й армии. 2 октября батальон был передан в подчинение 43-й армии и принял участие в обороне Москвы.
Дальнейшая судьба Смирнова была связана со 169-м миномётным полком, сформированным 8 мая 1942 года на базе 24-го отдельного миномётного батальона артиллерии Резерва Главного Командования (РГК). Боевое крещение части состоялось 14 июня 1942 года, когда полк принял участие в Ржевской битве. С 1 августа в составе 20-й армии он поддерживал наступление 354-й стрелковой дивизии к реке Гжать. В конце августа его миномёты помогали 31-й армии наступать на Ржев, после чего полк вновь вернулся в распоряжение командующего 20-й армией. 4 декабря он был придан 29-й армии и поддерживал огнём её части во время действий у Гжати. С 15 декабря полк снова действовал в составе 31-й армии во время наступления в районе Бондарево – Табаково в Калининской области.
17 января 1943 года 169-й минполк вошёл в состав 7-й миномётной бригады 3-й артиллерийской дивизии РГК. С 22 февраля по 5 апреля он вёл боевые действия в районе городов Жиздра и Спас-Деменск современной Калужской области. 1 мая его вывели во второй эшелон Западного фронта для приведения его в порядок. Миномётчики готовились к новым сражениям, а те были не за горами: впереди бойцов ждала Орловская наступательная операция, за участие в которой Алексей Смирнов получил свою первую награду.
Медаль «За Отвагу»
22 июля 1943 года приказом по 169-му минполку химический инструктор 3-й батареи сержант Смирнов был награждён медалью «За Отвагу»:
«(…) за то что в бою 14.07.43 г. за жд разъезд Еленск с группой разведчиков проник в расположение врага и огнём из автомата уничтожил 3-х гитлеровцев.
18.07.43 г. в бою за ст. Еленск заменил вышедшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до 2-х взводов пехоты».
Рассмотрим оба эпизода подробнее.
8 июля 169-й минполк занял позиции у деревни Серая для поддержки частей 11-й гвардейской стрелковой дивизии из состава 11-й гвардейской армии. 12 июля началось наступление, в котором его миномёты обеспечивали огневое прикрытие пехоте 40-го гвардейского стрелкового полка. В течение трёх дней боёв дивизия прорвала немецкую оборону, устремилась вперёд и освободила свыше десяти населённых пунктов. К 15 июля 40-й гвардейский полк вышел к селу Александровка. До этого момента части дивизии наступали узким фронтом, но теперь он расширился. Поэтому 169-й минполк был разделён на две группы: 2-й дивизион остался с 40-м полком, а 1-й дивизион придавался 33-му гвардейскому стрелковому полку. Последний наступал на железнодорожную станцию Еленск, взяв её к 08:00 того же дня.
Перед началом боя разведгруппа во главе с начальником разведки 1-го дивизиона лейтенантом Борисом Ивановым проникла в Еленск. Обнаружив там противотанковую артиллерию и пехоту, группа начала отход. Вероятно, она была замечена противником, вступила в бой, но смогла уйти и доставить ценные сведения. С высокой долей вероятности можно предположить, что Смирнов был тогда в группе Иванова, и именно этот эпизод отмечен в приказе о награждении. Правда, произошло это не 14-го, а в первые часы 15 июля.
Подобная путаница возникает и со вторым эпизодом. 17 июля 33-й гвардейский полк уже вёл наступление на деревни Теребень и Глебовка. В тот же день его 2-й батальон, поддерживаемый артгруппой, в 19:30 взял Глебовку. В бою миномётчики израсходовали «14 мин 120 мм и 80 мин 82 мм». А вот 3-й батальон потерпел фиаско: Теребень оказалась крепким орешком. Там засело до 400 немцев, поддерживаемых огнём бронепоезда. На следующий день противник подтянул резервы и попытался отбить Глебовку. 2-му батальону пришлось отразить шесть контратак вражеской пехоты и бронетранспортёров. Вероятнее всего, именно в этом бою и отличился Алексей Смирнов, когда вёл огонь из миномёта, заменив его командира.
Бои на Орловской дуге завершились для миномётчиков 8 сентября. 169-й минполк в составе своей бригады был выведен с линии фронта в Резерв Главного Командования. Он разместился неподалёку от Орла в деревне Спицино, где находился до 11 декабря 1943 года. 12 декабря началась переброска 7-й минбригады к Киеву в распоряжение 1-го Украинского фронта. Спустя десять дней она была придана 1-й гвардейской армии для участия в Житомирско-Бердичевской операции, во время которой миномётные полки поддерживали действия 94-го и 11-го стрелковых корпусов.
Орден «Красная звезда»
В начале марта 1944 года, во время Проскуровско-Черновицкой операции, 7-я минбригада вновь действовала в составе 94-го корпуса. За те бои Алексей Смирнов как командир огневого взвода 2-й батареи был представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени, но отметили его орденом Красной Звезды.
4 марта 1944 года соединения 94-го корпуса перешли в наступление, в котором полки 7-й минбригады поддерживали огнём прорыв немецкой обороны на участке 30-й стрелковой дивизии. В этот же день удалось освободить пять деревень, включая и село Онацковцы. Его взял 2-й батальон 35-го стрелкового полка, которому активно помогали миномёты батареи Смирнова. Этот эпизод отражён в представлении нашего героя к ордену:
Второй эпизод связан со взятием города Староконстантинов:
Стоит отметить, что в обоих эпизодах ущерб от огня миномётов Смирнова указан достаточно условно. К примеру, когда 7 марта 169-й минполк вёл огонь по отступавшему противнику, результат стрельбы не наблюдался. А 9 марта общий ущерб от действий всей минбригады оценивался «до 60 солдат и офицеров».
Наступление на Староконстантинов обернулось для миномётчиков настоящей му?кой. 6 марта полк Смирнова переключился на поддержку 99-й стрелковой дивизии, двигавшейся на этот город. И если пехота ещё как-то шла вперёд, то артиллерия застряла в непролазной грязи и слякоти. Другой проблемой были авианалёты. В тот же день немецкие бомбы уничтожили шесть грузовиков и повредили ещё три. 7-я минбригада отчаянно сражалась с бездорожьем — и проигрывала ему. Два из трёх её полков отстали в пути. Штаб бригады писал о ситуации, сложившейся 8–9 марта:
«Дороги для автотранспорта без помощи тракторов непроходимы. При большом напряжении личного состава удаётся вытаскивать небольшое количество автомашин для обеспечения действия пехоты (…). Части бригады отдельными подразделениями поддерживают действия 99 СД, продвигаясь в боевых порядках вперёд».
Одним из этих подразделений был 1-й дивизион 169-го минполка, куда входила батарея Алексея Макаровича. Но 9 марта первым в Староконстантинов ворвался не 1-й, а 206-й стрелковый полк, который поддерживал огнём дивизион 171-го гвардейского минполка. Город был взят в ночном бою с 9 на 10 марта. После этого с 19 марта 7-я минбригада обеспечивала наступление 167-й стрелковой дивизии из состава 47-го корпуса, помогая взять город Проскуров (ныне Хмельницкий). 25 марта он был освобождён, а бригаде было присвоено наименование Проскуровской.
Медаль «За боевые заслуги»
После взятия Проскурова 47-й корпус продолжил наступление на юг и юго-запад, способствуя окружению Проскуровско-Винницкой группировки вермахта, которое произошло к 27 марта. Попавшая в кольцо у Каменец-Подольска немецкая 1-я танковая армия пыталась вырваться из него в западном и северо-западном направлениях. В первых числах апреля корпус вместе с другими соединениями 1-й гвардейской армии перешёл к жёсткой обороне, отбивая атаки танков, самоходок и пехоты.
Рассмотрим этот эпизод подробнее.
Утром 8 апреля штаб 47-го корпуса отдал распоряжение:
«167 СД с 374 САП при поддержке 7 МБр с 3.00 8.4.44 г. перейти в наступление на фронте: Пилява, Стадница, Медведовце в направлении Медведовце и к 7.00 8.4.44 г. выйти на рубеж Подзамочек (…), где занять прочную оборону».
9 апреля 615-й полк подвергся контратаке противника и был потеснён со своих позиций. Но миномёты Смирнова открыли яростный огонь по наступавшим немцам, выпустив по ним 130 мин. По данным бригады, взвод Смирнова уничтожил «50 солдат и офицеров, один пулемёт, подбил и сжёг 13 автомашин и одну танкетку».
На следующий день обстановка осложнилась. Немцы бросили в бой «более полка пехоты при поддержке 40–50 бронемашин». Этим наступлением они отбросили части 167-й дивизии, взяв Пыляву. Миномётчики помогали сдерживать движение противника, выпустив по его боевым порядкам ещё 130 мин. По данным бригады, 10 апреля миномётным огнём был уничтожен «один пулемёт, подавлена одна 81 мм минбатарея, рассеяно и частично уничтожено 20 солдат и офицеров».
Очевидно, что указанный эпизод в наградном листе Смирнова является не конкретным, а обобщающим. В него вошла информация о действиях батареи за несколько дней. Впрочем, это никак не умаляет героизма Алексея Макаровича в боях у Пылявы. Хотя в данном случае полученная награда не соответствовала подвигу.
Орден Славы III степени
С 14 апреля по 2 июля 1944 года 169-й минполк в составе 7-й минбригады занимал оборону в районе сёл Пылява и Доброполе. Его подразделения приводили в порядок матчасть и автотранспорт. К этому времени вышел указ о награждении полка орденом Красного Знамени за Орловскую операцию. 2 июля минбригаду вывели из подчинения 1-й гвардейской армии и переподчинили 38-й армии, которая занимала позиции юго-западнее Тернополя. В её составе миномётчики приняли участие в Львовско-Сандомирской операции, начавшейся 13 июля 1944 года. Огнём они поддерживали наступление соединений и частей 101-го стрелкового корпуса. Во время этих боёв Алексей Смирнов отличился в двух эпизодах и был награждён орденом Славы III степени. Оба произошли, когда 169-й минполк наступал в боевых порядках 96-го стрелкового полка 140-й стрелковой дивизии.
Утром 20 июля батальоны 96-го полка вышли на участок железной дороги у станции Плугов
«(…) и преодолевая сопротивление мелких групп противника переправились через р. Глувна Стрыпа овладев домами юго-вост. ст. Плугув. К 15:30 96 сп, встречая сопротивление мелких групп противника и фланкирующий пулемётный огонь в направлении высот 406,0 и 388,0 передовым сб достиг лощины 300 мт.зап. отм.362,0: двумя батальонами развернулся в районе ст. Плугув».
Отступавшие немцы постоянно контратаковали преследовавшие их советские части. 21 июля 96-му полку крепко досталось, когда он отбил атаку вражеской пехоты и трёх танков. Его 2-й батальон понёс большие потери, но немцы были отброшены. После этого советская пехота продолжила движение вперёд, поддерживая огневой контакт с отступавшим противником. 23 июля у села Липовцы 3-й батальон полка был обстрелян немецкими танками и завязал бой с пехотой противника, во время которого было взято 13 пленных, семеро из которых были захвачены лично Алексеем Смирновым:
Хотя в наградном листе указано 20 июля, вероятнее всего этот эпизод произошёл всё же 23 июля, так как в документах 96-го полка факт пленения немцев отмечен в этот день. Указанная «высота 283,0» является ошибкой, так как 96-й полк вёл бой у высоты с отметкой 402,0.
Тем временем наступление развивалось успешно. 101-й корпус продвигался южнее Львова, чтобы перерезать немцам пути отхода из города в южном и юго-западном направлениях. К 27 июля 140-я дивизия вышла на шоссе Львов – Стрый и вела бой за село Солонка. 96-й и 283-й полки сумели овладеть им и оседлали шоссе на этом участке. Этот день стал одним из самых ярких и трудных в истории 169-го минполка.
Когда его батареи перемещались вслед за пехотой на новые позиции, прямо на марше у села Жировка они столкнулись с большой колонной немцев, выходивших из Львова. Миномётчикам пришлось вступить с ними в бой и даже завязать рукопашную схватку, чтобы спасти батареи от разгрома. Личный состав 169-го полка понёс потери, но сумел отбиться, обратить немцев в бегство и взять трофеи. Особенно отличились командир 1-го дивизиона капитан Ислам Шанаев и командир миномёта 5-й батареи старший сержант Алтмиштбай Нурлиев. Совершил свой подвиг и старший сержант Алексей Смирнов:
За освобождение Львова 169-й минполк был награждён орденом Богдана Хмельницкого. Кроме указанных эпизодов, во время Львовско-Сандомирской операции полк вёл тяжёлые бои в районе польского города Санок, поддерживая огнём части 211-й стрелковой дивизии. Путь продвижения полка к городу проходил по горно-лесистой местности Прикарпатья. Немцы оказывали яростное сопротивление. Хотя миномётчики впервые вели бои в таких условиях, они не подвели пехоту. После ожесточённых боёв Санок был взят.
24 августа 1944 года 7-я минбригада была передана 5-й гвардейской армии и обеспечивала действия 14-й гвардейской стрелковой дивизии. До января 1945 года миномётчики держали оборону на Сандомирском плацдарме. К этому времени Алексей Макарович Смирнов уже стал старшиной.
Орден Славы II степени
12 января 1945 года началась Сандомирско-Силезская операция. В этот день миномёты бригады своим огнём помогали частям 9-й и 58-й гвардейской стрелковых дивизий проламывать немецкую оборону у посёлка Стопница. После этого бригада встала на «колёса», чтобы двигаться в боевых порядках 14-й гвардейской дивизии, которая прорвала оборонительную линию у местечка Метель и погнала противника на запад. 169-й минполк вошёл в группу поддержки 36-го гвардейского стрелкового полка. Во время наступления Смирнов отличился дважды, был представлен к ордену Славы II степени и награждён им.
Дивизия успешно двигалась вперёд. Противник организованного сопротивления не оказывал, поэтому наступление в чём-то напоминало гонку. Главные силы немцев держались от советских частей на расстоянии 10–15 км. Чтобы задержать их движение, немцы прикрывались небольшими арьергардными группами, которые быстро рассеивались после коротких боёв. К 15 января отступающие немцы сумели оторваться от передовых отрядов 14-й гвардейской дивизии. Контакт был потерян, и в тот день миномёты бригады не произвели ни одного выстрела.
Достигнув села Рокитно, 16 января дивизия завязала бой в районе местного завода. Выбив оттуда противника, она продолжила двигаться южнее Ченстохово. 17 января её части вышли на окраину города Бляховня. Там гвардейцы встретили организованное сопротивление немцев и завязали с ними бой в городских районах. Утром того же дня 7-й минбригаде на марше пришлось столкнуться с разрозненными группами немцев и вступить с ними в бой.
Именно здесь имел место первый подвиг, описанный в наградном листе Смирнова:
Этот эпизод подтверждается записью в журнале боевых действий 7-й минбригады:
Тем временем, преодолевая сопротивление противника, части 14-й гвардейской дивизии продолжали гнать его на запад. К исходу дня 21 января гвардейцы подошли к границе Германии в Верхней Силезии, пересекли её и 22 января вышли к Одеру у деревни Эйхенрид (ныне польская Гольчовице), которая располагалась на западном берегу реки. Немцы заняли подготовленный рубеж обороны и взорвали переправы. Их командование, опасаясь успешного форсирования реки советскими войсками, сконцентрировало значительные силы авиации и артиллерии на этом участке обороны. В результате гвардейцам не удалось переправиться через реку с ходу.
В 03:00 23 января полки дивизии начали преодоление речной преграды. К 05:00 1-му батальону 36-го гвардейского полка удалось форсировать Одер и создать небольшой плацдарм на левом берегу. В течение дня противник предпринимал яростные контратаки, чтобы сбросить гвардейцев в реку. Ему удалось вытеснить 38-й гвардейский полк на правый берег, но батальон 36-го гвардейского полка, ведя бои, сумел устоять. Именно в это время старшина Смирнов совершил свой новый подвиг, который описан в наградном листе так:
Стоит отметить, что первыми на другой берег переправились вместе с пехотой командир дивизиона капитан Шанаев и 2-я батарея лейтенанта Ивана Зеленцова, куда входил миномёт Смирнова. Шанаев установил связь с батареями на восточном берегу и корректировал их огонь, что сильно помогло во время отражения вражеских атак. Кроме Смирнова, в боях за плацдарм отличились старший сержант Нуриев и младший лейтенант Владимир Чехмарев, а Шанаев был представлен к званию Героя Советского Союза.
Бои за удержание и расширение плацдарма продолжались ещё пять суток. За это время 7-я минбригада выпустила по противнику более 4 500 мин, половина из которых пришлась на 24 января. Это сыграло существенную роль в успешном форсировании Одера и удержании плацдарма частями 14-й гвардейской дивизии. В дальнейшем миномётчики помогали гвардейцам в расширении плацдарма на Одере и овладении городами Гротткау, Штрелен, Бриг, Опельн.
Медаль «За освобождение Праги»
Как утверждается в различных передачах и статьях о Смирнове, Алексей Макарович в последние дни войны получил контузию, попал в госпиталь и был комиссован, что помешало ему дойти до Берлина. Так ли это? Безусловно, факт контузии требует дополнительного исследования, но одну версию стоит рассмотреть. Согласно документам 7-й минбригады, в период с 1 по 10 мая 169-й минполк понёс потери только в один день — 8 мая 1945 года: «легко ранен командир 4 батареи 169 мп лейтенант Юдин и один сержант».
Предположим, что под «сержантом» мог подразумеваться старшина Смирнов. Если Алексей Макарович попал в госпиталь в тот день, то он мог рассчитывать на награждение медалью «За освобождение Праги», ведь по статуту она полагалась участникам штурма и освобождения Праги в период с 3 по 9 мая 1945 года. Однако «дойти до Берлина» Смирнов никак не мог, так как его полк вёл боевые действия южнее столицы Рейха и завершил войну в Чехословакии.
Боец и артист
Отдельным моментом фронтовой жизни Алексея Смирнова было участие в полковой самодеятельности. В 169-м минполку служили творческие люди, на фронте не забывавшие об искусстве. С 7 ноября 1942 года начал выходить полковой журнал «Миномётчик», в котором печатали свои стихи поэты-самородки. Среди них особенно выделялся капитан Григорий Милиенко, чьи строки из стихотворения «Наказ матери» использованы в качестве эпиграфа к статье. Как говорят, уже после войны он написал двухтомную историю 169-го минполка, но не издал её. Особой гордостью части была её художественная самодеятельность. Вот что написано о ней в историческом формуляре полка:
«Немаловажную роль в деле боевых успехов полка сыграла массовая художественная самодеятельность. Большим успехом пользовались и пользуются среди личного состава полка такие актёры-самородки, как ст. сержант Смирнов Алексей, лейтенант Яковлев Юрий, сержант Евграфова Лидия (…), мл. лейтенант Левина Анна (…), сержант Мурашов (…) и другие.
Они дали полку и дивизии десятки концертов и заслужили похвалу частей за свою самодеятельность».
Алексей Макарович Смирнов был прирождённым артистом. Совершая подвиги на фронте, он не забывал об искусстве во время перерывов между боями. Многих поклонников его таланта удивляет, как Макарыч мог смешить людей после пережитого на войне. Ответ прост: это было его призванием. Даже война не смогла лишить Смирнова его артистического таланта.
Источники и литература: