скрипач тео гертлер биография
«Нынешний конкурс открыл новые имена»: завершен IX Международный конкурс юных скрипачей в Новосибирске
28 ноября 2019 торжественной церемонией вручения наград и гала-концертом лауреатов завершился IX Международный конкурс юных скрипачей в Новосибирске.
Нынешний конкурс отличился своими масштабами: поражали как география участников и жюри конкурса, которые представляли 12 стран от Атлантики до Тихого океана, так и география концертных площадок, которые были задействованы в его проведении — впервые конкурс вышел за стены Новосибирской консерватории.
Открытие и закрытие состоялись на Малой сцене НОВАТа, заключительный тур конкурса прошел на концертных площадках Новосибирской филармонии.
Между тем Новосибирская консерватория по-прежнему остается основной площадкой состязания: на сцене Малого зала состоялись прослушивания первого и второго туров в младшей и старшей группе, в различных залах и аудиториях вуза прошли мастер-классы членов жюри конкурса и приглашенного дирижера Юрия Ткаченко.
Юрий Михайлович, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры, профессор, — официальный дирижер V, VI, VII, VIII и IX Международных юношеских конкурсов им. П. И. Чайковского, проходивших в России, Японии, Южной Корее и Швейцарии, и потому его опыт был очень ценен.
Юрий Ткаченко. Фото – Екатерина Бабина
В содержательном плане особенностью девятого по счету конкурса, который проводится раз в три года, стало участие Новосибирского академического симфонического оркестра, профессионального коллектива с богатой историей, созданного в 1956 г. народным артистом СССР, профессором Новосибирской консерватории Арнольдом Кацем.
Высокий статус конкурса определялся несколькими факторами, прежде всего — составом жюри, в которое вошли всемирно известные музыканты и педагоги. Вот уже почти четверть века жюри возглавляет народный артист России, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, Высшей школы музыки в Кёльне, Высшей школы музыки в Цюрихе, Королевской высшей школы музыки им. Королевы Софии в Мадриде Захар Нухимович Брон.
— Я уже третий раз работаю в жюри на этом конкурсе,
— говорит профессор из Италии Маурицио Шиарретта.
— Каждый раз уровень участников очень высокий. И этот год еще раз подтверждает этот суперуровень. Особенно поражает младшая группа.
На вопрос о том, каковы впечатления о прошедшем конкурсе, профессор Михаэль Стрихарж (Германия) отвечает:
— Я работал уже на семи новосибирских конкурсах юных скрипачей, и в этот раз мне очень понравилось участие симфонического оркестра в ходе третьего тура и при торжественном вручении наград. Это украсило конкурс, сделало его более филармоническим.
Эти залы, в которых мы имели удовольствие работать, превосходнейшие и акустически, и оптически. Это сделало конкурс очень статусным. Великолепная организация, все вышло, как было запланировано. Все продумано до мельчайших деталей. Результат такой работы великолепный.
Другой важный аспект, определяющий уровень конкурса, — его участники. На IX Международный конкурс юных скрипачей в Новосибирске было подано 32 заявки, а участие в нем приняли 25 музыкантов: 15 в младшей группе и 10 в старшей. Это много или мало в сравнении с предыдущими конкурсами, какова статистика? Почему некоторые заявившиеся отказываются от участия?
Мы обратились с этими вопросами к исполняющей обязанности проректора по творческой деятельности Новосибирской консерватории Наталье Санниковой:
— Нынешнее количество участников практически максимальное — на одного больше, 26 конкурсантов, состязались лишь в 2016 году. А вообще эта цифра колеблется от 16 — в 2013 году — до 26 скрипачей. Заявок традиционно больше, от 23 до 45.
Самые различные обстоятельства вынуждают юных музыкантов отказываться от участия: травмы, проблемы с получением визы, форс-мажор, природные катаклизмы — так, в 2010 году извержение вулкана в Исландии помешало аж двадцати участникам и нескольким членам жюри прибыть в Новосибирск.
Председатель жюри, Захар Нухимович Брон, наблюдал за конкурсными прослушиваниями по Скайпу. Тем не менее, даже вулкану не под силу лишить нас этого праздника скрипичного искусства, и конкурс состоялся.
— Студенты и педагоги консерватории принимают участие в конкурсах, насчитывающих сотни участников. Почему в этом конкурсе их не больше трех десятков? Это результат какого-то отбора?
— Можно сказать, что отбор участников происходит на уровне уже самих условий конкурса: мы опубликовали их 5 марта, более чем за полгода до открытия, и каждый заинтересованный мог оценить свое профессиональное соответствие программным требованиям этого состязания.
Конкурс проходит в три тура: в первом и втором участники исполняют произведения для скрипки соло и в сопровождении фортепиано, в третьем туре — концерт для скрипки с оркестром целиком. Каждый из участников готовит на конкурс восемь-девять сложнейших произведений общей продолжительностью около двух часов, что сопоставимо с полноценным филармоническим концертом в двух отделениях. Это ли не отбор? Да, у нас 25 участников, но это лучшие из лучших в своих возрастных категориях.
В финал конкурса вышли 12 участников, по 6 в младшей и старшей группе. Все финалисты стали лауреатами первой, второй и третьей премии конкурса.
Победителями конкурса стали Тео Гертлер (Словакия) в младшей группе и Сара Драган (Польша) — в старшей.
Гран-при, специальный приз — участие в Торжественном открытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», специальный приз Фонда «Музыкальный Олимп», специальный приз Новосибирской филармонии получил Тео Гертлер (Словакия).
Семеро финалистов получили премии от Благотворительного фонда «Звезды Сибири». Специальный приз от Interlaken Classics Festival (Швейцария) на участие в мастер-курсе профессора Захара Брона в рамках фестиваля в 2020 или 2021 году завоевали Юлия Боброва (Россия) и Дарья Манза (Россия).
Дарья Манза. Фото – Екатерина Бабина
— Я уже была на этом конкурсе три года назад, в 2016 году. Я получила здесь третье место.
Когда я ехала на этот конкурс, думала, что будет все примерно так же, но потом поняла, что конкурс поднялся просто на совершенно другой уровень, появилась возможность играть в лучших концертных залах города. Это просто прекрасно, организация стала гораздо лучше, я очень-очень довольна,
— Я считаю, что скрипачи, которые стали победителями, особенно Тео Гертлер и Сара Драган, — выдающиеся молодые музыканты, которые уже сейчас могут выступать на взрослом уровне,
— делится впечатлениями о финалистах IX Международном конкурсе юных скрипачей в Новосибирске Михаэль Стрихарж.
— Конкурс был замечательно организован, оркестр — великолепный, его уровень очень высок, и дирижер тоже прекрасен. Меня поразила атмосфера: все люди здесь очень приятные.
Мне кажется, важнее всего на конкурсе — не чувствовать самого соревнования, и здесь многие — мои друзья. Так что я чувствовала себя так, будто бы мне просто нужно выйти на сцену и выступить так хорошо, как я только могу, а остальное уже не в моей власти. Я получила несравненное удовольствие, и это самое главное,
— восторженно рассказывает победительница в старшей группе Сара Драган.
Захар Брон. Фото – Екатерина Бабина
Председатель жюри, Захар Нухимович Брон, также не скрывает эмоций:
— Наш конкурс славен большими традициями, которые выражаются в том, что его лауреаты имеют достижения на разных мировых сценах. Нынешний конкурс открыл новые имена, убежден, одних из лучших музыкантов завтрашнего дня.
Тамара Касаткина, Анастасия Мельникова
В Москве завершился XVII Международный телевизионный конкурс «Щелкунчик»
МОСКВА, 7 дек – РИА Новости. Более сорока юных музыкантов приняли участие в XVII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», завершившемся в понедельник, 6 декабря, сообщают организаторы конкурса.
«В этом году в столицу съехались 48 юных музыкантов из 13 стран. Состязание состояло из трех туров по трем номинациям: струнные, духовые и ударные инструменты, а также фортепиано. Юные таланты демонстрировали зрелое мастерство и, порой, не стеснялись даже спорить с членами жюри, отстаивая свою точку зрения», — отмечают организаторы конкурса.
Все этапы состязаний оценивало международное жюри, в состав которого вошли выдающиеся музыканты: Дмитрий Алексеев, Юстас Дварионас, Цзиань Ли и другие.
У каждого конкурсанта было всего несколько минут для того, чтобы сыграть два произведения и покорить требовательное жюри. Стоит отметить, что волновались не только юные таланты, но и члены жюри. Заслуженная артистка РФ Мария Федотова отметила, что очень трудно оценивать «этих прекрасных детей». Все они великолепно владеют инструментом и музыкальным материалом.
Одной из ярких участниц стала четырнадцатилетняя Арина Широкова, которая играла на гобое и, по е признанию, очень любит Моцарта. Она получила высокие оценки- 49 баллов, что стало для нее полной неожиданностью. Двенадцатилетний Петр Никонов получил 50 баллов за игру на ксилофоне и барабане. На барабанеон исполнял «Funkster» Уонамейкера.
В результате упорной борьбы в финал вошло девять конкурсантов. Итоговое испытание проходило на сцене концертного зала имени П. И. Чайковского в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии и дирижера Эйюба Кулиева.
По результатам третьего тура места среди лауреатов распределились следующим образом: в номинации «Струнные инструменты» «Золотой Щелкунчик» — Софи Лейфер (11 лет, скрипка, Испания), Тео Гертлер (8 лет, скрипка, Словакия) завоевал серебро, бронза досталась Матвею Блюмину (12 лет, скрипка, Россия).
В номинации «Духовые и ударные инструменты» первое место- Софья Тюрина (9 лет, саксофон, Россия), второе – София Матвиенко (14 лет, флейта, Украина), третье – Антон Кобозев (12 лет, ударные, Россия).
В номинации «Фортепиано» «Золотым Щелкунчиком» стал Сергей Давыдченко (12 лет, Россия),серебро – Ольга Иваненко (11 лет, Россия), бронза – Александр Короваевич (13 лет, Россия).
Обладателем Приза зрительских симпатий стал Сергей Давыдченко. Лауреатам были вручены статуэтки «Щелкунчиков», сделанные по эскизам художника Михаила Шемякина, а также ценные призы и подарки от стратегических партнеров конкурса.
Генеральным информационным партнером конкурса выступило агентство «РИА Новости» медиагруппы «Россия сегодня».
Захар Брон: «Если талант настоящий, то он всегда уникальный»
25.12.2019
В конце ноября в Новосибирске прошёл IX Международный конкурс юных скрипачей — не только знаковое событие для города, но и заметное в мировой скрипичной музыке. Конкурс собрал участников из одиннадцати стран от Атлантики до Тихого океана. Председателем жюри конкурса неизменно выступает прославленный скрипач и педагог, народный артист России, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, Высшей школы музыки в Кёльне, Высшей школы музыки в Цюрихе, Королевской высшей школы музыки им. Королевы Софии в Мадриде Захар Брон. Накануне своего дня рождения маэстро дал эксклюзивное интервью журналу Status.
— Ваше имя прочно связано с расцветом новосибирской скрипичной школы, а также с Международным конкурсом юных скрипачей, жюри которого вы возглавляете вот уже почти четверть века. Кроме того, вы судите многие престижные конкурсы по всему миру. А что для вас конкурс с других сторон, прежде всего, с позиции наставника?
— Мне очень приятно, что в Новосибирске продолжается развитие скрипичной школы, к судьбе которой я причастен. Естественно, организация здесь в 1995 году Международного конкурса юных скрипачей стала очень большим начинанием. То, что конкурс существует до сих пор, и не просто существует, а раз от раза укрепляется результатами наших лауреатов, говорит о том, что он развивается правильно и даёт дорогу настоящим талантам.
Дело в том, что участие в конкурсах очень неоднозначно, и я воспитываю в своих учениках здоровое отношение к этому. В нашей области, если талант настоящий, то он всегда уникальный, а сравнение двух уникальных талантов просто невозможно. Я всегда привожу в пример опыт знаменитых конкурсов, которые давно подтвердили свою репутацию, но имеют жёсткий регламент, и в правилах записано, что может быть присуждена только одна первая премия, одна вторая и так далее. А если приехали два таких соразмерных таланта, как Давид Ойстрах и Яша Хейфец? Кто-то из них проигрывает, но это же несправедливо! Поэтому, когда мы составляли регламент нашего конкурса, то придерживались принципа принятия решений в пользу участников.
Только подготовка к конкурсу даёт возможность в определённое время, в определённой программе сделать максимальный прогресс.
Второй момент, тоже не совсем объективный: решение о результатах конкурса — это решение сегодняшнего дня и конкретных членов жюри, и только время может подтвердить — было жюри право или нет. Приведу пример Конкурса Венявского в Люблине, жюри которого я сейчас возглавляю. В 1970-е юношеский конкурс стали проводить на Родине Венявского, и он был мало известен, пока в 1982 году его не выиграл Вадим Репин, потом — Максим Венгеров, ученик Сергея Ивановича Кравченко Сергей Крылов, лауреатом становилась Наталья Прищепенко и так далее, конкурс прославился своими победителями.
— Как вы считаете, каждый музыкант должен пережить этот опыт или яркую музыкальную карьеру можно сделать в обход конкурсного пути?
— Опыт и карьера — две разные вещи. Сегодня в нашем мире много коммерции, молодые люди могут часто получать выгодные предложения играть разные концерты. Однако не каждый к этому готов. Нужно понимать, что только подготовка к конкурсу даёт возможность в определённое время, в определённой программе сделать максимальный прогресс, это особая практика и очень полезный опыт. Но сколько великих музыкантов не побеждали в конкурсах, однако имели яркую карьеру.
— Следите ли вы за дальнейшей судьбой победителей конкурса? Ведь участники первых соревнований уже стали зрелыми музыкантами. Расскажите, пожалуйста, о некоторых из них, каковы их карьерные достижения?
— Победитель первого конкурса Эрик Шуманн сейчас один из ведущих профессоров Франкфуртской консерватории. Также он первый скрипач одного из лучших европейских квартетов. Многие наши лауреаты стали победителями других престижных конкурсов — имени Венявского, имени Крейслера в Вене, имени Страдивари в Токио, что неоднократно подтверждает их высокий уровень. Майю Кишима из Японии, Эллинор Мелон с Ямайки и многие-многие другие сделали яркие карьеры.
— Международный конкурс юных скрипачей является одним из главных, можно даже сказать, брендовых мероприятий Новосибирской консерватории. Год назад к руководству вузом пришла новая команда, и в организации конкурса тоже очевидны изменения: расширился круг творческих партнёров и география концертных площадок. Как вы оцениваете работу нынешнего ректората в проведении конкурса: он справился?
— Я думаю, что конкурс прошёл с большим успехом и то, что в нём был задействован один из лучших российских оркестров (Новосибирский академический симфонический оркестр), само по себе уже даёт ответ: безусловно, произошли позитивные изменения, и я надеюсь, что дальше всё будет развиваться по нарастающей и приносить всё большие результаты.
— Широко бытует выражение «в лучших традициях». Какие традиции Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске вы считаете лучшими и хотели бы их сохранить?
— Я думаю, мои коллеги здесь разделяют мнение, что наша главная задача — открыть и поддержать талант. Каждый человек может ошибиться, и жюри может принять неверное решение, ведь в исполнительстве невозможно измерить мастерство какими-то величинами. Поэтому всегда нужно действовать в пользу участника — это главный принцип работы нашего жюри, можно сказать, традиция конкурса, в котором может быть не один победитель.
— В своих интервью вы говорили, что главная задача конкурса — открыть новые имена в области скрипичного исполнительства. Пожалуйста, прокомментируйте результаты нынешнего — девятого по счёту конкурса: открытия состоялись?
— Я думаю, что не просто состоялись, а ярко состоялись, и это также будет плюсом и конкурсу, и новой команде, которая его организовала. Такой стремительный взлёт, какой случился у победителя Тео Гертлера из Словакии, произошёл здесь, на нашем конкурсе. Это привело всех членов жюри и участников с разных концов света в восторг, такое явление — редкость. Такое открытие бывает раз в 50 лет, это примерно то же самое, когда здесь появились Репин и Венгеров. И в младшей, и в старшей группе были очень интересные имена, которые ещё прославят наш конкурс.
— Престижные международные конкурсы призваны стать плацдармом для дальнейшего профессионального развития участников, создать для этого условия. Какие специальные призы или предложения получили лучшие из скрипачей конкурса?
— Я считаю, что лучшими являются те большие конкурсы, которые дают возможность участникам в ближайший сезон сыграть интересные концерты. На нашем конкурсе случились позитивные нововведения: победитель получил специальные призы от различных фондов и Новосибирской филармонии и выступит с рядом концертов в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Две сибирячки — Дарья Манза и Юлия Боброва — пройдут обучение в Швейцарии. Фонд «Звёзды Сибири» вручил денежные премии семи лауреатам конкурса.
Новосибирск — это, прежде всего, замечательные люди, которые поддержали меня как педагога, дали возможность многое испробовать и воплотить свои идеи, преодолевая запреты.
Это, конечно, несопоставимо с контрактами по итогам взрослых конкурсов, когда победители получают 25 концертов. Но не стоит забывать, что мы имеем дело с юными музыкантами, с детьми, которые ещё только учатся — и выступления с профессиональными оркестрами в лучших залах для них уже большое достижение.
— Через три года пройдёт юбилейный — десятый Международный конкурс юных скрипачей в Новосибирске. Вы гастролируете и преподаёте от Атлантики до Тихого океана и наверняка следите за подрастающим поколением скрипачей. Видите ли вы уже сейчас достойных потенциальных участников будущего конкурса?
— Вижу и в России, и в Европе, и на Востоке. Вот если мы откроем интернет, то можем найти, как недавно с оркестром под управлением Владимира Спивакова играла восьмилетняя девочка, японка Химари Йошимура. Это такое чудо! Это чудо ещё похлеще всех остальных. Мы будем ждать её на следующем конкурсе.
— Вот уже около тридцати лет вы не являетесь жителем Новосибирска, но приезжаете сюда почти ежегодно. Чем или кем город дорог для вас?
— Так интересно получилось исторически: я ступил на новосибирскую землю 20 августа 1974 года — в день рождения Максима Венгерова. А Новосибирск — это, прежде всего, замечательные люди, которые поддержали меня как педагога, дали возможность многое испробовать и воплотить свои идеи, преодолевая запреты. Например, существовали установленные методики, и нельзя было давать ученикам более сложные произведения, чем в них прописано. А как быть, если восьмилетний Вадик Репин играл, как 18-летний? Были сложности с организацией концертов для учеников, могли возникнуть обвинения в эксплуатации детского труда. Но Новосибирск от меня не отказался, ведь я один не смог бы найти соучастия в Москве и явить миру своих ребят. Успех Вадима Репина, Максима Венгерова и других моих учеников начинался здесь. 25 лет назад с ректором консерватории Евгением Георгиевичем Гуренко мы начали проводить Международный конкурс юных скрипачей в Новосибирске, и всё это время я чувствую тёплую поддержку отсюда.
Текст: Александр Яхомов
Фото предоставлены пресс-службой Новосибирской Государственной Консерватории им. М. И. Глинки
Семнадцатый «Щелкунчик»
В этом году среди самых смелых и юных два музыканта: скрипач Тео Гертлер из Братиславы (Словакия) и виолончелист Владимир Третьяков из Санкт-Петербурга. Этим детям-вундеркиндам всего лишь по восемь лет! В XVII конкурсе, кроме России, представлены: Австрия, Армения, Грузия, Испания, Казахстан, Канада, Китай, Коста-Рика, Норвегия, Словакия, США, Украина…
Также за ходом конкурса зрители могут следить в режиме on-line на сайте телеканала «Россия К».
Рамки конкурса год от года расширяются: на XVII «Щелкунчике» Небойша Живкович, Дмитрий Алексеев и Захар Брон проведут мастер-классы, а в Галерее Александра Шилова состоится концерт камерной музыки «Парад Щелкунчиков» с участием победителей XVI конкурса.
