слово сорок в древней руси было именем существительным
Происхождение слова сорок
Со́рок. Вы никогда не задумывались, почему в стройном ряду числительных 20, 30, 50, 60, 70 и 80 появилась эта белая ворона, образованная не по общему принципу? Ведь существовало же когда-то общеславянское четыре десяти, но почему-то не прижилось, как все остальные числительные этого ряда. Может быть, это объясняется тем, что в ряду от 1 до 9 лишь 4 — слово трехсложное, и слишком уж громоздким было бы образованное от него числительное для обозначения четырех десятков, для которых в языке нашлось другое слово: сорок когда-то обозначало «мешок»; в мешок укладывали 40 собольих шкурок, которых хватало на полную шубу, и постепенно название конкретизировалось: сороком стали называть мешок именно под 40 собольих шкурок, а от этого уже было совсем недалеко до числительного, обозначающего четыре десятка.
Со́рок. В Древней Руси число «40» обозначалось, как и у других славян, сложными числительными, составленными из «четыре» + «десять» (пример — чешское «чтиржицет»). А вот пришедшее на смену слово «сорок» существует в одном только русском языке. Думают, что оно образовалось первоначально как обозначение количества собольих и куньих шкурок, которого хватало, чтобы сшить один соро́к — древнюю меховую одежду (ср. со словом «сорочка» — рубашка). Затем постепенно оно распространилось на все виды счета, стало единственным числительным со значением «четыре десятка».
В свое время выдвигали мысль, будто слово это может быть видоизменением греческого «тэссараконта», названием особой сорокадневной церковной службы, но эта гипотеза не выдерживает критики: слишком уж специальный характер у греческого термина.
со́рок, род. п. -а́, укр. со́рок, др.-русск. сорокъ «сорок» (РП, Ипатьевск. летоп.), «связка из 40 собольих шкур» (часто в грам. ХIV—ХV вв.; см. Срезн. III, 465 и сл.). Из русск. заимств. польск. sоrоk «связка из 40 собольих шкур» (XVI-XVII вв.; см. Брюкнер 507). Это русск. слово сменило более древнее четыре десѧте. || Часто объясняется как заимств. из греч. (τε)σσαράκοντα «сорок», откуда нов.-греч. σαράντα, или же из греч. τεσσαρακοστή, ср.-греч. σαρακοστή «сорокадневный пост»; см. Мi. ЕW 316 и сл.; Брюкнер, там же; Ягич, AfslPh 31, 233; Вакернагель, Nachr. d. Gött. Ges. d. Wiss., 1904; Geschäftl. Мitt. 104; Мурко, WuS 2, 134 и сл. Эта этимология не учитывает др.-русск. знач. «связка собольих шкур». Объяснение из позднегреч. σαράκοντα «40» наталкивается на трудности в связи с ранним выпадением -ко- в греч. слове (уже в IХ в.; см. Хацидакис, Einl. 150). Поэтому, вероятно, следует предположить связь с соро́чка в подражание др.-сканд. serkr «рубаха», а также «200 шкур» (Фальк-Торп 959); см. Рожнецкий-Педерсен, KZ 39, 369 и сл.; Фасмер, KZ 41, 155 и сл.; Гр.-сл. эт. 188; RS 5, 121; Грюненталь, AfslPh 42, 318; Кипарский 100; Штайнхаузер, «Slavistična Revija», 3, 286. Что касается знач., то Грюненталь приводит слвц. meru «сорок» из венг. mérő «мешок». В др.-сканд. системе счета 1 тимбров (timbr), 1 шкур. Согласно Э. Шрёдеру, «история денежных единиц — это, как правило, история снижения их стоимости». [Тем не менее, изложенные этимологии не могут удовлетворить. Не исключена возможность, что со́рок восходит к др.-вост.-слав. *съркъ, заимств. из тюрк.; ср. тур. kirk «сорок», с диссимиляцией k — k > s — k; ср., возм., собака
Презентация по русскому языку на тему»Имя числительно.»(4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Определите части речи Три (товарища) Трёхместный (корабль «Восток») Утроить (усилия) Столетний (дуб) Сотый (по списку) Новенький (пятак)
7-особое число, в нём есть некое волшебство. Примерно 4000 лет назад люди наблюдали на звёздном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвятить одному из семи божеств
Имена числительные в древнерусском языке. Один на десяте, Два на десяте, … → Один + на + дцать → одиннадцать Два + на + дцать → двенадцать Три + на + дцать → тринадцать
Сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Почти миллион чисел от одного до 999 999 выражается в языке при помощи всего лишь 13 корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча.
Числительные в пословицах и поговорках. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь пядей во лбу. Один в поле не воин. Семь пятниц на неделе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один ум хорошо, а два лучше. Без четырех углов изба не рубится. Двумя ложками кашу не едят.
В.А.Жуковский «Спящая царевна» И на пир веселый тот Царь одиннадцат.. зовет Чародеек м..лодых; Было ж всех двенадцат.. их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой злой, Царь на праз..ник не позвал. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила Там лес и дол ведений полны; Там о з..ре пр..хлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцат.. витязей пр..красных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их м..рской.…
Имя числительное Порядковые (который?) Пятый Шестой Количественные (сколько?) Пять Шесть
Числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные. Имена числительные Простые Сложные Составные Два Пять Сто Пятьсот Шестьдесят Трёхсотый Сто двадцать три Двести шестнадцать
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо. За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака – шест..десят литров. Выполнено двад…цать заданий. Вспахали девят..надцать гектаров земли. Заработано девят..сот рублей. Построено пят..десят километров дороги. В здании восем..надцать этажей.
Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. Мягкий знак пишется Мягкий знак не пишется На конце числительных В середине числительных в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 от 5 до 20 и в числительном 30 от 50 до 80 и от 500 до 900
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо. За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака – шест..десят литров. Выполнено двад…цать заданий. Вспахали девят..надцать гектаров земли. Заработано девят..сот рублей. Построено пят..десят километров дороги. В здании восем..надцать этажей.
Проверьте себя За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пятьсот учеников. Напечатано восемьсот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака – шестьдесят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девятьсот рублей. Построено пятьдесят километров дороги. В здании восемнадцать этажей.
Забрось мячи Простые числительные Составные числительные 2 2005 5 60 3 12 1 120 1932
1.В книге около девятьсот страниц. 2.По обоим сторонам дороги расстилались поля. 3.Пят школьниц направлены на олимпиаду. 4.Свыше восемьдесят пять тонн макулатуры собрали школьники. 5.Мы готовимся к празднику восмого марта.
Выводы По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые. По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные. В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак. Не пишется в середине ь : 15,16,17,18,19.
Тест 1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки». п) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день». в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз». к) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. Укажите верное утверждение. у) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете. я) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. д) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
3. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми. щ) 90, 15, 1000 т) 8, 1000, 100, 1 ы) 19999, 300, 4, 17 ж) 3, 29, 18, 41
4. Укажите строчку, в которой допущена ошибка. ь) пять, пятьнадцать, пятдесят, пятьсот т) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот м) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ø По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.
Ø В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.
Ø Не пишется в середине ь : 15,16,17,18,19. Из жизни чисел 7-особое число, в нём есть некое волшебство. Примерно 4000 лет назад люди наблюдали на звёздном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвятить одному из семи божеств
Номер материала: 545407
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Прочитай текст.что нового ты узнал о числительном?Слово сорок в древней Руси было именем существительным.Она означало мешок.В один сорок( то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольных или беличьих шкурок,что состовляло набор на целую шубу.Таким оброзом, сорок сначало мешок,затем мешок с сорока соболями и, наконец, числительное 40.
Мечта – дорога к себе
Говорят, мечта – путеводная звезда человека. Словно маяк, она освещает ему путь сквозь бури и штиль, и неопределённость жизненного пути… Стоп! А так ли это на самом деле? Не путаем ли мы поиск способов удовлетворять свои обычные желания со следованием дорогой мечты? Не унизили разве мы Мечту с большой буквы до бесплотной иллюзии, созерцанию которой предаемся в мыслях, стараясь уйти от тщетной и унылой реальности? Скольких из нас Мечта ведет дальше отвлеченного фантазирования, что никогда не станет мотивом к действию? К сожалению многих, тех, у кого нет сил, времени и желания превращать свою мечту в цель, а потом идти к ее осуществлению, предпринимая необходимые шаги и совершая нужные действия.
Иногда мечта – это явно что-то другое, отличное от желаний и иллюзий. Желаем мы иметь конкретные вещи, бывать в конкретным местах, общаться с определенными людьми. Наши желания всегда объектны. А вот мечты… Они бывают смутными, их сложно сформулировать. Ведь мечтаем мы о том, как будем себя чувствовать в той или иной ситуации. Мечтая о любви, мы ждем ощущений, настроений, особого состояния ума и души. Мечтая о путешествиях, мы ожидаем впечатлений, новых ощущений. Разве мы мечтаем просто переставлять ноги по дороге или отсиживать попу в пусть комфортабельных туристических автобусах, но очень долго и неподвижно?
Наши желания вытекают из нужды, недостатка чего-то. Голодный хочет есть, замерзший – согреться, отвергнутый – быть любимым. Мечты же наоборот рождаются из изобилия, наполненности – знанием, талантом, вдохновением, мастерством, идеями и возможностями. Яркий пример тому – история великого ученого и изобретателя Томаса Эдисона. Он мечтал изобрести устройство, с помощью которого можно было бы освещать помещение, применяя электрический ток. Он чувствовал, что это возможно. Его обширные знания законов физики, высокие умственные способности и желание найти им полезное применение сделали свое дело. Эдисон осуществил свою мечту! Он придумал электрическую лампочку.
Желанием мы зовем обычно то, что уже существует, есть у других людей, и что мы тоже хотели бы получить. Мечтаем же о чем-то личном, особенном, новом, неизведанном – том, что никто кроме нас не может совершить. Мечта – это зов души, зов в неизвестное. Возможно, дорога мечты – это путь человека к самому себе, к своей сущности, индивидуальности. Настоящая мечта – это проект того, чего еще нет. Мечтая, мы будто соприкасаемся с миром, где оно уже появилось, но мы не знаем прямой дороги туда.