скульптуры на площади революции история
Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко «встала на ноги». И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.
Алексей Диомидович Никитенко
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Молодой офицер служил на многих военных кораблях в качестве командующего боевыми частями. А после гибели эсминца «Сокрушительный» в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.
Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.
Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.
Пограничник с собакой
Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно не известно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге.
Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.
Студент с книгой
Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.
Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.
Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.
И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.
Узнать еще больше о малоизвестных фактах отечественной войны вы можете в обзоре: Врукопашную против фашистов: подвиг 500 пограничников и 150 боевых псов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чудо-статуи на станции метро Площадь Революции
Даже в сумасшедшем ритме Москвы люди продолжают мечтать и верить в чудеса. Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям некоторых статуй, то сбудется загаданное желание.
Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.
Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.
Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит». Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.
Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице. Какая именно туфелька волшебна, никто точно не знает. У некоторых статуй натерты до блеска обе.
Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска. Но коренные москвичи говорят, что по-настоящему помогает только одна собака! Вот только какая именно…
Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.
Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…
Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.
Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…
Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.
После длительных поисков нашла информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.
Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.
Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки и ботинки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.
Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.
Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.
Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.
Матрос-сигнальщик помогает исполнять самые несбыточные мечты. Для этого трут сигнальные флажки в руках матроса. Почему это так? Может потому, что позировал для статуи простой матрос-сигнальщик линкора «Марат» Олимпий Рудаков, который впоследствие стал контр-адмиралом и танцевал с королевой Елизаветой II во время ее коронации.
Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…
Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!
Бронзовая летопись Страны Советов
История станции метрополитена «Площадь Революции»
Одна из наиболее впечатляющих станций московского метрополитена была открыта 13 марта 1938 года. Свое название она получила в честь площади, на которую выходила. По многочисленным версиям, самой площади имя досталось в память о Февральской революции 1917 года.
Как создавалась «Площадь Революции»
В 1934 году на конкурсе проектов будущей станции победил архитектор и градостроитель Алексей Душкин, чье имя прочно связано со строительством метро, а работы признавались одними из лучших в стране. Первоначально облик станции был иным — не предполагалось никаких статуй, вместо них планировалось сделать барельефы на революционную тематику. Однако ни один из представленных вариантов Душкину не понравился. Именно тогда было решено обратиться к скульптору Матвею Манизеру, который и предложил украсить станцию композицией из бронзовых фигур, объединенных темой революции, Гражданской войны и мирного довоенного времени. Однако архитектор идею не поддержал. По его мнению, предложенный дизайн был больше характерен для зала Пушкинского музея, чем для станции метрополитена. Душкин писал: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно». Однако начальству идея Манизера понравилась, и он незамедлительно приступил к работе.
Вместе со своим коллективом художник разработал серию эскизов скульптур, из которых были утверждены 24 темы для фигур, а реализованы только 20 — на станции 40 арок, в каждую из них предполагалось установить по две бронзовые фигуры. Всего скульптур 76: восемнадцать образов повторены в четырех одинаковых статуях, две — только дважды. Скульптуры в хронологическом порядке показывают события с октября 1917-го до момента установки композиции в декабре 1937 года.
Чтобы разместить в арках фигуры, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Это вызвало возмущение у чиновников и множество саркастических шуток у простых граждан, говоривших, что композиция в точности изображает советский народ, который или «сидит», или стоит на коленях. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов больше не возникало.
Начиная от западного эскалатора станции, две арки посвящены теме Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны — в них располагаются скульптуры красногвардейца с гранатой и солдата с винтовкой. Три следующие ниши раскрывают тему обороны страны после Гражданской войны. Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой. Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. В последней нише — фигуры пионеров-авиамоделистов и пионеров-географов.
Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В.Жуков: «…Смотрю на товарища Сталина, и кажется мне, что наша станция ему понравилась… Иосиф Виссарионович отходит на несколько шагов, вглядывается в образы борцов за советскую власть и говорит: “Замечательно! Как живые…”».
С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий.
Прообразы бронзовых скульптур
Вероятно, у каждой скульптуры был реальный прототип, однако на сегодняшний день известны имена только шестерых из них. Остальные, скорее всего, навсегда останутся загадкой.
Так, прообразами пионерок с глобусом стали две ученицы 91-й школы вблизи современного Нового Арбата — Аня Лещинская и Нина Павлова. Любопытно, что Манизер с ними никогда не встречался, а для создания скульптур использовал фотографии девочек из газеты «Пионерская правда». Аня и Нина узнали об этом, только когда после окончания войны увидели в метро свои бронзовые копии.
Для создания скульптуры студента в качестве модели был приглашен преподаватель Института физкультуры Аркадий Гидрат — чемпион СССР по прыжкам в высоту, достижениям которого было посвящено множество публикаций в СМИ. В июне 1941 года Гидрат ушел на фронт, а уже осенью был объявлен пропавшим без вести. До того как в 2001 году были найдены останки спортсмена, его родные приносили цветы к бронзовой скульптуре, как к могиле.
Для создания скульптуры девушки-дискобола Манизер пригласил натурщицу из своей же мастерской Тамару Курбатову.
Прототипом матроса с наганом выступил курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, который приказом был отправлен в Академию художеств для позирования Манизеру. Впоследствии Никитенко сделал блестящую карьеру на флоте, дослужившись до капитана 1-го ранга.
Прообразом матроса с линкора «Марат» стал выпускник военно-морского училища Олимпий Рудаков, чья удивительная жизнь достойна отдельной книги. Так, после окончания училища он был распределен на героический корабль «Марат», вместе с командой которого участвовал в параде морских судов у британских берегов в честь коронации короля Георга VI. Вернувшись на родину, был отобран Манизером для создания скульптуры матроса-сигнальщика. Пережив много невзгод, Рудаков закончил военную карьеру в звании вице-адмирала.
Больше всего вопросов вызывает прообраз, пожалуй, самой знаменитой скульптуры станции — «Пограничник с собакой». Считается, что моделями для создания композиции выступили Герой Советского Союза Никита Карацупа и его верный пес Индус. Насколько достоверна эта версия, неясно. Известно только, что прототипом собаки стала немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая А.Душкину. Об этом в одном из интервью рассказал внук самого архитектора.
Легенды и приметы
Пожалуй, в московском метрополитене нет другой станции, с которой было бы связано столько легенд и поверий, как «Площадь Революции». Многие годы народная молва приписывает скульптурам Манизера разнообразные магические свойства.
Тому, кто идет на свидание, рекомендуется коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Какая именно туфелька приносит удачу, правая или левая, никто не знает, видимо, поэтому каждая из них натерта до блеска.
Магические свойства петуха из композиции «Птичница» противоречивы. С одной стороны, считается, что, если потереть его гребешок, можно ожидать прибавку к зарплате. С другой, есть поверье, что петух приносит несчастье и трогать его ни в коем случае не нужно. Не обходят вниманием пассажиры метро и саму птичницу — в подол ее бронзового одеяния нередко бросают записки с пожеланиями.
Еще один талисман «Площади Революции» — ножка ребенка, сидящего на руках у мужчины. До нее дотрагиваются те, чьи мысли и желания так или иначе связаны с детьми. Люди, ищущие вдохновения и мечтающие добиться успеха в научной деятельности, прикасаются к бронзовой фигуре изобретателя.
Но главный хит станции — скульптура «Пограничник с собакой». Считается, что если псу потереть нос, то сдача экзаменов и зачетов пройдет отлично. Есть и альтернативная примета. Тереть нос псу рекомендуется влюбленным: собака — верный друг человека, а значит, если прикоснуться к ее носу, то измен со стороны любимого человека не будет. Нередко люди выходят из поезда метро, чтобы на пару секунд дотронуться до носа бронзового пса, а затем запрыгивают обратно в тот же вагон. В итоге эта практика достигла таких масштабов, что бронзовое покрытие морды скульптуры практически стерлось и вместо овчарки она стала похожа на добермана. Все это заставило местного краеведа Александра Можаева написать обращение к руководству Московского метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой взять скульптурную композицию под охрану или хотя бы разместить рядом с ней предупреждающую табличку. Можаеву ответили, что в скором времени поверхность бронзовых фигур будет покрыта специальным составом, предотвращающим стирание их рельефа.
Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции» (11 фото)
Автор скульптурной композиции — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.
Алексей Диомидович Никитенко
Вторая арка с западной стороны украшена композицией из крестьянина с винтовкой и матроса с наганом, прототипом которого стал Алексей Никитенко – учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде, который прошел всю войну, закончил воевать капитаном большого военного корабля. А. Никитенко по 4 часа в день более полугода с наганом в руке и обвязанный пулеметными лентами выстаивал смену, позируя Манизеру.
Автор скульптурной композиции — народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.
Бронзовые скульптуры на станции метро «Площадь Революции»
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Был ранен, после гибели «Сокрушительного» в 1942 году лишен звания, приговорен к смертной казни, но после всех этих испытаний кровью искупил свою вину и вновь, уже в 1953 году принимал участие в параде по случаю коронации королевы Елизаветы II. Передал ей из рук в руки подарок от правительства Советского Союза – горностаевую мантию, танцевал с королевой вальс.
Пограничник с собакой
А вот в арочном проеме несет дозор пограничник с собакой. Прообразом этой скульптуры стал Никита Федорович Карацупа со своей собакой Индусом. За время службы Карацупа со своим верным псом задержал и уничтожил более 500 нарушителей. Никита Карацупа прошел войну с пятью псами, и всех он называл Индусами, все они гибли, защищая рубежи нашей Рожины, задерживая нарушителей границы.
В соседней комнате запечатлены в бронзе шахтер с отбойником и студент, которого скульптор ваял с преподавателя Института физкультуры, неоднократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту Аркадия Антоновича Гидрата. Воевал в Финскую войну, а в Великую Отечественную, защищая Ленинград, пропал без вести в сентябре 1941 года.
Спустя 60 лет останки А. Гидрата обнаружили поисковики. Вот как описывает это событие член поисковой группы Вячеслав Прохоренко, который и нашел в гимнастерке офицера медальон с данными: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».
Спустя какое-то время поисковики нашли дочь героя Ольгу. И долго еще к памятнику солдату на эту станцию метро носили цветы мама и дочь Аркадия Гидрата.
Синдром навязчивых желаний. Образы и прообразы фигур на «Площади революции»
Об авторе: Лев Семенович Симкин – доктор юридических наук.
|
Непреложным фактом считалось, что для «Девушки с диском» позировала Тамара Курбатова. Фото АГН «Москва» |
Какими они были на самом деле – люди, увековеченные в бронзе на станции метро «Площадь революции»? Продолжаем («Станция «Площадь революции» как живая история советской цивилизации», «НГ», 11.06.20) рассказ о реальных моделях скульптур и о фейках, выдуманных и запущенных в оборот уже в XXI веке.
В 2008 году число претендентов на роль моделей манизеровских скульптур прибавилось. Валентин Курбатов, незадолго до того перебравшийся в Москву из Ташкента, опознал в «Девушке с диском» свою тетку Тамару Курбатову и пришел с этой новостью в редакцию популярной московской газеты, той же, куда явилась и «пионерка с глобусом». Вместе с принесенным в редакцию старым снимком. На нем – изображение обнаженной женщины, лицо и прическа которой, по словам Валентина Курбатова, «будто скопированы со статуи на «Площади Революции». Так был впервые опубликован его рассказ (впоследствии многократно повторенный в статьях, книгах, постах и перепостах) о его родной тетке, бывшей когда-то натурщицей у Матвея Манизера. С тех пор в армии пишущих о московском метро считается непреложным фактом, что именно Тамара Курбатова позировала для скульптуры на «Площади революции».
А вот и еще одно, помимо неочевидного сходства, доказательство, считающееся непоколебимым, – на обороте той фотографии надпись: «Московский художественный институт, класс Матвея Манизера». Ну, класс так класс. Вот только класс Манизера в период создания фигур для метро был в Ленинграде, во Всероссийской академии художеств, а в Московском художественном (Суриковском) институте появился лишь после войны, когда скульптор переехал в Москву.
…Недалеко от метро «Динамо» среди пятиэтажек прячется одноэтажное строение, на воротах которого висит табличка «В этом доме жил и работал с 1951 по 1966 гг. народный художник СССР, академик и скульптор Матвей Генрихович Манизер». Когда он в 1951 году строил себе дом-мастерскую, все дома вокруг были одноэтажными, там жили рабочие трамвайного депо и цыгане, служившие в ресторане «Яр». Кто там живет сейчас, не знаю. За глухим деревянным забором виднеются скульптуры вождей и балерин. Последних любила ваять жена скульптора Елена Янсон-Манизер, у которой была и не менее популярная дискоболка. В довоенное время советская монументальная пропаганда из всех спортсменов выделяла метателей диска, что, вероятно, объяснялось своего рода эстетизацией будущей войны, казавшейся неизбежной. Скульптура дискобола Манизера украшала все парки культуры и отдыха страны. Фильм «Строгий юноша», снятый в 1936 году Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши, первоначально назывался «Дискобол».
И тем не менее меня заинтересовала судьба Тамары Курбатовой – пусть она и не имеет отношения к дискоболке на «Площади революции». Не только оттого, что позировала его ученикам – она была свидетелем того же времени и его же, пусть и не самой типичной, представительницей.
Тамара Курбатова родилась в 1906 году в Пензе, в семье последнего губернского архитектора. Павел Николаевич Курбатов был известен не только в родном городе, до революции он принимал участие в строительстве гостиницы «Метрополь». А еще – здания Cтрахового общества «Россия», про которое в 1930-е годы ходил крамольный анекдот. Москвич, показывая приезжему Москву, говорит: вон в том красивом доме раньше было Страховое общество «Россия». – Сейчас тут, наверное, Госстрах? – Нет, Госужас. После революции там разместилось ОГПУ и до настоящего времени продолжают пребывать его наследники. Между прочим, поставленный перед ним в 1950-е годы памятник Дзержинскому (тот, что свалили в 1991 году) был изготовлен в той самой ленинградской мастерской, где отливали фигуры для «Площади революции».
Из дома в Пензе, построенного архитектором Курбатовым для себя самого, его после революции выселили. Оставшись у разбитого корыта, 16-летняя Тамара перебралась в Москву. А ее отец последние годы жизни провел в голоде и скитаниях и умер в 1932 году от воспаления легких. Тамара трудилась тапершей в кинотеатре, играла во время показа немых кинофильмов, снималась в массовке, подрабатывала натурщицей. Искала мужа – старым испытанным способом. «Я как-то в шутку спросил ее, – вспоминает племянник, – тетя, а вы со многими из своих знакомых мужчин были в интимных отношениях? И она, рассмеявшись, заявила в ответ: «Да со всеми!»
Знаете, за кого она мечтала выйти замуж? За писателя. В наше время это желание звучит немного странно, но на протяжении всей советской эпохи, до самой перестройки и крушения писательского союза как касты, быть писательской женой было престижно и сытно. Супругом Тамары стал Леонид Кольберт-Нежданов (1898–1969), журналист, поэт, театральный критик родом из Одессы. Она хвасталась родным и подругам, что муж ее кормил-одевал и регулярно водил в рестораны.
О ее муже-писателе известно немногое. В молодые годы в Одессе входил – вместе с Багрицким, Катаевым, Олешей – в объединение поэтов «Зеленая лампа».
…В предрассветных обманах бесшумно моторы
Ускользают, как тени, в небесной дали.
Неуверенны клятвы, изменчивы взоры,
И от губ опьяняющий запах «Шабли».
С Ваших пальцев летят лепестки туберозы…
При советской власти в его, так сказать, творчестве «лепестки туберозы» уступили место грубому агитпропу. На просторах Сети на одном из аукционов обнаружил отпечатанную в Ялте летом 1921 года листовку, призывавшую на выборы в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В ней за подписью Леонида Нежданова опубликованы такие вот вирши.
Кто не с нами – против нас
Прочитай в листовке – раз
Новый мир творит Москва
Это есть в листовке – два
Близок светлый лик зари
Говорит листовка – три.
«Кто не с нами – против нас» – фраза, ставшая популярной в первые послереволюционные годы, перефразированные евангельские слова («Кто не со Мною, тот против Меня). Остальное же немного напоминает шарады старика Синицкого из «Золотого теленка»: «Мой первый слог на дне морском, на дне морском второй мой слог». Между прочим, Илья Ильф был вхож в московский дом поэта.
С момента выхода замуж Тамара уже больше никогда не работала, ну разве что немного подрабатывала натурщицей. Даже во время войны, когда на полтора года эвакуировалась к родственникам в хлебный город Ташкент. Ее попытались было мобилизовать на «трудовой фронт» и отправили работать в местную типографию. Однако выдержала она там всего три дня: «Нет, не могу: уж слишком машины шумные. У меня от них уши болят!»
В 1948 году Леонида Кольберта арестовали, но, по словам Валентина Курбатова, работать «по-настоящему» это ее не заставило: она предпочитала относить в комиссионку припрятанные заблаговременно драгоценности. В 1954-м мужа освободили и вернули квартиру, где они жили до самой его смерти. «Бывало, идем с ней на Новодевичье кладбище, где похоронен ее муж (он попал туда как старый большевик. – Л.С.), – вспоминает ее племянник, – так тетя Тамара обязательно делает крюк: нет, сначала на могилку Матвея Генриховича заглянем. Она была неравнодушна к Манизеру.
Ближе к концу его тетка переехала к ним в Ташкент. «Вплоть до глубокой старости тщательно следила за своим гардеробом. Обновки делала, без конца перешивая какие-то старые платья. Давно разменяв девятый десяток, тетушка предпочитала носить юбки выше колен. В условиях среднеазиатского города такой наряд вызывал среди местных жителей бурю эмоций. Аксакалы у нас спрашивали: что это, мол, ваша бабушка в таком виде ходит, разве можно?» Тамара Курбатова скончалась в 1998-м, на 92-м году жизни, похоронена в Ташкенте.
Студентка с книгой
Пассажиров метро на этой станции будто настигает синдром навязчивых желаний. Проходя мимо скульптур, они до них обязательно дотрагиваются, да не абы куда, а в определенные места – согласно приметам. Поэтому левая грудь дискоболки светлее правой, ее трогают мужчины, рассчитывающие на женскую ласку. А у студентки с книгой в руке отполирована бронзовая туфелька, ее касаются девушки, не желающие остаться старыми девами. Правда, семнадцатилетняя Нина Каданер, позировавшая Матвею Манизеру, так и не вышла замуж, и детей у нее не было.
Летние каникулы 1937 года она, москвичка, проводила у тетки в Ленинграде, где и попала в модели к Манизеру. Станцию «Площадь революции» открыли 13 марта 1938 года, спустя неделю после ареста отца Нины, работника Московского завода обработки цветных металлов. На комсомольском собрании в школе ей пришлось отречься от отца, «врага народа и шведского шпиона». Много позже ей с мамой сообщили, что он умер в 1942 году от воспаления легких. На самом же деле его расстреляли по постановлению «тройки» через два месяца после ареста и бросили в общую могилу на Бутовском полигоне.
В 1941-м, будучи студенткой, копала окопы под Москвой, после окончания Московского полиграфического института долго не могла устроиться по специальности (борьба с «космополитизмом»), но в конце концов села в редакторское кресло, да так в нем и состарилась. Нина Израилевна Каданер, при жизни ставшая одной из московских примет, еще в конце 90-х трудилась в редакции журнала «Знамя», где мы и познакомились. В редакции ее называли ходячей энциклопедией, это особенно ценилось, интернета-то не было. Она ведь с утра до ночи читала книги, сидя за редакционным столом, будто примостившись в углу арки на станции метро. Правда, стройную фигуру с идеальными пропорциями сохранила до старости. За красоту ее и выбрал в модели Манизер. Мужчинам она всегда нравилась. Писатели, приносившие в редакцию рукописи, оказывали Нине знаки внимания, когда ей было уже за пятьдесят. Но человек была закрытый и никому о своей личной жизни не рассказывала. Не стало ее в 2001 году, в 81-й год рождения.
Про большой линкор «Марат»
Неподалеку от студентки стоит матрос с сигнальным флажком в руках, который – если с утра его потрогаешь – сделает твой день удачным, так считается. Моделью для него стал еще один, наряду с Алексеем Никитенко, курсант Высшего военно-морского училища имени Фрунзе Олимпий Рудаков. Правда, свидетельств самого скульптора на этот счет не осталось, но есть сведения, что его изваял один из его учеников Алексей Дивин, в 1937 году выпускник Всероссийской академии художеств по классу Манизера. Похоже, 24-летний курсант был выбран Манизером в качестве модели для матроса-сигнальщика за мужскую красоту, отвечавшую представлениям того времени. Красота – это страшная сила, мужская – может, даже в большей степени, чем женская. Наделенные ею мужчины обычно уверены в себе, общительны и легче сходятся с людьми, чаще занимают высокие посты, и даже интеллект у них, как пишут со ссылками на неведомых «британских ученых», выше, чем у некрасивых. Не знаю, как дело обстоит на самом деле, но с Олимпием Рудаковым, его еще называли самым красивым офицером Балтийского флота, все это похоже на правду.
Линкор «Марат» (поначалу он был «Петропавловском») – один из четырех первых российских дредноутов. Экипаж корабля принимал участие в Первой мировой войне, потом – в Октябрьской революции. Спустя несколько лет матросы разочаровались в большевиках и приняли участие в Кронштадтском мятеже, после подавления которого были расстреляны те из них, кто не ушел по льду залива в Финляндию. На линкор прибыл из Петрограда новый экипаж, решивший дать кораблю новое имя – в честь Жана-Поля Марата.
Это был показательный корабль Балтфлота, его посещали вожди. «К.Е. Ворошилов на линкоре «Марат» – есть такая картина придворного художника Исаака Бродского, 1929 год. В 1937 году линкор отправили в Англию для участия в международном военно-морском параде на Спитхэдском рейде Портсмута по случаю коронации Георга VI. Одним из участников похода стал Олимпий Рудаков. В 17 лет он приехал из Казани в Москву, работал грузчиком на заводе «Каучук», оттуда по комсомольской путевке был направлен на учебу в Ленинград.
Во время войны он уже служил не на «Марате», а на эсминце «Сокрушительный». В октябре 1941 года за мужество и героизм Рудаков был награжден орденом Красной Звезды. «Сокрушительный» прикрывал транспорты и сбивал самолеты. Но 20 ноября 1942 года корабль попал в жесточайший шторм, под ударами волн у корабля отломилась корма, и он пошел ко дну. Чудом удалось переправить большинство членов экипажа на другие корабли, на борту остались 15 матросов – с тем, чтобы удержать судно на плаву до прихода тральщиков, и все они погибли. Командир эсминца вместе с замполитом и старпомом – старшим лейтенантом Рудаковым покинули его не последними, как положено на флоте. По приговору военного трибунала первые двое были расстреляны, а смертный приговор Рудакову заменили 10-летним заключением (с отсрочкой его исполнения до окончания военных действий). Относительно того, насколько обоснованным был приговор, существовали разные мнения. Есть свидетельство, что Рудакова сняли с терпящего бедствие судна раненым и 138-м по списку, а потом флотское начальство выставило его крайним.
Дальнейшая карьера Рудакова шла без особых скачков. Командир корабля – новейшего на тот момент крейсера «Свердлов», капитан первого ранга. И тут новый поворот. В Англии – вновь коронация, на этот раз Елизаветы II, унаследовавшей трон после Георга, на параде в честь коронации которого он когда-то присутствовал. Рудакова вызывают в Москву, где его принимает сам министр обороны маршал Н.А. Булганин. Шел май 1953 года – продолжалась холодная война, прошло всего ничего после смерти Сталина, еще не арестован Берия (его арест состоится в конце июня), новые советские руководители рассчитывают хоть немного ослабить разлитое в воздухе напряжение. Это был первый зарубежный послевоенный визит боевого корабля в государство вероятного противника. На борту отправляющегося в Англию крейсера – Алексей Косыгин, в ту пору министр легкой и пищевой промышленности СССР. Экипаж доукомплектовывается спортсменами, артистами, поваром и двумя официантами из ленинградской «Астории».
По дороге в Англию корабль попал в сильный шторм. Пришлось наверстывать упущенное время. Опоздавшему крейсеру предстояло пройти в плотном строю стоящих на рейде 200 боевых кораблей различных стран. Рудаков повел крейсер на отведенное ему место на полном ходу, подошел к отмеченной на карте точке. Однако сигнальный буй с советским флагом отсутствовал – как потом только выяснилось, его затянуло течением под воду. И тем не менее капитану удалось встать на два удаленных один от другого якоря всего за 12 минут, в шесть раз перекрыв норматив британского Адмиралтейства. Это было оценено зрителями парада. И не ими одними.
Вернемся в июнь 1953 года. 20 офицеров «Свердлова» во главе с командиром получили приглашение на Коронационный бал. Рудаков преподнес королеве горностаевую мантию – подарок от советского правительства и был приглашен ею на тур вальса. На следующее утро после коронации, 3 июня 1953 года, в Портсмуте проходил морской парад, ставший не только огромным национальным праздником, но и вехой в истории телевидения. Впервые более 100 млн человек в Великобритании, многих странах Европы и на американском континенте могли в прямом эфире наблюдать за этим событием по телевизору. Строй военных кораблей обходила сама королева на яхте «Сюрприз», а затем на британском флагмане «Авангард» устроила награждение капитанов гостевых кораблей юбилейными медалями. Они выстроились на корме по старшинству воинских званий. Первыми в строю стояли американские и французские адмиралы, но Елизавета II сначала вручила медаль Олимпию Рудакову.
Крейсер «Свердлов» пользовался невероятной популярностью – гостям разрешали подняться на верхнюю палубу, фотографироваться. В английской прессе с удивлением писали об интересном культурном отдыхе простых матросов, которые то затягивали красивые песни, то пускались в пляс. Никто и представить не мог, что то были солисты ансамбля песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота.
Дальше начинаются легенды, возникшие тогда же в британской желтой прессе, а полвека спустя достигшие российского глянца. Самая популярная из них – о том, как при виде русского красавца дрогнуло сердце молодой британской королевы. Он, конечно, мог произвести впечатление. Как пишет один из его сослуживцев А.Л. Лифшиц, командир эсминца «Урицкий», «внешне Олимпий Иванович был русский былинный богатырь». Но, как сообщает мемуарист, «в домашней жизни он был тих и находился под влиянием своей жены Валентины, бывшей монтажницы судостроительного завода, где они и познакомились на стройке «Гремящего».
Из сайта в сайт, из глянца в глянец переходит рассказ о младшей сестре королевы, принцессе Маргарет, будто бы приславшей ему прямо на корабль целый фургон цветов. А потом «с солдатской прямотой» заявившей Рудакову, что он ей очень понравился, а потому она хочет, с разрешения королевы, совершить с ним десятидневное путешествие по замкам Англии. Отважный капитан смог отлучиться только на пару деньков.
На самом деле вечером того же дня «Свердлов» ушел домой, в Балтийск, где еще долго ходили байки про его поход. Приведу опубликованный рассказ Бориса Рудакова, сына Олимпия Ивановича, тоже офицера ВМФ. «Какой-то офицер, который не знал отца в лицо, начал рассказывать ему, как на балу у королевы Рудакову поднесли бокал шампанского. А тот в ответ: «Да вы что, разве русские так пьют!» С этими словами, мол, вытащил из стоявшей рядом вазы цветы, налил туда водки и залпом выпил. При этом мужик этот клялся и божился, что они с Рудаковым корешки еще с училища. Когда же отец представился, офицер чуть не сгорел от стыда».
Вскоре после возвращения из Портсмута, в 1953 году, бывшего сигнальщика линкора «Марат» награждают новым орденом и присваивают звание контр-адмирала. В том же году сам линкор был отправлен на металлолом. Вскоре Рудаков становится начальником штаба эскадры, потом служит в Главном разведывательном управлении. Однако в 1959 году карьере 46-летнего адмирала приходит конец, его отправляют на преподавательскую работу. Причина, как полагают, связана с тем, что случилось 7 июня 1959 года в польском порту Гдыня.
Оттуда на катере вышел порыбачить командир эсминца «Сообразительный» капитан 3-го ранга Николай Артамонов и приказал матросу-мотористу взять курс на Швецию. В период английского похода «Свердлова» Артамонов служил на нем, и Рудаков взял его на знаменитый бал. В КГБ не исключили, что именно тогда он был завербован ЦРУ, с которым стал сотрудничать, переехав в США. Там спустя лет 10 его нашла советская разведка, и он согласился ей помочь – «в обмен на прощение, восстановление воинского звания, устройство сына в военно-морское училище». А потом выяснилось, что он был двойным агентом, фактически работая на ФБР. Тогда, как пишет в книге «Прощай, Лубянка» экс-генерал КГБ Олег Калугин, было принято решение «приводить в исполнение смертный приговор, вынесенный ему еще в 1960 году». В 1975 году его выманили на встречу в Австрии и повезли в сторону чехословацкой границы, надев на лицо маску с хлороформом, а по прибытии обнаружили, что он не дышит.
К тому моменту Олимпия Рудакова, «самого красивого офицера Балтийского флота», уже год как не было на свете, он скончался в 1974 году от болезни почек.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.