сколько ступеней включает в себя процесс формирования орфографического навыка
Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл по мнению Жедека П.С. не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу.
Условия успешного формирования орфографического навыка
На основании выделенных факторов можно определить ряд условий, которые влияют на успешность формирования орфографического навыка:
выразительное чтение, декламация;
специальные упражнения в проговаривании;
образование морфологических форм, построение синтаксических конструкций;
артикулирование звуков, интонирование.
3. Понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями Львов М. Р понимал содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, слов, фразеологических единиц, а также грамматическое значение слов и морфем.
4. Овладение простейшими умениями и навыками, которые лежат в основе орфографического навыка: графический навык, умение проводить фонетический анализ слова, морфологический анализ слова, словообразовательные умения и другие.
5. Овладение комплексом орфографических умений:
ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
осуществлять орфографический самоконтроль.
6. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.
7. Систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных.
По мнению Львова М.Р., таким образом, развитие орфографической зоркости может выступать как одно из условий формирования орфографического навыка и как умение, которое входит в комплекс орфографических умений.
Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл по мнению Жедека П.С. не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [10; 143].
Условия успешного формирования орфографического навыка
На основании выделенных факторов можно определить ряд условий, которые влияют на успешность формирования орфографического навыка:
выразительное чтение, декламация;
специальные упражнения в проговаривании;
образование морфологических форм, построение синтаксических конструкций;
артикулирование звуков, интонирование.
3. Понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями Львов М. Р понимал содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, слов, фразеологических единиц, а также грамматическое значение слов и морфем [16; 307].
4. Овладение простейшими умениями и навыками, которые лежат в основе орфографического навыка: графический навык, умение проводить фонетический анализ слова, морфологический анализ слова, словообразовательные умения и другие.
5. Овладение комплексом орфографических умений:
ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
осуществлять орфографический самоконтроль.
6. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.
7. Систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных.
По мнению Львова М.Р., таким образом, развитие орфографической зоркости может выступать как одно из условий формирования орфографического навыка и как умение, которое входит в комплекс орфографических умений [16; 307].
Ступени формирования умений по орфографии
Умение — это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Процесс формирования орфографических умений и навыков проходит следующие этапы:
1.Мотивационный этап: потребность письменного изложения мысли.
2.Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять написание слов, сочетаний, конкретнее — проверять орфограммы. Осознавая мотивы предстоящего действия, школьник ставит цель, осознает задачу (мотивационный этап).
3.Поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правила (правило), осознание алгоритма (ориентировочный этап).
4.Составление алгоритма для данного случая (плана, последовательности действий), проверка орфограммы по ступеням алгоритма («по шагам») (операционный, исполнительский этап).
5.Повторное, многократное выполнение действия по правилу (по алгоритму) в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным «свертыванием» алгоритма, его сокращением, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап).
6.Появление элементов автоматизма, дальнейшее «свертывание» алгоритма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения.
7.Достижение более или менее полного автоматизма; самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил с операционными целями: они применяются с целью самоконтроля (контрольно-оценочный, самооценочный, этап).
8.Свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях жизни. Все внимание сосредоточивается на содержании того, что пишется. Правила выполняют как бы резервную функцию с перс-1 ходом в нужный момент к функции контроля и корректировки.
Элементы автоматизма появляются уже в начальных классах, и не только на основе правил, но по неосознанной интуиции, формируемой общей культурно-речевой средой, которая влияет на ребенка. Однако строить обучение с надеждой на интуицию весьма рискованно: она формируется, по некоторым данным, лишь у отдельных детей. При переоценке языковой интуиции мы рискуем получить письмо по догадке, а она редко превышает 50% вероятности ошибки. К сожалению, пока нет методов диагностики, еще не научились заранее выявлять потенциальных грамотеев, не нуждающихся в правилах.
Человек, прочно овладевший навыком правописания, может; забыть правила, они ему больше не нужны. Ведь письмо — вид речевой деятельности, цель письма — передача мысли. Необходимость сознательных усилий, направленных на правописание, мешает обдумывать содержание текста, выбирать слова, строить предложения. Но даже на высших ступенях автоматизма письма контроль сознания не исключается.
Формирование орфографической грамотности при изучении русского языка в младших классах. ВЕБИНАР
Обобщение опыта работы по теме «Формирование орфографического навыка и развитие орфографической зоркости»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование орфографического навыка и развитие орфографической зоркости
Условия формирования орфографического навыка
В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такие навыки в подавляющем большинстве случаев представляют собой физические действия: скоропись, бег, метание и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь).
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:
1. Навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов);
2. Навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.
Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как:
— умение анализировать слово с фонетической стороны;
— умение устанавливать морфемный состав слова;
— умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
— умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;
— умение подобрать проверочные слова и др.
Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.
4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.
5. Повторное, многократное выполнение действия по плану. по алгоритму – в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.
6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Письмо – это вид речи, цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Необходимость сосредоточить все усилия на правописании мешает обдумыванию содержания текста, выбору наиболее удачных слов, построению предложений. Но и на высших ступенях автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый человек, даже пишущий практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, в нужных случаях проверяя себя по словарю,„по правилу или по смыслу.
Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:
1. Развитие речевого (фонематического) слуха.
2. Развитие орфографической зоркости.
3. Понимание языковых значений.
4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.
5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.
6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.
7. Систематическая работа над ошибками.
Фонематический слух – это «способность человека к анализуи синтезу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляются новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.
Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений, таких, как:
1. Аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях.
2. Синтетические упражнения на этих же уровнях.
3. Работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии.
4. Специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили.
5. Специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник.
6. Выразительное чтение, декламация;
7. Специальные упражнения в проговаривании;
8. Общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.
Проговаривание — это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произнесением букв (ммм-ооо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.
Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки. Стимулированием самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.
Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.
Точное и ясное понимание значения слова необходимо для выделения в нем корня и других морфем, для подбора проверочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложении. А понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного уяснения значения слов и для характеристики форм частей речи.
В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:
— значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
— грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
— словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;
— законы фонетики и графики;
— правила орфографии и традиция.
Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.
К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).
Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (буквенное) проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное проговаривание, но и оба варианта вместе, так как двойное произнесение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.
Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отметим еще раз важность осознанности всей деятельности учащихся, объяснения несовпадений звучания и письма, способов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.
Виды упражнений для развития орфографической зоркости
(методические рекомендации в помощь учителю)
Чистописание целесообразно начинать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами ее написания. Обязательно проводится звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы.
Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении любых упражнений (особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно и нужно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении – это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение, т. к. учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.
Перфокарты, аналогично, развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.
Я не бегаю к врачу –
Раньше всех чижи встают
И до вечера поют.
Условия формирования орфографического навыка
В области орфографии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий. Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (письменная речь).
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корня, приставки и суффикса).
2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.
Каждое из указанных умений само по себе создает предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действий по этапам.
4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.
5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным “свертыванием” алгоритма.
6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:
1) развитие речевого (фонематического) слуха;
2) развитие орфографической зоркости;
3) понимание языковых значений;
4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;
5) умения выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения;
6) выполнение достаточного количества практических упражнений;
7) систематическая работа над ошибками.
Фонематический слух – это “способность человека к анализу и синтезу речевых звуков”. С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность “слышать” в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.
Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности, в процессе речевых упражнений, таких, как:
1) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;
2) синтетические упражнения на этих же уровнях;
3) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;
4) специальные упражнения в словоизменении: лил, лила, лили;
5) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;
6) выразительное чтение, декламация;
7) специальные упражнения в проговаривании;
8) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.
Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитие фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Проговаривание с ясным произнесением букв (ммм-ооо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умения замечать несовпадение произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.
Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а так же определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической или ее слабая сформированность является одной из главной причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями и др. При систематической отработке зоркости автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознование орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способность видеть допущенные ошибки. Стимулирование самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.
В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:
1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
2) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
3) словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель;
4) законы фонетики и графики;
5) правила орфографии и традиция.
Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.
К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы.
Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.
Работа над ошибками – это актуализация цепи правильных знаний и заторможение неверных.
Как работать над ошибками
1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова находится. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.н Если ошибка в корне, узнай на какое правило.ни ике, как она пишется, и напиши слово правильно. ма анализировать звукобуквенны
Виды упражнений, которые способствуют воспитания внимания учащихся и предупреждению ошибок
1. Записать слова река, вода, подчеркнуть в первом слоге гласные. Дописать 3 слова, в которых первый слог был бы ударным.
2. Написать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Подчеркнуть гласные.
3. В словах поставить ударение. Подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
4. Дописать слоги так, чтобы первый слог был бы ударным.
Например: сос…, ре…, ря…, тра…, гри…
5. Выписать из текста слова с безударными гласными. Поставить ударение, проверить безударную гласную.
6. Выписать из текста слова с безударной гласной в первом слоге. Напиши проверочное слово.
7. Подобрать родственные слова к словам мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.
8. К каждому из данных слов подобрать только родственные.
а) Лето, летать: летчик, полет, летний, летом, пролететь.
б) Вода, водитель: водичка, подводный, проводить, водяной, проводник, подводить.
в) Горе, горький, гористый: горчить, горка, горевать, пригорюнился, горчица, горюшко, гора.
г) Пахнет, пахать: пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.
8. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, подчеркнуть корень.
1) Менять, сменить, заменить, мина. 2) Волны, вол, волнистый, волноваться. 3) Изба, избушка, избаловаться, избенка. 4) Польза, ползти, полезный, пользоваться. 5) Давка, давить, давно, сдавить, раздавить. 6) Плата, плотный, платить, сплотить. 7) Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.
9. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?
Подобрать такое слово, чтобы оно было проверочным.
10. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные и проверить их.
Кидать, швырять, бросать.
Боялся, пугался, робел.
11. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные они или нет?
Доктор (врачи), кони (лошадь), рыть (копать), плакать (реветь).
12. Прочитать, назвать пропущенные буквы; списать, вставляя их.
Кр..евой, м..нёр, м..нять, м..сной, к..тать, к..ты, к..ток, л..нивый, д..лина, с..ло и др.
13. Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Сп..шу в кино, св..ла гн..здо, резиновые м..чи, сп..шу упражнение и т.д.
14. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную букву; устно подобрать проверочные слова; списать, вставляя пропущенные буквы.
1) Ж..ры, ж..лток, ж..ра, ж..вой, ж..леть.
2) Ч..сы, ч..рвяк, ч..тать, ч..тать, ч..ртить.
3) Ш..сты, ш..рина, ш..ры, ш..лить, ш..пот, ш..стой.
15. Выписать пары слов: в одну колонку – с проверяемыми безударными гласными, а в другую – с непроверяемыми.
Водный, малина, возила, водила, баран, калина, чистота, травяной и др.
16. Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо другим согласным по образцу: кот, вот, рот, пот. Проверяемые безударные подчеркнуть.
17. Прочитать записанные слова. Определить, какие это части речи. Указать, сколько в каждом слове гласных и согласных звуков. Списать, вставляя пропущенные буквы.
Разб..вал, зап..х, в..здушный, др..знил, м..лчанка, вст..вной, гр..ница, ст..ит, л..систый и т.д.
18. Списать, обозначив корень. Назвать звуки, написание которых расходится с произношением.
Холодильник, ткачиха, хвастун, мясной, звериный, повстречать.
19. записать под диктовку слова (1 вариант – с безударной гласной, 2 вариант – с сомнительной согласным), подчеркните те гласные и согласные корня, написание которых надо проверять.
Робкий, мотки, качалка, ловкий, низкий, обновка, правдивый, тропка, тростинка, уронил, повозка.
20. Списать слова ( 1 вариант – с непроверяемыми, 2 вариант – с проверяемыми безударными гласными в корне); слова 2 варианта зачитать в алфавитном порядке.
Комната, засвистеть, балкон, потолок, второй, запасать, абажур, длина, скворец, доярка, гардероб, борода, борозда, диван.
21. Прочитать. Определить, какой частью речи являются данные слова. Указать спряжение глаголов. Назвать пропущенные буквы и проверить их написание. Списать в алфавитном порядке, ставя глаголы во 2 лице единственного числа.
Захв..тить, ч..тать, пл..тить, б..роться, д..ржать, г..нять, т..нуть, просл..влять, т..рпеть.
22. Записать под диктовку слова, подчеркивая орфограммы корня. Указать, где нарушен алфавитный порядок в записи слов. Назвать в каждом слове орфограммы и устно проверить или объяснить их написание.
Дождливый, зернистый, костлявый, низина, минер, площадка, ползти, прелестный, тростник, селедка, смягчать, хотеть, шептать.
23. Подобрать однокоренные слова с ласкательным суффиксом –очк- или –ечк- : тележка, салазки, тетрадка, лепешка. Определить проверяемые или непроверяемые безударные гласные в корнях этих слов.
1. В.П.Шульгина. Методическая копилка.
2. В.В.Лайло. Повышение грамотности и развитие мышления,
3. Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей,
4. Е.В.Юрова. 200 упражнений для развития письменной речи.
5. Л.М.Железная. Организация индивидуальной работы над ошибками.// Начальная школа. 2005 г. № 4.
6. О.В.Ковалева, Памятка работы над ошибками. // Начальная школа, 2005 г. № 1.
7. Н.Ф.Ефимова. Изучение безударных гласных в средней школе.
8. Т.П.Сальникова. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи.