сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это

Семья и развитие детей

сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Смотреть фото сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Смотреть картинку сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Картинка про сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Фото сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это

Рубежный тест к разделу «Возрастная психология»

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Рубежный тест к разделу «Возрастная психология»

Рубежный тест к разделу «Возрастная психология»
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Проходной балл – 10

время, отведенное на выполнение каждого теста – 30 минут

тип тестов – для контроля знаний по курсу

1. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует младшему школьному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

2. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует дошкольному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

3. Как охарактеризовал З. Фрейд в своей теории психосексуального развития младший школьный возраст?

а) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола;

б) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой;

в) ребенок дружит с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений;

г) чувственной зоной наслаждений для ребенка является рот.

4. Какая основная задача развития стоит перед человеком на этапе средней взрослости с точки зрения Э. Эриксона?

а) достижение карьерного роста;

б) достижение идентичности и близости;

в) достижение целостности;

г) достижение генеративности.

5. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует подростковому возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

6. Кто из психологов ввел понятие «социальная ситуация развития»?

7. Как охарактеризовал З. Фрейд в своей теории психосексуального развития дошкольный возраст?

а) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола;

б) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой;

в) ребенок дружит с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений;

г) чувственной зоной наслаждений для ребенка является рот.

8. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются

а) зоной актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития;

г) зоной произвольного развития.

9. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их:

б) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность.

10. Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.

б) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность.

11. Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.

б) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность.

12. Какая из перечисленных стадий не относится к стадиям психосексуального развития З.Фрейда:

13. … — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

г) эмоциональное общение с взрослыми.

14. … — это ведущая деятельность в подростковом возрасте.

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

г) эмоциональное общение с взрослыми.

15. Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

а) притязание на признание среди подростков:

б) похвала родителей;

в) желание получить хорошую оценку;

г) желание понравиться учителю.

16. Ведущей деятельностью в старости является:

а) интимно-личностное общение;

б) досуговое увлечение;

в) делинквентное поведение;

г) потребность в самоутверждении.

а) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику;

б) развитие психики от рождения до конца жизни человека;

в) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

г) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями.

а) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику;

б) развитие психики от рождения до конца жизни человека;

в) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

г) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями.

19. Объектом возрастной психологии является:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

20. Предметом возрастной психологии является:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой.

21. Социальная ситуация развития – это:

а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

22. Возрастные кризисы – это:

а) переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

23. Возрастные новообразования – это:

а) переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;

б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;

в) возрастная изменчивость психических явлений;

г) психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность человека определенного возраста.

24. «Закон развития высших психических функций» сформулировал:

25. Какое из перечисленных понятий является самым широким?

Вариант 2

1. Ведущей деятельностью в ранней юности является:

а) интимно-личностное общение;

б) игровая деятельность;

в) профессиональное самоопределение;

2. ……. возраст, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды.

3. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте является:

4. Теорию конвергенции разработал:

5. Каждому возрастному периоду (по Д.Б. Эльконину) соответствует определенная…. в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода:

а) психологическая структура;

б) ведущая деятельность;

в) система новообразований;

г) критическая ситуация.

6. Сколько главных стадий интеллектуального развития ребенка с рождения и до 15 лет выделяет Ж. Пиаже?

7. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) юношеского возраста.

8. Автор теории развития, сложившейся на основе общебиологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации:

9. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:

б) младшего школьного;

10. Период новорожденности — это период …

а) в течение первых четырех недель после рождения;

б) в течение первых двух недель после рождения;

в) в течение первых трех недель после рождения;

г) в течение первых четырех месяцев после рождения.

11. Согласно теории… каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности 5 уровней.

12. Какого вида старения не существует в отечественной геронтологии:

13. В какой форме проведение экспериментального исследования с ребенком-дошкольником наиболее эффективно?

14. В каком возрасте мышление можно охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического?

а) в младшем школьном;

г) в раннем детстве.

15. В каком возрасте начинает складываться произвольное внимание?

б) в младшем школьном;

г) в раннем детстве.

16. Какие основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?

а) возраст и интеллектуальное развитие;

б) отношение с социальной средой и типы общения;

в) смена ведущих видов деятельности и характер общения;

г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.

17. Какой психический процесс доминирует в раннем детстве над всеми остальными?

18.Кто в подростковом возрасте развивается быстрее в психосексуальном отношении?

а) девочки опережают мальчиков на 2-3 года;

б) мальчики опережают девочек на 2-3 года;

в) девочки опережают мальчиков на 5-6 лет;

г) девочки и мальчики развиваются одинаково.

19. Психологическая теория, разрабатываемая З. Фрейдом, А. Адлером, К. Юнгом называется:

в) культурно-историческая теория;

г) гуманистическая теория.

20. Что в своей теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией?

а) мысленное действие, обладающее обратимостью;

б) действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками;

в) стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям;

г) несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий.

21. Юноши стремятся …

а) подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других;

б) ограничить число контактов с окружающими;

в) к конфликтам с друзьями;

г) к конфликтам с родителями.

22. Какой возрастной период занимает самый большой временной отрезок жизни человека:

в) юношеский возраст;

23. Кто из ученых исследовал процесс становления проблемы детского периода развития на основе изучения детских портретов в различные исторические периоды:

24. Высшие психические функции – это…

а) расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых;

б) сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению;

в) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях;

г) процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

25. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому включает:

Ключ к рубежному тесту к разделу «Возрастная психология»

Источник

Теория обучения: конспект лекций

сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Смотреть фото сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Смотреть картинку сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Картинка про сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это. Фото сложная умственная деятельность преследующая цель усвоения знаний формирования умений и навыков это

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия

1. Сущность процесса обучения, его цели

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика — это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида — следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект — процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» — «дидактика» — «методика» — «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.

Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.

Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.

Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.

Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.

Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.

Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением — процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

Обучение выполняет одну из основных задач развития личности — передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.

Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности — важнейшая задача дидактики начального обучения.

Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу — овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.

Обучение — особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.

Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.

Мотивация — это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.

Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.

Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).

В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.

Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.

Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение — это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.

2. Противоречия процесса обучения

Задача преподавателя, обладающего некоторым багажом знаний, — передать эту информацию ученику. Но не только этим ограничивается его деятельность. Учитель должен стимулировать работу ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, эстетических взглядов. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот ряд основных противоречий в образовательном процессе.

1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.

2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.

3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.

4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.

Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия. Каждое из них способствует развитию дидактики, ставит перед учителем ряд педагогических задач, помогает наиболее полно реализовать образовательную деятельность.

Современное обучение включает в себя множество аспектов: научный, трудовой, эстетический, спортивный, здоровьесберегающий. Каждый из вышеперечисленных видов обучения имеет свои особенности и свои методы. Наука дидактика решает вопросы, связанные с ними.

3. Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Изменение самого процесса обучения оказывает влияние на учащихся в сторону повышения активности учеников в познании окружающей действительности. Все это усиливает стремление школьников к непрерывному расширению этих знаний в единстве с развитием способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность превращается в черту личности учащегося, что послужит в дальнейшем основой к его самообразованию.

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Этот взгляд возник при наблюдении за уроками, где учитель непрерывно объясняет, указывает, направляет, а ученикам остается лишь подражательно-исполнительская работа. Вскрытие же действительных движущих сил процесса обучения — сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения — развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения — соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *