сколько времени дается на цт по истории беларуси
Сколько времени отводится на решение заданий ЦТ?
А вот на 50 вопросов по обществоведению, географии, истории Беларуси и всемирной истории новейшего времени отводится всего полтора часа.
Учебный предмет
Количество заданий
Время
(кол-во
минут)
часть А
часть В
всего
Всемирная история (новейшее время)
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
«ЦТ по истории и обществоведению охватывает если не весь школьный курс, то его значительную часть»
Централизованное тестирование по истории Беларуси в 2017 году сдало почти 17 тысяч абитуриентов, по обществоведению — более 23 тысяч. Из них 100 баллов удалось заполучить 16 и 19 абитуриентам соответственно. Если хочешь попасть в аналогичную статистику ЦТ 2018 или хотя бы оказаться в топе по баллам, читай советы преподавателя учебного центра Адукар Дмитрия Зайцева о том, как организовать подготовку к ЦТ эффективно и получить высокий результат.
Дмитрий — преподаватель истории и обществоведения, магистр исторических наук, исследователь в области политических наук. Окончил исторический факультет БГУ, аспирантуру кафедры политологии БГЭУ, учится заочно во второй магистратуре в Академии управления. Профессиональный репетитор, преподавательскую деятельность ведёт более семи лет, с 2016 года преподаёт историю Беларуси и обществоведение в образовательном центре Адукар
Когда вы советуете начинать подготовку к ЦТ по истории и обществоведению?
Всё зависит от того, какой абитуриенту нужен результат. Если он претендует на ФМО БГУ, то обществоведение лучше начинать учить за два года. Потому что там каждый балл на вес золота, ошибаться нельзя вообще. Им нужны сотки. Но если исходить из потребности большинства учеников, то историю лучше начинать учить в сентябре, а обществоведение (не для топовых специальностей) не позднее января-февраля года сдачи.
Что нужно знать и уметь абитуриенту, чтобы сдать ЦТ по истории Беларуси и обществоведению выше среднего? По каким пособиям готовиться?
Если речь идёт о результате среднем и чуть выше среднего, здесь изобретать велосипед не нужно. ЦТ полностью соответствует школьной программе, поэтому просто берём школьные учебники и учим.
Но, само собой, есть хорошие пособия в помощь абитуриенту. Для историков это «История Беларуси: основные даты и события» за 6−11 класс С. В. Панова. Пособие содержит основной перечень дат. Здесь их можно получить в одном месте, а не собирать из шести учебников.
Что касается обществоведения, то есть пособие Реута в двух частях ( «Обществоведение: готовимся к централизованному тестированию, экзамену, олимпиаде: пособие для учащихся и абитуриентов» ), оно хоть и немножечко в другой стилистике, чем официальный учебник Вишневского, но, тем не менее, программе соответствует. В нём всё лаконично, что позволяет быстро повторить. Само пособие Вишневского я бы не рекомендовал, т.к. там далеко не весь материал, есть расхождения с учебником. Ещё сейчас очень популярны конспекты Лазарева в трёх частях ( «Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах» за 9, 10 и 11 класс), вот это полезная вещь.
Само собой стоит набить руку на тестах, чтобы привыкнуть к заданиям и определить, сколько времени занимает их решение. В ЦТ по истории и обществоведению 38 заданий в части А и 12 заданий в части Б. На тест даётся 90 минут. И всегда есть абитуриенты, которым этого времени мало. Но часа более чем достаточно среднестатистическому ученику для решения всех заданий, если он готовился. Не стоит проверять ответы по десять раз, а оставить на перепроверку ответов и заполнение бланка 20−25 минут.
Спецификации РИКЗ [список тем, которые могут быть затронуты в ЦТ — прим. ред.] этого года уже появились, расхождений с прошлым в них я не заметил. В РТ и дистанционном тесте по обществоведению в этом году нет портретов, но зато появились схемы. Однако они логически вытекают из содержания школьных учебников, это просто наглядный материал, который всё равно сводится к школьной программе. То есть немножечко добавить собственную логику к тому, что ты выучил, и ничего дополнительного не нужно. Также могу сказать, что структура третьего этапа РТ и самого ЦТ обычно достаточно близки. Поэтому если ты сдал третий этап, то в большинстве своём знаешь, чего ожидать на ЦТ.
Если говорить об истории Беларуси, единственное, что поменялось в РТ, это количество заданий с иллюстрациями. Но все они находятся в учебнике.
Даже если у тебя нет доступа ко всем учебникам, скачай PDF-версии и посмотри именно портреты исторических деятелей. Особенно рекомендую обратить внимание на деятелей культуры
Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения
А поделитесь с нашими читателями, как легче запоминать портреты, даты? Знаем, что абитуриенты часто используют для этого карточки и другой сжатый материал.
Карточки помогают. Что касается таблиц, их хорошо составлять самому, так ты структурируешь материал, а это помогает запоминать. Если необходимо запомнить конкретный день, то лучше привязать его к какому-то привычному событию: день рождения мамы, друга Есть ребята, которые умеют представлять даты в образе картинки. Но это всё сугубо индивидуально. Ассоциация одного ученика может совершенно не подходить для понимания другого.
Необходимо отсеять важные даты, которые должен знать каждый абитуриент. И если минимизировать объём до реально нужных, то за год выучить всё сможет любой ученик независимо от его стартовых позиций. Понятное дело, что если абитуриент садится за подготовку к ЦТ весной, то это попытка объять необъятное. Тут уже нужно от чего-то отказываться.
Курс истории объёмен, поэтому как бы тебе ни хотелось, его не сократить. И здесь самое простое найти собрата по несчастью, который будет спрашивать тебя, а ты будешь спрашивать его. Взаимоопрос поможет.
Некоторые абитуриенты всю квартиру обклеивают стикерами. Кстати, им это помогает. Обычно мне потом жалуются родители, что у нас стикеры везде, уже и мы выучили эти даты (смеётся). Но я думаю, что это временное неудобство можно и потерпеть.
Абитуриенты и нынешние студенты поговаривают, что между вариантами ЦТ есть кардинальные отличия. Это правда?
И да и нет. Отличия есть, вопрос в том, насколько они принципиальны. Если говорить об истории Беларуси, то варианты формируются однотипно, только иногда из-за того, что составителям приходится придумывать десять формулировок, одна из них может оказаться двусмысленной. И когда такое задание появляется в части Б, абитуриент начинает сомневаться, накручивать себя. Он уже знает ответ, но ищет 100% правильный вариант. Посмотрев на вопрос со стороны, он бы без проблем ответил верно, но сейчас понимает, что от этого задания зависит его результат ЦТ. В стрессовой ситуации не все показывают свой уровень знаний.
Поэтому субъективно бывают более сложные варианты. Ещё есть такая ситуация. Например, в части Б загадали кого-нибудь из деятелей культуры. Тем, кто учился в музыкальном колледже, будет легко его узнать. Для остальных задание может оказаться сложнее. Им, допустим, легче узнать физика Жореса Алфёрова. Но в целом, если не вдаваться в эту специфику, варианты однозначны. С малыми отклонениями. И чисто субъективный характер носят.
А ещё существует миф про страшный 10 вариант, но на самом деле каждый год есть свой страшный вариант
В каком порядке Вы бы советовали решать задания ЦТ?
Я рекомендую ребятам начинать с заданий части Б, особенно с открытых, где нужно вписать ответ. Бывает так, что нужное слово вертится на языке, но никак не хочет формулироваться. И, если ты в самом начале прочёл задание, твой мозг уже начал генерировать мысли. В конце, когда ты к нему вернёшься, у тебя в голове появятся уже три-четыре варианта ответа.
Что касается порядка, нельзя долго зацикливаться на заданиях, которые вызывают у тебя сложности. Рекомендую активно пользоваться методом исключений. Многие задания как раз предполагают логику, они не заставляют абитуриента знать все факты наизусть. Обычно неверные ответы абсурдно сформулированы. Чем искать правильные ответы и сомневаться, проще найти явно нелогичные и сэкономить время.
П ри сомнении лучше отдать предпочтение в пользу варианта с длинной формулировкой, т.к. придумывание правдоподобных ложных вариантов ответов требует креативных усилий от составителей, в то время как описание даже длинного верного факта делается очень просто. Поэтому ложные варианты ответов, чтобы их было не так легко раскрыть, могут содержать меньше деталей.
Какие советы Вы бы дали тем, кто хочет набрать на ЦТ по истории Беларуси или обществоведению 100 баллов?
Вовремя начни подготовку, на самом ЦТ не спеши. У меня несколько учеников совершили обидные ошибки: где-то не дочитали задания, где-то опустили частицу «не», которая меняла смысл, где-то совершили орфографическую ошибку. Был случай, когда ученик сделал пять ошибок подряд в первых пяти заданиях. Скорее всего, это неправильный перенос из черновика на бланк. Видимо, он закрыл себе один столбик черновика и взял ответы из соседнего. Крайне об идная ситуация.
Внимательность — это необходимое качество, особенно для тех, кто хочет 100 баллов. Если ты внимателен и подготовлен, 100 баллов возможно по лучить. Но, конечно же, получат их не все, только самые достойные.
Можно ли подготовиться к ЦТ самостоятельно?
Конечно. Например, у меня репетиторов не было. Я просто учился в хорошем лицее, в профильном классе с большим количеством часов. Любил предмет, который сдавал. Что касается истории Беларуси, то современные тесты, по сравнению с самыми первыми, пилотными, устаканились, приобрели понятную структуру. Если абитуриент решал тесты прошлых лет, он примерно разобрался в логике составителей. Я не вижу проблемы в самостоятельной подготовке, если есть усидчивость. Главное, чтобы у абитуриента был собственный мотив, а не мотив родителей или страх не поступить.
На курсах я применяю групповые задания, они помогают лучше запоминать. Иногда я предлагаю своим ученикам самим поставить себя на место разных фигур исторического процесса. Хорошо, когда ребят несколько, и они понимают, что выгодно одному персонажу, что выгодно другому. В этом плане групповой формат хорош. Плюс он создаёт конкуренцию, когда знания одного становятся челленджем для другого и хочется ставить рекорды. Но это касается людей не стеснительных.
Итоговое занятие перед ЦТ 2017
Как Вы считаете, способна ли система ЦТ оценить знания абитуриента объективно?
ЦТ — это лучшее из того, что есть на сегодняшний день. Да, когда я сам был абитуриентом, то считал, что ЦТ не позволяет раскрыть весь мой потенциал! Но познакомившись в университете с одногруппниками и узнав, какие разнообразные ребята собираются на одном факультете, я понимаю, что устранение субъективного фактора — серьёзное достоинство ЦТ. Тем более, ЦТ по истории и обществоведению позволяет задать порядка полусотни вопросов, а значит, можно охватить если не весь курс, то его значительную часть. Это намного лучше экзаменационных билетов, где может сработать фактор везения или невезения.
Что бы Вы пожелали абитуриентам, которым предстоит сдавать ЦТ?
Главное — не расстраиваться и не опускать руки, потому что ошибки — это часть процесса обучения. Каждый год я наблюдаю за тем, как ученики показывают шикарный прогресс +30−40 баллов между третьим этапом РТ и итоговым тестированием. И не расслабляться тем, у кого получился сразу высокий результат, потому что он вам ещё ничего не гарантирует.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Централизованное тестирование. О чем спрашивают и что интересует абитуриентов и их родителей
С 11 июня 2019 года в Беларуси начнется основной этап вступительной кампании – централизованное тестирование (ЦТ).
Комитет государственного контроля в соответствии с указом Главы государства, как и в предыдущие годы, принимает участие в осуществлении контроля за организацией вступительной кампании.
В связи с этим в Комитете государственного контроля Гродненской области работают телефоны «горячих линий», на которые уже поступил ряд вопросов.
О чем спрашивают и что интересует абитуриентов и их родителей…
На вопросы отвечает главный специалист Комитета государственного контроля Гродненской области Анна Усатюк.
— Какие изменения при проведении ЦТ?
— Существенных изменений при организации и проведении централизованного тестирования в 2019 году нет, а вот уровень знаний и подготовки абитуриентов будет объективно оценен по новой специальной методике.
— Тестирование начинается в 11.00, зачем приходить раньше?
Абитуриенты обязаны прибыть в пункт проведения тестирования не позднее чем за 30 минут до начала ЦТ. В пропуске указан адрес пункта проведения ЦТ, а номер аудитории абитуриент узнает только в день проведения тестирования. После завершения регистрации абитуриенты по аудиториям размещаются в случайном порядке. Поэтому абитуриентам необходимо быть особо внимательными при поиске нужной аудитории и приходить заранее.
— Может ли абитуриент вместо паспорта предоставить при прохождении централизованного тестирования свидетельство о рождении или копию паспорта, заверенную нотариусом, водительские права?
— Документом, удостоверяющим личность, являются: паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца, в случае утраты паспорта — справка, подтверждающая личность, выдаваемая органами внутренних дел. Иные документы, удостоверяющие личность при прохождении централизованного тестирования, не предусмотрены.
— Если пропуск оставил дома, потерял, к ЦТ не допустят?
— Абитуриенту, ранее зарегистрированному, оформляется дубликат пропуска.
— Если пришел на ЦТ в 11.05, меня не пустят?
— Абитуриент, прибывший на централизованное тестирование после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.
Важный момент: Если ЦТ было пропущено по уважительной причине и этот факт можно подтвердить документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день. В 2019 году предусмотрено три резервных дня: 6, 8 и 10 июля, то есть у абитуриентов будет возможность пересдать сразу три предмета. Пунктом проведения ЦТ по всем учебным предметам в резервный день определен Белорусский государственный университет (г. Минск, проспект Независимости, 4). Регистрация для участия в централизованном тестировании в резервный день в Гродненской области осуществляется только в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы: г. Гродно, ул. Октябрьская, 5, с 29 июня по 2 июля.
— Можно ли задавать вопросы во время проведения ЦТ по содержанию тестов?»
— Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются. А вот замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов (некорректная формулировка вопроса, спорный вариант ответа и др.) вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания.
— Продлевается ли время написания теста, если абитуриент выходил из аудитории по уважительным причинам?
— Время, отведенное для работы над тестом, для таких абитуриентов не изменяется. Время начала и окончания работы над выполнением педагогического теста фиксируется на доске или планшете по часам, находящимся в аудитории. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение педагогического теста, является время получения последнего экземпляра педагогического теста.
— Можно меняться местами на ЦТ?
— Абитуриентам категорически запрещено меняться местами, экзаменационными материалами (бланками ответов, вариантами тестов), черновиками во время централизованного тестирования. Абитуриент, нарушивший это требование, может быть отстранен от участия в ЦТ по данному учебному предмету.
— Можно ли раньше получить результаты ЦТ?
— Результаты тестирования можно узнать через 2 недели на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний», в пунктах проведения ЦТ или с помощью платного SMS-сообщения. В пункте сдачи ЦТ выдается сертификат по каждому предмету, который можно получить начиная с 10 июля 2019 года. Сертификат действителен на протяжении двух лет. Так что в этом году можно подавать сертификаты 2018 или 2019 годов или комбинировать их. Например, один результат прошлого года, два — этого и так далее.
— Сколько ЦТ нужно сдавать абитуриенту?
— Для поступления на все специальности, исключая творческие, спортивные и другие программы, требующие прохождения внутривузовских экзаменов, необходимо сдать три ЦТ. Тестирование по каждому предмету проводится в один день и в одно время по всей республике. Всего учебных предметов 11: русский язык, белорусский язык, обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история. Тест по каждому предмету имеет своеколичество заданий и время выполнения.
С 2017 года абитуриентам разрешено сдавать четыре ЦТ, т.е. это право, но не обязанность.
— Возможна ли замена бланка ответа в случае ошибки на ЦТ?
— На ЦТ абитуриенту дается только один бланк. В случае ошибки в бланке ответов необходимо сделать отмену ошибочных меток и замену ошибочных ответов на задания без вариантов ответов для выбора. Замена бланка ответов не предусмотрена.
— Возможна ли досрочная сдача выполненных работ?
— Сдать бланк можно досрочно, но до определенного момента. За 15 минут до окончания времени, отведенного на выполнение заданий ЦТ, досрочная сдача бланков прекращается. До этого абитуриент может сдать бланк в любой момент, даже через 5 минут после его заполнения.
— Во время ЦТ действует запрет на мобильные телефоны, а есть ли еще какие-либо запреты? Распространяются ли запреты на тех, кто проводит ЦТ?
— Абитуриентам запрещается: проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится централизованное тестирование, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета; фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов; использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий.
Организаторам, работающим в аудитории, запрещается иметь при себе мобильные телефоны и иные средства приема-передачи информации, а также проносить и (или) использовать ручки (гелевые или капиллярные) с чернилами черного цвета. Профиль подготовки педагога не должен совпадать с профилем экзаменационной дисциплины: скажем, филологи могут присутствовать на ЦТ по математике, а биологи — на истории Беларуси.
— Если не согласен с результатом, полученным на централизованном тестировании?
— Претензии к результату централизованного тестирования не рассматриваются.
— Все ли в этом году смогут участвовать в конкурсе для поступления в высшие учебные заведения?
— Нет, не все. Как и каждый год, введены так называемые «пороги». По сравнению с 2018 годом подход к определению нижних пороговых баллов ЦТ не изменен. Министерство образования определило, какие результаты будут приравнены к неудовлетворительным по результат ЦТ 2019. Так по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» – отметки от 0 до 9 баллов (включительно), для специальностей филологического профиля – от 0 до 24; по первому предмету профильного испытания — «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» – отметки от 0 до 19 баллов (включительно), по предметам — «История Беларуси», «Всемирная история (новейшее время)», «Обществоведение», «География», «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» – отметки от 0 до 24 баллов (включительно). По второму предмету профильного испытания — «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» – отметки от 0 до 9 баллов (включительно), по предметам — «История Беларуси», «Всемирная история (новейшее время)», «География», «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» – отметки от 0 до 14 баллов (включительно).
Так называемые пороговые значения в вузах Минобороны, МЧС, Госпогранкомитета, на военные факультеты государственных вузов, в государственные вузы по группам специальностей «производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «животноводство, рыбоводство, пчеловодство», «сельское строительство и обустройство территорий», «мелиорация и водное хозяйство», «агроинженерия» — от 0 до 6 баллов (включительно) по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «История Беларуси», «Всемирная история (новейшее время)», «Обществоведение», «География», «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)».
Телефоны «горячих линий»:
в г. Гродно (8 0152) 79-88-16, 79-88-40, 79-88-01,
в г. Лида 8 0154 64-65-03, 64-65-02, 64-65-01.