скотт незерсоул история об искусстве флоренции

Сказывая сказки. Отрывок из книги «История об искусстве Флоренции. Город и миф»

Автор книги – специалист по истории итальянского искусства эпохи Возрождения в Институте Курто в Лондоне Скотт Незерсоул, позволяет себе усомниться в общепринятом, в наших знаниях и стереотипах, задать новые и необычные вопросы и говорить о том, что считалось неважным или просто не привлекало к себе внимания. Цитируем начало главы «Сказывая сказки: история о флорентийском искусстве».

Сказывая сказки: история о флорентийском искусстве

У флорентийского искусства есть своя история. Вот уже пятьсот с лишним лет она обрастает подробностями, а в основе ее лежит идея прогресса, развивавшаяся внутри самой ренессансной культуры. Начиная, по крайней мере, с XVI века складывается нарратив, в котором живопись, скульптура и архитектура занимают главенствующее положение по отношению к ремеслу ювелиров, гравюре и произведениям декоративно-прикладного искусства — так называемым второстепенным видам искусства.

Именно об этой истории и пойдет речь далее. Мы в общих чертах обрисуем ее сюжет и поговорим о ключевых персонажах. Однако, несмотря на то, что эта глава — отправная точка для дальнейшего повествования, представленный здесь подход чреват проблемами, которым мы также уделим внимание. Рассказывание сказок — сомнительное предприятие. Столетие, которое отделяет двери баптистерия, начатые Гиберти (рис. 1) в 1403 году, от утраченных картонов Леонардо и Микеланджело, сделанных для Палаццо делла Синьория в 1503–1504 годах (рис. 2, 3), не было периодом непрерывного художественного совершенствования, как бы сильно нам этого ни хотелось. Нарративы служат удобной опорой и концептуальной схемой, методом для структурирования знаний, но они искусственны и должны быть признаны таковыми. Ничего естественного в них нет.

Ни Леонардо, ни Микеланджело так и не завершили работу над своими фресками для Зала Большого совета. Их композиции снискали славу благодаря картонам (рисункам в натуральную величину), выполненным каждым из мастеров и впоследствии утраченным.

скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть картинку скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Картинка про скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Завершен в 1436 году

В некотором царстве…

Эта история известна нам лучше всего благодаря нарративу, созданному Джорджо Вазари (1511–1574), художнику и писателю из Ареццо — города, расположенного к югу от Флоренции и входившего в ее владения с 1384 года. В этой главе мы будем следовать его версии событий. В 1550 году он опубликовал Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, прибегнув к услугам печатника Лоренцо Торрентино (отсюда итальянское название книги — Torrentiniana — Торрентиниана). Почти двадцать лет спустя, в 1568 году, Вазари переиздал свою книгу в типографии семьи Джунти (так называемая Giuntina — Джунтина), значительно расширив ее и добавив тридцать новых биографий. Именно к этой редакции чаще всего обращаются в наши дни, и в основном ее переводят на английский язык.

Подобно многим своим предшественникам и тем, кто пришел после него, Вазари отмечал интерес к природе и классической античности, который возник еще в конце XIII века и продолжал расти. По его мнению, «родственные» искусства живописи, скульптуры и архитектуры достигли пика совершенства в древнем мире, после чего во времена правления императора Константина (ок. 272–337) начался упадок, а за ним — и погружение в глубокий и продолжительный летаргический сон, спровоцированный уничтожением античного искусства варварами и ранней Церковью.

Любая история нуждается в хорошем начале. Для Вазари таким началом стало пробуждение искусств от этого долгого сна, которое он назвал rinascita — возрождение. Идея возрождения витала в воздухе со времен Петрарки, творившего в XIV веке, но Вазари был первым, кто связал ее напрямую с искусством. Возрождение, в его понимании, произошло не одновременно для живописи, скульптуры и архитектуры.

Архитектура очнулась ото сна раньше других. Первые признаки выхода из оцепенения он усматривал в строительных проектах, относящихся к самому началу второго тысячелетия, среди них — собор в Пизе или флорентийская церковь Сан Миниато аль Монте, заложенная около 1013 года. Их строители опирались на хороший античный ордер (ordine buono antico), с которым они были знакомы по таким зданиям, как баптистерий во Флоренции — в те времена считалось, что он построен в глубокой древности, хотя сам Вазари относил сооружение к более позднему периоду. Эти здания в романском стиле, как мы сказали бы сегодня, заронили семена надежды, которые, однако, не дали всходов, и архитектура продолжала пребывать в относительной спячке до времени Филиппо Брунеллески (1377–1446) — так, по крайней мере, считал Вазари.

скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть картинку скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Картинка про скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции

Питер Пауль Рубенс. Битва при Ангиари (рисунок на основе одноименного картона Леонардо да Винчи 1503–1504 годов) Конец XVI — начало XVII века. Париж, Лувр.

Для живописи рассвет забрезжил позднее, чем для архитектуры, где-то в последние десятилетия XIII века. Чимабуэ (ок. 1240–1302) «положил начало новому способу (nuovo modo) рисования и живописи», а Джотто (ок. 1267–1337) последовал за ним. В предшествующий период взоры итальянских художников были обращены в сторону «греков», под которыми Вазари имел в виду византийских живописцев, чей стиль, перенятый итальянцами, он считал неуклюжим. Именно Джотто отошел от греческой манеры (maniera greca) и положил начало новой эпохе, хотя автор Жизнеописаний и проявляет осторожность в оценке его творчества, полагая, что Джотто еще далек от совершенства. Вазари отдавал должное ясности его суждения (giudizio) и интересу к природе (natura). Поразительно, что в живописи толчком к переменам послужило стремление подражать именно природе, а не классическим примерам античности, как это было с предвестниками Возрождения в архитектуре.

Согласно этому нарративу, искусство скульптуры тоже стало совершенствоваться примерно во времена Джотто, преимущественно в части рисунка и замысла. Вазари особенно выделял Андреа Пизано — создателя первых дверей флорентийского баптистерия. Но в скульптуре XIV столетия находилось еще немало изъянов, и ваятелям, как и живописцам, было к чему стремиться. Проблема, как утверждал Вазари, заключалась в «отсутствии достойных примеров для подражания» как среди античных памятников, так и в работах современных мастеров, взявших за образец природу. Однако в течение следующей (второй) эпохи в скульптуре было сделано «столько великих усовершенствований, что этому [третьему] поколению мало чего осталось». Эти усовершенствования связывают с именами различных скульпторов, но прежде всего с Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Донателло (ок. 1386–1466). Первый открыл новые горизонты «выдумки, стройности, манеры и рисунка» (invenzione, ordine, maniera e disegno), но все же Донателло стал тем, кому удалось объединить образы природы и античности. Для Вазари Донателло был равновелик древним. «Дело в том, что он привел свои фигуры в движение, придав им некую особую живость и непосредственность так, что они могут выдержать сопоставление и с современными и, как я уже говорил, равным образом и с античными».

скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Смотреть картинку скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Картинка про скотт незерсоул история об искусстве флоренции. Фото скотт незерсоул история об искусстве флоренции

Аристотель да Сангалло. Битва при Кашине (на основе одноименного картона Микеланджело 1505 года). Около 1542. Норфолк, Холкэм-холл

Хотя возрождение началось с архитектуры, немало времени должно было пройти, прежде чем Брунеллески глубоко понял и освоил принципы ордера и пропорций античной архитектуры. В скульптуре и живописи первые признаки обновления проявились в начале XIV века в творчестве Джотто, вдохновленного образами природы. Но опять же, лишь Донателло в XV веке установил новый стандарт. Метафоры, которые используют для описания этого процесса, не слишком надежны. Иногда проводят параллель со сном и пробуждением, иногда прибегают к образу света и тьмы (например, когда называют Средневековье «темным» — сравнение, появившееся еще во времена Петрарки). Для Вазари этот образ был биологическим «Искусства — писал он, — как и человеческие тела, родятся, растут, стареют и умирают (come i corpi umani, hanno il nascere, il crescere, lo invecchiare et il morire)». Жизнеописания Вазари раз делены на три периода, которые примерно совпадают с XIV, XV и XVI столетиями и отражают рождение, юность и зрелость искусств. Все три части начинаются с предисловий, в которых автор излагает свое мнение о рассматриваемой эпохе, вкратце представленное выше, а далее следуют собственно биографии. Так, во втором издании (1568) первая эпоха включает художников от Чимабуэ до Лоренцо ди Биччи (ок. 1350–1427); вторая — от Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438) до Луки Синьорелли (ок. 1445–1523); а третья — от Леонардо да Винчи (1452–1519) до самого Вазари. Все три эпохи — части единого циклично-поступательного процесса развития, достигающего кульминации в жизнеописаниях Микеланджело (1475–1564) и Рафаэля (1483–1520), искусство которых стало воплощением совершенства.

В предисловии ко второй части Вазари писал: «Внимательно все это сам с собою обсудив, я пришел к заключению, что таково одно из свойств или особенностей, глубоко заложенных в самой природе этих искусств, которые от убогого начала и через постепенное улучшение достигают, наконец, наивысшего совершенства». В этом исследовании мы в основном сосредоточимся на второй эпохе, выделенной Вазари, и нескольких художниках начала третьей. Последние сто пятьдесят лет английские и немецкие исследователи традиционно определяют процессы, происходившие тогда, терминами Раннее (1400–1500) и Высокое Возрождение (Hochrenaissance, 1500–1520). Эти понятия, основанные на оценочных суждениях, часто подвергаются критике. В итальянской историографии, так же как и в текстах Вазари, они отсутствуют. Стиль третьей эпохи сам художник называет современной манерой (maniera moderna), а не Высоким Возрождением. Тем не менее идея прогресса — ощущение, что последующие периоды в некотором смысле лучше предыдущих, — обнаруживается в каждой из этих концепций. Мы еще вернемся к предвзятому отношению Вазари, но сейчас настало время познакомиться с художниками второй эпохи, с которыми нам предстоит встретиться не один раз на страницах этой книги…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *