сколько мужиков путешествовали по россии в поэме кому на руси жить хорошо
Сколько мужиков путешествовали по Руси в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Мужиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» было семь: Роман, Демьян, Лука, Иван Губин, Митодор Губин, старик Пахом и Пров
В этот цикл входят следующие произведения:
1 » Да, наша жизнь текла мятежно. «- 1850 год
7 » Так это шутка? Милая моя «- 1850 год
Вопрос касается произведения Николая Некрасова » Дед Мазай и Зацы».
Первая часть стихотворения идет от имени автора. В ней он рассказывает как вместе с дедом Мазаем в августе месяце недалеко от Малых Вежей они славно проводили время, охотились, жили в лесу, собирали ягоды. Много автор слышал от Мазая потешных историй.
Во второй части сам Мазай рассказывает о том, как в половодье спасал зайцев. Как смеялась над ним деревня, а он, знай, делал свое дело.
Возможно, автор и засомневался в словах Мазая, подумав, что он все это выдумал, поэтому и передал ему слово для рассказа. А вы уже решайте сами правда это или придуманная история.
Ответ достаточно прост.
Произведение учит нас быть уверенными в себе, не впадать в панику при малейшей неприятности.
И главное, всегда помнить, что из любой ситуации есть выход, достаточно применить немного хитрости, логики и смекалки.
Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» вставляет много народных пословиц
Тест по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный тест по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1) Определите жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея
2) На поиски кого отправились мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) счастливого б) богатого в) доброго г) волшебные предметы
3) Где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) в Москве б) в Петербурге в) «в каком селе – угадывай» г) «в Подтянутой губернии»
4) Какие мотивы звучат в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»?
а) былинные б) песенные в) сказочные г) мотивы легенд
5) Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) десять б) шесть в) девять г) семь
6) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» провел 20 лет на каторге?
а) Савелий б) Матрена Тимофеевна в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов
7) О ком говорит автор в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: « И сам на землю — матушку . Похож он: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо» ?
а) Савелий б) Яким Нагой в) Гриша Добросклонов г) Ермил Гирин
а) Яким Нагой б) Ермил Гирин в) Матрена Тимофеевна г) Савелий
9) За что уважает автор Матрену Тимофеевну?
а) за долготерпение и многострадание б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций в) за хозяйственность и домовитость г) за верность русским традициям
10) Почему несчастливы поп, помещик?
а) крестьяне у них забрали все, что было б) они не понимают своего счастья
в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование г) они глупы и ограниченны
11) Кто, по мнению Некрасова, счастливый в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) Оболт-Оболдуев б) Григория Добросклонова в) поп г) Матрена Тимофеевна
12) Каков, по мнению Некрасова путь к счастью?
а) покорность и смирение б) холопское угодничество в) путь борьбы и противостояния г) накопительство
13) Чем отличается путь противостояния Гриши Добросклонова от протеста Якима и Савелия?
а) это сознательный выбор жизненного пути б) его судьба тяжелее, чем у Якима и Савелия в) отличия в жизненных позициях нет
14) Кому адресованы эти строки Н.А. Некрасова:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
а) Гриша Добросклонов
15) Прототипом образа Гриши Добросклонова стал
а) Добролюбов
б) Герцен
в) Белинский
Дайте характеристику любому герою поэмы. Каково ваше отношение к нему? Почему?
А – 4, Б – 1, В – 2, Г – 3
Номер материала: ДБ-1652417
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кому на Руси жить хорошо
Часть первая
Пролог
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.
За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти. »
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка —
Пируют мужички!
Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, —
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать! [2]
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса —
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка —
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!
Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», —
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
– А где, пичуга малая, —
Спросили братья Губины, —
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —
«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».
– Скажи! —
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Ответил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!
– Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! —
Потребовал Роман.
– Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, —
Потребовал Демьян.
– Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, —
Потребовал Лука.
– Не прели бы онученьки… —
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Все скатерть самобраная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге
Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание
Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:
«Кому на Руси жить хорошо»: пролог
Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.
За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.
Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.
«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца
Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?
Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.
Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:
На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.
«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов
Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.
В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.
Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.
«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны
Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:
Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.
Кто он — счастливый человек на Руси?
Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.
Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.
Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.
Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.