сколько разбилось ту 104 за всю историю

Ту-104: история трагедии

сколько разбилось ту 104 за всю историю. Смотреть фото сколько разбилось ту 104 за всю историю. Смотреть картинку сколько разбилось ту 104 за всю историю. Картинка про сколько разбилось ту 104 за всю историю. Фото сколько разбилось ту 104 за всю историю

Более полувека назад начались первые летные испытания первого реактивного пассажирского отечественного самолета Ту-104. Его создание стало важным этапом в развитии мировой авиации.

Успешное использование реактивных самолетов в военно-воздушных силах позволило решить проблему внедрения таких же машин в гражданской авиации. Первые самолеты подобного типа появились в 1949 году в Великобритании. После нескольких лет испытаний самолет поступил в серийное производство. Однако большое количество катастроф в 50-х годах заставило снять машину с эксплуатации. Конструкторам потребовалось четыре года, чтобы устранить все неполадки, после чего на авиалинии вернулся практически заново созданный самолет.

В то время как английская «Комета» находилась в процессе доработки, у Советского Союза появился отличный шанс стать первым в мире государством, обладающим реактивным пассажирским самолетом.

Разработки его были начаты в 1954 году. Основой пассажирского самолета послужил бомбардировщик Ту-16. Подобное решение было призвано сэкономить время на разработку конструкции. Первый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года. Таким образом, на разработку ушло совсем немного времени. Во время этого полета не обошлось без проблем: в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались.

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Н.Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому, по приказу Хрущева, Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Появившись в Лондоне, первый советский реактивный самолет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. На следующий день туда же прибыл еще один такой же самолет. Британцы заявили, что русские просто перекрашивают номера на своем единственном самолете. Подобные заявления очень не понравились главному конструктору А.Туполеву, поэтому он приказал пригнать в Лондон одновременно три самолета Ту-104. Это был поистине триумф Советского Союза, ведь ни одно в мире государство не имело пассажирских реактивных авиалайнеров.

Но, как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю. А еще через два месяца – точно такая же ситуация сложилась под Канашем. В тот роковой день самолет выполнял полет Пекин-Москва. Высота полета составляла 12 километров. Неожиданно самолет резко подбросило вверх, причем с такой силой, что такая огромная махина взлетела вверх на два километра!

Командир экипажа Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемьев пытались выровнять самолет, до упора принимая штурвал на себя. Но это не помогло. Потом самолет резко пошел вниз, не слушаясь управления. Таким образом, самолет вошел в крутое неуправляемое пике. На сверхзвуковой скорости, практически вертикально, самолет несся к земле.

По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут. Командир сразу же понял, что гибель неминуема, поэтому еще с 13-километровой высоты начал передавать на землю информацию о происходящем. Связь работала почти до самого момента столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте. Погибаем».

Переданная Кузнецовым информация имела большую ценность, поскольку все предыдущие происшествия так и остались неразгаданными. Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа. Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Кузнецовым сведения расставили точки над «І». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью. Пока не произошла трагедия…

Экипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха. Позже, в процессе воспроизведения полета, конструкторам удалось определить его параметры: ширина воздушного потока составила около 2 километров, длина – около 13, толщина – примерно 6 километров. При этом скорость его приближалась к 300 километрам в час.

Необходимо было срочно найти способ борьбы с таким опасным явлением природы. В результате предельная высота полета была снижена, проведена модернизация самой конструкции, разработаны новые приемы центровки машин, но все-таки полностью проблему так и не решили. Высокая аварийность оставалась на том же уровне, но что было причиной – то ли ошибки в проектировании, то ли неготовность пилотов – было трудно определить.

Неудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах не часто.

Возникла необходимость создания новых пассажирских самолетов. Туполев решил не отступать с намеченного пути. В результате была создана первая модификация Ту-104 – Ту-124, который также отличался высокой аварийностью. Поэтому был создан еще один вариант – Ту-134. Этот самолет был более удачным, поэтому с начала эксплуатации в 1967 году он до сих пор совершает рейсы на внутренних авиалиниях. И только в 1972 году появился первый реактивный лайнер Ту-154, который не был переделан из военной машины, а изначально проектировался как пассажирский. Это один их любимых самолетов отечественных опытных летчиков.

Последние лайнеры Ту-104 пропали с регулярных рейсов лишь в 1979 году, но еще некоторое время использовались для тренировок летчиков морских истребителей, в качестве штабного самолета, летающей лаборатории. Окончательно полеты Ту-104 прекратились только после того, как недалеко от Ленинграда разбился один из самолетов, в результате чего погибло 52 человека.

Подобный горький опыт заставил отечественных конструкторов продумать новые аэродинамические формы, которые смогли бы противостоять потокам воздуха.

Источник

Ту-104. Полеты и потери

Анализ потерь

Первый советский реактивный пассажирский самолёт, бомбардировщик во втором поколении, впервые взлетел 17 июня 1955 года, а уже 15 сентября следующего года выполнил первый полёт с пассажирами. Тогда ещё никто не знал, сколько проблем он принесёт своим создателям, ГА СССР вцелом и пассажирам. Ценой за просчёты конструкторов станут сотни их жизней… А пока в системе ГА СССР пришлось ломать и строить многое: аэродромную структуру (особенно – обслуживание самолёта спецтехникой, оформления и регистрации билетов), понятие о комфорте и безопасности пассажиров (специальные кресла, бортовое питание, инструктаж по безопасности перед вылетом). Можно сказать, что привычная всем система обслуживания пассажира в ГА на территории СССР сложилась именно благодаря Ту-104. А в начале 70-х самолёт «введёт» и новые стандарты авиационной безопасности – досмотр пассажиров, рентгенографию их багажа. Причиной этого станет ряд терактов, жертвами которого станут находящиеся на борту именно этого лайнера.

С самого начала стало ясно, что «реактивный первенец» советского авиапрома получился проблемным: он был тяжёлым в управлении, неустойчивым в полёте, склонным к раскачке, имел значительное количество отказов систем и оборудования.

Ещё одной проблемой самолёта была низкая эффективность механизации крыла, что приводило к необходимости посадки на повышенных скоростях, а это, в свою очередь – к выкатываниям за её пределы. Итогом указанных выше проблем стало то, что к концу эксплуатации было потерянно 17% всего парка машин данного типа. В конечном итоге, Ту-104 был вытеснен Ил-18, который оказался более надёжным и неприхотливым в эксплуатации, но и у него были свои проблемы…

В 1979 году эксплуатация Ту-104 в МГА прекращена (к этому моменту они успели перевезти около 100 млн. пассажиров), на два года дольше они летали в ВВС, пока не были списаны и там после резонансной авиакатастрофы в феврале 1981 года. Последний раз в СССР самолёт данного типа поднялся в небо в 1986 году во время перегонки его в авиационный музей.

Из 201 построенной машины 182 отправлены в ГА СССР, 13 ­– в советские ВВС, ещё 6 самолётов поставлены на экспорт (в ЧССР). Из 39 потерянных Ту-104 34 принадлежали Аэрофлоту, 2 – ВВС СССР, ещё 3 – иностранным авиакомпаниям.

53% потерь имели место из-за ошибок личного состава, 35% – из-за отказа авиатехники, в 6% случаев «виновными» были внешние факторы. Ещё по 6% лётных происшествий их точные причины неизвестны. Самой тяжёлой потерей стала катастрофа в 1973 году в СССР, когда погибло 122 человека.

Первый Ту-104 потерян в Аэрофлоте 19 февраля 1958 года, когда из-за ошибки в расчёте необходимого количества топлива на борту, самолёт выполнил вынужденную посадку и был списан. В 1961 году в МГА было потеряно 5 машин, но эта печальная цифра увеличилась в 1973 году до 6.

Человеческий фактор

Основными причинами потерь Ту-104 из-за ошибок экипажа стали преждевременное снижение (5 случаев) и выкатывание за пределы ВПП (4 случая). Кроме того, выполнялись посадки до ВПП (3 случая), самолёт сходил с неё по направлению. Две машины списаны из-за грубых посадок.

1 февраля 1961 г., авария Ту-104А СССР-42357 Московского ТУ, Владивосток Посадка с перелётом, выкатился за пределы ВПП. Списан

9 июня 1964 г., Ту-104Б СССР-42476 Западносибирского УГА, Новосибирск В ходе выполнения посадки в условиях сильного ливня самолёт выкатился за пределы ВПП и получил повреждения. Списан.

5 ноября 1974 г., авария Ту-104Б СССР-42501 Дальневосточного УГА, Чита После посадки самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся с насыпью. Списан.

10 июля 1961 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42447 Северного УГА, Одесса Столкнулся с БПРМ в условиях сильного ливня, приземлился за 150 м до ВПП и получил значительные повреждения. Погиб штурман. Самолёт списан.

28 апреля 1969 г., Ту-104Б СССР-42436 Восточносибирского УГА, Иркутск Посадка за 600 м до ВПП. Списан.

25 июля 1971г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42405 Западносибирского УГА, Иркутск. В процессе исправления ошибок при ЗНП экипаж допустил падение поступательной и избыточный рост вертикальной скорости, в результате чего самолёт приземлился за 150 м до ВПП с левым креном. Левое полукрыло разрушилось, самолёт перевернулся и сгорел.

29 августа 1973 г., авария Ту-104А OK-MDE АК CSA, Никосия (Кипр) После касания ВПП самолёт сошёл с неё, сбил её огни и столкнулся с препятствием. Возникший пожар был быстро ликвидирован. Причина – ошибка пилота, пытавшегося сократить пробег самолёта после касания им ВПП.

Из-за ошибок в технике пилотирования на посадке разбилось ещё два Ту-104.

7 декабря 1973 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42503 Грузинского УГА, Москва (Домодедово) В процессе посадки в условиях снегопада самолёт столкнулся полукрылом с землёй и разрушился. Причина – ошибка экипажа.

18 мая 1963 г., авария Ту-104Б СССР-42483 Северного УГА, р-н Ленинграда В процессе ЗНП произошло сваливание самолёта и его столкновение с землёй в 1.5 км от ВПП. Причина – потеря самолётом скорости из-за плохого взаимодействия в экипаже.

Ещё одну машину потеряли при уходе на второй круг.

20 (21) октября 1960г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42452 Дальневосточного УГА, р-н Усть-Орда Экипаж из-за плохой погоды был отправлен на запасной аэродром Усть-Орда. В процессе ЗНП БИ доложил, что лампочка выпущенного положения шасси не горит. КВС принял решение об уходе на второй круг. Перед пролётом торца ВПП БИ высказал предположение, что шасси вышло, а отказала система сигнализации о его положении. КВС вначале уменьшил режим работы двигателей, а затем снова их увеличил (для ухода на второй круг с целью проверки положения шасси) и начал разворот, в процессе которого самолёт столкнулся с ЛЭП, холмом и загорелся. Погибли 3 члена экипажа. Причина – ошибка экипажа.

Из-за снижения под глиссаду в процессе ЗНП эксплуатанты лишились трёх Ту-104.

2 ноября 1961 г., авария Ту-104Б СССР-42504 Дальневосточного УГА, р-н Владивостока В процессе ЗНП столкнулся с антенной, что привело к отказу двигателя. Вынужденная посадка выполнена на поле. Списан.

1 июня 1970 г., катастрофа Ту-104А OK-NDD АК CSA, р-н Триполи (Ливия) После двух неудачных визуальных ЗНП пилот запросил посадку с обратным курсом, в процессе выполнения которой самолёт на удалении 5 км от ВПП столкнулся с землёй.

19 марта 1972 г., авария Ту-104Б СССР-42408 Восточносибирского УГА, Омск В процессе пятой(!) попытки ЗНП самолёт зацепил сугроб перед ВПП и разрушился.

С Ту-104 лётные происшествия имели место и на этапе взлёта.

17 июля 1976г. авария самолёта Ту-104А СССР-42335 Восточносибирского УГА, Чита. Экипаж пытался выполнить взлёт с весом, на 5 тонн превышающий МВМ. Самолёт столкнулся с насыпью и разрушился.

Из-за полной выработки топлива выполнена и одна вынужденная посадка.

19 февраля 1958г. авария Ту-104 СССР-Л5414, Московского ТУ, р-н Саваслейка (РСФСР). Выполнялась перегонка самолёта из Новосибирска в Москву, на ремонт. По причине закрытия аэропорта Внуково было принято решение о посадке на военном аэродроме Саваслейка. В процессе ЗНП топливо закончилось, и экипаж выполнил вынужденную посадку за 1.5 км до ВПП. Самолёт списан, и стал экспонатом на ВДНХ. Ошибка экипажа в расчёте запаса топлива на полёт и рубежа ухода на запасной аэродром.

Весной 1979 года произошла катастрофа Ту-104 по вине личного состава и из-за отказа авиатехники, которая поставила крест на его карьере в ГА СССР.

17 марта 1979г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42444, Внуково. Через несколько минут после взлёта произошло, как потом оказалось, ложное срабатывание табло «пожар левого двигателя». В процессе аварийной посадки с массой, на 10 тонн превышающую МПМ, экипаж снизился ниже глиссады. Самолёт зацепил ЛЭП, пригорок и упал на мерзлую пахоту. Налёт КВС в качестве командира экипажа составлял 32 часа. Причиной ложного срабатывания сигнализации стала утечка горячего воздуха из системы ПОС. После этого происшествия эксплуатация Ту-104 в МГА СССР была прекращена.

Но его продолжали эксплуатировать военные, пока в 1981 году у них не произошла резонансная катастрофа.

7 февраля 1981г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42332, аэродром Пушкин, Ленинградская область. После взлёта на высоте 40 м самолёт вышел на закритические углы атаки и столкнулся с землёй. Погиб 51 человек, находившийся на его борту, в т.ч. практически всё командование ТОФ. Причина – нарушение центровки из-за неправильного крепления груза (большой рулон бумаги укатился в хвостовую часть после отрыва самолёта от земли). Неофициальная версия – несинхронный выпуск закрылков

Авиатехника

По причине отказа авиатехники Ту-104 чаще всего теряли из-за проблем с двигателями (6 самолётов), а также – из-за отказа АГД, КУС, системы управления и СЭС.

30 сентября 1973 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42506 Узбекского УГА, Свердловск В процессе набора высоты произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего самолёт, выполнявший полёт в СМУ, свалился и столкнулся с земной поверхностью. Питание аварийных потребителей от аккумуляторов было отключено на земле в процессе ожидания разрешения на вылет. Причины – отказ АТ, ошибка экипажа.

28 ноября 1976 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42471 Северного УГА, р-н Москва (Шереметьево) В процессе ЗНП в условиях УМП произошёл отказ АГД, экипаж его не определил, в результате чего самолёт вышел за ограничения по крену, свалился и столкнулся с землёй. Причина – отказ АТ.

13 (16?) марта 1961г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42438 Западносибирского УГА, р-н Свердловска В процессе наборы высоты произошёл отказ двигателя (разрушения лопаток), сопровождавшийся сильной вибрацией. По ошибке КВС-стажёр отключил исправный двигатель. В процессе вынужденной посадки на лёд одного из водоёмов самолёт столкнулся с земной поверхностью.

4 июня 1962г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42491 Московского ТУ, р-н Софии. После взлёта из аэропорта София произошёл отказ двигателя, в процессе захода на аварийную посадку самолёт столкнулся с горой.

. 1976 авария Ту-104А СССР-42371 Восточносибирского УГА, Киев (Борисполь) Выключение двигателя (-лей?) в полете. Посадка до ВПП. Разрушилась передняя опора шасси, крыло повреждено о столб возле БПРМ. Самолет списан.

13 июля 1963 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42492 Московского ТУ, р-н Иркутска В результате снижения под глиссаду с удаления 3 км до ВПП самолёт столкнулся с огнями ВПП, затем земной поверхностью за 2.5 км от ВПП и разрушился. Причина – потеря экипажем скорости на глиссаде из-за неправильного показания приборов (в систему питания указателей скорости и вариометров попала влага).

2 (3?) сентября 1962 г., катастрофа Ту-104А СССР-42366 Дальневосточного УГА, р-н Хабаровска В процессе набора высоты (на 4500 м) начались сильные вибрации фюзеляжа. Самолёт потерял управление и столкнулся с землёй. ПНУ. Предположительно – отказ автопилота. Неофициальная – самолёт сбит ЗУР во время учений войск ПВО.

25 октября 1962 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42495 Московского ТУ, р-н Москва (Шереметьево) В процессе взлёта после выполнения регламентных работ на высоте 10 м самолёт резко накренился влево и столкнулся с землёй. Причина – неправильное соединение тяг управления элеронами.

Внешние факторы

Из-за попадания в зону с сильной турбулентностью в результате так называемого «подхвата» потеряны два Ту-104.

15 августа 1958г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-Л5442 Московского ТУ, Еврейская АО, р-н Читы. На высоте 10800 м при совершенно ясной погоде попал в восходящий поток и оказался выше своего практического потолка, на высоте 12000 м, где вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и сорвался в штопор.

17 октября 1958г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42362 Московского ТУ, р-н Канаш На высоте 10000 м Ту-104 попал в мощный восходящий турбулентный поток и вскоре оказался на высоте около 13000м, после чего потерял скорость и перешел в почти вертикальное пикирование. Только на 2000м экипажу удалось сделать траекторию более пологой. Экипаж Г.Кузнецова проявил мужество: во время падения он передавал в эфир информацию о параметрах полета и о всех своих действиях по спасению самолета, чем дал ценнейшую информацию, позволившую выявить причину т.н. «подхвата» самолётов Ту-104. В его конструкцию были внесены изменения.

Причины неизвестны

Причины потери двух самолётов так и остались неизвестными.

30 июня 1962г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42370 Дальневосточного УГА, р-н Вознесенка, Березовский район. Находясь на высоте 8800 м, самолёт внезапно потерял управление и вошёл в штопор, из которого его вывести не удалось. В процессе расследования катастрофы был найден фрагмент обшивки, имевшего подозрительные механические повреждения. ПНУ. Официальная версия – потеря управляемости самолёта в процессе экстренного снижения (возможно из-за пожара на борту). Неофициальная версия – самолёт сбит ЗУР, которая потеряла управление во время учений войск ПВО.

9 февраля 1976г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42327 Западносибирского УГА, Иркутск. Сразу после отрыва самолёт начал крениться вправо, а, набрав высоту 30 м, перешёл в неуправляемое снижение с нарастающим креном и столкнулся с землёй, покрытой значительным слоем снега. Экипаж успел перекрыть подачу топлива, поэтому пожара не произошло. Погибли 24 из 115 находившихся на борту людей. ПНУ. Возможно, отказ механизации крыла.

Угоны

Как никакому другому советскому самолёту, Ту-104 пришлось больше всего пострадать от воздушных террористов: в результате их действий потеряно 3 самолёта.

Ещё одну попытку угона во времена СССР удалось предотвратить.

Хронология потерь

19 февраля 1958г. авария Ту-104 СССР-Л5414, Московского ТУ, р-н Саваслейка (РСФСР).

Выполнялась перегонка самолёта из Новосибирска в Москву, на ремонт. По причине закрытия аэропорта Внуково было принято решение о посадке на военном аэродроме Саваслейка. В процессе ЗНП топливо закончилось, и экипаж выполнил вынужденную посадку за 1.5 км до ВПП. Самолёт списан, и стал экспонатом на ВДНХ.

Ошибка экипажа в расчёте запаса топлива на полёт и рубежа ухода на запасной аэродром.

15 августа 1958г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-Л5442 Московского ТУ, Еврейская АО, р-н Читы.

На высоте 10800 м при совершенно ясной погоде попал в восходящий поток и оказался выше своего практического потолка, на высоте 12000 м, где вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и сорвался в штопор.

17 октября 1958г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42362 Московского ТУ, р-н Канаш

На высоте 10000 мТу-104 попал в мощный восходящий турбулентный поток и вскоре оказался на высоте около 13000м, после чего потерял скорость и перешел в почти вертикальное пикирование. Только на 2000м экипажу удалось сделать траекторию более пологой.

Экипаж Г.Кузнецова проявил мужество: во время падения он передавал в эфир информацию о параметрах полета и о всех своих действиях по спасению самолета, чем дал ценнейшую информацию, позволившую выявить причину т.н. «подхвата» самолётов Ту-104. В его конструкцию были внесены изменения.

. 1959 (1961?) г., авария Ту-104 ВВС СССР-Л5415, Кубинка.

Вынужденная посадка без шасси.

Списан. Находится в музее авиации в Киеве.

20 (21) октября 1960г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42452 Дальневосточного УГА, р-н Усть-Орда

Экипаж из-за плохой погоды был отправлен на запасной аэродром Усть-Орда. В процессе ЗНП БИ доложил, что лампочка выпущенного положения шасси не горит. КВС принял решение об уходе на второй круг. Перед пролётом торца ВПП БИ высказал предположение, что шасси вышло, а отказала система сигнализации о его положении. КВС вначале уменьшил режим работы двигателей, а затем снова их увеличил (для ухода на второй круг с целью проверки положения шасси) и начал разворот, в процессе которого самолёт столкнулся с ЛЭП, холмом и загорелся. Погибли 3 члена экипажа.

Причина – ошибка экипажа.

1 февраля 1961 г., авария Ту-104А СССР-42357 Московского ТУ, Владивосток

Посадка с перелётом, выкатился за пределы ВПП.

13 (16?) марта 1961г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42438 Западносибирского УГА, р-н Свердловска

В процессе наборы высоты произошёл отказ двигателя (разрушения лопаток), сопровождавшийся сильной вибрацией. По ошибке КВС-стажёр отключил исправный двигатель. В процессе вынужденной посадки на лёд одного из водоёмов самолёт столкнулся с земной поверхностью (уже после того, как выскачил на берег пруда) и разрушился. Экипаж погиб.

10 июля 1961 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42447 Северного УГА, Одесса

Столкнулся с БПРМ в условиях сильного ливня, приземлился за 150 м до ВПП и получил значительные повреждения. Погиб штурман.

17 сентября 1961 г., авария Ту-104А СССР-42338 Узбекского УГА, Ташкент

2 ноября 1961 г., авария Ту-104Б СССР-42504 Дальневосточного УГА, р-н Владивостока

В процессе ЗНП столкнулся с антенной, что привело к отказу двигателя. Вынужденная посадка выполнена на поле.

4 июня 1962г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42491 Московского ТУ, р-н Софии.

После взлёта из аэропорта София произошёл отказ двигателя, в процессе захода на аварийную посадку самолёт столкнулся с горой.

30 июня 1962г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42370 Дальневосточного УГА, р-н Вознесенка, Березовский район.

Находясь на высоте 8800 м, самолёт внезапно потерял управление и вошёл в штопор, из которого его вывести не удалось. В процессе расследования катастрофы был найден фрагмент обшивки, имевшего подозрительные механические повреждения.

ПНУ. Официальная версия – потеря управляемости самолёта в процессе экстренного снижения (возможно из-за пожара н аборту).

Неофициальная версия – самолёт сбит ЗУР, которая потеряла управление во время учений войск ПВО.

2 (3?) сентября 1962 г., катастрофа Ту-104А СССР-42366 Дальневосточного УГА, р-н Хабаровска

В процессе набора высоты (на 4500 м) начались сильные вибрации фюзеляжа. Самолёт потерял управление и столкнулся с землёй.

ПНУ. Предположительно – отказ автопилота. Неофициальная – самолёт сбит ЗУР во время учений войск ПВО.

25 октября 1962 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42495 Московского ТУ, р-н Москва (Шереметьево)

В процессе взлёта после выполнения регламентных работ на высоте 10 м самолёт резко накренился влево и столкнулся с землёй.

Причина – неправильное соединение тяг управления элеронами.

16 марта 1963 г., потеря Ту-104А OK-LDB АК CSA, Мумбаи (Индия)

Сгорел во время дозаправки.

18 мая 1963 г., авария Ту-104Б СССР-42483 Северного УГА, р-н Ленинграда

В процессе ЗНП произошло сваливание самолёта и его столкновение с землёй в 1.5 км от ВПП.

Причина – потеря самолётом скорости из-за плохого взаимодействия в экипаже.

13 июля 1963 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42492 Московского ТУ, р-н Иркутска

В результате снижения под глиссаду с удаления 3 км до ВПП самолёт столкнулся с огнями ВПП, затем земной поверхностью за 2.5 км от ВПП и разрушился.

Причина – потеря экипажем скорости на глиссаде из-за неправильного показания приборов (в систему питания указателей скорости и вариометров попала влага).

9 июня 1964 г., Ту-104Б СССР-42476 Западносибирского УГА, Новосибирск

В ходе выполнения посадки в условиях сильного ливня самолёт выкатился за пределы ВПП и получил повреждения.

28 апреля 1969 г., Ту-104Б СССР-42436 Восточносибирского УГА, Иркутск

Посадка за 600 м до ВПП.

1 июня 1970 г., катастрофа Ту-104А OK-NDD АК CSA, р-н Триполи (Ливия)

После двух неудачных визуальных ЗНП пилот запросил посадку с обратным курсом, в процессе выполнения которой самолёт на удалении 5 км от ВПП столкнулся с землёй.

25 июля 1971г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42405 Западносибирского УГА, Иркутск.

В процессе исправления ошибок при ЗНП экипаж допустил падение поступательной и избыточный рост вертикальной скорости, в результате чего самолёт приземлился за 150 м до ВПП с левым креном. Левое полукрыло разрушилось, самолёт перевернулся и сгорел.

10 октября 1971г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42490 Украинского УГА, р-н Москвы.

19 марта 1972 г., авария Ту-104Б СССР-42408 Восточносибирского УГА, Омск

В процессе пятой(!) попытки ЗНП самолёт зацепил сугроб перед ВПП и разрушился.

24 апреля 1973 г., захват Ту-104Б СССР-42505 Северного УГА, Ленинград

Списан из-за последствий взрыва.

18 мая 1973 г., катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42379 Восточносибирского УГА, р-н Читы.

Неофициальная версия – самолёт сбит, дабы он не смог улететь за пределы СССР после захвата его угонщиком.

29 августа 1973 г., авария Ту-104А OK-MDE АК CSA, Никосия (Кипр)

После касания ВПП самолёт сошёл с неё, сбил её огни и столкнулся с препятствием. Возникший пожар был быстро ликвидирован.

Причина – ошибка пилота, пытавшегося сократить пробег самолёта после касания им ВПП.

30 сентября 1973 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42506 Узбекского УГА, Свердловск

В процессе набора высоты произошёл отказ авиагоризонта, в результате чего самолёт, выполнявший полёт в СМУ, свалился и столкнулся с земной поверхностью.

Питание аварийных потребителей от аккумуляторов было отключено на земле в процессе ожидания разрешения на вылет.

Причины – отказ АТ, ошибка экипажа.

13 октября 1973г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42486 Грузинского УГА, аэропорт Домодедово.

По официальной версии на самолёте произошёл отказ электросистемы, что привело к обесточиванию курсовой системы и авиагоризонтов. Будучи дезориентированным при полёты ночью в СМУ, экипаж выполнял разворот, закончившийся сваливанием самолёта и его столкновением с землёй.

Неофициальная версия – посторонний человек, находившийся в кабине экипажа случайно задел АЗС авиагоризонтов, которые отказали, а экипаж продолжал пользоваться их показаниями.

7 декабря 1973 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42503 Грузинского УГА, Москва (Домодедово)

В процессе посадки в условиях снегопада самолёт столкнулся полукрылом с землёй и разрушился.

Причина – ошибка экипажа.

5 ноября 1974 г., авария Ту-104Б СССР-42501 Дальневосточного УГА, Чита

После посадки самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся с насыпью.

30 августа 1975 г., авария Ту-104Б СССР-42472 Украинского УГА, Новосибирск

В результате грубой посадки разрушилась одна из основных опор шасси.

9 февраля 1976г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42327 Западносибирского УГА,Иркутск.

Сразу после отрыва самолёт начал крениться вправо, а, набрав высоту 30 м, перешёл в неуправляемое снижение с нарастающим креном и столкнулся с землёй, покрытой значительным слоем снега. Экипаж успел перекрыть подачу топлива, поэтому пожара не произошло. Погибли 24 из 115 находившихся на борту людей.

ПНУ. Возможно, отказ механизации крыла.

апрель-май 1976 г. Ту-104 ССССР-? Восточно-Сибирского УГА

17 июля 1976г. авария самолёта Ту-104А СССР-42335 Восточносибирского УГА, Чита.

Экипаж пытался выполнить взлёт с весом, на 5 тонн превышающий МВМ. Самолёт столкнулся с насыпью и разрушился.

28 ноября 1976 г., катастрофа Ту-104Б СССР-42471 Северного УГА, р-н Москва (Шереметьево)

В процессе ЗНП в условиях УМП произошёл отказ АГД, экипаж его не определил, в результате чего самолёт вышел за ограничения по крену, свалился и столкнулся с землёй.

. 1976 Ту-104А СССР-42371 Восточносибирского УГА, Киев (Борисполь)

После отказа двигателя экипаж выполнил аварийную посадку до ВПП.

13 января 1977 г., катастрофа Ту-104А СССР-42369 Дальневосточного УГА, р-н Алма-Аты

17 марта 1979г. катастрофа самолёта Ту-104Б СССР-42444, Внуково.

Через несколько минут после взлёта произошло, как потом оказалось, ложное срабатывание табло «пожар левого двигателя». В процессе аварийной посадки с массой, на 10 тонн превышающую МПМ, экипаж снизился ниже глиссады. Самолёт зацепил ЛЭП, пригорок и упал на мерзлую пахоту.

Налёт КВС в качестве командира экипажа составлял 32 часа.

Причиной ложного срабатывания сигнализации стала утечка горячего воздуха из системы ПОС.

После этого происшествия эксплуатация Ту-104 в МГА СССР была прекращена.

7 февраля 1981г. катастрофа самолёта Ту-104А СССР-42332, аэродром Пушкин, Ленинградская область.

После взлёта на высоте 40 м самолёт вышел на закритические углы атаки и столкнулся с землёй. Погиб 51 человек, находившийся на его борту, в т.ч. практически всё командование ТОФ.

Причина – нарушение центровки из-за неправильного крепления груза (большой рулон бумаги укатился в хвостовую часть после отрыва самолёта от земли). Неофициальная версия – несинхронный выпуск закрылков.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *