следует уделить внимание укреплению следующих навыков по русскому языку
Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся (имеющих трудности в обучении) в основной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа № 94»
учитель русского языка и литературы Левина Елена Дмитриевна
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ (ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ) В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Одной из актуальных проблем является проблема неуспешности учащихся в учебной деятельности. В ситуации предъявления к учреждениям образования со стороны государства новых требований все большую актуальность приобретает необходимость решения данной проблемы.
Причины школьной неуспешности различны:
проблемы в развитии психических познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления);
нарушения письменной и устной речи (элементы разных видов дисграфии и дислексии, дизорфография);
нарушения регулятивных функций, несформированность самоконтроля, волевых процессов;
отсутствие учебной мотивации;
несформированность навыков и приемов учебной деятельности, целеполагания, этапности деятельности;
несформированность УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
большие пробелы в знаниях.
В общеобразовательных школах обучение ведется по общеобразовательным программам. Обучающиеся должны освоить стандарт основного общего образования, в т.ч. по русскому языку. Условием получения аттестата об основном общем образовании является сдача ОГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике. Обучающиеся, имеющие вышеперечисленные проблемы, осваивающие общеобразовательные программы испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из этого, работу по формированию и коррекции базовых знаний по русскому языку в основной школе необходимо построить с учетом психологических особенностей обучающихся. Для коррекции и формирования базовых знаний по русскому языку, общеучебных умений и навыков необходимо использовать методы и приемы, наиболее соответствующие психолого-педагогическим особенностям обучающихся, специфике протекания психических процессов: особенностям мышления, памяти, внимания, восприятия и переработки информации.
Особенности работы с обучающимися основной школы, имеющими трудности в обучении:
начинать коррекцию необходимо с того уровня, где произошло «западание»;
обучающимся требуется особая подача и структурирование учебного материала:
Разбивка материала на «порции»
Упрощение и адаптация учебного материала
Повторение связанного базового материала
Укрупнение и объединение дидактических единиц
Показ лингвистических закономерностей
Использование опорных схем, алгоритмов, инструкций
Напоминание способов действия
Включение дополнительных разъясняющих моментов
Использование на уроках разные видов деятельности
обучающимся требуется не только восполнение школьных знаний, формирование общеучебных навыков, но и тренировка ВПФ (концентрации, устойчивости, распределения, объема, переключения внимания; словесной, зрительной, моторной, слуховой памяти, словесно-логического мышления);
Эту работу можно построить по двум направлениям:
Подбор специальных заданий, способствующих развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления;
Разработка заданий, сконструированных по типу специальных, на основе лингвистического и программного материала.
1. Развитие внимания
Корректурные пробы (гласные, корни с чередованием, суффиксы причастий и деепричастий и т.п.)
(Ответ: слова с чередующимися гласными в корне: загорать, заря, растение, собирать, зарница, склонение, уравнение, расстилать, вымокнуть, растереть, выжигать, замереть, поклониться, блестеть)
Лабиринты, путаные линии (прочти текст и, пройдя лабиринт, найди его заглавие, ключевую фразу) и т.п.
Таблицы Шульте (по заданным параметрам собери слова на определенную орфограмму) и т.п.
Отыщи слова (например, с определенной орфограммой), спрятанные среди букв.
2. Развитие слуховой памяти
Использование методики 10 слов А.Р. Лурия
Повторение цепочек слов в прямом и обратном порядке
«Зарисуй» фразу и повтори
При выполнении упражнений объем наращивается от раза к разу.
Приемы тренировки памяти, которые можно использовать при подготовке к изложениям, диктантам
Запоминание текстов с Цицероном:
а) размечаем текст на небольшие участки, каждый из которых нам доступно запомнить;
б) в каждом выбираем несколько смысловых «опорных» слов;
в) придумываем образ из полученных слов и связываем с порядковым номером участка.
Вспоминаем в обратном порядке:
в) по номеру участка вспоминаем образ;
б) по образу — опорные слова;
а) по опорным словам вспомнится весь текст.
3. Придумывание историй
Например, необходимо запомнить словарные слова. Нужно составить небольшую историю, в которой будут упомянуты все предметы.
Обучение приемам работы с текстами, облегчающие его запоминание (дифференциальный алгоритм чтения)
Разделить на части, озаглавить их (план)
Выделить ключевые слова
Дать толкование непонятных слов
Вычеркнуть «лишнюю» информацию
Выбрать слова-сигналы, помогающие запомнить информацию
Составить вопросы, ответить на них
Составить мнемо-запись текста
3. Развитие словесно-логического мышления
3-ий (4-ый) лишний (все разделы курса русского языка)
1. Стари(нн,н)ый, карти(нн,н)ый, пчели(нн,н)ый
2. Тире, запятая, дефис, точка
Установите порядок (слов в предложении, частей в тексте)
4. Работа по формированию и коррекции орфографических навыков. Дизорфография
Многие учащиеся 6-9 классов (до 70 %) имеют смешанную форму дисграфии.
Несформированность языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, а также зрительно-пространственных представлений предопределяют нарушение усвоения большинства орфограмм.
Это выливается в такое нарушение, которое в последние 10 лет называют дизорфографией.
Количество (в %) письменных работ обучающихся 7 – 9 классов с дисграфическими и орфографическими ошибками:
Звукобуквенный анализ слов
Понятие «слабой позиции звука»
Ознакомление с принципами русской орфографии
Выработка умения определять «слабую» позицию звука
Выработка умения соотнесения «слабой» позиции звука с видом проверки
Систематическое повторение орфографических правил
Обучение морфемному и морфологическому анализ слов при решении орфографических задач
«Слабая» позиция звука + часть слова
Напр.: безударная гласная в корне
«Слабая» позиция звука + часть слова + часть речи
Напр.: правописание приставок, суффиксов и окончаний в разных частях речи
Орфограммы сильных позиций
Напр.: о – ё после шипящих и ц
Работа с грамматическими категориями
Анализ «искусственных текстов»: фраза Л. Щербы, стихотворение Л. Кэрролла, лингвистические сказки Л. Петрушевской
Показ грамматических закономерностей (универсальные окончания глаголов, слов-признаков (прилагательных, причастий, числительных, местоимений), суффикс л как маркер прошедшего времени глаголов, окончание а как частотный показатель женского рода, суффиксы причастий и деепричастий и т.п.) Формирование на этой базе морфологических дифференциаций.
Сколько самостоятельных частей речи в этой фразе?
Подумайте, где «прячется» подлежащее, где скрыто сказуемое.
Докажите, опираясь на анализ окончаний:
— какие части речи использованы в конце предложения? Докажите.
— Придумайте предложение с названными параметрами, запишите.
(Например: Ребята пришли к другу и принесли долгожданную интересную книгу.)
5. Использование средств наглядности
Т.к. большинство обучающихся являются визуалами, а также наиболее развитым у них является наглядно-образное мышление, на уроках необходимо как можно больше использовать разнообразных средств зрительной (графической, изобразительной), слуховой и зрительно-слуховой наглядности.
Работа с разрезными примерами:
(Лото «Прямая речь», «Образуй причастия»)
1) Буквенно-звуковая мнемоника (наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
7. Обучение обучающихся способам представления информации в различных видах:
Преобразование информации из одного вида в другой.
8. Использование на всех этапах обучения средств ИКТ
как средства зрительной, слуховой, зрительно-слуховой наглядности
Применение разнообразных приемов коррекции и формирования базовых знаний, общеучебных навыков дает положительный эффект.
Приемы, примеры которых изложены выше, позволяют максимально включить обучающихся в процесс обучения.
Использование наглядности, средств ИКТ, «необычность» заданий повышают мотивационную сторону деятельности обучающихся.
Список использованной литературы
Князева Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2004
Коновалова Л.В., Криволапова Н.А. Учимся учиться, размышлять, исследовать: Программа кружка.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007
Логопедия в школе: Практичекий опыт /Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Идательский центр «МарТ», 2005
Меттус Е.В. Логопедические занятия со школьниками: Кн. для логопедов, психологов, социальных педагогов /Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006
Учимся учиться: Методическое пособие ЕШКО по эффективному усвоению знаний. – Европейская школа корреспондентского обучения, 2006
Учись учиться: Элективный курс: Программа подготовлена коллективом специалистов Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения школьников г. Ярославля под руководством директора Ю.В Гоголева и в составе О.Ю. Камакиной и Е.В. Кулаевой. – Ярославль, 2010
Формы и методы работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы и методы работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Я считаю: чтобы учащиеся добились успеха на экзамене, нужна работа в целом всего коллектива школы. Сюда, на мой взгляд, входят:
слаженная система уроков русского языка и серьёзная подготовка по этому предмету;
качественное проведение уроков литературы, литературного краеведения, обществознания, истории, МХК;
серьезная работа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе;
хорошая организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;
активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;
продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.
