слово история на татарском языке

Новое в блогах

История татар

Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).

Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).

Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Существует мнение историков, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства «Алтын Урта» (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов («Локомотив»-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, «КАМАЗ» (Набережные Челны); «Спартак» (Москва); «Локомотив» (Москва); «Верона» (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне – выходцы из татарских родов

Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: «Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи», начатый в 1797 году, или «История родов русского дворянства», или «Русская родословная книга». Исторические романы блекнут перед ними.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы. Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы.

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Чаадаевы, Таракановы. а продолжать придется долго. Десяткам так называемых «русских родов» начало положили татары.

В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в «славянство». Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: «На тысячи верст кругом Россия».

Татарские воины честно служили России. «Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества» – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.

В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.

Источник

Расшифровка Откуда взялись татары

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

Кто такие татары? Те, кто живут в Татарстане? Или те, кто говорят на татар­ском? Те, кто исповедует ислам? Или те, кто собирали дань с Руси во времена Золотой Орды? Те, кому близки слова вроде «Тукай», «губадия», «мунаджет», «Кол Гали», «эчпочмак» или, например, «чекмень»? Это всё — правда, но правда лишь отчасти.

Так кто же такие татары и отку­да они взялись? В принципе откуда берется народ, так просто и не скажешь. Он складывается веками, смешивается со своими завоевате­лями и покорен­ными, переходит с одной территории на другую и так далее. Но мы попро­буем все же описать этот сложный исторический процесс — для самого первого знакомства.

Начнем с древних времен. В V–VI веках нашей эры в Великой степи, недалеко от китайских границ, там, где сейчас Монголия, кочуют тюркские племена, то есть племена, которые говорят на языках тюркской группы. В том числе на кыпчак­ском, который считают предком современного татарского.

Возможно, одно из этих племен китайцы называют «дада» — видимо, так для китайского уха звучало слово «татар». Слово «татар» можно найти в древне­тюркских письменных памятниках. Кстати, первыми эти памятники обнару­жили в XVIII веке немецкий ученый и пленный швед — и решили, что это скандинавские руны, потому что буквы были похожи.

Тюркские племена создали огромную кочевую империю, которую позднее историки стали называть Тюркским каганатом. Когда Тюркский каганат пал, часть племен, а именно кыпчакские тюрки, отправилась дальше на Запад. Там они дошли до Балкан и до По­волжья. Тут кыпчаки встретились с булгара­ми, местным тюркским населением, и создали Волжскую Булгарию. Теперь по ее адресу вы найдете Татарстан, Ульянов­скую область и Чувашию. Волжская Булгария была мощным средневековым государством — всё как любят учеб­ники истории: развитая культура, товарно-денежные отношения, города и ремесла. Вскоре после образования новое государство приняло ислам.

Об этой исчезнувшей стране стоит помнить хотя бы потому, что именно с Волжской Булгарией связана главная книга татарской культуры — если не считать Корана. Это «Сказание о Юсуфе» булгарского поэта Кол Гали, созданная в начале XIII века. Поэма рассказывает о пророке Юсуфе, который в Библии выведен под именем Иосиф Прекрасный. Юсуфа-Иосифа продали в рабство в Египет, и там в него влюбилась жена хозяина. И Библия, и Коран рассказы­вают, как она пыталась безуспешно его соблазнить, но он ее отверг и в результате оказался в темнице. В поэме Кол Гали эту безымянную героиню зовут Зулейха, и история ее любви к Юсуфу оказы­вается центральной. Сорок лет Зулейха ждет взаимности, и в конце концов Юсуф на ней женится. C XIII века и до середины XIX, когда поэма впервые была напечатана, ее пере­сказывали, переписывали и передавали друг другу. Именно от Кол Гали отсчитывают свою националь­ную литературу татары, а вместе с ними многие другие тюркские народы бывшего СССР.

Волжскую Булгарию, государ­ство, созданное бывшими кочевниками, родину поэта Кол Гали, в XIII веке захватили потомки Чингис­хана. На ее ме­сте воз­никла знаменитая Золотая Орда. А чтобы разобраться в том, откуда взялась Золотая Орда и что там произошло с татарами, нужно снова перенестись в Великую степь на границе с Китаем. Только теперь уже в конец XII столетия.

Как и в VI веке, здесь по-прежнему хозяй­ничают разнообразные тюркские племена. Все они вынуждены выяснять отношения с новым противником — мощной армией монголов, пришедших с востока. Уже совсем скоро монголы покорят почти весь мир, который они знали, — от Хорватии до Кореи. И даже Японию спасет лишь ураган, который потопит монгольский флот. Но пока монго­лы еще не создали империю, а их будущего великого правителя Чингисхана еще зовут Темучжин.

Покорив множество земель, Темучжин принимает имя Чингисхан. Имя обычно переводят как «Великий хан», но это, скорее всего, метафора: оно произошло от тюркского «тенгиз», что значит «море». То есть это хан, великий, как море. Великий, как море, хан быстро понимает, что импе­рией нужно как-то управлять. Как сказал его китайский советник: «Сидя на коне, можно завоевывать страны, но нельзя ими управлять».

В 1227 году Чингисхан умирает. Его потомки, чингизиды, делят империю на части, кото­рые называют улусы. Верховным правителем Великой степи — это то, что потом станет Монголией, — стал третий сын Чингис­хана Угедэй. Следующий по важности улус — его монголы называли Улуг-улус, Великое государство, — достался старшему сыну Чингисхана Джучи.

Постепенно улусы становились все сильнее, все независимее, а завоевания продолжались. У правителей улусов появлялись собственная знать, собствен­ные дворы и собственные дела. В конце концов куски великой Мон­голь­ской империи превратились в отдель­ные государства. Улус Джучи стал тем, что сегодня нам известно под названием Золотая Орда.

Под властью Золотой Орды оказалось много разных народов, в том числе русские. Но больше всего — разнооб­разных тюрков. Из них со временем получилось много разных народов, в том числе современные татары.

Для всех завоеванных народов у монголов было два варианта развития собы­тий. Первый — полное покорение и истребление местной элиты. Именно это, например, произошло с той самой Волжской Булгарией, а еще с полов­цами. По второму пути монголы пошли в отноше­ниях с Русью. Покоренные терри­тории платили дань. Кроме того, монголы устанавливали конт­роль над всеми торговыми путями. При этом завоеванным народом продолжали управлять местные князья. Монголы особо не вмешивались в их внутренние дела и защищали от других завоевателей. Но само разрешение на княжение давал монгольский хан.

Правителями Орды оставались монголы-чингизиды, но вокруг них образо­вывалась тюркская знать, преимущественно татарская. Со време­нем она стала играть важную полити­ческую роль. В том числе потому, что ее представители могли вступать в браки с чингизидами, а их потомки — претендовать на ханство.

Построенное монголами таким образом государство было огромным, разно­родным и разноязыким. Чтобы управлять им, нужно было решить несколько вопросов: как контролиро­вать исполнение распоряжений, как узнавать, что происходит на подвласт­ной территории. Ну и, конечно, как собирать дань. Для этого монголы создают систему ямов. Ям — своего рода почтовая станция, где гонец мог сменить лошадь. С помощью таких гонцов сведения распростра­нялись по всей Орде — так родилось русское слово «ямщик». Кроме того, во всех завоеванных княжествах появляются числен­ники — чиновники, кото­рые пересчи­тывают население, чтобы было понятно, сколько брать дани. Еще были баскаки с вооружен­ными отрядами — они могли разбираться с пробле­мами на местах, а если не справля­лись — сообщали в столицу Орды, Сарай.

Но самое главное: для эффективного управ­ле­ния был необходим единый государ­ствен­ный язык. И вот улус Джучи постепенно переходит на тюрки — литературный язык, получившийся из диалекта Золотой Орды. Этот тюрки постепенно преобразовался в старотатарский.

Религией этого государства стал ислам — его принял в первой половине XIV века прави­тель Орды Узбек-хан. Вместе с религией сменилась и пись­мен­­ность: прежде монголы пользовались вертикальным уйгурским письмом, а после принятия ислама писать стали арабскими буквами.

В результате, когда в XV веке Золотая Орда распалась на несколько ханств, языком всех этих ханств остался тот или иной вид тюркского языка, который записывали арабской письменностью.

Какой вывод мы можем сделать из все­го этого? Что бы ни происходило с пред­ками татар до Золотой Орды, именно это государство стало отправ­ной точкой для формирования татар­ского народа со своим языком, культу­рой и самосозна­нием. И начиная с Зо­лотой Орды история этого народа будет тесно связана с историей России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *