сколько выделяется стадий формирования вычислительного навыка
Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования
Формирование любого навыка происходит в процессе деятельности, а в данном случае формирование вычислительного навыка происходит в процессе учебной деятельности. Понятие учебная деятельность достаточно многозначны неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается, как синоним научить, а также учение и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно-деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Формирование у школьников 1-4 классов вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике. Он предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями.
Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется прежде выбором теоретической основы вычислительного приёма.
Полноценный вычислительный навык характеризуется следующими понятиями:
Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность– сохраняются сформированные вычислительные навыки на длительное время.
В ходе формирования вычислительных умений и навыков М.А. Бантова выделяет следующие этапы:
1. Подготовка к введению нового приёма.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приёма, а именно, учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей приём.
2. Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе ученики усваивают суть приема, какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных приёмов важно использовать наглядность.
3. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
На всех стадиях формирования вычислительных навыков решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов. Важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Особенно важно организовать внимание в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. На формирование вычислительных навыков большое влияние оказывает навыки беглого устного счёта. Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:
Этапы формирования вычислительного навыка.
В ходе формирования вычислительных навыков М.А Бантова выделяет следующие этапы:
1. Подготовка к введению нового приема.
На этом этапе создается готовность к усвоению которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей вычислительного приёма.
Например, можно считать, что ученики подготовлены к восприятию вычислительного приёма ±2, если они ознакомлены с конкретным смыслом действий сложения и вычитания, знают состав числа 2 и овладели вычислительными навыками сложения и вычитания вида ±1;
2. Ознакомление с вычислительным приемом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
В качестве наглядности используется развернутая запись.
Выполнение каждой операции важно сопровождать пояснениями вслух.
Сначала эти пояснения выполняется под руководством учителя, а потом самостоятельно.
3. Закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
Тема: Сложение и вычитание числа 2.
Цель урока: познакомить с приемами сложения и вычитания числа 2( с опорой на числовой луч и по частям).
Задачи:
· закрепить знание чисел, научиться прибавлять и вычитать из чисел число 2;
· научить прибавлять и вычитать число два по 1;
· продолжить работу по формированию умения прибавлять и вычитать числа 1;
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе
Автор: Хомякова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ » Начальная школа «Мультипарк» г. Перми
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.
Учителя начальных классов сталкиваются в своей деятельности с проблемами со следующими проблемами:
— н изкий уровень усвоения учебного материала при изучении нового материала и выполнении проверочных работах на первичное закрепление;
— б ольшое количество вычислительных ошибок при решении задач;
— н еумение учащимися выполнять задания «устного счета».
Причинами, повлекшими к появлению вышеперечисленных проблем, являются:
1. В озрастные особенности младших школьников – недостаточно сформировано умение абстрактно мыслить, анализировать и быстро обобщать учебный материал.
2. Разноуровневый по подготовке состав учащихся в классе.
3. Низкая мотивация к обучению.
4. Отсутствие ситуации успеха для обучающихся в школе и дома.
Анализируя различную литературу по УМК «Планета Знаний», мы не нашли конкретных рекомендаций по построению структуры урока и целесообразности его этапов и их соотношении по времени. Следовательно, учитель сам включает задания устного счёта в урок, исходя из своего опыта, творчества, руководствуясь только требованиями программы – в вычислительном плане особое внимание уделять способам и технике устных вычислений.
На наш взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, привлечения обучающихся к подготовке и проведению данного этапа, и урока в целом. Учитель должен создать такие условия на уроке, при которых обучающиеся овладеют системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали их достоянием на всю жизнь.
Обучая математике, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести обучающихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Овладение навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решением арифметических задач, ориентацией во времени и пространстве, распознаванию геометрических фигур позволит обучающимся более успешно решать различные практические задачи.
Среди данных видов работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений, предусмотренных программой каждого класса.
В методической литературе выделяют следующие цели устного счета как этапа урока:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
В тоже время с помощью устных упражнений реализуются следующие педагогические задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке, осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.
При отборе материала к уроку мы придержив аемся следующих требований:
1. Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
2. Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
3. Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.
4. К устному счету должны привлекаться все ученики.
5. При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Выделяются следующие слуховые формы восприятия устного счета:
1. Беглый слуховой (читается учителем, учеником, слушается аудиозапись). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2. Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере). Запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
В устном счете могут быть использованы задания:
— на развитие и совершенствование внимания (найти закономерность и решить пример, продолжить ряд);
— на развитие восприятия, пространственного воображения (нарисовать орнамент, узор; посчитать сколько линий);
— на развитие наблюдательности (найти закономерность, определить лишнее).
Устные упражнения с использованием дидактических игр
Для повышения познавательной активности и качества знаний обучающихся мы используем ИКТ и элементы интеграции на уроках математики на этапе устного счёта. Таким образом, использование нестандартного проведения устного счета на уроках математики способствует развитию важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности:
· формированию прочных вычислительных навыков и умений,
· играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики,
· развитию логического мышления,
· развитию личностных качеств ребенка,
· пробуждает у учащихся стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Навыки устных вычислений также формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные виды:
1) Нахождение значений математических выражений
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.
Например, упражнение «Незадачливый математик». Оно проводится с целью закрепления вычислительных приемов сложения и вычитания, умножения и деления в пределах ста.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует
их мыслительную деятельность.
Приведем пример устного счета в 3 классе по теме «Свойства сложения и вычитания».
1.Используя при необходимости законы сложения, вычисли:
35+18+25 6+52+28 520+340+80
47+24+13 64+17+6 1500+700+500
2.Используя при необходимости законы вычитания, вычисли:
(200+67)-100 (382+8)-80 (340+89)-40
(696+129)-96 584-(70+284) 764-(264+40)
2. Сравнение математических выражений
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:
Они могут проговариваться или даваться в таблице. Например:
— найти разность чисел 100 и 9;
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;
найти разность чисел 100 и 9;
уменьшить 100 на 9.
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
В результате такой деятельности учитель может сразу проанализировать уровень знаний обучающихся и по ходу работы попытаться устранить пробелы в знаниях.
3) Решение уравнений
Прежде всего простейшие уравнения: х + 2 = 10 и более сложные:
Уравнение можно предлагать в разных формах:
§ из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
§ решение уравнения х · 8 = 72;
§ найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
§ Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125.
Какое число задумал Николай?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Для устной работы предлагаются простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Например, Вини-Пух, Пятачок, Кролик и Кенга присели отдохнуть:
Кролик и Кенга – под высокими деревьями,
Пятачок и Кролик – не под хвойными деревьями.
Где отдыхал каждый персонаж?
5)Решение и составление задач на сложение и вычитание
В этой таблице указано, сколько может прожить дерево, если к нему бережно относиться.
Вопросы по таблице:
Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами
6) Работаю по таблицам
1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?
3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.
Какое число я задумала?
4.На сколько 18 меньше 36?
5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?
2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.
Какое число я задумала?
8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25
10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.
Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?
1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.
2.Переведи в см 2дм1см
3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?
4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?
5. На сколько 100 больше 25?
6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;
8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.
9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.
10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?
1. На сколько 59 больше 32?
2. Назови самое большее двузначное число.
3. Найди произведение чисел 2 и 4.
4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?
5. Сколько ушей у трёх мышей?
6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?
7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?
9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?
10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу
1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное
2. 9м2дм переведи в дм.
3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?
4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?
5.Любит рыбку кот Василий,
Может съесть он в день 4.
Сколько съест он за 5 дней?
6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.
8.Сколько будет 100 без 72?
9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?
10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.
Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “да” или “нет”.
Устный счет (Да или нет)
1. 18 больше 9 на 9?
2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?
4. За числом 74 следует число 73?
5. 97 меньше 60 на 37?
6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?
7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?
8. 52 больше 30 на 22?
9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?
10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?
Устный счет (да или нет)
1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?
2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?
3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?
4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?
5.Число 24 делится на 6?
6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?
7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?
8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?
9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?
10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?
Третий тип заданий “Заполнение пропусков” проводится письменно.
Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”
1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___
2. Число 9 меньше 54 в___ раз.
3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.
4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.
5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.
6.Число 24 больше 6 в ___ раз
7.Число 45 больше 5 в ____ раз.
8.Число 56 больше 8 в ____ раз.
9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.
10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.
Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”
1.Произведение чисел 3 и 6 равно ______.
2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.
3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.
4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.
5. 75 больше 25 на ______.
6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.
7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.
8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.
9.Число _____ делится и на 3, и на 5.
10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.
Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а)…5,7,9,…;
б)…5,6,9,10,…;
Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа:
а)6,9,12,15,18,21,…;
б)5,10,15,20,25,30,…;
Обобщение. Назови группу чисел одним словом.
а)2,4,7,9,6;
б)12,18,25,33,48,57;
в)231,564,872,954.
4. Назвать группу предметов одним словом:
а) треугольник, квадрат, круг;
б) квадрат, прямоугольник, ромб.
7) Занимательные задачи в стихах
Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Три большие клеточки
В каждой по четыре веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»
8) Задачи на смекалку
1. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?
2. В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире?
3. Мой приятель домой шел и 5 рублей нашел. Вдвоем пойдем сколько найдем?
9) Интерактивные формы – тренажёры
Предлагаемые игры серии «Устный счёт» являются отличным тренажёром для выработки навыков устного счёта у детей начальной школы, которые хотят научиться считать в уме быстро и без ошибок. Интерактивная форма подачи примеров, красочные и интересные задания понравятся ребёнку и превратят уроки устного счёта в увлекательную игру.
