смерды это в истории

Значение слова «смерд»

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

1. В древней Руси: крестьянин-земледелец, находившийся в феодальной зависимости.

2. Устар. Презрительное название крепостного крестьянина, а позднее простолюдина, человека незнатного происхождения. — Это Оська рядский, — отвечает он мне, — ишь раззевался смерд этакой! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Простая, необразованная баба, кухарка, смерд — и вдруг позволяет себе такие слова и поступки! Чехов, Женское счастье.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СМЕРД, а, м. (истор.). 1. В древней Руси — крестьянин-земледелец. || Впоследствии — презрит. обозначение крепостного крестьянина (в устах помещика, представителя власти). 2. Простолюдин, незнатный человек, в противоп. князю, дружиннику.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сдаточный (прилагательное):

Источник

Смерд

Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д.

Содержание

История

Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.

Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).

Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

Этимология слова

Уничижительный глагол — смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание — обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности. [источник не указан 263 дня] В некоторых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили «по-чёрному» — печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.

Источник

Смерды и холопы: как жили низшие касты на Руси

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Смерды в Древней Руси — определение, права и отличия от холопов

С IX по XIV век в Древней Руси смердами называли обычных крестьян. Этот термин имеет индоевропейское происхождение. Изначально название звучало как «смурд» или «сморд», а в переводе на русский оно означало «зависимый» или «простой человек». Это сословие преимущественно занималось земледелием, ухаживало за домашним скотом. Оно полностью зависело от хозяина.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Права и обязанности

Сначала смерды были свободными жителями деревень. После принятия крепостного права они стали принадлежать князьям и богатым помещикам. Таких людей по определению считали наиболее низким сословием в русском обществе, хотя у них были некоторые права:

Смерды не считались такими бесправными и зависимыми, как холопы. У них была возможность приобретать в собственность земельный участок, но при этом они обязывались обрабатывать поля помещика, которому принадлежали. Их жизнь имела такую же стоимость, как у холопов. Если кто-то убивал смерда, то он должен был заплатить официальный штраф — 5 р.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Когда на Руси приняли христианство, смердов стали называть крестьянами. Это понятие произошло от названия религии. Смерд — языческое слово. Хотя его долго еще использовали на Руси, оно приобрело негативный характер.

В последние годы истории государства так стали презрительно называться простолюдины. Это сословие обязано было нести воинскую повинность. Они могли лично принять участие в боевом походе в составе пехоты или конницы. Но можно было откупиться, предоставив войску лошадей.

У смердов было имущество, но избежать воинской повинности могли только самые зажиточные крестьяне. Кроме того, они входили в состав сельской общины. Если один крестьянин умирал, то его имущество могли поделить между собой другие общинники. Это правило было записано в своде законов «Русская правда».

Некоторые смерды имели право передавать свое имущество детям по наследству. Если же у человека не было потомков, то его дом и участок переходили князю.

В Новгородской республике крестьяне считались государственными, поэтому обрабатывали поля, которые принадлежали Руси. Князь имел право подарить смерда монастырю или церкви, тогда землепашец продолжал работать на участке храма.

Отличия от холопов

Понятие «холоп» несколько отличалось от смерда. Так называли население городов и деревень, которое не имело никаких прав. Это были уже не крестьяне, а рабы. Проживать они могли в любой местности. Подобное рабское положение отменили только в 1723 году после выхода указа Петра Первого.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Рабское положение было официально отражено во многих юридических моментах. Холопы полностью зависели от своего хозяина (помещика или князя). За любой проступок и преступление их могли казнить, при этом владельца никто не стал бы за такое судить. Если свободный человек убивал чужого холопа, тогда он должен был заплатить штраф. Подобный поступок приравнивался к порче имущества. У холопов, в отличие от смердов, отсутствовали права:

У холопов не было земельных наделов и никакой другой ценной собственности. Стать представителем этого сословия могли те, кто совершил преступление, проступки, погряз в долгах, родился в подобной семье или женился на таком человеке.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Когда князь гневался на крестьянина за какую-либо провинность, он мог отобрать всё его имущество и понизить его до холопа.

Торговцы, которые не смогли выплатить свои долги, продавали сами себя в холопы. Рождённые в таких семьях сразу же становились полноценными членами этого сословия. Свободная женщина, вышедшая замуж за раба, также становилась ниже на социальной лестнице.

Холопы занимались обработкой земли вместе со смердами, а также они выполняли работу в домах своего хозяина. Им поручали самые грязные и черные дела. Иногда их обучали ремёслам, чтобы можно было дороже продать. От умения и обязанностей такого человека зависела цена. Если холоп приносил пользу своему хозяину и хорошо исполнял работу, то помещик мог подарить ему собственное жилье. В редких случаях князь дарил вольную.

Принятые разряды

Холопов разделяли на классы в соответствии с их способностями и умениями. Каждый из разрядов занимался своей работой, имел определенную важность. Категории холопов:

К большим холопам относились в некотором смысле привилегированные рабы. Им поручали выполнять более ответственную работу.

Такие люди назначались управляющими поместьем, главными на кухнях, ответственными за погреба. В подчинении у них находились малые холопы.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Второй разряд выполнял чёрную и тяжёлую работу. С утра до вечера его представители могли находиться на кухне, готовить еду для хозяина и других слуг, а также заниматься ткачеством, прядением, шитьём и стиркой. Мужчины работали пастухами, конюхами, плотниками и столярами. При этом все малые холопы считались домашней прислугой, так как они практически никогда не выходили за пределы поместья. Если кто-то из этого разряда овладевал полезным ремеслом, то его называли деловым человеком.

В отдельную категорию выделяли боевых холопов. Они должны были сопровождать своего хозяина во время похода. Для этих групп отбирали самых сильных и смелых людей из больших холопов. Они и составляли основную часть княжеского войска и вооруженной охраны. По сравнению с другими разрядами их считали более привилегированными. То есть они занимали среднее положение между смердами и дворянами.

Могли входить в войска и родственники обедневших дворян. Они лишались имущества, а князь отнимал у них право на землю и даже собственную жизнь. Но дети дворян, которые опустились по социальной лестнице, часто становились в ряды войск. Именно из-за этого у них было гораздо больше прав, чем у управляющих или чернорабочих. Воины владели незначительным имуществом. В их распоряжении было не более 2 лошадей и всё боевое снаряжение.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

В редких случаях у таких людей были семьи, но и после смерти кормильца они продолжали оставаться холопами.

Переходы между сословиями

В 1861 году было официально отменено крепостное право. Все холопы и смерды получили свободу. В тот период начал формироваться новый класс общества — мещанство. Так называли низший ранг городского населения.

Мещанами считались бывшие смерды и боевые холопы. Их освобождали из-за крестьянской реформы или за особые заслуги. Солдаты могли получить вольную, если отличились на поле боя или хорошо выполняли свои воинские обязанности.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Мещане получали свободу и начинали платить налоги. Особо умелые могли заниматься разными ремеслами, открывать торговые лавки, торговать продуктами с собственных участков на рынке. Но за работу и проданную продукцию они должны были платить в казну налоги. В 1785 году Екатерина II официально закрепила их статус в документе под названием «Жалованная грамота городам». Мещан после этого считали «правильными» городскими обывателями, хотя по статусу они были ниже, чем купцы. Но именно это сословие овладело большей частью недвижимости в городе.

Постепенно класс мещан изменялся. Некоторые из его представителей не имели возможности или просто не хотели уплачивать налоги. Из-за этого их снова разжаловали в крестьян, то есть они попадали в зависимость от своего хозяина, работали на него. Другие богатели и получали образование. Благодаря этому они могли подниматься выше по социальной лестнице. Некоторые даже становились чиновниками. Постепенно общество расслоилось, представители низших слоев населения получили другие возможности и стали наравне со своими прошлыми хозяевами.

Хотя крепостное право отменили, в маленьких деревнях ещё были помещики, которые продолжали считать крестьян рабами.

смерды это в истории. Смотреть фото смерды это в истории. Смотреть картинку смерды это в истории. Картинка про смерды это в истории. Фото смерды это в истории

Смерды не понимали, что уже должны были получить свободу, и продолжали работать на хозяина. Их судьбы по-прежнему зависели от помещика.

Низшие сословия населения — смерды и холопы — считались практически рабами. В Древней Руси их жизнь почти ничего не стоила. Помещики распоряжались ими, словно бездушными вещами.

Без разрешения хозяина они не могли жениться, выйти замуж, заняться другим видом деятельности.

Но постепенно их права увеличивались и расширялись, а после отмены крепостничества многие бывшие зависимые стали свободными торговцами, ремесленниками и даже чиновниками.

Источник

Смерды это в истории

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Смерд

Смерд — категория населения по «Русской правде». Свободный общинник земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю.

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.

Считается, что слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.

К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *