сколько наложниц было у царя давида
Две жены царя Давида
Одним из удивительных обстоятельств на земле является то, что разные люди уживаются вместе! С разными мировоззрениями и характерами, привычками и опытами. Порою диву даёшься, как могут сосуществовать диаметрально противоположные личности? Если такое согласие достигнуто в масштабе одной семьи – удивляешься вдвойне! В таком случае индивидуумы (читай: антиподы) сходятся под одной крышей. В библейской истории встречалось подобное…
У человека «по сердцу Бога» наблюдается полигамия (или многожёнство). Поразительны пути, которые прошли его будущие супруги. Часто они оказываются непохожими и, даже, противоположными. Только принадлежность к царской семье Давида, впоследствии, объединяла жён помазанника Божия. Две женщины, две истории, две судьбы, два урока… У обеих есть схожесть и есть различие. Обе до брака с помазанником Божиим имели свои семьи.
На Вирсавию обратил внимание царь в то время, когда она купалась в непосредственной близости от царя (2Цар.11:2). По крайней мере, она находилась в поле зрения отдыхающего на крыше правителя. До конца невыясненными остаются намерения красивой леди. Знала ли, имеющая мужа женщина о том, что за ней наблюдает глава государства? Можно предположить, что и не догадывалась, хотя сегодня визит в маленький городок, даже не первого лица страны, а его полномочного представителя, вряд ли останется незамеченным. Возможно, что место жительства Вирсавии было в непосредственной близости от царской резиденции и, ничего не подозревающая домохозяйка спасалась от палестинского солнцепёка? Так или иначе, но царь увлёкся красотой замужней женщины, да так, что дошло дело до греха.
Муж у Вирсавии описан человеком благородным и честным. Урия являлся настоящим патриотом своего народа. Такое заключение можно сделать по его отказу зайти в свой дом, в то время как его товарищи «пребывают в поле» (2Цар.11:11).
Согрешивший правитель искал возможность избавиться от улик своего блуда и, в конечном счёте, он достиг цели. Муж красивой женщины погиб смертью храбрых в сражении за свою родину и за свою семью (2Цар.11:17). Теперь царь свободен, взять в жёны чужую супругу, чем он и воспользовался официально после того, как закончились дни плача по убиенному герою (2Цар.11:26-27).
На этом закончим изложение библейской истории прежней жизни вдовы Урии. (Мы также не станем анализировать причины отпадения многожёнца Соломона, хотя он был человеком, наблюдавшим с детства отрицательные примеры супружеской жизни своего отца). Мы проследили путь Вирсавии до царского замужества. Её муж Урия был настоящим мужчиной. Как говорят люди: «это был самый мужчинистый мужчина!» Он являлся патриотом своего народа, защитником отечества и замечательным человеком. Прямо или косвенно, но жена стала причиной его смерти.
Другая супруга царя Авигея до сочетания с Давидом была замужем за человеком, который представлен в Библии как «человек жестокий и злой нравом», хотя сама «женщина была весьма умная и красивая лицем» (1Цар.25:3). Первый муж Навал, в отличие от Урии (мужа из первой истории) не был зависим от царя, не занявшего ещё престол и находящегося в гонениях. Давид по сложившимся обстоятельствам был вынужден послать к Навалу десять отроков, как к человеку богатому с просьбой дать что-нибудь из того, что найдёт рука его (1Цар.25:5-8). Навал проигнорировал просьбу будущего монарха, оскорбив его, причисляя к категории «рабов, бегающих от господ своих» (1Цар.25:10). Над безрассудным богачом реально возникла угроза физического уничтожения. Давид сказал людям своим: «опояшьтесь каждый мечём своим… и пошли …около четырёхсот человек…» (1Цар.25:13). Авигея, услышав о том, как обошёлся супруг с посланниками Давида, не стала информировать главу своей семьи о своих намерениях, но предприняла меры по спасению нечестивого мужа. Навьючив на ослов 200 хлебов, мехи с вином, зерно, связки с изюмом и смоквами она отправилась на встречу мстителям (1Цар.25:14-19). Она падала «на лице своё», кланялась до земли, падала к ногам Давида, исповедывалась в грехах, объясняла причину безумия своего Навала (имя которого означает «безумный»). Будущий царь сменил гнев на милость, пояснив, что если бы она «не поспешила и не пришла на встречу» ему, то «до рассвета утреннего» тот не оставил бы никого в живых из мужского пола (1Цар.25:23-34). Хоть Навал всё-таки умер от возможного инфаркта («замерло в нём сердце его, стал он как камень» (1Цар.25:37), но руки Давида не было на нём. Супруга сделала всё возможное для спасения свеого нечестивого мужа, пройдя через унижения, и проявив мудрость и смекалку. Она так же стала женой Давида (1Цар.25:39-43).
Итак, две жены царя Давида: Вирсавия и Авигея. Две женщины, две истории, две судьбы, два урока… У обеих судьбы похожие, но есть и различия.
Одна имела национального героя (впоследствии ставшего знаменитым и в международных кругах) и погубила своего прежнего супруга, пусть даже и косвенно, т.е. не своими руками. Другая спасла человека, который не заслуживал этого, потому что был злым. Одна была красивой видом, а другая, ещё и прослыла мудрой. Что лучше? В народе говорят: «не родись красивой, но родись счастливой»!
Каждая супруга призвана созидать свой дом, потому что именно она, как говорят в народе, является хранительницей домашнего очага. В современной семье находятся авигеи и вирсавии. Кто-то старается спасти своего мужа от его пусть даже неправильных поступков, а кто-то ругает главу семьи за мудро принятые решения. Да благословит Господь каждую христианку, имеющую семью, строить взаимоотношения с домашними и близкими людьми на любви и доверии!
И ещё один урок, который вытекает из сопоставления этих историй. В Невесте Христа, которую именуют Церковью, находят покой разные люди. Разные по характеру, по темпераменту, по прошлому опыту. Но в Иисусе они становятся одной семьёй. Как важно любить друг друга независимо от того, считаем ли мы кого-то людьми злыми или добрыми! Как необходимо заступаться за другого члена Божьей семьи по примеру мудрой женщины Авигеи!
Сколько наложниц было у царя давида
Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?
Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19: «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3.
Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? 2) Как Бог рассматривает полигамию сегодня? 3) С чем связаны изменения?
1. Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? Библия не говорит конкретно, почему Бог позволял полигамию. Размышляя о молчании Бога, следует учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, в мире всегда было больше женщин, чем мужчин. Текущая статистика показывает, что приблизительно 50,5% мирового населения относятся к женскому полу. Допуская, что похожее соотношение имело место и в древние времена, женщин было на десятки тысяч больше, чем мужчин. Во-вторых, войны в древние времена были особенно жестокими, с чрезвычайно высоким уровнем смертности. Это приводило к тому, что соотношение ещё больше перевешивало в пользу женщин. В-третьих, из-за патриархальных сообществ незамужней женщине было почти невозможно обеспечивать себя. Зачастую женщины были необразованными и неподготовленными к самостоятельной жизни. Они полагались на своих отцов, братьев и мужей для обеспечения и защиты. Незамужние женщины часто были обречены на проституцию и рабство. Значительные различия между женщинами и мужчинами оставляли многих женщин в неблагоприятном положении.
Поэтому, вероятно, что Бог мог позволить полигамию, чтобы защитить и обеспечить женщин, которые не могли бы найти мужей иным путём. Мужчина брал многих жён и служил кормильцем и защитником для всех них. Хотя, несомненно, это явление было неидеальным, жизнь в полигамном семействе была значительно лучшей, чем альтернативы, существующие в то время: проституция, рабство или голод. Кроме фактора обеспечения / защиты, полигамия вела к более быстрому распространению человечества, отвечая Божественному указанию: «Будьте же плодовиты и многочисленны, заселяйте землю» (Бытие 9:7). Мужчины способны оплодотворить многих женщин в один и тот же период, приводя к тому, что человечество росло значительно быстрее, чем если бы каждый мужчина давал жизнь лишь одному ребёнку раз в год.
2. Как Бог рассматривает полигамию сегодня? Даже позволяя многожёнство, Библия представляет моногамию наиболее точно соответствующей Божественному идеалу брака. Библия говорит, что Божье первоначальное намерение было, чтоб один мужчина был женат на одной женщине: «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и соединяется с женою, и становится с нею единой плотью» (Бытие 2:24). Хотя указанный текст скорее описывает, чем является брак, а не то, сколько людей в нём участвуют, следует обратить внимание на постоянное использование единственного числа. Во Второзаконии 17:14–20 Бог говорит, что цари не должны иметь многих жён (как и лошадей или золота). Хотя данное указание не может истолковываться как указание царям быть моногамными, его можно воспринимать как утверждение, что наличие многих жён ведёт к проблемам. Это можно отчётливо увидеть на примере жизни Соломона (3 Царств 11:3–4).
В Новом Завете 1 Тимофею 3:2, 12 и Титу 1:6 упоминают о мужчине, женатом «не больше одного раза», в списке качеств духовного руководства. Хотя эти качества относятся непосредственно к духовным лидерам, они должны ровным образом применяться ко всем христианам. Не следует ли всем христианам быть людьми «безупречной жизни… трезвомыслящими, рассудительными, степенными, гостеприимными, способными учить, не пьяницами, не драчунами, умеющими владеть собой, мягкими, не задиристыми, не падкими до денег» (1 Тимофею 3:2–3)? Если мы призваны быть святыми (1 Петра 1:16) и если эти стандарты являются святыми для старейшин и диаконов, тогда они святы для всех.
Послание к Ефесянам 5:22–33 говорит об отношениях между мужем и женой. Говоря о муже в единичном числе, оно так же всегда говорит и о жене. «…Потому что муж – глава жены (в единичном)… Кто любит жену (в единичном), тот любит себя… Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой (в единичном), и станут двое единой плотью… Каждый (в единичном) из вас, должны любить своих жён, как самих себя. И жена (в единичном) пусть почитает мужа» (в единичном). Хотя параллельный текст в Колоссянам 3:18–19 говорит о мужьях и жёнах во множественном числе, очевидно, что Павел обращается ко всем мужьям и жёнам среди верующих Колосс, а не утверждает, что муж может иметь многих жён. В отличие к этому тексту, в Ефесянам 5:22–23 конкретно обсуждаются брачные отношения. Если бы полигамия была разрешена, то иллюстрация отношений Христа с Его телом (церковью) на примере отношений между мужем и женой не имела бы смысла.
3. С чем связаны изменения? Бог не столько запретил что-то, прежде разрешённое Ним, сколько восстановил брак к Своему первоначальному плану. Даже возвращаясь к Адаму и Еве, полигамия не была первоначальным Божественным намерением. Вероятно, Бог позволил полигамию, чтобы разрешить проблему, но это – не идеал. В большинстве современных обществ абсолютно не существует нужды в полигамии. В большинстве культур сегодня женщины способны обеспечивать себя и защищать, упраздняя единственный «позитивный» аспект многожёнства. Более того, большинство современных народов запрещают полигамию. Согласно с Римлянам 13:1–7, мы должны подчиняться законам, учреждённым правительством. Единственным случаем, когда непослушание закону разрешено Священным Писанием, является то, когда закон противоречит Божьим заповедям (Деяния 5:29). Так как Бог лишь позволяет полигамию, а не утверждает её, закон, запрещающий полигамию, должен быть исполнен.
Существуют ли случаи, в которых разрешение полигамии все ещё может быть применено сегодня? Может быть, но непостижимо, чтобы не было другого возможного решения. Из-за аспекта брака, состоящего в «одной плоти», необходимости в единстве и гармонии в браке, а также отсутствия реальной необходимости в полигамии, мы твёрдо убеждены, что многожёнство не прославляет Бога и не является Его замыслом относительно брака.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
История царя Давида
авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Семья царя Давида
Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:
Дети царя Давида.
У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.
Родословие царя Давида
Царствование царя Давида
Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.
…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…
После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.
Давид и Саул
Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.
П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год
Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.
Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Карта бегства Давида от Саула
Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу
После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.
Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:
Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.
Давид и Вирсавия.
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.
… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…
Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.
Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.
Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.
Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.
Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.
Память Давида.
В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.
Царь Давид
Полина В.Г.
протоиерей Олег Стеняев
Moderator
В Ветхом Завете не было запрета на многоженство.
Например в Законе Божием, мы находим, такое уточнение:
«Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой» (Втор.21:15,16).
Запрет на многоженство, мы находим, только в Новом Завете:
«Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж. » (1Тим.3:2).
Но! исходя из того, что первая пара людей, были моногамны (Адам и Ева), и первый многоженец обнаруживается среди каионитов (Быт.4:19), можно сказать, что это все-же уклонение от нормы.
Хотя на тот момент, законодательно и разрешенное.
Полина В.Г.
протоиерей Олег Стеняев
Moderator
Чин обручения существовал еще и в ветхозаветной церкви (Лк.1:27), он же являлся и «венчанием».
В христианстве эти понятия (обручение, венчание), разделились.
Кстати! в ветхозаветные времена, позволить себе многоженство, могли очень не многие.
Чаще, именно цари.
Хотя Писание их и пыталось урезонить в этом.
Читаем: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:14-17).
Епископы, являли пример целомудренной жизни (1Тим.3:2), значит в христианстве моногамия, была с самого начала.