слово об учителе истории и обществознания в газету
Статья об учителе истории Шишкиной С.А.
Шишкина Светлана Алексеевна окончила исторический факультет Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, работала в 2001-03 году методистом в отделе образования, в 2003 была переведена классным воспитателем в МОУ «Гимназия с. Ивантеевка», с 2007 года занимает должность учителя истории, обществознания и права. Общий трудовой стаж – 7 лет, педагогический стаж – 5 лет.
Светлана Алексеевна имеет II квалификационную категорию по должности учитель истории и обществознания.
Светлана Алексеевна – человек, влюбленный в свою профессию, творческий педагог. Свою работу учитель строит на педагогике сотрудничества, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, создает в классе доброжелательный психологический климат, старается раскрыть творческие способности детей, привить им любовь к своему предмету.
В каждом учащемся Светлана Алексеевна видит личность, с неповторимыми чертами характера, поэтому строит свои отношения с детьми на равных.
Педагог создает обстановку, способствующую развитию ребенка, использует инновационные технологии обучения: проблемное изложение материала, компьютерные технологии, нестандартные формы обучения, технологии коллективного способа обучения. На своих уроках она использует наглядный, дидактический материал, широко использует схемы и таблицы, подбирает творческие задания.
На уроках этого педагога учащиеся получают навыки самостоятельной работы с историческими источниками, научной литературой, публицистическими текстами. Светлана Алексеевна работает по программе предпрофильной и профильной подготовки учащихся и проводит элективные курсы по истории: «Вспомогательные исторические дисциплины» и по праву: «Живое право» для 8-9 классов.
С 2008 года работает над методической темой: «Исследовательская деятельность школьников и применение ИКТ в ходе уроков истории и обществознания».
В 2007-2008 учебном году педагогом проводилась апробация учебника «Обществознания» под редакцией Л.Н. Боголюбова в 10 классе.
Светлана Алексеевна имеет грамоты и благодарности от отдела образования и администрации гимназии за добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения. Она является активным участником конкурсов профессионального мастерства, победителем конкурса в гимназии «Лучший по профессии» в 2008 году. Ее учащиеся занимают первые места в районных олимпиадах по истории и обществознанию, принимют участие в международном конкурсе «Золотое руно». В системе проводятся дополнительные занятия для подготовки учащихся к ЕГЭ.
С целью повышения своего методического уровня принимает участие в семинарах не только в районе, но и в области, знакомится с опытом своих коллег, посещает их уроки. Педагог занимается самообразованием, проходит обучение на дистанционных курсах по повышению квалификации, является членом сообщества творческих учителей в Интернете.
Светлана Алексеевна проявляет активность и в общественной жизни гимназии, несколько лет проработала в профсоюзном комитете, принимала участие в конкурсе «Политзавод 2008» и вышла в финал, является членом «Единой России», организовывает молодежное движение «Молодая гвардия» в районе, баллотируется на должность депутата в органы местного самоуправления. В августе 2008 года прошла политучебу на слете молодых кандидатов в депутаты в Саратове, организованного партией «Единая Россия».
Шишкина Светлана Алексеевна зарекомендовала себя как принципиальный, компетентный в своем деле человек, отзывчивый коллега, тактичный преподаватель.
Учителя: истории, которые не забываются
Ко Дню учителя
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Работа учителя, преподавателя всегда нацелена не длительный результат. Очень часто учитель и не успевает увидеть, как отозвалось в конкретном ученике то, что он когда-то сказал или сделал. А вот бывшие ученики, студенты, спустя много-много лет помнят об этом.
Будущий архимандрит в советском вузе
Владимир Лавров, историк, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории (ИРИ) РАН
Мне вспоминается не школьный преподаватель, а вузовский — Виктор Авраамович Мамонтов. Он преподавал русскую литературу, был верующим интеллигентом. Помню, как мы часами беседовали о Христе.
Я тогда писал стихи и отнес их Виктору Авраамовичу, и его анализ моих стихов оказался важнее всех вузовских семинаров. Он дал доброжелательный и одновременно критический анализ текста. Это мне очень помогло в дальнейшем — хотя стихи я писать перестал, но историк работает именно по источникам, по текстам. К сожалению, его выгнали из нашего института (МГПИ им. Ленина): студенты донесли, что он ходит в церковь.
Сейчас мой бывший преподаватель — православный архимандрит, настоятель Свято-Ефросиньевского храма в Карсаве, в Латвии.
О том, как непроста работа педагога, я и сам знаю не понаслышке. Много лет назад работал в одном из престижных частных вузов, где неплохо платили по сравнению с государственными. В январе я принимал свою первую сессию и поставил шесть троек студентам, которые ничего не знали, но, поскольку они платили за обучение, им нельзя было ставить двойки. Меня уволили в тот же день: оказывается, следовало ставить четверки. Между тем — январь месяц, середина учебного года, а на мне двое детей и жена. Найти работу в середине года практически невозможно.
Единственное, что я нашел, — школа для сирот. И вот с января месяца начался кошмар. Хамство, нецензурная брань, издевательство моих учеников — из-за этого я несколько раз вставал посреди урока и уходил из школы, думая, что ноги моей здесь больше не будет. Но к вечеру успокаивался и шел на следующий день опять. Так продолжалось и третью, и четвертую четверти. А потом — летние каникулы.
В сентябре прихожу в школу, вхожу в класс. Как-то непривычно тихо. Ученики сидят смирно и вопросительно на меня смотрят, на моем столе стоит чашка с чаем и булочка.
«А мы думали, вы к нам больше не придете никогда», — услышал от учеников. С этого момента вопрос о дисциплине отпал. Сейчас думаю, что они испытывали меня, ждали, когда же начну кричать, двойки ставить за дисциплину. А я так не реагировал. И после летних каникул они меня приняли.
Года за два-три удалось отучить их материться. А последняя девушка, употреблявшая нецензурную лексику, перестала это делать после того, как мы на уроках истории посмотрели экранизацию «Войны и мира» Бондарчука…
Английский и уборка
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института им. Горького
Мою учительницу английского языка звали Анастасия Александровна Глинская. Но мы, ученики, за глаза звали ее Сан Санна. Она была очень суровой и строгой, для нее не существовало ни звонков, ни перемен.
Задавала нам столько, что, казалось, это не выполнить никогда. Нередко дети на ее уроках рыдали.
А еще она была невероятно чистоплотна и заставляла нас после каждого урока убираться в ее кабинете. А поскольку у нас еще был свой собственный кабинет — классного руководителя, получалось, что нам надо убирать сразу два кабинета. Это вызывало наше справедливое возмущение.
Однажды я отказался убирать кабинет «англичанки», она была удивлена таким бунтом, вызвала родителей. В общем, это был кошмар.
Когда я учился в 7 классе, Анастасия Александровна ушла из нашей школы. После нее пришла учительница, которая на фоне Сан Санны выглядела блекло, мало задавала, спрашивала не строго. Английский стал забываться. В университете я его не учил.
Прошло много лет. Я поехал в Америку, где мне предложили читать лекции на английском языке. И я с удивлением заметил, что знаю английский — он всплывает из глубин памяти.
И вот тут я почувствовал невероятную благодарность к этой женщине, которая нас так мучила, мучила,
но оказалось — не зря. Никакие годы, никакие потрясения не могли выветрить то, что она вложила на своих руках.
А вот делать уборку я по-прежнему очень не люблю.
Отмена лекции “по серьезным обстоятельствам”
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Патриаршего подворья храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве
Учителей с большой буквы я встретил в университетские годы. Более всего мне помнится Андрей Чеславович Козаржевский, заведующий кафедрой древних языков исторического факультета, у которого мы, студенты-классики, филологи занимались греческим языком эпохи Нового Завета. В ту далекую первую половину 80-х годов этот его курс был уникальным и на нем ничуть не меньше, чем о греческом языке, Андрей Чеславович рассказывал о Священном Писании, о Евангелии, о христианстве.
Кроме того, помню его блестящие просветительские лекции, которые он сопровождал показом слайдов в аудиториях 1-го гуманитарного корпуса. Они были посвящены древним русским городам, старинным нашим достопримечательностям. Эти его рассказы были свидетельством о душе народа нашего, которая была воспитана, взращена святым православием.