Чем лучше в школе будет реализована вся эта программа, тем выше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Остановимся на первом пункте и раскроем основные моменты, связанные с системой подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Не секрет, что на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 85-95 % заданий, не добирают 2-5 баллов до 100 баллов. Почему?
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Отсутствие навыков решения заданий первой части КИМа. Пробный ЕГЭ проблему не решает;
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;
Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ’ов;
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Можно ли исправить ситуацию? Можно и нужно это сделать
Считаю, что существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:
обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе,
специальная системная подготовка к ЕГЭ.
Успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен.
Поэтому учитель обязан учиться:
посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
перенимать опыт у других учителей, и такие учителя у нас в районе есть;
быть активным на заседаниях РМО, а также в межсекционный период;
изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация (даже если учитель работает не в средней, а в основной школе);
знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
уметь работать с Интернет-ресурсами;
работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.
НАЗОВУ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
— чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).
Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов.
Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся то исследователями, то открывателями, то учителями. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.
— при изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ
Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям.
В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению первой части в системе подготовки к ЕГЭ.
Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при решении олимпиадных заданий.
— организация систематического повторения пройденного
Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.
— каждый урок (по возможности) вести работу по орфоэпии, лексике.
Использую карточки, созданные для каждого класса, презентации. Обычно это происходит так: на уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10-15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через пару-тройку уроков каждый ученик самостоятельно выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же карточку по много раз. В кабинете каждый год обновляется стенд, освещающий трудные вопросы ЕГЭ, региональных экзаменов по русскому языку, орфоэпический минимум имеется на стенде. Работе по лексике способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке.
— для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ
Тестовые формы контроля с 5-го класса. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса.
— в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ.
Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.
На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую много письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкают к такому режиму работы. Таким образом, на уроках литературы мы тоже много пишем. Умение интерпретации, анализа текста необходимо как на ЕГЭ по русскому языку и литературе, так и при выполнении олимпиадных заданий.
Сочинения по литературе мои дети не списывают с Интернета или сборника «Тысяча лучших сочинений», они заинтересованы в том, чтобы научиться писать самим. И за это им большое спасибо.
при подготовке к написанию сочинения (2-я часть КИМа) тоже необходима системность в работе:
с 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию;
учить составлять свой банк аргументов (определение проблем, поднятых автором в тексте изучаемых произведений, записывается в отдельную тетрадь);
учить вести читательский дневник (начинать вести читательский дневник следует уже с пятого класса, записывая туда всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё). Это способствует формированию читательского опыта учащихся, является подспорьем при выборе аргументов в сочинении;
вести поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.
В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я учитываю при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение, работа со словарем и др.) или выступают в роли консультантов, помощников.
Олимпиадное задание в русле определенной темы – обязательное домашнее задание для сильных учащихся, для всех остальных – по желанию.
— организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося)
Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Учитель обязан систематически проверять рабочие тетради, выполненные учеником карточки, творческие работы и т.д.
Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий, умеют выполнять задания первой части КИМа. В 10-11 классе остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.
В старшей школе система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя:
Уроки русского языка в 10-11 классах.
Формат ЕГЭ требует от учителя изменений в рабочей программе: увеличены часы на систематизацию знаний по лексике, орфографии, морфологии (10 класс), на систематизацию знаний по синтаксису и пунктуации (11 класс), введен блок «Проблемный анализ текста» (10-11 классы).
Отдаю предпочтение мультимедийным урокам.
Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, спроектированные на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.
Современность и актуальность учебного материала.
Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
Эстетичность и наглядность.
Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
Обучение через игровую или практическую деятельность.
Повышение интереса учащихся к учёбе.
Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы.
Я использую простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной теме я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал. Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, некоторым ученикам то или иное задание надо решить по алгоритму 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость.
Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.
Репетиционные курсы в 10-11 классах.
Индивидуальная работа включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений (в 11 классе обязательным для учащихся является создание одного сочинения в неделю), работу со слабоуспевающими учащимися.
К индивидуальной работе с учащимися отношу онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.
Онлайн-консультации провожу при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы только начинает развиваться в нашей школе, но у нее, безусловно, большое будущее.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что данная система эффективна.