скульптинг персонажа в blender
Blender 2.81: Скульптинг и моделирование
Видеоурок
Скульптинг
Инструменты
Настройки кисти
Маска
Poly Build
Инструмент Poly Build для ретопологии был улучшен.
Ретопология
Два оператора remesh были добавлены, для создания новой четырехугольной топологии из существующей. Это особенно полезно для скульптинга, чтобы создать лучшую топологию после создания начальной (блочной) формы. Они доступны на вкладке меша и в настройках скульптинга.
Трансформации
Центры объектов
Теперь можно напрямую перемещать центр объекта. Это альтернативный метод, ранее изменить положение центра можно было лишь с помощью 3D-курсора. Это работает только для объектов с данными, которые могут быть преобразованы. Параметр доступен в меню Options.
Трансформации родительских объектов
Теперь можно трансформировать родительский объект, не затрагивая при этом его детей. Параметр доступен в меню Options.
Зеркало
Теперь поддерживается зеркальное отображение по всем трем осям (ранее только по оси X). Несколько осей могут быть активированы одновременно.
Привязка
Параметры привязки ребер
Добавлены две новые опции привязки:
Авто слияние
При автоматическом объединении вершин смежные ребра и грани теперь можно автоматически разделять, чтобы избежать наложения геометрии. Это контролируется новой опцией «Split Edges & Faces».
Symmetry
Всплывающее меню Симметрии
Tiling X,Y,Z— Использование этой опции позволяет вам плавно накладывать мазки вдоль заданных осей. Это позволяет создавать повторяющиеся узоры.
Options
Всплывающее меню Options в режиме Sculpting
Display:
Gravity:
Маски
— при нажатии на треугольник внизу справа появится дополнительные кисти.
Изменение прозрачности Масок в Overlays.
Кисть маска имеет такой же функционал, как и большинство кистей.
Brush Settings (Настройка Кисти):
— включить силу нажатия (для планшета).
— Использовать общий радиус для всех кистей, вместо отдельных радиусов на каждую кисть.
Advanced (Продвинутые настройки):
Auto-Masking (Автомаскирование):
Маскирование с учетом Топологии
Маскирование с учетом Face Sets.
Использование Mesh Boundary
Использование Face Sets Boundary
Маскирование с Включенным Front Face Only
Маскирование с Выключенном Front Face Only
Меню Mask
Помимо вышеперечисленных возможностей в меню Mask есть дополнительные.
Expand Mask By Topology (оригинал)
Expand Mask By Curvature (оригинал)
Использование Extract Mask
Использование Mask Slice
Использование Mask Slice and Fill Holes
Использование Mask Slice to New Object
Использование Dirty Mask.
Face Sets.
Пример использования Face Sets (оригинал)
Рисование Face Sets
Face Sets поддерживает сглаживание. Сглаживание происходит с сажатым Shift.
Сглаживание Face Sets
Что бы рисовать одним цветом зажмите Ctrl и начинайте рисовать в нужной цветовой области.
Рисование определенным Face Sets
Скрытие выбранного Face Sets
С включенным Автомаскированием по Face Sets в настройках кисти можно рисовать только на выбранной области.
Рисование с учетом Face Sets
Face Sets Boundary
Face Sets + Face Sets Boundary
Меню Face Sets
Маскирование Объектов.
Пример использования Fade Inactive Geometry
Привет всем! Сегодня рассмотрим скульптинг. До версии 2.8 скульптинг был довольно простым, и там были проблемы с производительностью. Сейчас скульптинг сильно прокачали. Большой вклад в его развитие внес Pablo Debarro. Многие гифки в этой статье взяты из твиттера. В первой части рассмотрим только основные функции. Материал составлен в Blender 2.90, но также подойдет для более поздних версий. Учтите, что некоторые кисти будут отсутствовать. Сам интерфейс не сильно поменялся.
Интерфейс.
Создание нового файла.
Если нужно отскульптить уже существующий меш, воспользуйтесь вкладкой Sculpting в Рабочих Пространствах (Workspace), либо сменой режима с Object Mode на Sculpt Mode.
Вкладка Sculpting в Рабочих Пространствах (Workspace).
Переключение на режим скульптинга.
Перед вами откроется стандартный интерфейс с некоторыми настройками, большинство из которых можно включить в Viewport Overlayrs.
Для удобства работы используйте Ctrl+Space (Разворот окна на всю область программы).
Интерфейс Blender в режиме Sculpting
Основные Панели скульптинга.
Навигация.
Но учтите, что в Режиме Редактирования (Edit Mode) не будет работать выделение лупа (ЛКМ+Alt), а так же Lock Object Modes в меню Edit.
Lock Object Modes при снятии галочки позволяет переключатся между режимами с помощью Alt.
Переключение между режимами.
В 2.91 теперь можно переключаться между объектами не используя Lock Object Modes. Теперь переключаться между объектами можно через клавишу D.
Переключение объектов через клавишу D
Fade Inactive Geometry
Toolbar (Панель инструментов).
В режиме скульптинга панель инструментов отличается. Здесь расположены кисти.
Также цвет курсора дублирует цвет иконок.
Цвет курсора в зависимости от выбранной кисти.
— треугольник внизу справа под кистью означает, что есть дополнительные кисти.
— Кисти Фильтры. Кисти, добавляющие различные свойства к мешу.
Свойства Кисти Mesh Filter
— Кисти Трансформации. Добавляет обычный Гизмо для Перемещения, Вращения или Масштабирования.
— Кисть Cloth. Позволяет симулировать Ткань на участке меша.
Пример использования Cloth Brush (оригинал, оригинал 2).
Пример использования Face Sets (оригинал 1, оригинал 2)
Brush Propirties:
Brush Settings:
— включить силу нажатия (для планшета).
Пример твердости кисти
Place Offset от 0 до 0.5
Tip Roudness c различными значениями.
Включение Front Faces Only.
Falloff:
Falloff позволяет вам контролировать падение силы кисти. Спад отображается от центра кисти (левая часть кривой) к ее границам (правая часть кривой). Изменение формы кривой сделает кисть мягче или жестче.
При нажатии на Shift+F вы увидите мягкую кисть и кривую, которая образует эту кисть.
Что бы изменить данную кривую перейдите в меню Falloff и раскройте выпадающие меню. Здесь выберите нужную кривую. Кисть изменится в зависимости от выбранного параметра.
Наглядное представление формы кривой
Blender пример скульптинга Натали Дормер
Сегодня попробую сделать скульптуру Натали Дормер в blender’е. Не знаю на сколько хорошо получится и получится ли вообще, но процесс вам опишу и опытом поделюсь. В общем читайте, будет полезно. Начнем с арта, на основе которого будет строиться модель. Если что, эта актриса играла Маргери Тирелл в «Битве престолов».
Такой типаж женщин мне всегда нравился, так что пусть будет. Хотя тут сложно будет моделировать лицо и прическу, но сложности меня наоборот вдохновляют.
Начало работы
Вместо того, чтобы лепить всего персонажа из сферы, как я это делал предыдущие 10 раз, мы воспользуемся заготовкой скачанной с сайта blendswap, вот отсюда, если я не ошибаюсь. Почему начинаю с готового? Потому что не хочу тратить лишнее время. У blender’а есть огромное комьюнити и куча бесплатных ресурсов, я всем советую их использовать. Разумеется, если бы это была моя первая модель, мне стоило бы вылепить все из metaball-сфер, как я делал в прошлые разы. Но не сегодня, ибо тратить на работу целый месяц я не собираюсь.
Готовая среда выглядит у меня вот так:
С нее и начнем. Было бы лучше, если бы я завел канал на youtube и показал весь процесс скульптинга по отдельности, создав специальный гайд, но я этого сделать не могу, в данный момент. Может к концу года получится. Поэтому постить буду обрывки процесса с небольшими пояснениями. Собственно общий процесс скульптинга разделяется мной на фазы:
Собственно пойдем по порядку.
Доводка формы лица
На картинке мы видимо, что Дормер имеет весьма уникальную форму головы да и в целом выглядит крайне нестандартно.
Во первых ее подбородок выступает вперед за нижнюю губу или по крайней-мере находится на уровне нижней губы. Так-же задняя часть подбородка под скулами, хз как это называется, по вертикали находится близко к линии рта. Практически отсутствуют надбровные дуги ибо лоб ровный(возможно дело пластики). Нос треугольный, ноздри не выделяются. Верхняя губа узкая, нижняя губа «поджата» из-за чего практически не выступает. Зато уши, хоть это и не заметно, оттопырены в стороны. Спереди подбородок острый и узкий. Нос крайне слабо задран вверх.
Чтобы это смоделировать, хотя-бы приблизительно, начнем с задания формы лицу во фронтальной проекции используя Grab Brush (G) вытягиваем лоб и подбородок у нашей заготовки. Так-же доводим немного форму глаз.
Ну вот как-то так, на фотореалистичность я не претендую, к тому-же лицо довольно сложное.
Выделение элементов черепа
Теперь можно взять кисть Clay Strips(кнопка 3) и начать выделять выступающие элементы черепа. К стати не забудьте включить динамическую топологию поставив галочку в левом меню или нажав на Ctrl + D.
Тут вот вы можете видеть примерно как там череп внутри сидеть должен. Если я все точно сделал. К стати стоит знать пропорции лица, на всякий случай, выглядят они вот так(по памяти):
Возможно, где-то напутал, я в школах искусства не учился и знания все собрал из интернета, к тому-же сами знаете скульптингом я занимаюсь всего в 11-й раз ну может в 12-й.
Собственно давайте глаза тоже добавим, ато чот как-то не так все. Просто две сферы. Как их добавлять по шагам описывать не буду, потому что это и так займет целую статью. Вам будет легче посмотреть вот это видео:
Сразу предупреждаю, что глаза ставятся так, чтобы зрачем касался век. В обычном состоянии, когда человек смотрит прямо и тем более когда он немного щурится, как это делает Дормер, зрачек прикрыт сверху и снизу веками. Так-же само положение зрачка в таком состоянии коррелирует с положением губ. Если какие-то элементы выпирают не страшно.
Теперь можно взять Gra Brush(G) и натянуть элементы на глаза.
Ну вот теперь можно переходить к следующему шагу.
Улучшение детализации глаз
Раз уж сосредоточились на глазах, то давайте их приведем в нормальный вид посредством использования кистей Smooth(Shift + левая мыша на любой кисти), Clay Strips(3) Scrape(Shift + 4) и изредка Crease(4). Так как у нас включена динамическая топология элементы будут разбиваться в зависимости от нашего приближения к объекту. Чем сильнее приближаемся, тем более мелкие элементы можем делать. Чтобы иметь возможность приблизиться как можно сильнее выставьте в боковой панели (N) в пункте Clip значение Start на 1mm. Размер деталей динамической топологии, при этом, мы оставляем стандартный, то есть 12 px. При желании можете понизить.
Ну и, собственно, приближаемся к области глаз и начинаем работать.
К стати глаза у нашей Дормер имеют макияж в японской стилистике.
Ну вот примерно такого будет достаточно. Можно конечно сидеть и дальше, но чот мне еще статью писать… А, вы если имеете возможность, разумеется, делайте по уму.
Улучшение детализации носа
Нос представляет целую кучу проблем: вы никогда не можете точно сказать на сколько он толстый или тонкий, на сколко крючком или прямой и вообще это моя больная тема, да и не только моя.
Тут нам надо аккуратно довести ноздри и общую форму носа до … э, хм, вот до такой:
Как вы видите уздечка носа ниже ноздрей, носовой хрящ в конце имеет B-образную форму, которая выделяется на виде спереди. Берем @ делаем.
Аккуратно доходим примерно до такой-же формы.
Ну потом оно постепенно доведется до нормального вида, а пока переходим дальше.
Создание губ
Губы легко сделать если понимать, что верхняя губа смотрит вниз, а нижняя смотрит ну… скажем вот так это выглядит:
Поэтому верхняя губа делается снизу-вверх, а нижняя сверху-вниз. Вот так выглядит примерная концепция верхней губы. Тут передняя часть имеет форму треугольника, «уздечка» накладывается на треугольник, а мускулатура растет извне внутрь под углом(стрелочка)
Наращивается все это кистью Clay strips(3) после чего сглаживается.
Конкретно у Дормер верхняя губа имеет форму… лодочки чтоли, Вот такую, короче:
Нижняя губа это сферическая… вот такая штука, которая потом просто сглаживается. Промежуток между губами сглаживать НЕ НУЖНО. Больше того, можете использовать Mask Tool(M) чтобы закрасить верхнюю губу в черный, чтобы она не изменялась при движении кисти. Чтобы убрать маску используйте Alt + M. Я этого не делаю, потому что… это не первые губы, которые я делаю. А еще у меня мышка с хорошей сенсой.
У губ тоже есть концепция и выглядит она примерно так:
У Дормер нижняя губа гораздо больше верхней, поэтому можете ее еще немного доделать.
Стоит так-же вспомнить о мышечном «каркасе» вокруг рта. На лице он проявляется слабо, поэтому сглаживаем. На этом черновая доработка закончилась, остается все сгладить, где надо убрать элементы, где надо — добавить и так далее.
Чистовая доработка
План вот такой, примерно:
Щеки, точнее та… штука в которую у кота бы втыкались усы, вот она имеет около-треугольную форму, все остальное смотрим на картинку и срисовываем.
По ходу дела вы поймете, что главный секрет скульптинга… в мелочах. То есть сделать более-менее похожую на человека фигуру можно. А сделать так, чтобы фигура была похожа на какого-то Конкретного человека — тяжело. Вот в данном случае Натали Дормер имеет крайне сложную форму лица, которую доводить придется не час и не два, особенно если вы возьметесь за это дело. Дорисовать такое красивое и загадочное лицо, это все равно что нарисовать с нуля Мону Лизу и я при этом абсолютно серьезен.
При доводке следует обратить внимание так-же на овал лица, чтобы вы понимали у Натали Дормер лицо треугольное, если так можно выразиться:
У нашей скульптуры, значит, лицо тоже должно иметь такую форму. Изначально я не обратил на этот аспект внимания, а зря ибо моя модель не походила на оригинал. Пришлось разбираться в чем дело.
А еще глаза имеют второе веко или как это называется… в общем вон та фигня сверху, да и под глазами на японский манер мешки. Если их провести, то они начинают «старить» лицо персонажа и … в общем создают проблемы. Я их раз десять проводил, а потом стирал и все еще не уверен в том,что сделал правильный выбор. Речь идет вот об этих элементах в данном случае:
Еще там есть уши, которые у нее торчат в стороны. К счастью их в основном скрывают волосы, поэтому я не уделял им много времени. В общем уши как уши.
Смотрим что получилось.
Готовое лицо
Не знаю на сколько это похоже, но я пытался приблизить сходство по возможности. И да, почти на всех фотографиях актриса улыбается, а наша модель должна сохранять нормальный статический вид человека смотрящего вперед. Позирование модели выполняется уже потом, после задания скелета.
Прическа
Без волос как без воды, ни туды и ни сюды. Женщину женщиной делает прическа, без волос их голова напоминает голову призывника в военкомате. Ну в случае с Дормер голова вполне себе женственная и красивая вышла, но все-же, чтобы проверить похожа ли скульптура на оригинал, делаем волосы.
Вид прически который мы будем использовать вот:
Волосы обычно состоят из скальпа и дополнительных полигонов. Скальп это обычная сфера, подогнанная под форму головы, следующим образом:
Делается она, чтобы закрывать пробелы в локонах и чтобы через локоны не отсвечивала кожа лысины.
Локоны волос состоят из линий(curves) с добавленными объектами taper и bevel. Впрочем… знаете, описывать процесс создания волос это отдельный геморрой и может запросто занять целую статью. Волосы это… серьезно и по сложности местами даже превосходит скульптинг. Тем более что тут у нас прическа комплексная… в общем тут дело не такое простое, поэтому я просто сделаю волосы, а вы скачаете в конце статьи исходник и посмотрите как они там организованы.
Добавляем на скальп локоны.
Это скальп + обычные локоны в небольшом количестве. Теперь надо добавить заднюю объемную часть.
В итоге все будет выглядеть примерно так:
Осталось сделать косички. Мудрить не буду, возьмем готовый меш с того-же блендсвапа, например этот, переделаем его, укоротим и вставим куда надо.
После добавления косичек и шейдера, пусть я и схалтурил на этих моментах, персонаж стал более-менее похож на свой прототип. Если еще и глаза добавить нормальные, то сходство увеличится… а потом еще ресницы, брови и так далее. Но нет, это я буду делать конечно, но только после ремеша.
Если еще и глаза сделать то будет как живая. Но делать глаза пока не буду, сделаю после ремеша(после перевода высокополигональной модели в низкополигональную).
Чтобы не ограничиваться лишь одним лицом доделаю все остальное. Благо и так половину туловища, верхнюю сделал.
В общем вместе с телом наша скульптура выглядит вот так:
Вот такое можно сделать за 4 дня, попутно описывая шаги в пост. Да, на все у меня ушло именно 4 дня. Есть люди, которые все это за день делают, но лицо отняло у меня очень много времени и сил. Тело, несмотря на его размеры, было сделано буквально на лету хотя в паре мест пришлось советоваться со знакомым студентом-доктором в телеграме, благо врачи знают что такое анатомия.
Скачать исходники
Чтобы дать вам возможность самим покрутить модель, прикладываю исходники. Файл проекта находится в папке /blends. Можете поставить себе blender и открыть посмотреть.
Рубрика: Моделирование и скульптинг
Процедурная генерация объектов
В этом уроке вы научитесь генерировать процедурные ландшафты с различными объектами при помощи геометрических нодов и текстур (как процедурных, так и рисованных). Урок позволит понять принцип работы с некоторыми нодами (Point Separate, Attribute Separate XYZ…) и оценить невероятную пользу нового редактора Spreadsheet.
Геометрические ноды в Blender
С выходом версии 2.92 в Blender появились геометрические ноды. Это крутейшее событие со времен появления EEVEE и в этом уроке мы познакомимся с ними. С их помощью распределим объекты по поверхности другого объекта.
Тропическая сцена в Blender
Это будет достаточно простой урок в рамках которого мы создадим простенькую тропическую сцену. В уроке будут задействованы модификаторы, шейдеры, UV-развертка и простое моделирование.
Hard-Surface моделирование в Blender
Этим уроком мы начнем коротенькую серию из двух уроков, в которых создадим анимацию высокотехнологичного механизма в Blender. Конкретно в первой части мы сосредоточимся на hard-surface моделировании всех основных деталей, а во второй приступим к настройке материалов и анимации.
Домик шамана в Blender (часть 2/3)
Во второй части этой серии уроков мы будем создавать финальную форму всех наших объектов в сцене в режиме скульптинга. Для полноты картины, в конце будет добавлен свет и легкая пост-обработка.
Домик шамана в Blender (часть 1/3)
Это первая часть серии из 3-х уроков по созданию сцены «Домик шамана» в Blender. В ней мы сосредоточимся на моделировании большинства элементов сцены, их компоновке и подготовим все, для дальнейшей работы.
Создание блендера в Blender (моделирование 2/3)
Во второй части серии из трех уроков по созданию блендера в Blender мы завершим его моделирование. В первой части мы создавали сам блендер, во второй закончим создание чаши, ножей и крышки.
Создание блендера в Blender (моделирование 1/3)
Данным уроком мы начинаем серию из трех уроков по созданию блендера в Blender (легкая тавтология). В первой части мы создадим сам блендер, во второй закончим создание чаши и крышки, а уже в последней настроим все материалы и выполним рендеринг.
Моделирование шприца в Blender
В этом уроке мы будем моделировать шприц в Blender. Урок простой как с точки зрения моделирования, так и по настройке материалов. Большую часть времени мы будем экструдировать, масштабировать и перемещать вершины.
Авторизация
Рубрики
О сайте
На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.
Контакты
Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:
Следите за нами
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.
Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели, материалы и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.