У Андрея Чеславовича я, как мог, может быть, не понимая этого, старался учиться. Его лекции — пример, как можно и нужно рассказывать о христианстве светским людям, когда мы не с амвона вещаем, благовествуя аудитории, заведомо с нами согласной, но говорим людям, которым еще предстоит проложить свою дорогу к Церкви.
В Андрее Чеславовиче свидетельство о православии словом удивительным образом соединялось со свидетельством о православии жизнью. Он, чей профессионализм сочетался с личным достоинством, личными добрыми нравственными качествами, навсегда стал примером преподавателя- христианина, православного профессора.
Помню, как-то у нас занятие выпадало в Великий Четверг. Андрей Чеславович сказал: «Лекция не состоится, я не смогу по серьезным обстоятельствам быть на занятиях». Поскольку мы уже были с ним немного знакомы с этой стороны, он с едва заметной улыбкой посмотрел на меня и мы друг друга поняли: конечно, в Великий Четверг занятий быть не может. Все мы должны быть в храме на Божественной литургии. Вечная память Андрею Чеславовичу! Его светлый образ всегда в моем сердце.
Умеющие прощать
Ольга Будина, актриса
Я — дитя 90-х, и в наше время мы много бунтовали, срывали уроки. Но учителя нам это прощали. Не попустительствовали, а именно прощали, как мудрые и сильные, и мы это понимали, осознавали, а потому были благодарны. Таким добрым и мудрым педагогом была наша классная руководительница Галина Сергеевна Конохова, вечная ей память.
Я считаю, что личность учителя важнее статуса школы. Мне вообще нравится выражение Марка Твена: «Учеба в школе не должна мешать твоему образованию».
Я не считаю, что дети в современной школе должны стремиться только к получению хороших оценок. Они в конечном счете ничего не значат, особенно если вдумчиво просмотреть учебники, по которым сейчас учат наших детей.
А сколько вокруг нас «успешных» людей, которые знают, как зарабатывать деньги и в материальном плане имеют многое, но радости в их глазах нет. Самое важное — это то, как проживает жизнь человек. Любовь к своему делу, любовь к людям, взаимовыручка, взаимопонимание и умение наслаждаться жизнью, а не «мужественно переносить все тяготы». Уметь наслаждаться общением с людьми — а не терпеть их присутствие. Уметь радоваться, уметь прощать, уметь дарить. Ведь разве не эти качества делают нас счастливыми?
Скоро у классного руководителя моего сына Марины Петровны Мельчуговой день рождения, и мы решили составить кроссворд про неё и подарить ей.
И вот я спрашиваю сына: «Какая самая главная черта характера Марины Петровны?» Он отвечает: «Доброта». — «А что или кого она больше всего любит?» И сын, не задумываясь, ответил: «Детей»!
От всей души я желаю всем родителям тоже встречать в школе таких учителей! Наши дети очень много времени проводят в школе и крайне важно, кто с ними там находится. Глубоко убеждена, что учеба — это прежде всего искренние, доверительные отношения и радость сотворчества учителя и ученика. С огромной благодарностью я поздравляю с праздником нашу любимую Марину Петровну, всех чудесных учителей нашей школы, всех прекрасных учителей школы, которую закончила я, а также всех учителей, чьи ученики так же отвечают на подобные вопросы!
На заставке кадр из фильма «Большая перемена»
Фото Владимира Ештокина, интернет- издания «Татьянин день» и Алексей Юшенков / Alexey Yushenkov, CC BY-SA 3.0
МУП «Редакция газеты «Заря»
Категории новостей
Слово о настоящем учителе
21 декабря свой юбилей отмечает Александра Андреевна Жакина – заслуженный учитель школы Российской Федерации, Почётный гражданин Советского района.
Более 40 лет Александра Андреевна отдала служению школе, детям, любимой работе. А словно бы только вчера она блестяще, с золотой медалью, окончила школу, выбрав профессию на всю жизнь, посвятив ей себя без остатка и ни разу не пожалев об этом. Её педагогическая биография – это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства. Учитель русского языка и литературы, организатор воспитательной работы, завуч, заслуженный учитель школы РФ – таковы ступени её педагогической карьеры.
Как человека творческого и талантливого, Александру Андреевну всегда отличало стремление уйти в преподавательской деятельности от обыденности и однообразия. Она просто виртуозно владела словом, ярко и зажигательно вела уроки, так что ученики всегда с нетерпением ждали её уроков, учились рассуждать, высказывать своё мнение – учитель это всегда ценил.
У Александры Андреевны, по словам её коллег, с лёгкостью получалось буквально всё, к чему бы она ни прикасалась, будь то уроки, подготовка к конкурсу чтецов или смотр художественной самодеятельности. Всё успевала делать, не становясь суетливой, в каждое дело вносила «изюминку», вселяя в коллег уверенность в успех.
«Учитель учителей» – именно так называли А.А. Жакину педагоги нашего района. И это неслучайно: в каждом коллеге она отмечала сильные стороны, начинающих кропотливо и тактично учила тонкостям методического мастерства. За советом к ней шли и опытные, и молодые, и для каждого у Александры Андреевны находилось доброе слово. Её всегда отличали обаяние и широкая эрудиция, простота и интеллигентность, скромность и целеустремлённость, требовательность и чуткость.
А сколько их прошло за многие годы через её добрые учительские руки! Скольким воспитанникам она дала путёвку в жизнь, и они с честью продолжают дело своего любимого учителя.
В Год учителя Александре Андреевне Жакиной было присвоено звание «Почётный гражданин Советского муниципального района». Это высокое призвание Александра Андреевна разделила со своими коллегами, отдавшим детям десятки лет жизни, вспомнив добрым словом тех, кто создавал школу № 2 – Ю.З. Пизенгольца, А.А. Шевырёву, В.П. Кинаш, кто сделал её базовой, опорной – Г.И. Гаврилову, В.К. Клышникову, Н.Е. Закрой, тех, кто развивал её добрые традиции в последующие годы – Т.Н. Махалину, С.В. Чубарых, В.Ф. Шустову.
– Мои ученики не очень любили технические средства обучения, – вспоминает учитель. – Они предпочитали живое слово, чтение наизусть стихов и прозы. Теперь я понимаю, что на всю жизнь они запомнили именно те минуты духовной общности, когда мы вместе смеялись и плакали над страницами Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова, наслаждались «пленительной сладостью» стихов А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Всегда считала себя счастливым человеком, и было столько поводов для радости – удачный урок, оригинальное сочинение, первое место ученика на конкурсе, душевная беседа с трудным подростком, который доверил тебе свои проблемы… Я – счастливая мама и бабушка. У меня замечательные и заботливые дочери, прекрасные внуки, чудесный правнук. А еще я стараюсь быть в курсе событий в районе, родной школы, которая стала лицеем, и радуюсь успехам лицеистов и педагогов, ценю их бережное отношение к традициям и уважение, с которым коллектив относится к ветеранам педагогического труда.
О коллеге – с любовью
Педагогический коллектив лицея п. Степное
Л.Н. Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Александра Андреевна Жакина, с которой нам посчастливилось рядом работать рядом, перенимая её опыт, общаясь по душам. Таких людей, как Александра Андреевна, и раньше было немного, а теперь и вовсе единицы. Она – педагог от Бога, отдающий ученикам все свои знания, вкладывающий в них душу. С огромной благодарностью вспоминаем уроки русского языка и литературы, с которых не хотелось уходить: спокойный голос учителя, красивая, чистая русская речь, всегда ново, интересно, увлекательно.
В жизни каждого человека есть свой учитель, без которого всё дальнейшее могло бы не состояться. Для нас таким учителем, строгим и ласковым, мудрым и чутким, стала Александра Андреевна. Как заместитель директора, она хорошо знала психологию каждого учителя, находила общий язык со всеми коллегами, родителями, учащимися.
Восемьдесят – солидная цифра! Восемьдесят лет достойной жизни. Сколько Вы сделали добра! Искренне желаем Вам здоровья самого крепкого, бодрости духа. Пусть тёплое отношение детей и внуков согревает Ваше сердце. С юбилеем Вас, многоуважаемая Александра Андреевна!
Валентина Петровна Кинаш, Отличник народного просвещения
Александра Андреевна – прекрасный, душевный человек, высококвалифицированный специалист, с большой любовью относилась к своей работе, которой была бесконечно предана. Она всегда была душой коллектива, любила принимать все новшества и смело внедряла их в работу образовательного учреждения; она руководила университетом для родителей, являясь самым активным пропагандистом семейных отношений, пользовалась заслуженным авторитетом среди родительской общественности.
Наталья Вячеславовна Перова, преподаватель русского языка и литературы лицея п. Степное
Считаю Александру Андреевну своим другом наставником; благодаря ей я состоялась как учитель и проработала в школе 30 лет. Я её очень люблю, уважаю и считаю второй мамой. Мы постоянно созваниваемся, общаемся. Я надеюсь, что наша дружба будет продолжаться! А пожелать Александре Андреевне хочу крепкого здоровья и счастья.
Ольга Викторовна Гладкова (Сенчугова), любимая ученица, выпускница 1973 года
Благодаря Александре Андреевне моими любимыми предметами были русский язык и литература. Что особо вспоминается? Её прекрасные уроки, чтение по ролям, работа над сочинениями. уважительное отношение к ученикам. Ей мы доверяли свои тайны, разговаривали по душам о первой любви, зная, что она всё поймёт. Александра Андреевна – чудесный учитель, человек с внутренним достоинством и высокой культурой. Будьте счастливы и здоровы!
Интервью о профессии: учитель истории
– Расскажите о себе и о своей профессии
Я, Шумилова Светлана Геннадьевна, родилась 25 мая 1968 года в небольшой но очень милой деревушке Бирского района Республики Башкортостан, на берегу живописной речушки Бирь. Имею высшею квалификационную категорию, работаю учителем истории и обществознания в небольшой сельской школе. У меня была очень хорошая школа и прекрасные учителя. Я хотела быть похожей на них, брала с них пример. После окончания средней школы в 1985 году поступила на факультет биологии и химии Бирского государственного педагогического института. Выбор был сделан осознано, после долгих раздумий и диспутов на классных часах, пока учились в школе. Учеба в институте только подтвердила правильность моего выбора. Закончила Бирский государственный педагогический институт в 1990 году и по распределению в этом же году направили на работу в Березовскую среднюю школу. В данной школе проработала до августа 2014 года в должности учителя истории и обществознания. За свой труд получила звание Отличник образования Республики Башкортостан в 2010 году. Из-за реорганизационных мероприятий школу в Березовке закрыли и нас присоединили к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе села Печенкино. С августа 2014 года работаю в МКОУ СОШ с.Печенкино учителем истории и обществознания – 24 года.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно было быть! Я росла одна, родители были заняты на работе в колхозе с утра до вечера, мной занимались старшие братья и сестры моих родителей. А у моих подруг были младшие братишки и сестренки. Я с удовольствием занималась с ними. Мне кажется, я всегда любила детей. Наверное, вот поэтому я выбрала профессию педагога.
– Чем Вас привлекает ваша профессия?
Чем меня привлекает моя профессия: скажу одной фразой «Учить мыслить, воспитывать чувство прекрасного…». «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал И.Кант. Я ни о чем не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги – единомышленники, у наc творческий коллектив. Я бесконечно люблю свой класс (у меня это уже шестой выпуск), искренне отношусь к своим коллегам и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Учитель всегда на пике времени, потому что воспитывает будущее. А будущее должно состоять не только из современных, созданных человеком необходимых вещей, но еще и опираться на проверенный опыт поколений. Учитель, пользуясь новым, не забывает о старом, соединяя их воедино. Учитель всегда креативен, ибо только творческая личность способна не просто увлечь, но и повести за собой. Учитель должен многое уметь, должен быть первым. В какой другой профессии так без остатка отдает себя любимому делу, часами готовясь к предстоящим завтра урокам, допоздна склоняясь над тетрадями своих учеников, чтобы утром, войдя в класс, увидеть сияющие глаза готовые к новым открытиям…
– Что является самым сложным в Вашей работе?
Самым сложным в профессии учителя является – правильно находить решение из сложившихся ситуаций.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
Понимая все сложности профессии, я все-таки довольна своим выбором и не представляю себя на другом месте. В школе никогда не случается «остановки в развитии»: все время приходится осваивать, узнавать что-то новое. Мне нравится учить детей и совершенствовать свои знания. Самое большое мое желание – видеть своих учеников успешными, образованными людьми. Я думаю, именно в нашей профессии человек может всесторонне реализоваться: как педагог, наставник, друг, помощник. Выбрав профессию учителя, я ни раза не пожалела об этом.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Я думаю, профессию учителя должны выбирать, в первую очередь, те, кому посчастливилось встретить талантливых, интересных педагогов, способных увлечь за собой. Нельзя сбрасывать со счетов и педагогические традиции в семье, и любовь к детям.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.
В современном мире профессия учителя, по-моему, ценится не так как раньше. И учителем может работать тот, кто влюблен в сою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Что бы работать в современной школе и быть современным учителем, нужно вести себя так, чтобы ученик искренне уважал вас, чтобы ученик вставал из-за стола не из-за традиций или наказания, а в дань уважения.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Образование может быть любое, но лучше педагогическое. Потому что педагогов от бога очень мало. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающими, но для этого не достаточно только хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. В педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой проблеме – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Тем, кто хочет освоить профессию педагога, нужно чаще обращаться к словам восточного мудреца Камиля Джибрана: «Твои дети – на самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно…»
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Доход – а как измерить счастье, радость, улыбку. Мое педагогическое кредо: сделать мир лучше и добрее. Я хочу, чтобы было хорошо. Что бы все радовались каждому дню, радовались жизни. Чтобы, просыпаясь утром, хотелось делать добрые дела. А потом чтобы было так: идешь на работу, улыбаешься, а тебя вдруг, случайно, останавливает незнакомый человек и спрашивает: «А где вы работаете?» а ты в ответ: «Я не работаю – я этим живу! Я живу школой!» потому что еще Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!».
– Кто Вам помог выбрать эту профессию?
Я благодарна своей первой учительнице Зинаиде Георгиевне Князевой, которая дала нам, ее ученикам, самый первый и самый важный жизненный урок: урок доброты, порядочности и честности. Но главное, что мы получили – это желание учиться дальше и стремление постигать все новое и неизведанное. Когда в четвертом классе (в те годы было три класса начального образования) мы познакомились с новыми предметами и новыми учителями, то я была просто в восторге от интересных и захватывающих уроков истории Повлюченко Галины Александровны, биологии – Князевой Анны Григорьевны. Благодаря профессионализму, неравнодушному отношению к своей работе, немало учеников моего класса связали свою жизнь с профессией педагога, а это, наверное, самый главный показатель успешности педагога. И решение продолжить образование в педагогическом институте в нашем классе было осознанном. Среди моих одноклассников, два учителя биологии и химии, трое закончили факультет физики и математики, один учитель иностранного языка.
– Почему Вы поменяли специальность, выучились на учителя биологии и химии, а преподаете историю?
Учитель истории – это моя вторая специальность, по первой я учитель биологии и химии. Интерес к книгам, литературе, особенно исторической, у меня с детства, отсюда – выбор профессии. С годами возникла потребность передавать любовь к любимой истории детям, и вот я учитель истории, в общей сложности 24 года. Могу сказать совершенно определенно – выбор был осознанным, ни разу не пожалела о том, что поменяла учебные дисциплины. Осваивая новое для себя педагогическое пространство, я осваивала образовательные программы, методики и технологии, трансформируя их применительно к своему уровню теоретической подготовки, личным качествам, жизненному опыту, вырабатывала свои методические подходы.
– Что вы считаете самым главным в профессии учитель?
– Какие предметы Вам приходилось вести?
За свои 24 года преподавательской деятельности вела биологию, химию, литературу, историю, обществознание, историю Башкортостана, географию Башкортостана, историю и культуру Башкортостана, географию, экономику, право, технологию.
– Ваша роль на уроке?
Моя роль на уроке – организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу, будь то проект, исследовательская работа, презентация, эссе, реферат, творческая работа, или обычная работа с текстом учебника, анализом документа. Мне нравится создавать творческую деятельную атмосферу на уроке, нравиться наблюдать маленькие открытия учеников, видеть радостный блеск их глаз и сформулированный вывод слабого ученика. Результативностью использования различных педагогических технологий являются, прежде всего, успехи моих учеников в научно-исследовательских конференциях, викторинах, фестивалях не только по истории, но и по литературе, обществознанию, биологии, истории и культуре Башкортостана, экологии, краеведению и рукоделию.