Насыщение уроков разнообразными занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи.
Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.
Список литературы
1. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990. – 3 – С.39-44
2. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //1992. – №9. – С.15
3.Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001. – № 1. –
4.Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //, 2001. – №1. –
5. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990. – №6. – С.44-46.
6. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш., 1999. – №8. –
7.Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.,1999. – С.11-14.
8. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
9. В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
10. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995.
11. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш., 1998. – №2. – С.34-38.
12. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение, 2001.
Формирование вычислительных навыков у младших школьников
Формирование у школьников 1-3 классов вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательн6ого использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметический действий и вытекающими из них следствиями.
Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется прежде выбором теоретической основы вычислительного приёма.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.
1. Подготовка к введению нового приёма.
2. Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных приёмов важно использовать наглядность. В некоторых случаях это оперирование множествами. Например, прибавляя к 6 число 3, придвигаем к 6 квадратам 3 квадрата по одному.
В других случаях в качестве наглядности используется развернутая запись. Например, при введении приёма внетабличного умножения выполняется запись:
Выполнение каждой операции важно сопровождать пояснениями вслух.
Сначала эти пояснения выполняется под руководством учителя, а потом самостоятельно учащимися.
3. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На устный счёт на каждом уроке я отвожу от 5 до 10 минут и стараюсь провести его в форме игры, соревнования или ввести в него элементы занимательности.
Запоминанию таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления способствует выполнение большого количества тренировочных упражнений в различной форме (остановлюсь на некоторых из них).
В 1 классе хорошо использовать домино. Работа с ним способствует формированию навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10, а также знанию соответствующих случаев состава чисел.
Работа с «домино» проводится с постепенным повышением трудностей.
2. Счётные закладки:
Это пособие позволяет первоклассникам не только производить сложение и вычитание, но и сравнивать число.
Хорошо использовать при проведении математического диктанта в 1-2 классах. Сам же диктант активизирует внимание и мышление детей, способствует формированию вычислительных навыков.
При проведении устного счёта я так же использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, вносят элементы занимательности.
Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
В 1 и 2 классах при ознакомлении с новым приёмом сложения и вычитания, умножения и деления я довожу практическую работу. Ученики делают зарисовки в тетрадях
В начальных классах важно систематически тренировать учащихся в устном решении примеров.
Я использую для этого карточки, покрытые целлофаном:
1. Лабиринт.
2. Лесенка.
На карточках могут быть написаны различные задания, но главное, что прозрачность целлофановой плёнки даёт возможность их использовать несколько раз. Изготовление их занимает меньше времени.
Работа с карточками способствует лучшему усвоению учебного материала, формированию вычислительных навыков, вызывает интерес к учебе.
При формировании умения выполнять новый вычислительный приём я стремлюсь развивать у учащихся способность создавать зрительные опоры и умение ими пользоваться.
При изучении сложения и вычитания без перехода через 10 использую дуги (соединяю десятки с десятками, единицы с единицами)
Такие зрительные опоры помогают учащимся видеть теоретическую основу вычислительного приёма, способствуют осознанности и самостоятельности вычислений.
Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков способствуют самодельные таблицы.
Свои уроки в основном я строю так, чтобы мое сообщение, объяснение нового опиралось на знание детей. Это опора на завтрашний день детского развития.
При работе над темой «Сложение и вычитание» с переходом через 10 (в пределах 20) облегчает работу таблица.
Окошечки работают на детей. Дети сами учатся складывать двузначные и однозначные числа и делают выводы. Объясняя, как к 65 прибавить 3, учащиеся сами передвигают на таблице нужную ленту с цифрами и показывают полученное число единиц. То же самое происходит и десятками. Затем при повторении используется нижняя часть таблицы, где стрелками обозначено само объяснение.
При объяснении материала по теме «Порядок действий» помогает таблица.
-О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички?
(Уставшие и голодные птички должны свить гнездышко. Незнайка задумался, как им помочь. Ему на помощь пришли сами же птички: «Сначала давайте соберем зернышки, поклюем их, а потом, став сильными, полетим за веточками для гнездышка.»).
-А как на таблице изображены зернышки и веточки? Какими знаками они обозначены? (поисковая работа).
Незнайка запомнил порядок действий, который ему предложили птички и решил попробовать выполнить примеры на порядок действий.
Разбор примеров
-Что сначала предложили птички?
-Как вы будете делать?
На следующем этапе предлагаются примеры в 3-4 действия:
Дети сами объясняют порядок действий.
На следующих уроках ввожу примеры со скобками:
Напротив каждого ряда прикрепляется картинка, под которой записаны примеры.
2). Списать числа. Обвести числа, которые делятся на 5 в кружок, а числа, которые делятся на 3 в квадрат
Такие задания не только формируют вычислительные навыки, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его.