славяно горицкая борьба история
Славяно-горицкая борьба
Славя́но-го́рицкая борьба́ — вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырёх видов и двенадцати базовых стилей, объединённых общим названием.
Славяно-горицкая борьба — авторская система, разработанная А. К. Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян [источник не указан 832 дня] и ряда европейских боевых искусств. Основная задача системы — подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооружённых) и т. д.
Базовые стили
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Славяно-горицкая борьба» в других словарях:
Спорт в Йошкар-Оле — Айкидо в Йошкар Оле … Википедия
Рукопашный бой. «Русский стиль» — «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия
Рукопашный бой. Русский стиль — «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия
Русбой — «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия
Боевые искусства в Белоруссии — В Белоруссии занимаются следующими видами боевых искусств и единоборств. Содержание 1 Бокс 2 Греко римская борьба 3 Вольная борьба … Википедия
Русский стиль (боевое искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский стиль (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Направление (кэмпо) — Обычно в кэмпо выделяют несколько направлений. Спортивное – главной целью являются соревнования. Это Бокс, Вольная, Греко римская борьба, Дзюдо, Кикбоксинг. Прикладное различные системы самообороны, армейские прикладные системы. Смесь… … Википедия
Славяно горицкая борьба история
Во славу рода твоего
История пишется дважды: сначала – неумолимым временем по пергаменту бытия, потом – рукой летописца. В одном случае перед нами сам факт, в другом – его изложение. Излагать, как известно, можно по-разному. Иное изложение ставит в укор истории реальное событие, замалчивает его, изводит из памяти народной. В предлагаемом повествовании вы столкнетесь с многоголосием суждений и оценок во имя поставленной цели – поиска пути. И действительно, чего бы стоили эти записки, если бы суть их уже изначально определялась некой идеей, а содержание – соответствующими доказательными штампами? У меня есть выбор: либо настаивать, как делает большинство исследователей, на объективности своих изысканий, либо, напротив, скромно ссылаться на собственную точку зрения. Так вот, содержание книги – это авторская позиция.
Итак, начнем. Не задумывались ли вы, что такое понятие, как боевое искусство, неразрывно с историческим портретом самого народа? Понятие это, ныне столь узнаваемое благодаря прижившимся у нас восточным единоборствам, – всегда составная часть национальной культуры, можно даже сказать – ее мерило и символ. Потому наше углубление в отечественную историю небезосновательно. Оговорюсь: датировка возникновения боевого искусства – чистейший абсурд. Ведь как принято считать, первое упоминание в источниках определяет и летосчисление. Так, отечественный состязательный бой отмечен пером летописца под 993 годом. Но ведь культура формируется пропорционально развитию человеческого общества, и возникновение ее как явления нельзя связывать с конкретным историческим событием.
У культуры есть этапы становления, этапы взлета и упадка. Потому некоторым цинизмом отдает от православных восклицаний – 1000-летие славянской культуры! 1000-летие славянской письменности, 1000-летней славянской архитектуры!… Кстати, что касается архитектуры, следует напомнить: Русь VIII – IX веков, то есть задолго до Владимира-крестителя, скандинавами именовалась Гардарикой, или Страной городов. Культовые же постройки, помимо шатровой архитектуры с ее массивными каменными храмами, удовлетворились, главным образом, языческой формой в виде фаллического столба с округлой крышей. По поводу письменности тоже промашка вышла – церковники спутали славянскую письменность с церковнославянской, которой действительно тысяча лет. Так одним махом российская история потеряла несколько тысячелетий.
Но вернемся к боевому искусству. Понять его самобытность, идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства можно, лишь вскрыв прямые исторические связи с самой этнокультурой.
Русы: миф или этнос?
Исследователи ворожат над этим вопросом уже не одно столетие. Объективная оценка здесь уступает идеологическому спаррингу между норманистами и славянистами. Суть спора сводится к оценке роли варягов в формировании восточнославянской государственности.
В XVIII веке группа ученых немецкого происхождения, идейным вдохновителем которой был А.Л.Шлецср, в русле пангерманистской идеологии развивала теорию неспособности славян к государственному самоуправлению. Она высвечивала как бы неполноценность славян, их природную подчиняемость германской воле. К слову, влияния теории не избежали и Н.М.Карамзин, и С.М.Соловьев, и В.О.Ключевский. Подтверждение своим выводам отцы норманнской теории 3.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер черпали, «естественно, из русских летописей». Но история пишется дважды, и монах-летописец, рукой которого водила чужеродная христианская идеология, оказал неоценимую услугу будущим толкователям истории. Именно противопоставление «просветленного» христианского бытия языческому, народному, «темному и дикому» с точки зрения противоборствующей идеологии, определило образ славянских народов. Понятие же «призвание варягов» весьма вписывалось в идею привнесения власти извне (исполнительная, княжеская власть – от варягов, духовная – из Византии).
В противовес норманнистской теории появилась так называемая славянская, которая отрицает роль варягов в государственном строительстве восточнославянской Руси, возвеличивает роль народа (а не отдельной личности), историческом процессе, доказывает невозможность привнесения государственности извне. Славянская теория также базируется на норманнском происхождении варягов, что опять же уязвляет ее. Как в первом, так и во втором случае довлеет идеологическая установка, при которой «доказательства подгоняются под заранее сделанный вывод. По словам В.И.Паранина, выяснение истины в этом споре так же далеко, как и два века назад. Обе концепции оказались тупиковыми, и поэтому следует говорить не о торжестве истины, а о кризисе науки в данной области. (Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. – Петрозаводск: Карелия, 1990, с. 9.)
Впрочем, варяги – всего лишь часть вопроса Происхождения, часть, в определенном смысле независимая от самого распознавания Руси. Что такое Русь? Если это этнос, то где он локализован, почему распался и имеет столь обширную географию, в чем отличие его культуры и языка, например, от славян? Если этноним (племя), опять же чем вызвана такая рассеянность (смотри карты); чем объясняется использование им не только разных диалектов, но и разных языков (славянского, скандинавских); чем вызвана вживаемость в разные этнические группировки (шведскую RHOS и восточнославянскую РУСЬ)? Попытаемя ответить.
Во-первых, определим изначальное понятие, обозначенное этим термином. На санскрите, языке неолитической Европы, arusa означает «(красный)». Вот один из ведических образов, сформированный в тесном единстве с понятием «(красный)» – Рудра (в славянском язычестве ему соответствует Руевит). Цитирую по Мифологическому словарю (М., изд-во «Советская Энциклопедия», 1991): «Живет он на севере… юн, быстр, силен, неуязвим; он улыбается, как солнце, вместе с тем он свиреп и разрушителен, как ужасный зверь, он – „красный вепрь неба“. У него колесница, в руке – молния или палица, лук или стрелы… Рудра возник на индо-арийской почве». Перед нами образ бога-воина.
Вспомнил я Рудру не случайно, как не случайна и связь с красным цветом. Именно он использовался русскими дружинами как основной в окраске щитов, стягов, парусов на ладьях. Отсюда, собственно, и славянское название Понта Евксинского – Чремное море (а не Черное, каким оно стало после реформации языка. Вспомните известный спор о цвете княжеского стяга на Куликовом поле). Название это связано с опознавательным цветом русского флота – основой походов на Византию в Х веке. Многотысячные отряды кораблей под красными парусами с красными, от выставленных щитов, бортами представляли единую движущуюся массу. (Еще в VIII веке византийский хронист Феофано (ум. в 817 г. ) упоминает русские хеландии– корабли). Красный цвет в языческой символике означает воинское начало, белый – жреческое, золотой – княжеское, царское, черный – демоническое. Попробуем проследить, как переплетается в смысловом отношении «воинское начало» с общеарийским корнем «рус» и, соответственно, красным цветом, на примере современных английских, французских, немецких и испанских слов:
* англ. —Roast – варить, жарить, обжигать; Russet – бурый, рыжий; Roster – военный порядок; Rousing – возбуждающий, сильный, жестокий; Crush – разрушать (сравнительное сходство с русским «крушить» – «крошить»);
* франц. —Rotir – жарить, жечь, палить; Rosser – бить, колотить, отдубасить; Rouge – красный, злой; Rush – стремление, натиск, напор;
* немец. —Rosten – жарить, сушить, обжигать; Rustung – вооружение; Rustigkeit – бодрость, здоровье;
* испан. —Rostir – жарить, греть; Rosguero – задира; Rusiente – раскаленный; Rostro a rostro – лицом к лицу; Rugir – рычать, воинственно кричать (сравните с русским «рыцарь» – рыкарь, рыкать).
Борьба славяно-горицкая: исторические факты, обучение
Славяно-горицкая борьба – это вид боевого искусства и спортивного единоборства, включающего в себя четыре основных вида и двенадцать базовых стилей, которые объединены одним общим названием. Главная цель системы – подготовка универсального бойца, способного сражаться в любых условиях и по любым правилам.
Предыстория
Первые славянские школы боевых единоборств появились в 3 веке до нашей эры. То есть бойцовские традиции на Руси насчитывают многовековую историю. Параллельно с боевыми видами единоборств развивалась и развлекательная, игровая народная традиция. При явном различии, между данными направлениями всё же существовала взаимосвязь: народная забава считалась базовой школой для подготовки будущих воинов.
Самым древним видом борьбы считается медвежья. Она практиковалась ещё в дохристианскую эпоху, когда медведя считали защитником рода и относили к категории тотемных животных. Считалось, что ритуальные схватки на полях отгоняли злых духов от посевов. Медвежья борьба породила такие виды состязательной культуры, как состязания на вороток, в крест, в схватку, в охапку и т. д. Потом стала очень популярна борьба на поясах, которая сейчас является официальным видом спорта.
Особое место в истории отечественных боевых искусств занимали ярыги, или берсерки (были и у индоевропейских народов). Эти воины-одиночки с лёгкостью могли противостоять целому вражескому отряду. Находясь в состоянии аффекта, они не испытывали страха, не чувствовали боли и были гораздо выносливее обычных бойцов.
Основатель системы
И вот в начале 80-х годов появилось новое единоборство, которое придумал Александр Белов: славяно-горицкая борьба. В давние времена на курганах погибших в бою воинов совершались обрядовые поединки. Они назывались горицы. Отсюда и произошло название единоборства. Александр Константинович долгое время изучал народные предания, игрища и обряды, участвуя в экспедициях по разным регионам Севера, Сибири, Перми, Урала и Центральной России. Основной материал Белов собрал благодаря переписке и личным встречам с людьми, берегущими и соблюдающими национальные традиции. Они являли собой настоящий кладезь знаний и полезной информации. Что же касается исторических документов, то в них почти не упоминаются поединки, так как церковь считала их языческой традицией.
Многие думают, что существующее сейчас единоборство и есть доподлинно воссозданная славяно-горицкая борьба. Белов так не считает. Основатель системы придумал её, скомпоновав приёмы из разных видов русской борьбы, и модифицировал всё это в соответствии с современными реалиями.
Виды боя
Славяно-горицкая борьба (обучение занимает несколько лет) включает в себя четыре основных вида боя:
Комплекс боевых действий, совершаемых в стойке на протяжении длительного времени. Победа достигается благодаря хорошей технике, а на физической силе. Классический бой целесообразно применять против представителей других школ единоборств, когда по каким-то причинам невозможна борьба в партере.
Комплекс технических действий при проведении боя без правил. Для участия в тотальном поединке нужна определённая техническая подготовка, акцент в которой делается на ведение боя с представителями различных единоборств. Например, славяно-горицкая борьба против каратэ, кикбоксинга, самбо, дзюдо и т. д.
Армейский комплекс, созданный для ведения рукопашного и огнестрельного боя на коротких дистанциях. Включает в себя: плавательную и огневую подготовку; специальные приёмы перемещения и контроля окружающего пространства; навыки владения холодным оружием; искусство выживания в экстремальных ситуациях.
Базовые стили
Славяно-горицкая борьба (в Москве и других российских городах) предполагает обучение 12 стилям:
1. Подол – бой исключительно ногами. Руки используются только для защиты. Удары и способы передвижения заимствованы из европейских единоборств (фольдерскал, пуринг, сават, шассон), рукопашного боя и славянских плясок.
3. Коромысло – стиль с высоким темпом ударов руками и ногами, который достигается за счёт особой пластики и инерции. Это существенно экономит силу бойца.
4. Позем – стиль комплексного боя на земле с применением удержаний, переворотов, заломов, ударов, а также удушающих и болевых приёмов.
5. Уклад – комбинирование нескольких видов борьбы. Включает приёмы для тотального боя и наработки русских исторических школ.
6. Пята – помогает овладеть навыками драки в специфических условиях: на скользком покрытии, в темноте, при численном превосходстве и т. д.
7. Свиля – система приёмов для уклонения от захватов и ударов противника. Помогает сформировать у бойца пластику движений для лёгкого уклонения от вражеских атак.
8. Гибкие перестроения – тактические уловки и маневрирование с учётом стереотипных движений противника, характерных для того или иного вида единоборств.
9. Грудок – стиль боя с противником, который превосходит вас физически (по силе, весу, росту).
10. С-42 – это уже не борьба славяно-горицкая, а её разновидность, адаптированная к боевым действиям в реальных условиях. Состоит из комплекса наиболее результативных технических приёмов, специальных навыков выживания и способов ведения партизанской войны.
11. Клинковый бой – в основу этой системы легло ножевое троеборье (боевая техника в перемещении, метание ножей и свободная схватка).
Соревнования
Борьба славяно-горицкая – совсем молодое единоборство. Первый Всесоюзный семинар по этой дисциплине прошёл в 1991 году в Кинешме. Чемпионаты России, а также областные и городские соревнования стали регулярно проводиться с 1994 года. В 1996 году Александр Белов основал Российскую Федерацию славяно-горицкой борьбы, которая объединила сеть региональных союзов, клубов и спортивно-методических школ. Клуб «Сварог» является центральной школой. Каждый год составляется рейтинг лучших бойцов России. У федерации есть официальный сайт с массой полезной информации. Там можно узнать, где проводится обучение в конкретном городе. Для этого нужно просто выбрать соответствующий раздел, к примеру, «славяно-горицкая борьба в Липецке».
Правила проведения состязаний. Общие положения
Соревнования по всем описанным выше стилям проводятся по почти одинаковым правилам, за исключением грудка. Главный принцип – максимальная реалистичность при минимальных ограничениях на используемую технику.
Площадь ринга должна быть не меньше 36 кв. м. Для огневого боя этот показатель равен 50 кв. м.
Славяно-горицкая борьба в соревновательном варианте предполагает наличие экипировки. Во всех видах состязаний (кроме огневого и клинкового боя) она состоит из капы, защитного шлема и перчаток, которые позволяют как наносить удары, так и проводить броски. При желании спортсмена, на него надевают защитные протекторы, а по взаимной договорённости участников могут применяться приспособления для защиты предплечий, локтей, ног и коленей. В разряде «подол» можно использовать ручной щит площадью 1 кв. м.
На ногах участников должна быть лёгкая спортивная обувь. Что касается одежды, то лучше выбрать специальный костюм, не стесняющий движений.
Хронометраж
Бои в разрядах «Клинковый бой», «Подол», «Радогора» проходят за один 5-минутный сход. В разрядах «Тотальный поединок» и «Классический бой» время одного схода – 30 минут (у юниоров – 15 минут). Остановка времени осуществляется исключительно для оказания помощи пострадавшему спортсмену. У «Штурмового боя» 10 десятисекундных сходов. В «Огневом бою» на стрельбу отводят 10 секунд, а на поединок – 10 сходов.
Весовые категории
Борьба славяно-горицкая до 2003 года не имела весовых ограничений. В 2004 году в разряды «Подол» и «Радогора» ввели категории в соответствии с типом сложения:
В остальных стилях соревнования проходят без учёта роста и веса бойцов.
Нарушение правил и запрещённая техника
Славяно-горицкая борьба (уроки демонстрируются на семинарах) имеет ограничения по допустимым приёмам. Но все они минимальны и связаны с особенностями конкретного стиля. Например, в «Радогоре» запрещены удары ногами, а в «Подоле» только ими и можно атаковать. На разрешённые правилами техники не распространяются ограничения по жёсткости и по областям нанесения ударов.
Запрещено: кусаться, царапаться, бить по позвоночнику и в пах, уклоняться от поединка, разговаривать во время схватки, наносить удары после остановки боя и т. д. Также запрещается снимать защитное снаряжение во время поединка. Не допускается некорректное поведение по отношению к судьям и сопернику.
Судейство
В соревновательном варианте славяно-горицкая борьба, отзывы о которой в основном положительные, предполагает наличие судей. Судейское вече состоит из трёх человек. За технические действия участники поединка получают баллы. Начисление происходит на основании внешней убедительности, технической чистоты и правильности нанесённого удара. Снимают баллы за несвоевременные, неэффективные и неумелые оборонительные действия. По оценкам, выставленным вече, главный судья присуждает участнику боя победу (поражение), но не участвует в выставлении оценок за технические действия.
Определение победителя
Во всех стилях (кроме огневого и клинкового боя) возможны три исхода поединка:
В штурмовом и классическом бое за каждый проведённый поединок спортсмену начисляют от 1 до 5 баллов. Это выявляет сильнейшего участника по результатам двух схваток.
Баллы рассчитываются так:
Поражение (при победе с преимуществом или чистой победе) – минус 3.
Поражение при техническом или физическом преимуществе соперника – минус 2.
Победа физическим превосходством – 1.
Победа техническим превосходством – 2.
Победа по общим показателям – 3.
Победа с явным превосходством – 4.
Если итоговые показатели побед одинаковые, то судьи учитывают очки за поражение. Каждое предупреждение о нарушении правил, полученное участником в ходе поединка, снижает показатель его победы на одну ступень.
Действия бойцов оцениваются судейским вече по следующим параметрам:
Огневой бой
Тройной и одиночный выстрел – вот две версии, которые включает в этом разряде славяно-горицкая борьба. Русская профессиональная драка – это, конечно, хорошо, но бывают ситуации, когда нужна поддержка огнем.
После команды судьи «Кон!» участники выходят на площадку и пытаются поразить противника с любого расстояния (но не меньше, чем 5 метров). На это отводится определённое число выстрелов. В ходе боя допустимы любые способы передвижения (включая акробатические трюки, перекаты, кувырки, прыжки, бег и шаг). Можно применять стиль «Свиля».
В огневом бою существует собственная система оценок:
Победитель определяется путём суммирования баллов по всем произведённым выстрелам. Чистая победа (досрочное прекращение боя) засчитывается, если участник получает высший балл. Победа с преимуществом признаётся при получении 2 средних баллов. Техническая победа – это 3 низших или 1 средний балл. При равенстве средних или высших баллов признаётся обоюдный проигрыш участников. Ничья возможна при взаимном промахе противников или при наличии у них пары низших баллов.
География единоборства и развитие
В данный момент этот вид единоборства очень активно продвигается в городах России. На книжный рынок выходит много тематических изданий. Например, Андрей Геращенко написал книгу о том, как развивается славяно-горицкая борьба в Витебске. Но территорией РФ дело не ограничивается. Борьба славяно-горицкая уже вышла за пределы нашей страны. Она есть в некоторых странах СНГ (Украина, Белоруссия и др.) и дальнего зарубежья. Например, в Италии на регулярной основе проходят семинары, в Японии сняли учебный фильм, а в Болгарии проводятся чемпионаты.
Рубрика: Славяно-Горицкая Борьба
Журнал «Кулачный боец»
обложки журнала Кулачный боец
Мы свободны в своём выборе ровно настолько, насколько это позволяют обстоятельства. (Теткоракс)
Малоизвестный журнал про боевые искусства под названием «Кулачный боец» — выпускавшийся с 2002 г. и по всей видимости по 2006 г. Федерацией славяно-горицкой борьбы России ООО ОНИЦ «Здоровье народа». Читать далее
Славяно-горицкая борьба — «Кулачный боец»
эмблема славяно горицкая борьба
ДОЛЯ – НЕДОЛЯ, А КОРОМЫСЛО УВЕСИТ.
Полная версия видеоролика про разминку в Славяно-горицкой борьбе — оказывается этот ролик лишь часть почти часового фильма о технике Славяно-горицкой борьбы под броским названием — «Кулачный боец». Читать далее
Славяно-горицкая борьба — Соревнования
эмблема славяно горицкая борьба
НЕТ ПРЕГРАД БОРЕЮ, КОЛИ СВЕТО ЧТИШЬ.
Славяно-горицкая борьба — «С-42»
эмблема славяно горицкая борьба
ГУЛЯЛ ВЕТЕР В ПОЛЕ, СВИЛА ВОЛЯ ДОЛЮ
При написании статьи про состав Славяно-Горицкой Борьбы — заинтересовало название — «С-42». Читать далее
Состав Славяно-Горицкой Борьбы
эмблема славяно горицкая борьба
РОДИВШИСЬ В УЗРЕ, НЕ ПРОПАДЁШЬ В УЗДЕ
В продолжение предыдущей статьи — оригинальный, так сказать, «Состав Славяно-Горицкой Борьбы» (согласно официального сайта «Славяно-Горицкой Борьбы»). Читать далее
Славяно-горицкая борьба — Структура и виды боя
эмблема славяно горицкая борьба
НЕ В ВЕЗЕНЬЕ ПРИБЫЛЬ. А В ПРЕИЗБЫТКЕ ВЛАС.
Как оказалось, славяно-горицкая борьба, в отличие от других видов боевых искусств обладает достаточно четко установленной структурой как техники так и системы в целом. Читать далее
Славяно-Горицкая Борьба — Обучающие материалы
эмблема славяно горицкая борьба
ПО ЧАРЕ ИСТИНА, А В ПРОСТОДУШЬЕ – МУДРОСТЬ
Оригинальнейшая и очень популярная в 90-е годы система рукопашного боя под названием «Славяно-Горицкая Борьба». Читать далее
Славяно-Горицкая Борьба — Разминка
эмблема славяно горицкая борьба
Хоть рыло в грязи, да наша взяла.
Русская народная поговорка
Видеоверсия разминки Славяно-горицкой борьбы — конечно не такая крутая как разминка опубликованная в 1990 г. в журнале «Спортивная жизнь России» — но и между тем. Читать далее
Разминка
Был опубликован в 11 номере журнала «Спортивная жизнь России» за 1990 г. а на фото по всей видимости — молодой Александр Белов — создатель славяно-горицкой борьбы. Читать далее
ПОИСК по сайту
Рубрики
ТРАНСЛЯЦИИ ПО ВИДАМ СПОРТА:
Свежие комментарии
Рубрики
© 2014-2021 Система реального рукопашного боя