скрытые фигуры реальная история
«Скрытые фигуры»: Да, мы можем!
В оригинальном названии фильма – Hidden Figures – прячется очень любопытная игра слов. С одной стороны, это «невидимые цифры», то есть математические расчёты, неразличимые для среднестатистических людей без соответствующего склада ума, но являющиеся основой работы любой техники, а, следовательно, и основополагающим фундаментом прогресса. С другой стороны, это «скрытые фигуры», то есть люди, которые проделали колоссальную работу в масштабах целой нации, находясь в тени, то есть их имена и что именно они сделали до поры до времени особо не афишировали. И на то были две причины: пол и цвет кожи. Но не так давно американская писательница Марго Ли Шеттерли воспользовалась демократизацией общества и более свободным доступом к историческим документам и написала феноменальный бестселлер «Американская мечта и нерассказанная история чернокожих женщин-математиков, которые помогли выиграть Космическую Гонку». Режиссировать экранизацию взялся Тед Мелфи, автор обаятельной драматической комедии «Святой Винсент» с Биллом Мюрреем в главной роли.
Стоит отметить, что книга Шеттерли не является художественной, это чистой воды научно-популярное произведение, целиком и полностью основанное на исторических фактах. И улыбка на лице после просмотра в первую очередь символизирует не отменное качество фильма (а оно именно такое), а скорее искреннее удивление, что в мире всевозможных сиквелов и сотнях «основанных на реальных событиях» картин есть место поистине удивительным и реальным историям, о которых трудно даже вообразить. Три чернокожие дамочки ответственны за первый полёт в космос с американским гражданином на борту? Что? Ещё скажите и Армстронга они запустили… А они и запустили! Хотите верьте, хотите нет, но так оно и было. Не прямо уж они, а скорее их расчёты, да и непосредственное участие, которое приняли две из трёх девушек, но обо всём по порядку.
Три подружки Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон работают в сегрегированном подразделении Исследовательского центра в Лэнгли, занимаясь различными рассчётами и разработками для НАСА. Они все – образованные математики, кто-то лучше разбирается в физике, кто-то в вычислительных технологиях, а в Мэри главенствует инженер. Роль Кэтрин досталась актрисе Тараджи П. Хенсон, чья игра как минимум восхищает, подтверждением чему стали уже полученные награды и номинации. Её персонаж – центральный, Кэтрин переводят в специальный отдел, занимающийся непосредственным рассчётом траекторий и другими около полётными приготовлениями. Попадает она под руководство строгого, но справедливого Эла Харрисона (Кевин Костнер в своей лучшей форме за многие годы). Партия Дороти отошла оскароносной Октавии Спенсер, которая за эту роль уже успела получить номинацию на «Золотой глобус». Её героине приходится тяжело, она работает больше всех, но бессердечное руководство в лице очень строгой и отталкивающей здесь Кирстен Данст не спешит повышать работягу по должности. Она руководит небольшим подразделением чернокожих девушек-математиков, чьими основными инструментами являются карандаш и бумага, но в один день по приказу сверху в инженерный отдел интегрируют первую ЭВМ, в надежде сократить унизительное отставание от Советов в космической гонке. Дороти приходится действовать решительно, как и Мэри, чьё вступление в должность инженера (первого чернокожего и первого женского пола) как бы «по протоколам» невозможно без прохода соответствующих курсов. Но и тут загвоздка: на курсы инженеров космических кораблей в штате Вирджиния девушки не допускаются по закону. Мэри начинает борьбу на юридических полях, заставляя зрителей задерживать дыхание при каждом появлении на экране, потому что Жанель Моне, её исполнившая, блистает как звезда. В этом году выходят два фильма с её участием (второй – Moonlight), которые, судя по всему, окончательно обеспечат ей звание «открытие/прорыва года».
Второй план в фильме также чудесный: кроме двух до ужаса противных Кирстен Данст и Джима Парсонса (его герой, высокомерный математик, портит кровь героине Хенсон), есть неописуемо обаятельный Махершала Али, постоянно светящийся в кадре, будто бы уже зная, что в этом наградном сезоне у него нет конкурентов (Оскар за Moonlight фактически у него уже в кармане). И, конечно же, упомянутый Костнер, ходячий цитатник, за игрой которого давненько не было так приятно наблюдать. Одним из основных кураторов и продюсеров проекта стал Фаррелл Уильямс, который вместе с Хансом Циммером и Бенджамином Уоллфисчем написали один из лучших саундтреков года. Причём, их усилия разделились пополам – Фаррелл записал целый альбом из десяти оригинальных песен, две из которых имеют высокие шансы быть номинированными на Оскар (Runnin’ и I See Victory), а Циммер возложил на свои плечи инструментальную часть. Результат впечатляет: духовые и клавишные мелодии гениального композитора чутко подстраиваются под настроение картины, а цепляющие мотивы Уильямса заседают глубоко под коркой, машинально заставляя после выхода из кинотеатра напевать runnin’ from the man, runnin’ from the badge, представляя мчащуюся Хенсон под проливным дождём.
Изначально, перед просмотром, лишь слегка ознакомившись с сюжетом или глядя на постер или трейлер, в голове возникают два напрашивающихся триггера, от которых, уверен, большинство будет (или планирует) плясать в рассуждениях о фильме – расизм и феминизм. Но у Теда Мелфи позиция очень чёткая по этому поводу: своей работой он как бы говорит нам, что, да, было тяжело, да, были столкновения на почве расовых предрассудков, да, была дискриминация по половому признаку, но «Скрытые фигуры» не об этом. Это кино о трёх мужественных дамах, верующих в силу науки, у которой нет ни цвета кожи, ни пола. О трёх гениальный личностях, настрадавшихся и намучившихся из-за нравов того времени, но каждый раз преодолевающих все преграды на своём пути. Они боролись за свою нацию, чтобы отправить её наконец в космос, порой приходилось бороться и с самой нацией, терпя унижения и оскорбления, но всё это меркнет перед общей целью. Режиссёр не старается навязывать нам спекуляции на тему социальных подтекстов, он просто показывает как было на самом деле – сегрегация, как на рабочем месте, так и в обществе. Мелфи не так важны страдания героев, ему важны моменты радости – микро-эпизоды, в той или иной мере затрагивающие струнки души. Даже противостояние с русскими здесь показано не как борьба добра со злом, а как вполне здоровая конкуренция двух могущественных держав. «Чёртова собака, чёртов манекен», – комментирует успешный запуск «Востока 3КА-2» глава Исследовательского центра.
Главная заслуга Теда Мелфи в том, что он сумел выдержать лёгкий, необременяющий тон фильма до самого конца, благодаря чему ему удалось преподнести в целом обычную историю, затрагивающую темы от космической гонки США и СССР до борьбы за гражданские права, под неожиданным, свежим и неосвещенным ранее в кинематографе углом. «Скрытые фигуры» оказались картиной, полной шарма и энергии её титульных героинь, чьи амбиции несокрушимы, а портреты в исполнении Хенсон, Спенсер и Моне – неотразимы.
Скрытые фигуры (Hidden Figures)
Год: 2016
Жанр: драма
Страна: США
Режиссер: Тед Мелфи
Сценарий: Эллисон Шредер, Тед Мелфи, Марго Ли Шеттерли
Продюсер: Питер Чернин, Донна Джильотти, Тед Мелфи
Оператор: Мэнди Уокер
Композитор: Бенджамин Уоллфисч, Фаррелл Уильямс, Ханс Циммер
Художник: Винн Томас, Джереми Вулси, Рени Эрлих Калфус
В ролях: Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Джим Парсонс, Махершала Али, Элдис Ходж
Мировая премьера: 25 декабря 2016
Премьера в РФ: 16 марта 2017, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Продолжительность: 127 мин. / 02:07
«Скрытые фигуры»: космическая гонка, расовая сегрегация и IBM
В российский прокат в марте этого года вышел фильм американского режиссера Теда Мелфи «Скрытые фигуры», номинированный на премию «Оскар». Компания IBM провела предпремьерный закрытый показ картины для представителей прессы в московском кинотеатре «Пионер».
Сюжет фильма основан на реальных событиях и переносит нас во времена гонки между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки за первенство в космосе. 1961 год, первый космический полет совершил советский гражданин Юрий Гагарин, и коллектив инженеров НАСА прилагает огромные усилия, чтобы нагнать СССР и запустить в космос американского астронавта.
За подготовкой первых космических полетов скрыта сложная и ответственная работа не только инженеров, но и вычислителей-математиков. Легендарная сотрудница НАСА, человек-компьютер Кэтрин Джонсон рассчитывает траекторию суборбитального полета астронавта Алана Шепарда, и вручную перепроверяет перед орбитальным полетом Джона Гленна компьютерные вычисления, выполненные на сервере IBM-Mainframe 7090.
Во время сложнейшей работы ей приходится преодолевать не только недоверие и зависть коллег, но и расовые ограничения и унижения, связанные с ее цветом кожи. Несмотря на все эти преграды, благодаря своему таланту и силе духа, она добивается успеха и признания. Точно так же смело, уверенно идут к своей цели и ее подруги-афроамериканки. Мэри Джексон становится инженером, а Дороти Вон руководителем вычислительного центра.
Выбор читателей
Эксперименты на себе
Всем приходилось читать в интернете или в бумажной прессе, посвящённой здоровому образу жизни, массу советов о том, как жить и что делать, если вы хотите продлить свои годы и меньше болеть.
Когда коронавирус побеждён, но последствия остались
Что такое постковидный синдром, как долго он длится и почему некоторых переболевших тянет на белковую пищу ― на вопросы отвечает Антонина Плоскирева, доктор медицинских наук, доцент, заместитель директора по клинической работе ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора.
Умственные усилия будят антиальцгеймерические гены
Интересная жизнь стимулирует в мозге активность гена, который успокаивает нейроны и тем самым защищает их от деградации.
“Скрытые фигуры”, рецензия
Скрытые фигуры (Hidden Figures), 2016, Тед Мелфи
«Раздражающе безупречное кино» – Глеб Тимофеев о «Скрытых фигурах»
Три чернокожие подруги работают в NASA: одна – талантливый математик, другая – одаренный инженер, третья – прирожденный руководитель. Но дело происходит в сегрегированной Вирджинии, так что женщины сидят в полуподвальном помещении, с надписью «цветные вычислители», а навыки, увы, применяются не по назначению: русские запускают в космос спутник, манекены и собак, и вот-вот отправят первого человека, а белому руководству космической программы США проще дать идеологическим противникам воткнуть флаг на Луне и бомбить лучшую из стран из стратосферы, чем признать, что темнокожие леди – тоже люди. Коллеги вооружены метафорическими плантаторскими кнутами – бытовым хамством и мимоходным презрением, важных должностей не дают, зато дают понять своё место при каждом удобном случае, и вообще – разве что цепями к галерам не приковывают. Однако президент грозит пальчиком, налогоплательщики возмущаются, должностные лица потеют и оправдываются, и получается так, что без помощи черных серых мышек не вытащить репку победы в космической гонке.
“Скрытые фигуры”, рецензия
С трудом можно представить, что «Скрытые фигуры» – фильм биографический: выхолащиванием реальной истории до стерильного состояния и запиныванием в рамки жанрового, эксплуатационного кино он сильно напоминает «Сноудена» Оливера Стоуна. Старательный Тед Мелфи выступает не столько художником, сколько дизайнером плакатов, и его стремление создать выпуклую, собирательную стереотипность, использовать расовый конфликт и контекст для демонстрации психологических барьеров как явления (а могли быть гендерные, географические – да какие угодно) выглядит почему-то совсем черным юмором с элементами расизма. Здесь все очень с перебором: все белые мужчины выглядят одинаково и работают в сером помещении без окон, все темнокожие женщины – яркие индивидуальности, что в одежде, что в образе мыслей, и живут среди ярких красок, напоминающих мир Эдварда Руки-ножницы. Их окружает голубизна кадиллаков, зелень придомовых участков, насыщенный кирпичный цвет производственных зданий, иссиня-черный космос. Белые менеджеры хамят и свинячат, угнетаемые черные работники терпят с мученическим стоицизмом, утираются с утопически-христианским всепрощением и пашут, самозабвенно пашут на великое будущее великой страны. Предрассудков лишены только бравые белозубые космонавты с пружинистыми походками, да «эмигранты первого сорта» – пожилые польские евреи. Собирательным антагонистом – завистником и дураком – выступает герой Джима Парсонса, и нет более победительного месседжа для черной женщины, чем силой математики утереть нос Шелдону Куперу. Для драматической галочки парой сцен демонстрируют и тяжелое семейное положение героинь: одна, к примеру – вдова с тремя очаровательными крошками, разговаривающими настолько фальшиво сахарно, что это смотится наемной актерской семьей Барни из «Как я встретил вашу маму». При этом о девочках забывают практически до конца, и участвуют они в двух сценах со словами, и в трех-четырех – всего. И так во всем – расчетливая сладкая вата, и почти ничего сверху.
Мелфи рифмует земные проблемы с препятствиями выходу в космос и уравновешивает глобальные цели человеческими страстями, как будто якорь расизма и предрассудков удерживает мир от взлета прямиком к светлому будущему, к бескрайнему морю возможностей
Мелфи рифмует земные проблемы с препятствиями выходу в космос и уравновешивает глобальные цели человеческими страстями, как будто якорь расизма и предрассудков удерживает мир от взлета прямиком к светлому будушему, к бескрайнему морю возможностей. А черные ангелы выступают спасителями – только они знают ангем, только они способны выучить фортран и разобраться в программировании. Они работают в НАСА – потому, что носят очки, а не потому, что носят юбки. Всё это, по большому счету, должно раздражать, весь этот дистилированный современный блексплотейшн, вся эта манипулятивность – но, как и в случае со сходной по тону «Прислугой», пусть и с меньшим юмористическим уклоном, этого практически не происходит. Даже тем, кому обрыдло навязывание кино про расовые конфликты, «Скрытые фигуры» могут понравиться – именно за счет вытравливания личного при сохранении эмпатических крючков. Героини Мелфи – хорошие типажи, несимпатичные, но обаятельные и харизматичные. Юмор отдельными моментами очень классный – к примеру, в сцене, когда четверо белых мужчин спрашивают у темнокожей женщины не русская ли она шпионка. А также очень нетипичный, и особенно удивительный для фильма, учитывая выпуклость всего остального, взгляд на расизм: в нем больше от милгрэмских офисных войн, от теории разбитых окон, чем от какой-то всамделишной ненависти. Трудолюбивые умные женщины добиваются своего без требований и нытья, упорным трудом, хорошей и достойной работой, и коллегам становится неловко. Хороший и полезный вывод – что более всего на предубеждения влияют не наглые требования, а качественно сделанное дело, и «Скрытые фигуры» этот вывод симпатично культивируют.
«Скрытые фигуры»: Рецензия Киноафиши
Человеческая фантазия почти безгранична, поэтому мировой кинематограф видел самые разные истории. Но самая большая выдумщица, как ни крути, всё-таки жизнь, потому что её истории, кажущиеся невероятными, очень часто являются действительно удивительными. Одну такую истории рассказал зрителям режиссёр Тед Мелфи в своей драме «Скрытые фигуры» («Hidden Figures»).
Кадр из фильма «Скрытые фигуры»
Эта история о трёх афроамериканках, которые работают в НАСА. Они умные и целеустремлённые, но на пути к успешной карьере стоит одна мешающая им вещь. Какая? Их цвет кожи. Фильм рассказывает о событиях второй половины двадцатого века, когда чернокожих практически не считали за людей, даже выделяя для них отдельный «цветной» туалет. Откровенный неприкрытый расизм тогда процветал в невероятных масштабах. Но Кэтрин (Тараджи П. Хенсон), Дороти (Октавия Спенсер) и Мэри (Жанель Моне) не желают с этим мириться и борются с ним. Они долго и упорно пытаются доказать, что цвет кожи — не минус человек, требующий притеснений, которые иногда даже могут мешать работать. Эти выдающиеся женщины делают всё, чтобы заслужить доверие и уважение со стороны белых. И в итоге добиваются своего и даже играют не последнюю роль в запуске первой американской ракеты с человеком на борту.
Кстати, да, на фоне борьбы с расизмом Кэтрин помогает в расчётах, необходимых для запуска Джона Гленна в космос, Дороти разбирается в устройстве IBM, а Мэри пытается попасть на вечерние курсы в колледж для белых.
Кадр из фильма «Скрытые фигуры»
Минус у фильма, пожалуй, только один. Но он не имеет никакого отношения к создателям картины, тут потрудились наши локализаторы. Речь идёт о названии фильма.
Если хоть немного задействовать логику и воспользоваться словарём, а не стандартным переводчиком Google, то становится очевидным, что ни о каких скрытых фигурах в фильме речь не идёт. Вернее, такими фигурами можно было бы назвать трёх дамочек, которые скромно работают в НАСА, но в самом фильме неоднократно делается акцент на невидимых всё-таки цифрах и математике, которая выходит за пределы привычного понимания этой науки. Поэтому более удачным названием для этого фильма стали бы «Невидимые цифры».
Кадр из фильма «Скрытые фигуры»
А теперь о плюсах. Например, несмотря на то, что в фильме идёт речь не о самых популярных предметах, а именно о запуске ракет, всё это подаётся так, что даже у человека, с этой темой не знакомого, не возникает чувства тотального непонимания. На среднем уровне всё стараются объяснить, в то же время, не вникая в слишком серьёзные подробности.
Итоговая оценка фильма положительная, потому что картина получилась целостной, что вообще в последнее время встречается в кинематографе неприлично редко. Кроме этого, приятно поглядеть на достойную игру таких достойных внимания персонажей мировой истории. «Скрытые фигуры» получилось очень трогательными и интересными, хоть и русского зрителя могут напрячь шуточки про русских, которые «впереди планеты всей», вообще следят за бедными американцами и, видимо, хотят их поработить.
В российском прокате с 16 марта 2017
Расписание и покупка билетов на фильм «Скрытые фигуры»
Все отзывы о фильме Скрытые фигуры
Лучшие отзывы о фильме «Скрытые фигуры»
Восторг, прелесть, давно такого хорошего кино не видела;)
А знаете, кто самая настоящая женщина? Валентина Терешкова. Взяла и так психанула, что аж в космос улетела (смайлик). Но здесь и сейчас – не о ней и даже не столько о женщинах в космосе, сколько об околокосмических женщинах – математиках НАСА, благодаря которым стали возможны полеты американцев в космос. О них мало кто слышал, но теперь об этой троице узнает весь мир – спасибо Теду Мелфи за его фильм «Скрытые фигуры».
Итак, год 1961-й, штат Вирджиния. Три афроамериканки едут по трассе, машина ломается, и вдруг рядом оказывается полицейский патруль. Понятно, что мимо он не проедет. Но вот только помочь вряд ли захочет, этим лишь бы придраться – ну не любили в то время в том штате чернокожих. И если бы не работали наши героини в НАСА, неизвестно, чем бы дело кончилось, но они работали, посему их даже сопроводили до места (смайлик).
Правда, чтобы устроиться на такую престижную работу, где и женщин-то мало, а тут еще чернокожие, пришлось вытерпеть столько, что… Предвзятого отношения (и к женщинам тоже) и сейчас хватает, а уж тогда и подавно, причем сплошь и поперек. Кэтрин Гоубл Джонсон (Тараджи П. Хенсон) – гений аналитической геометрии, и завидные математические способности она проявляла с самого детства, но в отдел по освоению космоса Кэтрин попала по чистой случайности. Изрядная доля скептицизма тоже присутствовала.
А в каких условиях ей пришлось работать! Недружелюбное отношение (даже со стороны женщин) и нерабочая обстановка – и тут даже не в общении дело, а в том, что до ближайшего туалета «для черных» из этого отдела бежать по территории не пять и не десять минут… Понятное дело, что начальство возмущается ее постоянными отлучками в течение дня на 40 и больше минут, оно-то было не в курсе (зачем ему проблемы простых смертных, когда от него зависит в буквальном смысле высокое – космос), а Кэтрин было неудобно такое говорить. Неудобно – с оговоркой «до поры до времени». Однажды она обязательно выскажет все…
Ах да, Кэтрин – многодетная мать-одиночка. Теперь вы чувствуете всю драму ситуации. Немножко спойлеров – в итоге ей повезет на всех фронтах, но до этого еще далеко… А пока Кэтрин проверяет расчеты лучших ученых и больше всего спорит с Полом Стэффордом, уверяющим, что «все вычисления точны». Смака (во всяком случае поклонникам телесериала «Теория большого взрыва») добавляет тот факт, что ее главного противника играет Джим Парсонс, у которого уж очень хорошо получаются «ботаники» (вспомните бесподобного Шелдона Купера). Ох, какие этих двоих ждут словесные перепалки! Особенно фееричным будет диалог, когда Пол «Шелдон» Стэффорд признает, что Кэтрин умнее (смайлик).
Героиня вторая – Дороти Вон (Октавия Спенсер) – в итоге вообще окажется первой афроамериканкой-руководителем в НАСА. Сейчас она сама там на птичьих правах и не может диктовать условия, но совсем скоро все изменится. Дороти самостоятельно, следуя необходимости (так и хочется сказать «модной» необходимости), научится работать на IBM, да так, что очень удивит тех, кто будет пытаться ее уволить, потому что компьютеры умнее и быстрее людей. Они не учли одного – с компьютерами тоже должны работать люди (смайлик).
Героиня третья – Мэри Джексон (Жанель Моне) – станет первой чернокожей женщиной, работающей авиационным инженером, но пока, как вы понимаете, у нее тоже не все гладко. Будут и споры, даже до суда дойдет, но она, как и ее подруги, сильная, она обязательно справится! И пусть, несмотря на все усилия нашей троицы, первым в космос полетит советский космонавт Юрий Гагарин, американцы еще себя покажут, например, благодаря все тем же героиням, в 1969-м первыми доберутся до Луны (смайлик).
И да, в итоге в НАСА перестанут разделять туалеты по цвету кожи их посетителей, потому что… А почему – вы узнаете после просмотра (смайлик).