слои общества в древней руси
Социальные слои и группы населения Древней Руси за
Поскольку смерды зависели от князя и платили ему «налоги» или просто содержали князя в каким-то «натуральным образом», то, наверное, свои «налоги», скажем Всеволоду Ольговичу, захватившем Киев, пересылали не по почте в бандерольке в Киев через черниговского князя, а уже зависели от нового князя. Поскольку частной собственности на землю в этот период фактически не существовало, то князь сидел в своем уделе на временных условиях, ведь даже внутри уделов шла ротация князей: если князь из Чернигова занимал Киев, он Чернигов мог отдать другому князю. Т.е. приходил князь со своим двором, занимал земли своего предшественника, обживался, соответственно, зависимое население теперь зависело от нового князя.
Примечательный момент есть в Руской Правде, когда умирал смерд, задница доставалась князю:
«90. Аже умреть смердъ. Аже смердъ умреть, то задница князю;[39] аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на н;; аже будуть за мужемь, то не даяти части имъ».
Наследство (тут явно имущество смерда) достается князю, если у смерда незамужняя дочь, то часть отдать ей/им. Правда, что отдать, решает князь (одну метелку или еще веник в придачу, это так, к слову). Никакая земля смерда, вопреки всяким россказням, князьям не передавалась. Поскольку имущество доставалось именно князю, то вполне обосновано мнение Грекова, что смерды напрямую зависели от князя (опять же, князь поднимает смердов на войну, а ряд таких совпадений уже рождает систему или некое правило, норму).
Когда говорят, что смерд стоил дешевле раба, поэтому он самый рабский раб, то это неверная трактовка.
16. А за смердии холопъ[8] 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ.
17. А за кормилця 12 гривенъ, тако же и за кормилицю, хотя си буди холопъ, хотя си роба.
[8] ; за смердии холопъ. — ; списках ПП «А за смердии холоп», поэтому в литературе широко распространено буквальное понимание этих слов — холоп смерда, сельский (холоп, работающий на земле) или пашенный холоп. Однако мнение ; существовании холопов у смердов, а также ; подобных значениях слова смердий, источниками не подтверждается. Между тем, на основании текстуального анализа В. П. Любимов показал в ст. 26 КП и ст. 16 ПП первоначальное равное указание смердов и холопов как двух социальных категорий (Любимов В. П. Смерд и холоп. — Исторические записки, 1941, т. 10). Поэтому в полной мере обосновано предположение Б. А. Романова ; появлении чтения «А за смердии холоп» как «давно укоренившейся описке» (Русская Правда: Учебное пособие. М.—Л., 1940, с. 59), а в новейшей литературе правомерно раздельное чтение смерд и холоп в ст. 16 ПП (работы И. И. Смирнова, Б. А. Рыбакова, Я. Н. Щапова и других).
«45. Если же наличного не будет, а это был княжеский конь, то платить за него 3 гривны, а за других по 2 гривны».
3.
Привлекая Рускую Правду, место
«16. А за смердии холопъ[8] 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ.
17. А за кормилця 12 гривенъ, тако же и за кормилицю, хотя си буди холопъ, хотя си роба».
Смерды находились в личной зависимости от князя. холопы, вероятно от бояр или от какого-то иного актора исторического процесса, рабы, надо полагать не военнопленные, а те, кто находился в долговом рабстве, от кого они зависели тоже непонятно. Можно сделать допущение, что военнопленных могли сажать на землю, но это домысел, не более.
Учитывая пункт 17, где выпадает категория смердов
«А за кормилця 12 гривенъ, тако же и за кормилицю, хотя си буди холопъ, хотя си роба», можно предположить, что рабы и холопы не относились к смердам, следовательно, не имели завсимости от князя. Поскольку говорится о кормильцах, значит, в отличие от смердов они вели какую-то обособленную хозяйственную жизнь (крестьяне-землепашцы?), где роль кормильца, главы семьи, была высока и основополагающей.
Фактически князь выступал захватчиком чужой волости, что может лишний раз указывать на зависимость смерда от князя. Привлекательна трактовка Рыдзевской и Мавродина (Древнерусское государство, 1945) о смердах как данниках князя (и см. Фроянов («Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)».
Зато военнопленных можно было использовать непосредственно у себя на дворе в качестве челяди (примерно от таких могли появляться Владимиры Красное Солнышко).
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.
История государства и права России. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «История государства и права России». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Общественный строй Древней Руси
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.
Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
Сословия Московской Руси
На Руси, как и в других феодальных государствах, существовали различные сословия. Многие начали формироваться уже давно, а их права и обязанности менялись со временем.
Царь был самодержцем. Сначала это слово означало независимость — от татарских ханов, от константинопольского патриарха. А в XVII в. самодержавие было уже абсолютной властью в Русском централизованном государстве.
Тех, кто находился на государственной службе, называли служилыми людьми. Служилыми были и бояре, и дворяне, и простые воины, и чиновники — дьяки и подьячие.
Бояре были высшей знатью на Руси. Они владели землей — вотчиной, которую издавна передавали по наследству, от отца к сыну. И на этой земле они оставались полновластными хозяевами. Большинство из них — потомки князей, некогда правивших городами. Но в XVII в. боярство — это высший чин служилых людей по отечеству, то есть по наследству. Они были воеводами, командовали гарнизонами крепостей. Разные люди встречались среди бояр — отважные герои, талантливые полководцы, жестокие господа для крепостных, интриганы, боровшиеся за власть.
Государственные чиновники — дьяки и подьячие — обычно не имели титулов. Дьяки руководили учреждениями: небольшими — «съезжими избами» и крупными — приказами. Приказы напоминали современные министерства. Среди дьяков были очень могущественные люди, влиявшие на государственную политику. Подьячие — младшие чиновники — вели всю бумажную работу. От них зависело благополучие простых людей, и поэтому взятки здесь были обычным делом. Однако все чиновники получали жалование хлебом, деньгами, а иногда и землей.
Купцы были свободными людьми, жили в городах имели собственные дома и дворы. Самых успешных, богатых купцов, оказавших услуги государству, царь жаловал именем гостя. Гости не только могли свободно выезжать за границу, торговать с другими странами и пользоваться немалыми привилегиями, но и выполняли множество обязанностей, например закупали товары для нужд казны.
Церковь на Руси всегда пользовалась огромным влиянием. Московский патриарх обладал немалой властью. Священники были служителями Бога на земле.
Высшее духовенство, особенно служители московских соборов, жили в роскоши, носили богатые одеяния, украшенные золотом, имели множество слуг. Монастыри владели земельными угодьями, где работали крепостные крестьяне. Но простые деревенские священники зачастую были бедны и должны были платить подати, как и крестьяне.
Посадские люди занимались ремеслом и торговлей. Они считались свободными, по с 1652 г. им запрещали переходить из одного посада в другой. Среди них было немало искусных мастеров и мастериц — и кузнецов, и резчиков, и художников, и золотошвеек, и кружевниц. Все они должны были платить тягло — государственную подать.
Крепостные крестьяне не имели прав, кроме одного: в XVI в. они могли перейти к другому хозяину в Юрьев день, осенью, когда заканчивались полевые работы. Бегство было преступлением. Но у крестьянина оставалась надежда — если его не найдут и не схватят в «урочные лета», то он становится свободным. «Урочных лет», разрешенных для розыска, сначала было пять. Потом срок увеличили до 15 лет, а выход в Юрьев день отменили. В 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле — теперь время поиска стало бессрочным. Поэтому крепостные в отчаянии часто бежали к казакам или в леса — к разбойникам и становились гулящими людьми. И только черносошные крестьяне, жившие в Поморье и в Сибири, оставались свободными, но платили большую подать.
Категории населения Руси и их характеристика
Всего получено оценок: 93.
Всего получено оценок: 93.
Социальная структура в Древнерусском государстве IX–XIII веков принципиально не отличалась от Европы того времени. Особенно после принятия христианства в 988 году и создания первого свода законов — Русской Правды — в середине XI века. Для удобства их можно поделить на две большие группы: малочисленная, как правило, городская элита и зависимое от нее большинство, которое занималось обработкой земли или выполняло функции прислуги. Категории населения Руси и их характеристику проходят в школьном курсе по истории 6 класса.
Элита общества
Государством управлял князь и он с 862 года относился к династии Рюриковичей. У племенных союзов были свои князья. Например, в 945 году князь племени древлян Мал выступил против князя Игоря, который пытался собрать больше дани.
Рис. 1. Князь Владимир и его сыновья.
В результате жена Игоря, княгиня Ольга, устроила карательный поход на племенной центр древлян Искоростень. Династия Рюриковичей стала многочисленной уже к 1015 году, то есть к моменту смерти князя Владимира Святого, от которого осталось до 8 наследников. В 1015–1019 годах произошла междоусобная война, победителем в ней стал Ярослав Мудрый. От него к 1054 году осталось еще более многочисленное потомство. Для наведения порядка в престолонаследии князья в перерыве между военными конфликтами проводили съезды. Самым значительным из них стал Любечский в 1097 году.
После смерти Владимира Мономаха и 1125 году и его сына Мстислава в 1132 году наступил длительный период феодальной раздробленности. Его преодоление началось в 1240-е годы из-за монголо-татарского ига. Дело в том, что хан давал один ярлык старшему из князей. Завершилась феодальная раздробленность в основном на рубеже XV–XVI веков при Иване III.
Князя имели хороший для своего времени уровень образования, дружину из нескольких сотен или тысяч воинов, часто конных. Они иногда брали в жены иностранных княгинь и принцесс. У Рюриковичей были династические браки с представителями Швеции, Венгрии, Франции, Англии и Византии. Князь жил в тереме в городе, где занимал престол. Наименее влиятельным князь был в Новгороде Великом, где с 1136 года установилось вечевое правление и ключевыми фигурами во власти стали посадник, тысяцкий и архиепископ.
Князей окружали привилегированные и малочисленные слои общества: старшая и младшая дружина. Первые стали основной для формирования боярских родов. Боярин мог быть воеводой в городе или служить чиновником. Боярство владело землей, на которой трудилось зависимое население. Иногда бояре убивали князей, например, в 1174 году Андрея Боголюбского.
До крещения князей окружали языческие жрецы, а с рубежа X–XI веков появилось православное духовенство. Так, в 1051 году уже появился первый митрополит из русских — Илларион.
Элитой общества считались свободные и относительно богатые купцы, которые вели торговлю с соседними государствами. Позиции купечества были сильны в Новгороде, Пскове и в Галицко-Волынском княжестве.
В X веке князь даже лично собирал налоги, объезжая свои владения осенью-зимой. В летописях оно последний раз упоминается в 1190 году. С 945 года размер дани назывался урок, а место, куда его свозили, — погост. Иногда последний превращался в город, например, Тотьма в Вологодской области.
Средние и низшие категории населения
Помимо этого, к свободным людям относились некоторые земледельцы, ремесленники и духовенство, которое являлось малочисленной грамотной прослойкой общества. Численность городского населения вряд ли составляла менее 5 %. Развитие ремесел на Руси замедляли некоторые факторы: огромные расстояния, набеги половцев, усобицы между князьями, малое количество запасов полезных ископаемых, например, металлов.
Большую часть населения Древней Руси составляли смерды — зависимые от князей крестьяне-общинники. Если смерд брал какую-нибудь ссуду, он попадал во временную зависимость по причине ее отработки. В таком случае он становился рядовичем или закупом. Если он пытался сбежать, то попадал в категорию холопов. Закуп чем-то напоминал зависимого крестьянина из XVII века. Холопы по статусу напоминали рабов. Таковыми могли стать должники, пленники, преступники, дети рабынь.
Кратко основные категории населения Древней Руси, от элиты до зависимых людей, можно представить в таблице:
Статус категории населения Древней Руси
Кто к ней относился
Средний, они были относительно свободными
Свод законов (Русская Правда) дает сведения о штрафах за убийство представителей разных социальных категорий. Например, жизнь смерда, рядовича или холопа стоила 5 гривен. Убийство свободного человека каралось штрафом в 40 гривен. За убийство ремесленника штраф был 12 гривен. На 40 гривен можно было купить 20 коров.
Что мы узнали?
Категории населения на Руси делились на элиту общества, средних, относительно свободных людей и низших, зависимых. К категориям относились: князья, бояре, дружинники, духовенство, купцы, свободные горожане, смерды, холопы, закупы, рядовичи.