Ирина Никитина-Хефлигер, президент Фонда «Музыкальный Олимп», член попечительского совета конкурса:
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере «РГ».
Неутомимые олимпийцы
Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» в двадцать четвертый раз собрал в Санкт-Петербурге молодых лауреатов самых престижных мировых конкурсов.
М ноголетний успех этого неутомимого фестиваля и кроется в феномене молодости, вечного обновления. Казалось бы, структура проведения всегда одна, программы выстраиваются по одной и той же модели, а за двадцать четыре года не возникло ощущения ни стагнации, ни инфляции – сплошная экзальтация. И глубоко права президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина, которая сравнивает устройство своего уникального проекта с механизмом автомобиля класса люкс. Каждый год в конце мая петербуржцы получают своеобразный живой каталог последних новинок из мира искусства молодых исполнителей. Каждый раз – список новых имен. Но и программы в соответствии с именами тоже всякий раз обогащаются новым репертуаром наряду с обязательной классикой.
Напомним, что программы «Музыкального Олимпа» предполагают участие лауреатов как на позициях солистов в том или ином инструментальном или вокальном концерте, так и за дирижерским пультом. В каждом концерте таким образом участвует сразу несколько победителей, скажем, скрипач, пианист и вокалист. Разве можно набить оскомину при такой интенсивности? Решительно нет. Недостатка в пианистах и скрипачах, как правило, не бывает, равно как старательно поддерживается и номинация «сольная виолончель», которую Ирина Никитина курирует с особым пристрастием, будучи дочерью главы ленинградской виолончельной школы А. П. Никитина.
В этом году выступил лишь один виолончелист – эстонец Марсель Йоханнес Китс с ля-минорным концертом Шумана, играющий на инструменте итальянца Франческо Руджери (Кремона, 1674), предоставленном ему Deutsche Stiftung Musikleben. В том же концерте открытия выступила меццо-сопрано Наталья Боева, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, с циклом песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк. Помнятся ее выступления в разных смешанных концертах в Петербурге, ее сочный и зычный голос. Но в этот раз Наталья предстала уже прошедшей европейскую – территориально немецкую – школу в Баварской театральной академии А. Эвердинга в Мюнхене как лауреат I премии Международного музыкального конкурса Баварского радио и телевидения ARD в Мюнхене в 2018 году. Чудесам преображения трудно было не изумиться: с одной стороны, знакомый голос, но скорректированный техникой чуткого камерного пения, культурой артикуляции и интонирования.
Третьим солистом первого фестивального концерта был Максим Ландо, обладатель I премии международного конкурса молодых исполнителей Young Concert Artists в Нью-Йорке (2018), а в 2015-м получивший I премию на XVI Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик». Он запомнился выступлением в Концертном зале Мариинского театра в январе 2019 года как очень яркий индивидуалист с зашкаливающей харизмой. Во Втором фортепианном концерте Прокофьева темперамент Максима очень напомнил темперамент Сергея Сергеевича.
Парад совсем юных скрипачей в самом прямом смысле слова поразил своими умениями. Миниатюрный словак Тео Гертлер ошеломляюще исполнил ми-минорный концерт Мендельсона с недетской зрелостью и ясностью музыкальной мысли, идеальным чувством фразы и формы. Вместе с ним на фестивале феноменально показали себя и другие ученики Захара Брона – 12-летняя Лея Чжу в Первом концерте Венявского и уже состоявшийся музыкант Федор Рудин, сын Александра Рудина. Первый концерт Шостаковича в его исполнении стал конгениальной исповедью, в которой боль композитора о судьбах страны и мира отдавалась в каждой ноте.
Личными открытиями нового фестивального выпуска стали Иван Пятков родом из далекого сибирского городка Карасук, исполнивший на эуфониуме Концерт для трубы с оркестром О. Бёме, и кларнетистка София Мехоношина, которая в зашкаливающе виртуозном исполнении Второго концерта для кларнета К.-М. фон Вебера дала все основания сравнить ее со знаменитой Сабиной Мейер.